Конспект урока по литературе на тему: Н.М. Карамзин Бедная Лиза


Жизнь и творчество Н. Карамзина. Сентиментализм.
Карамзин «Бедная Лиза».


Тема: «Я люблю те предметы, которые трогают мое сердце и заставляют меня проливать слезы нежной скорби»

Цели: обучающие – знакомство с жизнью и творчеством М. Карамзина
- изучение особенностей сентиментализма
практические – формирование навыков монологической речи, умение пересказывать, анализировать поступки героев.
развивающие – развитие мышления, речи.
воспитательные – воспитание умения сопереживать, сочувствовать.

Методы: 1. метод творческого чтения;
2. эвристический;

Приемы: пересказ, комментированное чтение, лекция учителя о жизни и творчестве писателя.

Оборудование: портрет Н. Карамзина.

Тип урока: урок текстуального изучения произведения.

Литература: 1. Карамзин Н.М. «Бедная Лиза»
2. Г. Державин, Н. Карамзин, В. Жуковский – книга для ученика и учителя –М.:2000г.
3. Савина Л.Н. «Уроки литературы в 9 классе» Волг. 2001г.



-Здравствуйте, ребята! Наш сегодняшний урок посвящен жизни и творчеству писателя Н.Карамзина. Исследователь Ю.М. Лотман в своей монографии «Сотворение Карамзина» писал: «Главным величайшим созданием Карамзина была его личность - эталон русского писателя, новая личность. Эталон, в котором душевное благородство мыслилось не как достоинство, а как норма для поэта».
Карамзин был современником великих исторических событий, его первые впечатления были связаны с восстанием Пугачева, его предсмертные слова, размышления связаны с восстанием декабристов.
Личность Карамзина интересна и многогранна. Он родился в состоятельной семье под Симбирском, получил хорошее образование - учился в Москве, в пансионе университетского учителя И.М. Шадена.
В 1781 году Карамзин переезжает из Москвы в Петербург, где служит в Преображенском полку. После смерти отца, Николай Михайлович выходит в отставку в чине гвардии поручика и уезжает в Симбирск.
В 1789 году отправляется в заграничное путешествие по Западной Европе. Посетил Германию, Швейцарию, Англию. Впечатления от этой поездки легли в основу «Писем русского путешественника». Вернувшись в Москву, Карамзин начинает заниматься литературной деятельностью - издает «Московский журнал», где публикует «Письма русского путешественника».
В середине 1790-х годов определился интерес Карамзина к проблемам истории. Он оставляет художественную литературу и работает над «Историей государства Российского»- главным трудом своей жизни, который послужил источником для Пушкинского «Бориса Годунова».
- Для того, чтобы лучше представить облик этого писателя, обратимся к воспоминаниям современников о нем.

- Ученики читают воспоминания о Карамзине.

М.Дмитриев.
« Не было человека обходительнее и добрее Карамзина в обращении. Голос красноречивого нашего писателя был громок и благозвучен. Он говорил с необыкновенною честностью; спорил горячо, но логически и никогда не сердился на противоречия»
«Образ его жизни был чрезвычайно правилен. Всякое утро посвящал он труду « Истории Российского Государства», всякий день ездил верхом или ходил пешком перед обедом; в 10 часов вечера выходил в гостиную пить чай и принимал тех, которые приезжали к нему на вечер».
Ф.Н.Глинка
«Я спросил еще его: откуда взяли вы, Николай Михайлович, такой чудесный слог. Он отвечал: «Из камина!» - Как из камина!» - «А так: я переводил одно и то же раз, два и три раза и прочитав и обдумав, бросал в камин, пока наконец доходил до того, что мог издать в свет».
А.С.Пушкин
«Болезнь остановила на время образ жизни, избранный мною. Я занемог гнилою горячкойЭто было в феврале 1818 года. Первые восемь томов «Русской истории» Карамзина вышли в свет. Я прочел их в моей постели с жадностью и его вниманием. Появление сей книги наделало много шуму и произвело сильное впечатление.3000 экземпляров разошлись в один месяц (чего сам не ожидал и сам Карамзин), пример единственный в нашей земле.
Все, даже светские женщины, бросились читать историю своего отечества. Она была для них новым открытием. Древняя Россия, казалось, найдена Карамзиным, как Америка – Колумбом».
Карамзин был разносторонне развитым человеком. С его именем связано новое направление в литературе – сентиментализм. Откройте учебник на стр.62 и прочитайте. Приготовьтесь отвечать на вопросы:
- Что является главенствующей особенностью «человеческой природы?»
Ответ: Чувства
- Назовите особенности сентиментального героя?
Ответ: герой индивидуализирован, у него богатый духовный мир.
- А сейчас мы с вами составим таблицу и увидим, чем сентиментализм отличается от классицизма?

классицизм
сентиментализм

Основной способ познания мира
разум
чувства

Герой
Обобщенный образ, лишенный личностных черт. Монарх, государственный деятель. Человек-гражданин, у которого разум преобладает над чувствами.
Индивидуализирован.

Простой человек. Чувствительный герой, понимающий красоту природы, искусство, отзывчивый, добрый и способный к состраданию человек.

Автор
Гражданин, служащий Отечеству. Это голос науки, судья общества.
Чувствительный человек, переживающий за своих героев.

Язык
Торжественный, величавый, возвышенный.
Все слова должны быть красивыми, набор стандартных рифм, система штампа.

Жанры
Трагедия, ода, комедия, басня, сатира, героическая поэма.
Путевые заметки, дневники, повести, послания, элегии.


- Какой вывод можно сделать по этой таблице?
- Хорошо. Если подвести итог:
Если писатели-классицисты стремились воздействовать на разум читателей, то сентиментальная литература обращается к чувству. Она описывает величественные красоты природы, уединение на лоне которой становится средством воспитания чувствительности, рисует тихие радости семейной жизни, изображает различные трогательные ситуации, вызывающие у читателей и сострадание, и радость от ощущения своей душевной чуткости.
Вы прочитали дома повесть Карамзина «Бедная Лиза?». Какие чувства вызвало в вас это произведение?
Мы вместе с автором сопереживаем героям сентиментального произведения, страдаем вместе с ними.
Конечно, сейчас нам трудно ощутить новизну этого произведения, но давайте вообразим себя читателями конца 18 века. Мы привыкли к тому, что автор начинает с описания героев. Что мы видим в «Бедной Лизе». Как начинается эта повесть?
- Какой же вид открывается перед читателем и автором?

- Готические башни устремлены вверх, ввысь. Они передают трагическое ощущение, которое описывает автор, глядя на них. Что мы видим дальше?




Автор нарисовал здесь очень живописную картину, мы без труда можем представить ее. Картина эта необычайно красочна. Какие краски использовал автор?

Автор использовал здесь яркие, светлые краски, которые радуют глаз. Какое, по-вашему, время года изображено здесь?

А что это значит? Что происходит с природой в эти времена года?



Как вы думаете, что чувствует человек, который видит всю эту красоту?


Да. Таково душевное состояние автора, которое он пытается внушить своим читателям. Дальше картина резко меняется. Автор описывает «мрачные дни осени» и «горюет вместе с природою». Читаем этот эпизод.

Какие образы вы можете здесь выделить?



Какие чувства вызвал в вас этот пейзаж?

Да. От этого пейзажа веет смертью, становится страшно, «сердце содрогается и трепещет». Незря здесь появляется образ седого старца, все чувства которого умерли, кроме чувства болезни и слабости.

Далее перед взором писателя возникают картины «истории Отечества», «печальная история тех времен», когда россияне находились под татарским игом. Но бедственной оказывается и жизнь современников – свидетелем чего служит судьба бедной Лизы. С какой же целью автор приходит к стенам Симонова монастыря? Что тянет его сюда?

Да. Автора привлекают именно те предметы, которые побуждают сочувствовать, сопереживать, оставляют след в душе, «трогают сердце и заставляют проливать слезы нежной скорби. О чем это говорит?

Где же происходит действие?

Да. На всем протяжении повести сохраняется противопоставление между городом и деревней.
Деревня олицетворяет собой природную, естественную жизнь. Там живут простые и добрые люди – Лиза и ее семья.
Город – символ цивилизации. Там господствуют деньги и расчет. Это мир, где живет Эраст.
Что вы узнали о семье Лизы?



Как вы можете охарактеризовать родителей Лизы?







Какой представляется нам Лиза?


Автор рисует нам семейную идиллию, где все построено на любви, уважении друг к другу. И вот в жизни Лизы появляется Эраст – светский молодой человек. Он живет в мире денег и расчета.

Каково его первое действие при встрече с Лизой?


Лиза понравилась ему. Его искренний порыв души – дать ей денег?

Как ведет себя Лиза в этой ситуации?

О чем это говорит?





На что вы обратили внимание в этой характеристике?



И вот он встречает Лизу – простую деревенскую девушку. « Ему казалось, что он нашел в Лизе то, чего сердце его давно искало». Лиза для него – олицетворение природы, чистоты, гармонии. Он решился «на время оставить большой свет». Эраст уже тогда предполагал, что их отношения недолговечны.

А что же Лиза? Давайте проследим за ее чувствами.




Как мы видим, Лизу уже не радует красота природы, пение птиц. Она грустит.
Почему?





И вот, когда Лиза занята этими грустными мыслями, н7еожиданно появляется Эраст.
Какие чувства она испытывает?

Они объясняются в любви. Лиза возвращается домой в прекрасном расположении духа. Она передает свои чувства через описание природы. Прочитайте этот отрывок.

Эраст становится для Лизы всем. Она не представляет, как могла жить без него. Но обещает ли он жениться на Лизе?















- Чувство жалости к Лизе, сострадание к ней.









- Повесть начинается с описания пейзажа и чувств автора, вызванных им.

- Автор видит «мрачные готические башни Симонова монастыря».

Читают: «Стоя на сей горе, видишь на правой стороне почти всю Москву село Коломенское с высоким дворцом своим».





«златые купола» «густо-зеленые цветущие луга», «желтые пески», «светлая река», «златоглавый монастырь», «синеются Воробьевы горы».

Весна или лето.




Весной природа просыпается после зимы, как бы рождается заново. Летом – все вокруг расцветает, наполняется жизнью.

Он чувствует радость от общения с природой, от созерцания красоты, испытывая ощущение полноты жизни.

«Страшно воют ветры образ богоматери обращает неприятелей в бегство».





«Опустевший монастырь», «гробы, заросшие высокою травою», «гробные камни», «седой старец», «унылый звон колокола», «смерть».

Чувство уныния, одиночества, страха, печали.













Его тянет сюда «воспоминания о плачевной судьбе Лизы».




О том, что автор очень чувствительный человек.





На границе между городом и деревней.














«Саженях в семидесяти Тогда, благословя вас, милых детей моих, перекрещусь и спокойно лягу в сырую землю».
Отец – трудолюбивый человек, который «пахал хорошо землю», «и вел всегда трезвую жизнь». Мать – «чувствительная, добрая старушка».

Это «прекрасная, любезная» девушка, нежная, трудолюбивая.








Он хочет купить цветы у Лизы и предлагает ей рубль вместо пяти копеек.




Она отказывается от денег, не берет лишнего.
О том, что у Лизы естественное представление о жизни. Деньги для нее – не главное.
Дети читают « сей молодой человек»

На то, что Эраст был слабым и ветреным человеком, но добрым. Он вел рассеянную жизнь, думал только о своем удовольствии, искал его в светских забавах.










Она все время думает об Эрасте. Чтение: «Еще до восхождения солнечного Лиза встала и общая радость природы чужда твоему сердцу».

Она понимает, что Эраст – не ровня ей. Он богатый, знатный молодой человек, она бедная деревенская девушка. Вот если бы ее возлюбленный был пастухом – тогда они были бы ровны и счастливы.



Лиза тут же забывает о своих грустных мыслях. Она счастлива.




«Какое прекрасное утро!»




Нет. Он говорит, «что возьмет ее к себе и будет жить с нею неразлучно, в деревне и в дремучих лесах, как в раю». (на время)

Лиза и сама понимает, что Эраст никогда не станет ее мужем. Но сила ее любви настолько сильна, что ее уже не останавливает. Она бросается в омут страсти. Прочитайте этот отрывок.




«Она бросилась в его объятия Где твоя невинность?»

Лиза чувствует себя преступницей. Природа передает состояние ее души – « блеснула молния, грянул гром». « Грозно шумела буря, дождь лился из черных облаков, казалось, что натура сетовала о потерянной Лизиной невинности».
А что же Эраст? Как он ведет себя?










Эраст постепенно охладел к Лизе. Она утратила для него прелесть новизны, перестала его интересовать. Любовь сменяется безразличием к ней.


Итак, Эраст решает расстаться с Лизой. Каким образом?


Он говорит, что должен ехать на войну.

Что же чувствует Лиза?


Лиза потрясена. Для нее расставание с любимым равносильно смерти. Что же произошло через два месяца?


Как ведет себя Эраст? Прочитайте.

Эраст предлагает деньги Лизе. Он считает, что за все можно заплатить, даже за искреннюю любовь. Он человек расчетливый. Деньги для него – мера всего. В его речи сквозит равнодушие, безразличие к судьбе Лизы. Что же случилось с Эрастом на самом деле?



Как чувствует себя Лиза после того, как Эраст выгнал ее?




Какова же дальнейшая судьба Эраста?



Как вы считаете, можем ли еще назвать Лизу и Эраста сентиментальными героями?



Какова же позиция автора?



Да. Автор не ищет виновных в гибели Лизы. Он считает, что Лиза и Эраст должны были прислушаться голосу своего сердца, а не рассудка.
Давайте подведем итоги. Сегодня мы познакомились с новым направлением – сентиментализмом, прочитали сентиментальную повесть. Каковы же основные черты этого направления?




Правильно. На этом урок закончен. До свидания.
« Но что же чувствовала она тогда Лиза, оставленная, бедная, лишилась чувств и памяти».

Лиза неожиданно встретила Эраста, когда шла в Москву, чтобы купить розовой воды для матери.

« Он побледнелПроводи эту девушку со двора».






Он был в армии и проиграл в карты все свое состояние. У него остался один выход – жениться на пожилой богатой вдове.

Лиза была в шоке, все надежды ее рухнули. « Мне нельзя жить,- думала Лиза, нельзя!». Она считает, что у нее только один выход- смерть и бросается в воду.

- « Эраст был до конца своей жизни несчастлив. Узнав о судьбе Лизы, он не мог утешиться и почитал себя убийцею».

Да. У этих героев проявляются сентиментальные качества
характера. Лиза - добрая, нежная. Эраст - слабый ветреный, чувствительный.

Он сочувствует своим героям, переживает вместе с ними. Он никого не осуждает.









Автор показывает «жизнь сердца». Для него главное чувства. Герои добрые, чувствительные люди. Автор сопереживает своим героям. Часто чувства персонажей показаны через описание природы.



15