Урок окружающего мира 3 класс Нужно ли бояться растений?


Урок окружающего мира в 3 классе
Учитель Н.В.Новожилова, учитель начальных классов МБОУ Гимназия
г. КизелаУчебник: А.А.Плешаков «Окружающий мир»
Тем: «Нужно ли бояться растений?»
Цель урока:
создание условий для освоения и осмысления понятия «ядовитые растения».
Планируемые результаты:
демонстрация учащимися:
- осознания и усвоения понятия «ядовитые растения»;
- исследовательских умений: совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему; выполнять исследование по предложенному заданию; высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать; делать выводы на основе обобщения знаний;
- проявления ценностно - смыслового отношения друг к другу при организации работы в малых группах.
Оборудование: интерактивная доска, раздаточный материал, справочный материал.
Ход урока.
Деятельность учителя Деятельность учащихся
Этап «Встреча с проблемой»
1.Актуализация опыта (мотивационный аспект)
-Здравствуйте, мне очень приятно вас видеть. Вы сегодня особенно красивые!
-Но красота человека бывает не только внешняя , но и внутренняя, и она выражается в человеческих качествах.
-А какое качество вы цените в себе больше всего?
-Вы назвали много хороших качеств. А кто из вас обладает такими качествами, как настойчивость, целеустремлённость, внимательность ,наблюдательность.
-Кто ещё может обладать такими качествами?
Я вам приготовила небольшую помощь
(Исследователь, учёный, фантазёр, волшебник.)
-А кем бы вы могли быть сегодня на уроке окружающего мира?
-Поднимите руку, кто из вас уже был в роли исследователя?


2.Создание проблемной ситуации. Осознание и формулировка проблемы
-Мы выбрали роль исследователя. А одно из качеств исследователя-внимательность.
Внимательным предлагается первое задание.
-Отгадайте по отрывку из мультфильма название произведения.
-Может кто-то помнит автора этого произведения?(Сергей Тимофеевич Аксаков)
-Что это за цветок такой?
(Цветок невиданной красоты, который привёз отец своей младшей дочери.)
-Со мной в детстве был такой случай . Мы с семьёй отдыхали на Кавказе .И однажды мы с младшей сестрёнкой пошли в лес. Там мы увидели удивительной красоты растение. Сестрёнка закричала: «Это же аленький цветочек!» Мы сорвали это растение, принесли домой и поставили в воду. Хозяйка дома увидела растение и испугалась.
3. Осознание и формулировка проблемы
-Какой возник у вас вопрос?(Почему хозяйка испугалась растения?)
-«Нужно ли бояться растений?»
-Кто-то из вас догадался, о чём сегодня будем говорить на уроке?
Этап « Построение знаний»
1.Определение направления поиска и планирование исследования
-Как настоящие исследователи давайте выдвинем предположение, а в исследовании оно называется гипотеза.
-А для этого закончите предложение:
Предположим ,что………………..(в природе есть растения, которые нужно бояться)
-Что будем исследовать?(растения)
-Это объект исследования.
-Как можно исследовать растения? (наблюдать)
-Это метод исследования.
-Возможно сейчас сходить на экскурсию в лес и понаблюдать?(нет, т.к. зимой нет листьев, травы, да и гостей не бросим)
-А что если нам совершить необычное путешествие в лес и провести наше исследование.
- Работая в группах, не забывайте о правилах. Памятки работы в группах у вас на столах.
-Представителей групп прошу получить исследовательское задание. Каждая группа отправляется в свой лес.
- Внимательно прочитайте задание и следуйте строго инструкции.
На выполнение задания отводим 5минут
Задание.
1.Рассмотрите картину леса.
2.Найдите в справочном материале информацию о растениях в вашем лесу.
3.Обведите на картине опасное растение в кружок.
4. Сделайте вывод.
-Расскажите, что вы узнали.
Выводы
1 группа
Из прочитанной литературы мы узнали, что в нашем лесу ……………..растения, которые…….. ……. Такими растениями на нашей картине являются……………..
2 группа
Изученная литература позволила нам узнать, что в нашем лесу ……….растения, которые…….. …….
Такими растениями на нашей картине являются……………..
3 группа
Справочный материал помог нам узнать, что в нашем лесу ……………..растения, которые…….. ….Такими растениями на нашей картине являются……………..
4 группа
Прочитав информацию мы сделали вывод, что в нашем лесу ……………..растения, которые…….. ……. Такими растениями на нашей картине являются……………..
5группа
Из прочитанной литературы мы узнали, что в нашем лесу ……………..растения, которые…….. ……. Такими растениями на нашей картине являются……………..
-Молодцы! Спасибо за исследовательскую работу!
2. Сопоставление с культурным аналогом
-В ваших выводах прозвучало слово «ядовитые». А как вы понимаете выражение «ядовитые растения»?
-Где можно проверить правильность нашего определения? (в учебнике, в толковом словаре)
-От какого слова оно произошло? (яд)
-Растения, которые содержат яд очень опасны и их нужно запомнить.
3.Первичное закрепление материала(промежуточная рефлексия).
-Вы хорошо запомнили эти растения?
-Сейчас мы это проверим.
-Как вы думаете, мы перечислили все ядовитые растения?(нет)
-Только на территории Российской Федерации произрастает около 400 видов опасных растений.
-Как поступите, если встретите незнакомое растение в лесу?(Не рвать!)
-А можно ли по внешним признакам определить ядовитые растения?
3. Применение приобретенных знаний в нестандартных условиях.
-Что в растениях вас больше всего привлекает?(плоды)
-Попробуйте по плодам растений определить, есть ли среди них ядовитые.-А для этого вам следующее исследовательское задание.
-Будьте осторожны, следуйте строго инструкции.
Задание
1.Рассмотрите ягоды в каждом стакане.
2. Напишите их название.
1 стакан………………
2 стакан…………………
3 стакан……………………..
4 стакан…………………..
5 стакан…………………..
6 стакан…………………..
-Сверьте свои ответы:
1 стакан - малина
2 стакан - ирга
3 стакан - брусника
4 стакан - калина
5 стакан – смородина
6 стакан- чёрная рябина
-Поднимите руку, кто угадал все ягоды.
-Значит, какие-то ягоды вызвали сомнение.
-Что с ними делать? Предложите свои варианты.
-Как же нужно вести себя при встрече с незнакомыми плодами?
(Не бери в рот ягоду, если не знаешь, как она называется!)
-Какие сегодня встречались растения ягоды которых ядовиты?(Вороний глаз и волчье лыко)
-Запомните эти растения
-Только ли ягоды могут быть у растений ядовитыми?(нет)
-Приготовьте дома сообщения о том, какие части растений могут быть ядовитыми и какой вред они приносят здоровью.
-Давайте вернемся к нашей истории.
-Как вы теперь объясните испуг хозяйки?(Наверно вы принесли ядовитое растение)
-Да, это действительно так. Мы принесли из леса ядовитое растение, которое называется бересклет бородавчатый. У него действительно очень красивые плоды- розовые коробочки. Но у этого растения и плоды, и листья, и даже кора-всё ядовитые.
-Как бы вы поступили на месте хозяйки?(Выбросили и попросили детей вымыть руки. )
Этап «Рефлексия»
1.Оценка результатов деятельности
- Скажите, дети, удалось ли нам подтвердить наше предположение? Нужно ли бояться растений?(нет не нужно, если знать правила поведения в лесу)
-А если есть в лесу опасные растения, так может нам и в лес то не ходить?(Ходить, только нужно знать правила поведения в лесу.)
-Давайте ещё раз их вспомним.
-Я вам в подарок приготовила памятки с правилами поведения в природе и надеюсь, что вы будете ими пользоваться во время похода в лес.
2. Осознание личностной значимости нового знания
- Подведём итог. Посмотрите на слайд и закончите одно из предложений
Сегодня на уроке
Я узнал …
Меня удивило …
Я задумался над …
Я научился …
Мне пригодится …
Я смогу …
-Спасибо, мои юные исследователи! Я горжусь вами.
Урок окончен, но поход за новыми открытиями у вас будет продолжается. Ответы детей
Ответы детей
Обмен мнениями
Слайд №1
Обмен мнениями ( выход на исследователи)
Слайд №2
М/Ф «Аленький цветочек»
Слайд №3
Рассуждения детей.
Вопрос фиксируется на доске.
На доску
На доску
Предположения детей.
На доску
На доску
Класс делится на 5 групп
Каждая группа получает картинку леса, задания и справочный материал с информацией о различных растениях.
Дети выполняют задание, делают выводы
Отчёты групп.
Обсуждение выводов.
По ходу обсуждений опасные растения выносятся на слайд №4
Слайд № 5
Слайд №6
Дети соотносят растения с названием
На доске
Выполняют задания в группах.
Слайд № 7
Ответы детей
Предположение детей
Слайд №8