Урок по шахматам: Защита в дебюте


Защита в дебюте. 3 класс.
Цель: обучение игре на уравнение.
Задачи: научить быстро развивать фигуры; формировать умение не нарушать дебютные принцыпы; научить боротся за инициативу.
Необходимый материал к уроку: демонст. доска, магн. шахматы, инд. шахматы.
Содержание занятия.
1.Орг момент. Приветствие. Отметить отсут. Проверка готовности к занятию.
2.Повторение. –Что такое дебют? Начало партии (10 – 15 ходов)
- Какие знаете дебюты? (открытые, закрытые, полуоткрытые)
3.Основное.
- С каждым днём вы становитесь всё более опытным шахматистом, но всё же совершаете ещё много ошибок. Одна из них – «детский» мат. Конечно, хочется побыстрей победить своего друга-соперника.

1. e2 – e4 e7 – e5
2. Фd1 – h5 Kb8 – c6
3. Cf1 – c4 Kg8 – f6
4. Фh5 : f7X.
Но начиная партию таким образом, вы нарушаете многие дебютные принципы. Если против вас будет играть сильный шахматист, то наказание последует страшное и суровое. Он сразу заметит основные недостатки вашего дебюта: в бой рано выходит ферзь, не развиваются остальные шахматные фигуры, застрял в центре король. А так как «детский» мат поставить опытному бойцу вряд ли удастся, то надо готовься к тому, что предстоит много попутешествовать ферзём.
Посмотрим партию, где чёрными играет шахматист, который знает защиту от «детского» мата.
1. e2 – e4 e7 – e5 2. Фd1 – h5? Kb8 – c6
Чёрные выводят коня и защищают пешку е5.
3. Cf1 – c4 g7 – g6
Легко отражается угроза белого ферзя.
4. Фh5 – f3 Kg8 – f6
Выводится фигура и перекрывается линия «f».
5. Фf3 – b3? . . . Белые во что бы то ни стало хотят добраться до поля f7. Целых три хода прыгал ферзь. А теперь в атаку переходят чёрные кони.
5. . . . Kc6 – d4! 6. Cc4 : f7+ Kpe8 – e7 7. Фb3 – c4 b7 – b5! 8. Фс4 – с5+ Kpe7 : f7 9. Фс5 – с3 Kf6 : e4 10. Фc3–d3 d7–d5!

4.Закрепление. Давай подведём итоги дебютного сражения. Белый ферзь сделал семь (!) ходов в дебюте из десяти. За это время чёрные «оседлали» своими конями центр, мобилизовали все силы и остались с лишней фигурой – куда-то делся белый слон. Преимущество чёрных! Более того, они готовы продолжать наступление. Думается, что эта партия несколько охладит пыл любителей «детского» мата.
5.Работа в тетрадях.
Чтобы хорошо вести шахматную партию, соблюдай основные дебютные принципы:
Стремись к быстрейшему развитию фигур;
Не ходи несколько раз одной фигурой;
Располагай свои фигуры так, чтобы они не мешали друг другу;
Не выводи без необходимости своего ферзя в начале партии;
Постарайся понять значение каждого хода;
Старайся опередить противника в развитии фигур – получишь хорошие шансы на атаку.
Старайся установить контроль над центром.
Подумай о безопасности короля. Лучше отправить своего короля в спасительную рокировку.
Не строй «ловушки» противнику – сам в них попадёшь.
Рефлексия. Думается, что эта партия несколько охладит пыл любителей «детского» мата.
Накажи повторюшку. Дети, особенно девочки, очень любят повторять ходы своего противника. Правда, это довольно часто сходит с рук. Но всё же для «повторюшек» есть одна маленькая партия, которая должна стать хорошим лекарством от попугайства.
1. е2 – е4 е7 – е5 2. Kg1 – f3 Kg8 – f6 3. Kf3 : e5 Kf6 : e4? 4. Фd1 – e2 . . .

Чёрные сейчас не могут пойти 4. . . . Фd8–е7, так как белые съедят чёрного коня, а вот чёрный ферзь ответить взятием коня не сможет – сам погибнет.
Приходится коню с е4 уходить. Тогда белые конь и ферзь наносят по войску чёрных целый залп ударов. 4. . . . Ke4 – f6 5. Ke5 – c6+!
Конь пошёл под три нападения чёрных фигур, но совсем этого не боится! На доске – вскрытый шах – ходил конь, а удар нанёс белый ферзь. Надо спасать чёрного короля, но тогда гибнет чёрный генерал-ферзь. Либо на е7, либо на d8.