Доклад на тему «Использование информационно-коммуникативных технологий»


Акмолинская область
Аршалынский район
Михайловская средняя школа
КАЛЕЙДОСКОП ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОГО МАСТЕРСТВА
Тема: «Использование информационно-коммуникативных технологий»
Учитель казахского языка и литературы Тугельбаева
Айгуль Нурымкашевна2015-2016 учебный год
Министерство образования и науки РК
Акмолинская область
Аршалынский район
Михайловская средняя школа
«Использование информационно-коммуникативных технологий»
1 слайд
Процессы обновления системы образования, целью которых является поиск наиболее эффективных форм её функционирования, связаны с целым рядом тенденций, определяемых современной действительностью.
XXI век. В концепции модернизации казахстанского образования отмечается, что главной задачей казахстанской образовательной политики является «обеспечение современного качества образования на основе сохранения фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности и общества».
2 слайд
Модернизацию образования невозможно представить без применения информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). Именно они являются одним из важнейших инструментов обеспечения доступности образования, именно они обуславливают эффективность всех процессов школьной жизни, т.е. от обучения до воспитания.
Начиная делать первые шаги в освоении компьютера, поняла, что компьютер - мой первый советчик и помощник.
Стремительное развитие общества, распространение мультимедийных и сетевых технологий позволяют расширить возможности использования ИКТ на уроках.
3 слайд
Цель современного обучения – подготовка конкурентоспособной личности, готовой к эффективному участию в социальной и политической жизни Республики Казахстан. Задачами современного обучения являются воспитание казахстанского патриотизма, уважения к правам и свободам человека, формирование компетентной, активной, творческой личности, готовой к успешной и эффективной деятельности.
В педагогической практике давно применяется термин «активные методы и формы обучения».
Он объединяет группу педагогических технологий, достигающих высокого уровня активности учебной деятельности учащихся. В последнее время получил распространение еще один термин – «интерактивное обучение».
Современная наука приблизилась к тому моменту, когда возникла потребность в создании педагогических технологий, которые обеспечивают самое главное в образовательном процессе – развитие личности каждого учащегося, его активности. Необходимо создавать такие условия обучения, чтобы учащийся стремился получить новые результаты своей работы и в дальнейшем успешно применить их в практической деятельности. На сегодняшний день мы не можем не задумываться над тем, что ожидает наших учащихся. Известно, что будущее потребует от них огромного запаса знаний не только по выбранной специальности, но и в области современных технологий. Сегодня в школьную практику широко внедряются информационные технологии – это процесс подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которого является компьютер и интерактивная доска.
4 слайд
Использование ИКТ на уроках показывает, что дети
- с большим успехом усваивают учебный материал, если в урок включаются ИКТ;
- более значимой становится роль ИКТ в плане интеллектуального и эстетического развития обучающихся;
- формируется их информационная культура, которая так необходима школьнику для его будущего;
- расширяется духовный, социальный, культурный кругозор детей.
5 слайд
В.Г. Белинский говорил: «Без стремления к новому нет жизни, нет развития, нет прогресса». Уважаемые коллеги! Слова эти сказаны очень давно. Тогда о компьютерных технологиях никто и не помышлял. Но, мне кажется, эти слова о нём, о современном учителе, об учителе, который стремится вперёд, который готов осваивать всё новое, инновационное и с успехом применять в практике своей работы.
Минимальная оснащённость кабинетов, из оборудования на уроке – тексты, учебник, тетрадь, в лучшем случае, разрезные карточки для индивидуальной работы, часто старенькие репродукции или иллюстрационный материал к художественным произведениям. Как это знакомо? Теперь на моих уроках это картина из прошлого. В настоящее время на помощь учителю пришли ИКТ, которые дают возможность оживить урок, вызвать интерес к предмету, лучше усвоить материал.
6 слайд
Чтобы организовать качественное использование ИКТ на уроке необходимо, учителю иметь достаточную подготовку в области использования средств ИКТ, а так же должную мотивацию по переводу учебного процесса на современный уровень.
Моя подготовка в этой области складывалась из нескольких этапов:
- Овладение компьютером на уровне пользователя (самообразование).
- Прохождение краткосрочной курсовой подготовки в 2010 году
Занятия для учителей школы «Обучение использованию сети Интернет в учебном процессе» (учитель информатики Дюсекеева А.Б.).
Изучение специальной литературы.
И ещё, моими учителями очень часто были мои ученики. Не секрет, что они сегодня компетентнее во многих вопросах, касающихся компьютерной техники. Мы учились вместе – учили друг друга.
В своих презентациях к урокам казахского языка и литературы я использую разнообразные формы наглядности в виде таблиц, схем, опорных конспектов, предлагаю ученикам некоторые из них дополнить или создать одну из недостающих частей, давая тем самым целевую установку в начале урока.
7 слайд Своими основными целями и задачами при обучении казахскому языку и литературе я определила такие пункты как :- повышение мотивации обучения
- развитие познавательной активности учащихся
- стимулирование самостоятельности учащихся при подготовке к урокам
Задачи
- воспитание у учащихся познавательной активности через умение работать с дополнительной литературой, используя возможности компьютера и Интернета
- выработка умения самостоятельно анализировать, отбирать главное, а затем использовать на уроке.
Информационные технологии не только облегчают доступ к информации, открывают возможности вариативной учебной деятельности, ее индивидуализации и дифференциации, но и позволяет по новому, на более современном уровне организовать сам процесс обучения, построить его так, чтобы ученик был бы активным и равноправным его членом.
При использовании интерактивной доски обычный урок становится более эффективным, повышается динамичность урока, открывается возможность видео действия, возможность оперативного получения информации. Обучение с помощью интерактивной доски существенно отличается от привычных методов преподавания, хотя основы успешного проведения занятия одни и те же. Прежде всего, любое занятие, в том числе и с использованием интерактивных технологий, должно иметь четкий план и структуру, достигать определенных целей и результатов. Все это помогает учащимся лучше усвоить материал и соотнести его с тем, что они уже знают. Интерактивное творчество учителя и ученика безгранично. Важно только умело направить его для достижения поставленных учебных целей – подготовки высококвалифицированного специалиста.
8 слайд Построением схем, таблиц в презентации позволяет экономить время, более эстетично оформлять учебный материал. Задания с последующей проверкой и самопроверкой активизирует внимание учащихся, формирует орфографическую и пунктуационную зоркость. Использование кроссвордов (иногда мои ученики придумывают сами и предлагают использовать на уроке), иллюстраций, рисунков, занимательных и обучающих тестов. Все это воспитывает у учащихся интерес к уроку.(9,10,11,12слайды)
13 слайд Например, во время подготовки урока в 9 классе по теме «Заповедники Казахстана» учащиеся кропотливо собирали материал по теме, по группам готовили текстовые материалы, переводили их на казахский язык и выступали с презентациями друг перед другом Во время таких выступлений отрабатываются дикция, правильное произношение специфических звуков казахского языка, умение выступать перед аудиторией, ну и конечно идет меж предметная связь
В свои уроки, внеклассные мероприятия, классные часы я вставляю видеоролики из электронных учебников, музыкальные произведения поэтов творчество которых изучаем. Так под музыкальное сопровождение проходят мои уроки по творчеству Абая, Курмангазы, «Жизнь и творчество Нургисы Тилендиева» и других.
14 слайд
Благодаря интернету учащиеся могут поучаствовать в различных олимпиадах, интернет конкурсах и занимают призовые места. Например, это Атанов Дулат из 20 предложенных набирает максимальный балл. В республиканской интернет - олимпиаде «Зият» Приняли участие 6 учащихся и 4-ро из нихудостоены Дипломами І степени. В этом году учащиеся 1 (3) и 3 (5) классов приняли участие в республиканской интернет-олимпиаде «Нурлы болашак»,1- 1 место, 2-2 места, 4-3 место.
Хочешь проверить свои знания?! Опять на помощь придет интернет. « Штурмуем» тесты ЕНТ на сайтах «Елім-ай», «Умник». Никто не сомневается в объективности компьютера – оценит быстро и точно, укажет на ошибки, над которыми позже можно будет поработать. А как Интернет облегчел подготовку докладов, рефератов.
15 слайд
В процессе работы я поняла, что прежде чем предлагать задания с использованием интернета необходимо соблюдать следующие требования:
прежде чем предлагать задание ученикам, первоначально самому учителю, хотя бы эскизно представлять, что в результате он должен получить;
нацелить обучающихся на трудоёмкость выполнения задания, предупредить о неожиданностях, с которыми они могут встретиться в процессе работы над ним;обеспечить достаточный ресурс времени для выполнения задания
предупредить учеников о критериях оценивания работы:
показать практическую значимость выполняемого уч-ся задания, упомянув о том, что их работы могут потом использоваться как учебные пособия на уроках в других классах.
список тем для подобного вида работ лучше предложить заранее перед изучением большой темы, творчества конкретного писателя, чтобы у уч-ся было право выбора;
программа реализации задания Word, PowerPoint;
объём работы.
16 слайд
Предлагаю несколько видов работ, которые могут выполнить ученики с использованием сведств сети интернета:
создание мультимедийной презентации по теме, сразу отмечаю, что создание полных самостоятельных версий презентаций, можно поручать только старшеклассникам. Ученики 5-8 классов будут являться авторами лишь нескольких слайдов или работать над ней совместно с учителем. Это работа наибелее сложная и трудоумкая и предлагаю ее не так часто и не всем ученикам.
Подбор картинок или фотографий по теме с комментариями к ней. Подбор тематических или наиболее понравившихся стихотворений поэтов, творчество которых будетрассматриваться на предстоящем уроке.
Создание рефератов и докладов по теме. Это долеко не самый легкий вид работы. Хорошо продуманный и обсужденный с учителем материал доклада, сопровождаемый иллюстрациями, таблицами на слайдах в полне можно заменить лекцию учителя. Я предпочитаю работу в сотружестве – «Учитель-ученик»
17 слайд
Один из приемов применяя ИКТ на уроках казахского языка – это использование электронных учебников.
18 слайд
С опытом работы по данной теме я не однократно выступала на заседаниях методических объединений, давала открытые уроки где демонстрировала их применение.
Я убедилась, что использование ПК и интерактивной доски помогает реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивает индивидуализацию и дифференциацию с учетом особенностей детей, их уровня обученности, дает высокие результаты: развивает творческие, исследовательские способности учащихся, повышает их активность; помогает развитию познавательной деятельности учащихся и интереса к предмету: развивает у учащихся логическое мышление.
19 слайд
Современный педагог обязательно должен научиться работать с новыми средствами обучения хотя бы для того, чтобы обеспечить одно из главнейших прав ученика – право на качественное образование.