ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ МУНИЦИПАЛИТЕТА ГОРОДА ТЫНДА МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 7 ИМЕНИ ГЕРОЯ РОССИИ И.В.ТКАЧЕНКО»




НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

На тему: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ





Исполнитель:
Учитель математики _____________________ Т.В.Черныш






г.Тында
2013
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
В ОБРАЗОВАНИИ 6
Направление информатизации школьного
образования 6
Возможности использования компьютера как средства обучения 8
Использование информационных технологий на
уроках математики 10
ЭСКПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКИ
Исследование влияния ИКТ на качество обучения математики
Исследование степени мотивации обучающихся при использовании ИКТ в процессе обучения математики
Исследование статуса предмета «математика» в рейтинге учебных предметов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 25
Приложение 1. Методические рекомендации для учителей математики по использованию новых информационных технологий на уроках




ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Мощный импульс внедрению информационных и коммуникационных технологий в систему общего образования придал приоритетный национальный проект "Образование", реализация которого началась в 2006 году. В результате компьютерные современные компьютерные технологии стали доступны школе.
Сфера применения компьютерной техники в образовании постоянно расширяется: так от использования компьютера и сопутствующих ему информационных технологий как объекта изучения предмета информатики акценты переносятся к широкому использованию его как средства для интенсификации учебного процесса по общеобразовательным дисциплинам.
Эти изменения не могли не повлиять на образовательную сферу как с точки зрения содержания задач образования, так и в отношении использования открывшихся технологических возможностей для достижения целей образования.
Одним из путей реализации мотивационной направленности процесса обучения школьников математики и является использование в учебном процессе ИКТ (обучающих программ, электронных учебников, тренажёров, систем компьютерной математики, проектной деятельности учащихся с использованием информационных технологий).
Повышение мотивации изучения математики в школе направлено, в том числе, и на достижение более высокого уровня подготовки абитуриентов и студентов, а в конечном итоге специалистов, труд которых становится творческим за счёт широкого внедрения компьютерной техники, которая позволяет освободить от однообразной рутинной работы, что возможно на основе высокой компьютерной грамотности.
Цель работы – изучить влияние использования информационно-коммуникативных технологий на уроках математики.
В связи с этим ставлю следующие задачи:
1) изучить теоретические подходы к проблеме использования новых информационных технологий в образовании;
2) определить возможности и дидактические задачи использования ИКТ на уроках математики;
3) рассмотреть, как использование ИКТ на уроках математики отражается на качестве обучения;
4) изучить степень мотивации учащихся в условиях использования ИКТ в процессе обучения математике;
5) исследовать рейтинг любимых для учеников предметов, место предмета «математика» в этом рейтинге при условии использования в процессе обучения информационно-коммуникативных ресурсов;
6) разработать методические рекомендации для учителей математики по использованию новых информационных технологий на уроке.
Объект исследования – информационно-коммуникативные технологии.
Предмет исследования – влияние ИКТ на процесс обучения математике.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования была выдвинута следующая гипотеза – использование ИКТ в процессе обучения математики повышает интерес современного ученика к данному предмету и положительно сказывается на качестве обучения.
Теоретическая и практическая значимость работы заключается в рассмотрении возможности применения современных информационно-коммуникативных технологий на уроках математики как важного фактора влияния на повышение качества образования и мотивации обучения учеников.
Эмпирической базой исследования в 2010 году стали ученики двух пятых классов: в количестве 27 человек – ученики 5Г класса (экспериментальная группа) и 24 человек – ученики 5Б класса (контрольная группа). В экспериментальной группе в течение трёх лет ИКТ использовались на каждом уроке, в контрольной группе – лишь изредка.
В работе были использованы следующие методы научного исследования:
1. Теоретические: анализ психологической, педагогической и специальной литературы, обзор информации в сети Интернет.
2. Эмпирические: наблюдение, беседы, мониторинг качества обучения, сравнительный анализ экспериментальных данных, анкетирование учащихся, психологической тестирование.
Практическая значимость данного исследования заключается в разработке практических методических рекомендации для учителей математики по использованию новых информационных технологий на уроках.























ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ

. Направление информатизации школьного образования
В современном обществе наиболее важным и значительным товаром становится информация. Школа имеет уникальную возможность предоставлять значительный объём информации всем участникам образовательного процесса.
Информатизация образования – массовое внедрение в педагогическую практику методов и средств сбора, обработки, передачи и хранения информации на базе микропроцессорной техники и средств передачи информации, а также педагогических технологий, основанных на этих средствах, с целью создания условий для перестройки познавательной деятельности и усиления интеллектуальных возможностей обучаемых.
Информатизация (компьютеризацией) обучения – использование вычислительной техники и связанных с ней информационных технологий в процессе обучения как средств управления познавательной деятельностью школьников и предоставления учителю и учащемуся необходимой тестовой и наглядной информации, дополняющей содержание образования.
Информатизация образовательного процесса представляется как комплекс мероприятий, связанных с насыщением образовательной системы информационными средствами, информационными технологиями и информационной продукцией.
Степень достижения планируемых результатов от внедрения ИКТ характеризуется средой, в которой реализуется информационная технология, и компонентами, которые она содержит:
технологическая среда (вид используемых технических средств, их состояние, количество и область применения);
программная среда (набор программных средств, их качество, широта использования и доступность);
предметная среда (содержание конкретной предметной области науки, техники, знания);
методическая среда (инструкции, порядок пользования, оценка эффективности, мониторинг результативности и др.).
Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации» определяет информатизацию «как организационный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, организаций и общественных объединений на основе формирования и использовании информационных ресурсов».
Главной целью программы «Информатизация образования» является получение нового качественного образования на основе внедрения новых информационных технологий.
С точки зрения учебного процесса внедрение информационных технологий должно привести к тому, что информационная среда образовательной системы будет представлять собой многоуровневую систему представления информации на различных носителях и в различных знаковых системах, среди которых находятся и традиционные, и инновационные технологии.
Таким образом, применение ИКТ, оснащённых всеми необходимыми компонентами, в совокупности с правильно отобранными (или спроектированными) педагогическими технологиями, использованием активных методов обучения становятся базой современного образования, гарантирующего необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания.
Процесс информатизации направлен на повышение качества образования, удовлетворяющего потребностям развития общества. Для школы процесс информатизации – изменение содержания, методов и форм образовательной подготовки школьников на этапе перехода к жизни в условиях информационного общества, подготовка учащихся к умениям успешно и самостоятельно строить свою жизнь в быстро развивающемся обществе. Процесс информатизации школы – это поиск новых способов жизни.
1.2 Возможности использования компьютера как средства обучения
Функции компьютера в системе образования весьма разнообразны – от управления органами народного образования в целом и отдельной школы до средств развлечения учащихся во внеурочное время. Если же говорить об основных функциях компьютера в учебном процессе, то он выступает как объект изучения и средство обучения. Каждой из этих функций соответствует своё направление компьютеризации обучения. Первая из них предполагает усвоение знаний, умений и навыков, которые позволяют успешно использовать компьютер при решении разнообразных задач, или, другими словами, овладение компьютерной грамотностью, которую называют нередко «второй грамотностью». Второе направление видит в компьютере мощное средство обучения, которое способно значительно повысить его эффективность.
Отмечу следующие сильные стороны компьютера:
Работа с компьютером вызывает у учащихся повышенный интерес к работе с ним и усиливает мотивацию учения;
цвет, мультипликация, музыка, звуковая речь расширяют возможности представления информации;
компьютер позволяет строить индивидуализированное обучение на основе модели обучающегося, учитывающей историю его обучения и индивидуальные особенности памяти, восприятия, мышления;
с помощью компьютера может быть реализована личностная манера общения;
компьютер активно включает учащихся в учебный процесс, позволяет им сосредоточить внимание на наиболее важных аспектах изучаемого материала, не торопит с решением;
намного расширяются наборы применяемых учебных задач;
благодаря компьютеру учащиеся могут пользоваться большим объёмом ранее недоступной информации.
Обучение на основе компьютерных технологий создаёт условия для эффективного появления фундаментальных закономерностей мышления, оптимизирует познавательный процесс.
Принцип наглядности – это дидактический принцип, призванный способствовать тому, чтобы у обучающихся благодаря восприятию предметов и процессов окружающего мира формировались представления, правильно отображающие объективную действительность, и вместе с тем воспринимаемые явления анализировались и обогащались в связи с учебными задачами.
Сам по себе непроизвольно наглядный образ, чаще всего не возникает. Он образуется только в результате активной работы, направленной на его создание.
На данном этапе развития науки компьютер как современное техническое средство обладает уникальными обучающими возможностями, в том числе и как демонстрационное средство наглядности. Информация может быть закодирована и представлена на экране дисплея в виде математических символов, таблиц, графиков, диаграмм, изображения процессов, дополняемых звуком, цветным изображением и т.п. Компьютер рассматривается не только как средство успешного использования традиционного вида наглядности, но и как средство интерактивной наглядности для обучаемых и обучающих.
Таким образом, требование обеспечения наглядности в случае использования электронного учебного материала могут и должны быть реализованы на принципиально новом, более высоком уровне.
При анализе целесообразности использования компьютера в учебном процессе нужно учитывать следующие дидактические возможности компьютера:
расширение возможности для самостоятельной творческой деятельности учащихся, особенно при исследовании и систематизации учебного материала;
привитие навыков самоконтроля и самостоятельного исправления собственных ошибок;
развитие познавательных способностей учащихся;
интегрированное обучение предмету;
развитие мотивации у обучающихся.
Разговор о месте компьютера в учебном процессе будет неполным, если не показать его возможности в познании учащихся самих себя, в осознании своей деятельности и личной рефлексии.
. Использование информационных технологий
на уроках математики
Для реализации главной цели информатизации образования в школе ведется работа по следующим двум   направлениям: учителя самостоятельно создают компьютерные презентации к урокам и подключают к работе старшеклассников.
Презентации различаются как технически, так и методически:
Работы с программами Microsoft Office (Paint, Word, Excel, Power Point).
Объектно-ориентированное программирование.
Flash –анимация, Web-страницы.
Электронные приложения к уроку создаются различных видов:
иллюстрации и демонстрации аудио-видеоряда;
приложения, сочетающие в себе и иллюстративный материал, и постановку проблемных вопросов с последующей проверкой выдвинутых предположений и решений, фронтальную проверку и самопроверку знаний в виде тестов, кроссвордов, головоломок;
разработки серии уроков по теме, которые позволяют представить материал наиболее полно.
Информационные технологии используются не только на уроках, но и во внеклассной работе по предмету, индивидуальная исследовательская работа учащихся.
Учителя могут успешно применяют информационные технологии при проведении родительских собраний, презентации, созданные учителями, должны быть богаты содержанием, красочны, наглядно отражать жизнь и достижения, как класса,  так и отдельных учащихся.
При использовании информационных технологий важно одно – создать такое приложение к уроку, которое позволит сделать урок по-настоящему развивающим и познавательным.
Использование ИКТ на различных этапах обучения математики:
1) Этап усвоения новых знаний
Проведение уроков с использованием информационных технологий – это мощный стимул в обучении. Посредством таких уроков активизируются психические процессы учащихся: восприятие, внимание, память, мышление; гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса. Человек по своей природе больше доверяет глазам, и более 80% информации воспринимается и запоминается им через зрительный анализатор. Дидактические достоинства уроков с использованием информационных технологий – создание эффекта присутствия («Я это видел!»), у учащихся появляется интерес, желание узнать и увидеть больше. Практикую в своей работе для оптимизации образовательного процесса объяснение нового материала с использованием компьютерной презентации как источника учебной информации и наглядного пособия. Визуальное представление определений, формул, теорем и их доказательств, качественных чертежей к геометрическим задачам, предъявление подвижных зрительных образов в качестве основы для осознанного овладения научными фактами обеспечивает эффективное усвоение учащимися новых знаний и умений. Например, на уроке геометрии в 10 классе по различным темам я сопровождаю изложение материала компьютерной презентацией.
Для расширения видов учебной деятельности учащихся по усвоению новых знаний и способов действий использую современные технические средства. Практикую проведение уроков-исследований с использованием обучающих программ, на которых ученики самостоятельно в ходе исследовательской деятельности добывают знания. Например, при изучении различных тем по построению графиков функций и изучению их свойств учащиеся осуществляют  с помощью программы Excel и на экране монитора прослеживают  всю динамику последовательных действий. Затем составляют алгоритм преобразования и делают выводы. Такие уроки, на мой взгляд, очень эффективны, т.к. ученики получают знания в процессе самостоятельной творческой работы, знания необходимы им для получения конкретного, видимого на экране компьютера, результата.  Здесь я выступаю в роли посредника, наставника, создаю ситуацию активного поиска и практической деятельности.
2) Этап проверки понимания и закрепления учащимися новых знаний и способов действий
В настоящее время  разработана компьютерная поддержка курса любого предмета,  в том числе и  математики. Не подменяя собой учебник или другие учебные пособия, электронные издания обладают собственными дидактическими функциями. Они не привязаны жестко к какому-либо конкретному учебнику, в них представлены наиболее значимые вопросы содержания образования для основной и старшей школы. Основную роль играет задачный материал, использование которого варьируется учителем. Программное обеспечение включает в себя обучающие и контролирующие программы, электронные учебники по планиметрии, стереометрии, алгебре, алгебре и началам анализа. При помощи этих программ ученик самостоятельно может проверить свой уровень знаний по теории, выполнить теоретико-практические задания. Здесь имеются теоретические вопросы, образцы выполнения заданий, задания для самопроверки. Программы удобны своей универсальностью. Я использую их и для самоконтроля учащимися, и для контроля со своей стороны. 
В практике применяю использование обучающих и контролирующих программ по отдельным темам курса математики для  работы  с учащимися, способными достаточно быстро усваивать  учебный материал на обязательном уровне. Такие ученики поочередно работают в индивидуальном режиме за компьютером и после успешного выполнения заданий переходят к упражнениям более высокого уровня сложности. Я в это время с классом отрабатываю материал обязательного уровня обучения. Такая деятельность позволяет этой группе учащихся не скучать, не расслабляться, а быть занятыми собственным делом, в результате которого они заинтересованы.
Также применимы мною обучающие программы в качестве тренажера при коррекции знаний отдельных учеников. Эта работа хороша тем, что ученик самостоятельно при помощи компьютера повторяет практически весь материал по теме. Предъявляемые учебные задачи разнятся по степени трудности, учащимся дается возможность запросить  определенную форму помощи, предусмотреть изложение учебного материала с иллюстрациями, графиками, примерами и т.д.  Это устраняет одну из важнейших причин отрицательного отношения к учебе – неуспех, обусловленный непониманием, значительными пробелами в знаниях.  В ходе решения задач ученик может убедиться в правильности своего решения или узнать о допущенной им ошибке визуальным путем, получив соответствующую «картинку» на экране. Работая с обучающейся программой, ученик получает возможность довести решение задачи до конца, опираясь на необходимую помощь. Создается благоприятный психологический климат, так как ученик не комплектует из-за незнания темы, а самостоятельно добывает знания при помощи обучающей программы.
3) Этап всесторонней проверки ЗУН
При организации контроля знаний, умений и навыков учащихся использую тестирование с помощью компьютера. Тестовый контроль с помощью компьютера предполагает возможность быстрее и объективнее, чем при традиционном способе, выявить знание и незнание обучающихся. Этот способ организации учебного процесса удобен и прост для оценивания в современной системе обработке информации.
Практически по любому разделу математики составлены тесты, которые входят в обучающие программы. В процессе тестирования подсчитывается количество правильных ответов и по завершении тестирования ученику выставляется оценка на основе критерия для тестовых технологий.
Такой вид контроля позволяет за довольно короткое время урока проверить уровень знаний, умений и навыков поочередно у группы учащихся класса, когда остальные ученики выполняют другой вид работы. На следующих уроках тестирование проходят другие учащиеся, так что к заключительному уроку по теме пройти тестирование успевают все.  Результаты тестирования программа заносит в ведомость для последующего анализа и проведения коррекции знаний учителем.
4) Проектная деятельность учащихся.
Общество становится все более зависимым от информационных технологий, поэтому учащиеся могут применять возможности компьютера в исследовательской деятельности, использовать  многогранные возможности Интернета в образовательных целях.
К урокам обобщения и систематизации знаний и способов деятельности предлагаю учащимся выполнить проектные и творческие работы: компьютерные презентации или веб-странички об истории развития этой темы, о применении изучаемого материала в других областях знаний. Выполнение творческих заданий предполагает  использование учащимися информационно-коммуникационных технологий, освоение проектно-исследовательской деятельности: работу с Интернет-ресурсами, создание презентаций и веб-страниц как представления результатов самостоятельной исследовательской деятельности. Затем эти работы представляются и защищаются перед учащимися класса, коллективно  анализируются и рецензируются  результаты выполнения.
Такой вид работы развивает творческие, исследовательские способности учащихся, повышает их активность, способствует  приобретению навыков, которые могут оказаться весьма полезными в жизни. Информационные технологии создают условия для самовыражения учащихся: плоды  их творчества могут оказаться востребованными, полезными для других. Подобная перспектива создает сильнейшую мотивацию для их самостоятельной познавательной деятельности в группах или индивидуально.
Таким образом, использование компьютера на уроках – это не дань моде, не способ переложить на плечи компьютера многогранный творческий труд учителя, а лишь одно из средств, позволяющее интенсифицировать образовательный процесс, активизировать познавательную деятельность, увеличить эффективность урока.












2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКИ

2.1. Исследование влияния ИКТ на качество обучения математики
Исследование проводилось в МОБУ СОШ №7 в течение трёх лет. Базой исследования явились учащиеся 5-ых классов в количестве 27 человек (экспериментальная группа) и 24 человек (контрольная группа).

В течение 2010-2013 учебных лет в 5-7Г классе (экспериментальная группа) я использовала ИКТ на каждом уроке, а в контрольной группе (5-7Б класс) - лишь изредка.
Вследствие внедрения в процесс обучения ИКТ технологий, ребята стали получать больше положительных оценок, повысилось качество обучения. Мною был проведен мониторинг качества обучения экспериментальной группы учащихся. В результате было выявлено следующее: в 2010-2013 учебном году качество обучения у учащихся повышалось: 2010-2011 уч.год оно составило 54%, 2011-2012 – 60%, 2012-2013 – 64%.
Также был проведен мониторинг качества обучения контрольной группы. В этом классе обучение проводилось «по старинке», с объяснением учебного материала мелом на доске, лишь изредка использовались информационно-коммуникативные технологии. В результате было выявлено: в 2010-2011 учебном году качество обучения учащихся составило – 44%, 2011-2012 год – 46%, 2012-2013 год – 48%, то есть качество обучения повышалось, но незначительно.
Следовательно, можно сделать вывод, что применение ИК-технологий на уроках математики может служить фактором повышения качества обучения, что было доказано в ходе эксперимента.
2. Исследование степени мотивации обучающихся при использовании ИКТ в процессе обучения математики
Для выяснения степени мотивации обучающихся экспериментальной группы в процессе обучения математики с условием использования Интернет-ресурсов, мною была разработана следующая анкета:
Повышает ли интерес к математике использование ИКТ (презентации, интерактивная доска, веб-камера) в процессе обучения?
да
нет
не знаю
Хотели бы вы продолжать обучение математики с использованием ИКТ на каждом уроке?
да
нет
все равно
В каком виде деятельности интереснее всего использование ИКТ на уроке?
1) при выполнении различных заданий на уроке
2) при объяснении нового материала
3) при выполнении контрольных (проверочных) работ
Анкетирование проводилось в конце 1 полугодия 2012-2013 учебного года. В итоге были получены следующие результаты:
На первый вопрос положительно ответили 86% учащихся, «не знаю» - 14% . Следовательно, применение на уроках ИКТ повышает интерес к обучению математики.
На второй вопрос 87% учеников ответили положительно, «все равно» - 13%. Это означает, что у ребят есть желание продолжить обучение с использованием выбранных мною методов.
На третий вопрос 53% учащихся ответили, что им интереснее использование ИКТ при выполнении различных заданий во время рабочих уроков, 35% обучающихся отметили, что им интереснее всего использование ИКТ при объяснении учебного материала, 12% детей отметили использование ИКТ во время практических и проверочных работ.
Исследование статуса предмета «математика» в рейтинге учебных предметов
В январе 2013 года в рамках подготовки к аттестации школы педагогом-психологом был проведен опрос для выявления рейтинга любимых предметов. Учащимся было предложено указать пять любимых предметов. Результаты были следующие: математику как любимый предмет отметили 76% учащихся экспериментальной выборки.
Если сравнить эти данные с данными трехгодичной давности (период моей прошлой аттестации), то популярность предмета «математика» среди обучающихся 7-ых классов выросла на 30%!
Следовательно, благодаря постоянному использованию ИК-технологий при обучении математике, повысился рейтинг предмета почти в два раза.












ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В своей работе я рассмотрела теоретические основы информатизации обучения, а также её влияние на мотивацию изучения, качество обучения и рейтинг своего предмета и пришла к следующим выводам:
1. Уроки с использованием информационных технологий – это мощный стимул в обучении. Они способствуют расширению возможностей для самостоятельной творческой деятельности учащихся, особенно при исследовании и систематизации учебного материала; привитию навыков самоконтроля и самостоятельного исправления  собственных ошибок; развитию мотивации у учащихся.
2. При использовании информационных технологий важно создать такое приложение к уроку, которое позволит сделать урок по-настоящему развивающим и познавательным.
3. Информационные технологии, в совокупности с правильно подобранными технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения.
С точки зрения мотивации учебного процесса организация обучения школьников с использованием ИКТ позволяет:
- сделать этот процесс интересным, с одной стороны, за счёт новизны и необычности такой формы работы для учащихся, а с другой, сделать его увлекательным и ярким, разнообразным по форме за счёт использования мультимедийных возможностей современных компьютеров;
- эффективно решать проблему наглядности обучения, расширить возможности визуализации учебного материала, делая его понятным и доступным для учащихся;
- свободно осуществлять поиск необходимого школьникам учебного материала в удалённых базах данных, благодаря использованию средств компьютерных технологий.
Таким образом, в ходе исследовательской работы я решила все поставленные задачи и экспериментальным путем выявила, что моя гипотеза подтвердилась полностью: использование ИК-технологий положительным образом сказывается на процессе обучения математики.
Основываясь на своем положительном опыте использования современных информационно-коммуникативных технологий на уроках математики, я разработала практические методические рекомендации для учителей математики по использованию новых информационных технологий на уроках, которые привожу как в своей работе, так и разместила в сети Интернет на портале [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ],
а также выступала на городских педагогических чтениях с передовым педагогическим опытом на тему «Применение информационных технологий ЭОР, как условие развития ИКТ – компетентности школьника», где получила высокие отзывы о своей работе. ( Свидетельство №60 23.04. 2012 г.) и опыт занесен в картотеку инновационного педагогического опыта МБУ «Информационно-методический кабинет г. Тынды 2012


















СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Андреев А.А. Введение в дистанционное обучение. Учебно-методическое пособие. - М.: ВУ, 1997 г.
Петров Н.П. «Проект «Изучение свойств степенной функции с помощью программы Excel»// «Математика в школе», февраль 2008г. – С. 45
Есипова Н.Д. Развитие логического мышления на внеклассных занятиях по математике с использованием ЭВМ: Дис. канд. пед. наук/ Н.Д. Есипов.- Орёл, 2001.- 183с.
Мартиросян Л.П. Реализация возможностей информационных технологий в процессе преподавания математики / Л.П. Мартиросян // Информатика и образование, 2002. №12.- С.78-82.
Коменский Я.А. Великая дидактика // Избранные педагогические сочинения / Под ред. Проф. А.А. Красновского. – М.: Учпедгиз, 1955. -652 с.
Машбиц Е.И. Компьютеризация обучения: проблемы и перспективы.- М.: «Знание» , 1986/1
Информационные технологии в народном образовании. Методические разработки. - 1991.
Воронов Ю.П. Компьютеризация: шаг в будущее. - Новосибирск, Наука, -1990 г.
Компьютеризация образования: Межвуз.сб.научн.тр./Под ред. Проф. В.Н.Врагова; Новосибирский ун-т. Новосибирск, 1991.




Приложение 1.

Методические рекомендации для учителей математики по использованию новых информационных технологий на уроках


Пример организации проверки выполнения домашнего задания.
С помощью контроля может быть установлена степень усвоения материала: запоминание прочитанного в учебнике, услышанного на уроке, узнанного при самостоятельной работе, на практическом занятии и воспроизведение знаний при тестировании. Для решения дидактической задачи этапа проверки домашнего задания можно использовать: 1.    мультимедиа технологии:
а).презентация-контроль - для организации самопроверки, взаимопроверки домашнего задания или заданий для первичного закрепления можно использовать презентацию-тест, в конце указать критерии оценивания работы (PowerPoint);
б) презентация-тест с анимацией - содержит формулировку задания и варианты ответа, с помощью анимации отмечается правильный ответ или отбрасываются неверные (PowerPoint);
в)презентация-тест с гиперссылками - содержит формулировку задания и варианты ответа, с помощью гиперссылки организуется переход на слайд с информацией о правильности выбора ответа. В случае правильного выбора осуществляется переход на следующий вопрос; если же ответ неправильный, происходит возврат на этот же вопрос (PowerPoint).
2.    раздаточный материал:
тесты (Excel) (Word);
карточки (Word);
кроссворды (Excel);
самостоятельные работы (Word);
контрольные работы (Word).
Пример организации объяснения нового материала с помощью ИКТ.
При изучении нового материала наглядное изображение является зрительной опорой, которая помогает наиболее полно усвоить подаваемый материал. Соотношение между словами учителя и информацией на экране может быть разным, и это определяет пояснения, которые дает учитель. Для решения дидактической задачи данного этапа я  использую: 1.    мультимедиа технологии:
а) презентация-лекция - демонстрация слайдов, содержащих иллюстрации, тезисы, видеоролики или звук для объяснения нового материала, обобщения, систематизации (PowerPoint), в данном случае используются презентации с целью познакомить учащихся с объектом или явлением, процессом;
б) видеофрагменты фильмов;
в) презентация-модель - с помощью анимации создается модель какого-либо процесса, явления, наглядного решения задачи (PowerPoint);
г) слайд-шоу - демонстрация иллюстраций с минимальным количеством текста, с наложением музыки, с установкой автоматической смены слайдов, иногда с циклическим повторением слайдов (PowerPoint);
д)изображение - корректировка фотографий, отсканированных изображений, раскрашивание изображений (PhotoShop);
е) коллаж - создание собственных оригинальных ребусов, изображений (PhotoShop);
ж) видеоклип  - на основе фотографий, видео- и звуковых файлов; с использованием эффектов и переходов, создается демонстрационный ролик (Movie Maker)
2.    компьютерные технологии:
диаграммы (Excel);
схемы (Excel);
таблицы (Word) .

Пример организации закрепления и систематизации знаний.
Систематизация и закрепление материала необходимы для лучшего запоминания и четкого структурирования. С этой целью в конце урока проводим обзор изученного материала, подчеркивая основные положения и их взаимосвязь. При этом повторение материала происходит не только устно, но и с демонстрацией наиболее важных наглядных пособий на слайдах, выполнение тестов на компьютере. Для решения дидактической задачи данного этапа я использую: 1.    мультимедиа технологии: 2.    презентация-задание - содержит формулировку задания, с помощью анимации организуется поэтапное решение задания и ответ (PowerPoint). 3.    мобильный класс:
а) работа в группе – задание – составить текст для слайдов презентации (PowerPoint);
б) выбрать иллюстративное сопровождение для текста (PhotoShop, PowerPoint);
4.    Интернет-ресуры:
для работы в группах.
Пример использования ИКТ во внеурочной деятельности
Внеурочная деятельность является одним из важных компонентов образовательного процесса, как с образовательной, так и с воспитательной точки зрения. Для ее организации я использую следующие технологии 1.    мультимедиа технологии:
а) презентация-выступление - для сопровождения выступления, содержит иллюстрации, основные тезисы (PowerPoint);
б) презентация-итог (PowerPoint, Word) – на слайде выводится итоговая таблица участия в соревнованиях, мероприятиях.
2.    компьютерные технологии:
а) стенные газеты - информационный материал (Word, Publisher);
б) буклеты, памятки - информационный материал (Word, Publisher);
в) брошюра  - сборник дидактических, методических материалов (Word);
г) плакат, заголовки  - текстовое оформление стендов, помещений (Word);
д) открытка - оригинально оформленное поздравление (Word, Publisher);
е) анкета - документ для сбора статистических данных (Excel).
Пример использования ИКТ при выполнения проектной работы.
Дидактическая задача состоит в предоставлении учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний из различных предметных областей. Показатели реального результата решения задачи: развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления, умения увидеть, сформулировать и решить проблему.
выполнения исследовательской части проекта, получения или систематизации данных (Интернет, электронный учебник, электронная библиотека);
оформление портфолио проекта (Word);
создание продукта проекта – буклеты, презентации, проспекты и т.п. (Word, Excel, Publisher, PowerPoint).
С помощью компьютерных технологий создается портфолио проекта
(Word ), проводится исследование по теме проекта (Интернет), выполняется продукт проекта. Пример использования сети Интернет на уроках: Возможности использования сети Интернет на уроках заключаются в следующем: Свободный поиск Интернет-ресурсов по заданной теме;
1. Изучение конкретного Интернет-ресурса по методическим указаниям учителя; 2. Использование Интернет-ресурса в качестве дидактического средства на уроке;
Рассмотрим, каким образом можно использовать эти возможности для организации учебной деятельности учащихся. Поиск информации в Интернете может сопровождать такие виды учебной работы, как:
а) написание рефератов, б) сбор материала по теме, в) иллюстрирование своих текстов материалами из Интернета;
Таким образом, творческий подход позволяет мне максимально эффективно использовать в своей работе богатый инструментарий, представляемый современными компьютерными технологиями. Уроки с использованием ИКТ повышают учебную мотивацию, а, следовательно, и интерес к предмету. При активном использовании ИКТ успешнее достигаются общие цели образования, легче формируются компетенции в области коммуникации: умение собирать факты, их сопоставлять, организовывать, выражать свои мысли на бумаге и устно, логически рассуждать, слушать и понимать устную  и письменную речь, открывать что-то новое, делать выбор и принимать решения.
Список литературы
1.    Башмаков, А. И. Разработка компьютерных учебников и обучающих систем / А. И. Башмаков, И. А. Башмаков. - М.: изд. Филинъ, 2003. - 616 с. 2.    Гузеев В.В. «Образовательная технология ХХI века: деятельность, ценности, успех.» - М.,Центр «Педагогический поиск» 2004 г. 3.    Журнал «Школьные технологии» - 2003 – 2005 г. 4.    Захарова, И. Г. Информационные технологии в образовании: учеб. пособие для студ. высш. педаг-х учеб. заведений / И. Г. Захарова. - М.: Академия, 2005. - 192 с. 5.    Информационные и коммуникационные технологии в образовании [материал из IrkutskWiki]. - Режим доступа: http://www.wiki.irkutsk.ru/index.php/ 6.    Матрос Д.Ш. «Управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга» -педагогическое Общество России, М., 2001 г. 7.    Новые педагогические и информационные технологии в системе образования./ Под ред. Е.С. Полат. М.: Издательский центр «Академия», 2000 8.    Полат Е.С. Новые педагогические технологии /Пособие для учителей - М., 1997. 9.    Полат, Е. С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина. - М.: Академия, 2007. - 368 с. 10.    Руденко, Т. В. Дидактические функции и возможности применения информационно-коммуникационных технологий в образовании [электронный ресурс] / Т. В. Руденко. - Томск, 2006. - Режим доступа:  http://ido.tsu.ru/other_res/ep/ikt_umk/ 11.    Трайнев, В. А. Информационные коммуникационные педагогические технологии : учеб. пособие / В. А. Трайнев, И. В. Трайнев. - 3-е изд. - М.: изд.-торг. корпорация Дашков и К0, 2007. С. 9-110.







Обобщение и распространение опыта по теме исследования.



Участие во Всероссийской видеоконференции.
Диплом
«Современные интерактивные педагогические технологии»

Всероссийский сайт
«Завуч. Инфо» 2011г.


Сертификат за активное участие в педагогических чтениях
«Создание развивающей среды на уроках с использованием современных ЦОР»
Городские педагогические чтения.
2011

Сертификат за участие в городском заочном конкурсе методических сборников «Коллекция современных уроков»
Управление образование Администрации г.Тынды МБУ «Информационно-методический кабинет г. Тынды 2012



Свидетельство №60 23.04. 2012 г.
Передовой педагогический опыт на тему «Применение информационных технологий ЭОР, как условие развития ИКТ – компетентности школьника»
Картотека инновационного педагогического опыта МБУ «Информационно-методический кабинет г. Тынды 2012


Свидетельство
О публикации в электронном СМИ
Учебно-методического материала
Исследовательская работа на тему:
«Использование ИКТ в процессе обучения математики»
Web-адрес публикации:
http//nsportal/ru/node/701545
05.06.2013г.
















Результаты изучения индивидуального стиля педагогической деятельности учителя математики
Черныш Тамары Валентиновны

В рамках подготовки к переходу на ФГОС ООО 13.02.13. педагогом-психологом проводился семинар «Психологическое сопровождение личностного развития обучающихся при переходе на ФГОС ООО» для учителей, планирующих в следующем учебном году работать в 5-ых классах, в ходе которого изучался индивидуальный стиль педагогической деятельности по методике А.М.Марковой и А.Я.Никоновой.
У Черныш Т.В. выявилось сочетание эмоционально-методического и рассуждающе-методического стилей педагогической деятельности, характеризующееся высокой методичностью (систематичностью закрепления, повторения учебного материала, контролем знаний обучающихся), ориентацией на процесс и результаты обучения, адекватным планированием учебно-воспитательного процесса, высокой оперативностью и требовательностью. Ориентируясь как на процесс, так и на результат обучения, Тамара Валентиновна адекватно планирует учебно-воспитательный процесс, поэтапно отрабатывает весь учебный материал, внимательно следит за уровнем знаний всех обучающихся (как «сильных», так и «слабых»), в ее деятельности постоянно представлены закрепление и повторение учебного материала, контроль знаний обучающихся. Используя богатый арсенал методических приемов при отработке учебного материала, стремится активировать детей не внешней развлекательностью предмета, а прочно заинтересовать его особенностями.
Рекомендации по оптимизации индивидуального педагогического стиля в соответствии с требованиями ФГОС ООО:
Рекомендуется стараться меньше говорить на уроке, давая возможность в полной мере высказаться ученикам, не исправлять сразу неправильные ответы, а путем многочисленных уточнений, дополнений, подсказок добиваться, чтобы опрашиваемый сам исправил и оформил свой ответ. Собственные формулировки стараться предлагать тогда, когда это действительно необходимо.

Педагог-психолог
Малинина Н.А.










13PAGE 15




13PAGE \* MERGEFORMAT142915