Выступление на семинаре «Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках географии»

Город Москва, ГБОУ СОШ № 1137
Ильязова Ольга Николаевна учитель географии, экологии

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ Современный человек чтобы чувствовать себя в мире комфортно, должен учиться постоянно, учёба для него должна стать естественным и интересным делом. В последние годы система образования в нашей стране направлена не столько на усвоение суммы готовых знаний, сколько на формирование интеллектуальных умений, умений самостоятельной познавательной деятельности.
Выпускник XXI века живет в мире компьютеров, в международном информационном обществе, и умение пользоваться информационными технологиями во многом определяет его жизненный успех. Поэтому важно уже сейчас превратить информационное пространство школы в среду, которая обогатит ученика, сформирует у него необходимые качества. Применение информационных компьютерных технологий на уроках не только облегчает усвоение учебного материала, но и представляет новые возможности для развития творческих способностей учащихся:
- повышает мотивацию учащихся к учению;
- активизирует познавательную деятельность;
- развивает мышление и творческие способности ребёнка;
- формирует активную жизненную позицию в современном обществе.
С чем сталкиваются педагоги, пытающиеся использовать информационно-коммуникативные технологии в своей педагогической деятельности:
во-первых, учитель-предметник, должен иметь достаточную подготовку в области информатики, знать возможности компьютерной техники, испытывать к ней доверие;
во-вторых, все школьные кабинеты должны быть оборудованы компьютерами и мультимедийными проекторами;
в-третьих, имеется и соответствует всем потребностям учебного плана и преподавателя программный продукт;
в-четвертых, наличие пособий для преподавателей по программному обеспечению, где была бы представлена современная целостная методика диалогово-проблемного компьютерного освоения тем, разделов, которая бы охватывала все виды работ от составления плана до итоговых выводов.
Три основные формы работы с ИКТ на уроках :
1. Во-первых, непосредственное применение в учебном процессе.
2. Во-вторых, это применение ИКТ для организации самостоятельной работы учащихся по географии вне школьных занятий.
3. И, в-третьих, это применение информационных технологий для обеспечения познавательного досуга.
Применение в учебном процессе.
1.В зависимости от целей и задач урока информационные технологии применяю на уроке изучение нового материала, для обобщения и систематизации заданий, при выполнении практических работ, творческих заданий, при контроле знаний и умений, подготовке к ЕГЭ. С помощью мультимедиа, карт и иллюстраций, более ярко отображается природа изучаемой территории, демонстрируется на экран. Мультимедийные интерактивные средства (проектор и экран) позволяют проводить обучение учащихся с безусловным соблюдением санитарных норм использования компьютерной техники, поскольку отсутствует ее вредное воздействие на учеников. Уроки с использованием ИКТ организую на основе работы со специализированными обучающими программными средствами, которые в доступной, яркой, наглядной форме представляет учащимся теоретический материал. Работа на уроках с электронными учебниками в 6,7,8 класса и пособиями в 10-11 классах, которые разработаны в соответствии с учебниками, по которым мы работаем. Эти учебники содержат кроме теоретического материала и практические задания и тесты для закрепления.
Образовательные программы имеют в своём составе видео фрагменты, которые позволяют продемонстрировать на уроке видеосюжет, представляющий изучаемое явление с комментарием диктора. Ученики являются свидетелями происходящего на экране землетрясения, движение планет Солнечной системы или движение нашей Галактики.
2. Уроки географии должны быть яркими, формирующими познавательный интерес. Фрагменты урока нуждаются в иллюстративном материале в виде слайдов. Очень часто на уроках географии возникает потребность в частой смене карт, в использовании наглядно-иллюстративного материала по теме, в использовании дополнительного материала, выходящего за рамки учебника и т.д. В этом случае очень хорошим подспорьем становятся интерактивные карты и электронная презентация. Так при изучении раздела «Особенности природы России» в 8 классе можно представить электронные презентации, иллюстрирующие памятники природы России, такие как «Долина гейзеров на Камчатке», «Карелия - край озер и лесов», «Телецкое озеро - жемчужина Алтая», «Чудо природы - Байкал» и другие. Такие презентации позволяют создать образ описываемой территории, показывают ее красоту, уязвимость, что побуждает школьников высказывать свои мысли о значимости таких мест для человека, о необходимости их охранять, беречь.
Применение ИКТ для организации самостоятельной работы учащихся по географии вне школьных занятий.
Однако, если использовать компьютер как наглядное пособие, то это через время не приносит результата. Из такой ситуации есть выход: нужна деятельность учащихся, а не содержание готового продукта. И лучше всего проектная. Ученики сами вне урока создают презентации. Даже сопровождают презентацией подготовленный доклад, сообщение. Так, например, ученики 8-го класса подготовили для защиты проектов «Природные зоны России» презентации «Полупустыни и пустыни», «Степи», «Тундра», а ученики 7-го класса при изучении темы «Америка» презентации о «Бразилии», «Путешествие по Америке» и т. д. Таким образом, демонстрация на уроке материалов: карт, иллюстраций ландшафтов, географических объектов из источников, не доступных всем ученикам, позволяет учащимся успешно изучать новый материал, так как с помощью мультимедиа, карт и иллюстраций, более ярко отображается природа изучаемой территории, демонстрируется на экран.

Основное внимание уделяется разработке, апробации и использованию эффективных цифровых образовательных ресурсов (ЦОР), ИКТ-компетентность учителя является ключевым звеном процесса информатизации и внедрения его в образовательный процесс. Центральным хранилищем является Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов – ФЦИОР [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Полноценное внедрение ЦОР в учебный процесс позволяет осуществлять:
различные подходы к изучаемой теме
усиление мотивации обучения за счет использования различных видов деятельности и источников информации
активизацию деятельности учащихся
развитие логического, аналитического, пространственного, наглядно-образного, творческого мышления
формирование умения ориентироваться в проблеме и искать пути решения
повышать эффективность познавательной деятельности
контроль с обратной связью
постоянную методическую поддержку
создание ситуации успеха для каждого
формирование коммуникативной компетентности учащихся, так как ученики становятся активными участниками урока.
Таким образом, использование современных информационно-коммуникационных технологий на уроках и во внеурочной деятельности - это не дань моде, а необходимость, позволяющая учащимся и учителю более эффективно решать стоящие перед ними задачи.