Окружающий мир. Тема: Дикие и домашние животные. Практическая работа. Работа с разрезными карточками: распределение животных по группам (2 класс).


Тема: Дикие и домашние животные. Практическая работа. Работа с
разрезными карточками: распределение животных по группам.
Тип урока: изучение нового.
Цель урока: формировать знания о диких и домашних животных; отрабатывать умения безошибочно распределять животных на диких и домашних; показывать разнообразие домашних животных, их значение для человека; расширять словарный запас учащихся; развивать речь, память, логическое мышление; прививать любовь к животным, бережное отношение к природе.
Планируемые результаты урока:
Предметные:
Находить связи в природе, между природой и человеком.
Сравнивать объекты природы, делить их на группы.
Соотносить группы животных и их существенные признаки, различать диких и домашних животных.
Выделять характерные особенности домашних животных.
Метапредметные:
Регулятивные:
Контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания.
Принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности.
Познавательные:
Работать с разными видами информации и ориентироваться в ней.
Выполнять действия по образцу.
Задавать проблемные вопросы в ходе исследовательской деятельности и отвечать на них.
Развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять и обобщать.
Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.
Строить сообщения в устной форме.
Коммуникативные:
Развивать умение сотрудничества со сверстниками при работе в группе и в паре.
Развивать умение принимать коллективное решение.
Личностные:
Работать над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха и неуспеха в учебной деятельности.
Учиться проявлять самостоятельность в разных видах деятельности.
Работать над осознанием необходимости учения и ответственности за общее дело.
Учиться выражать своё мнение.
Оборудование:
1.Компьютер.
2.Мультимедиа.
3.Набор карточек «Дикие и домашние животные».
4.Стрелочки (для работы в учебнике).
5.Учебник: А.А. Плешаков « Окружающий мир»
6.Выставка книг о животных7. Выставка рисунков о животных.
Формы и методы:
1.Словесные методы: объяснение, описание, разъяснение, сообщение.
2.Наглядный метод.
3.Проблемно – поисковый метод.
4. Применение ИКТ (презентация).
Ход урока
І. Организационный момент
Проверка готовности рабочих мест.
Создание положительного настроя учащихся на урок.
Начинаем ровно в срок
Наш любимейший урок.
Дружно за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Пусть сегодня для нас всех
На урок придёт успех!
ІІ. Актуализация опорных знаний
Блиц-опрос о растениях «Закончи предложение».
Такие растения, как крыжовник, смородина, малина, называют... (кустарниками).
Растения, плоды которых человек употребляет в пищу, называют... (плодовыми).
Растения, из которых получают волокна, называют... (прядильными). Это лён, хлопок.
Растения, которые человек выращивает на полях, а в пищу употребляет семена (зёрна), называют... (зерновыми).
Яблоня, груша, слива — фруктово-ягодные... (деревья).
Помидор, огурец, одуванчик, крапива — ... (травянистые) растения.
Растения, которые человек выращивает на клумбах, в цветниках,
называют... (декоративными).
Растения, которые выращивает человек, называют... (культурными).
Лук, чеснок, капуста, картофель — это... (овощные) растения.
Молодцы, так много узнали о растениях.
ІІІ. Самоопределение к деятельности
- Ребята, расшифруйте анаграмму и назовите слово: кому будет
посвящён наш урок?
ОЕВЫНЖИТ
- Вспомните, на какие группы делятся животные? (Учитель на доске выставляет карточки с названиями групп животных)
Животные

звери птицы рыбы насекомые земноводные пресмыкающиеся
-Назовите признаки каждой группы животных и приведите примеры.
ІV. Изучение нового материала
1) Проблемный вопрос.
- Ребята, а на какие ещё группы можно разделить всех животных, вы
ответите в конце нашего урока.
2) Работа над загадками. (Слайды № 2, 3, 4, 5)
1. С хозяином дружит,
Дом сторожит,
Живёт под крылечком,
Хвост колечком. (Собака)
2. Посреди двора
Стоит копна:
Спереди вилы,
Сзади – метла. (Корова)
3. Кто имеет пятачок,
Не зажатый в кулачок? На ногах его копытца,
Ест и пьёт он из корытца. (Поросёнок)
4. Я копытами стучу, стучу.
Я скачу, скачу.
Грива вьётся на ветру. (Конь)
- Как можно назвать всех этих животных? (Домашние животные)
(Слайд № 6)
- Ребята, а почему мы их называем домашними животными?
3) Сообщения детей о своих домашних любимцах.
- У кого из вас дома есть животные?
- Ребятам первой группы «ПОМОЩНИКИ» было дано задание подготовить маленький рассказ о своём друге - домашнем животом.
Выступление учащихся о своих домашних животных.
(Приходько К. – кошечка, Комисаренко В. – собачка)
Приходько Кира (Слайд № 7)
У меня дома живёт кошка, её зовут Боня. Ей 1 год. Боня очень шустрая. Я очень люблю с ней играть. Самая любимая игрушка Бони – маленький
тигрёнок. Также я сама делаю ей игрушки, бумажный бантик на ниточке. Если бы вы видели как она за ним бегает! Я помогаю взрослым за ней ухаживать: кормлю, купаю. Боня – моя любимица!
Комисаренко Виолетта (Слайд № 8)
Моё домашнее животное – собака. Порода: китайская хохлатая. Кличка – Эльза. Она обожает всякие вкусняшки и фрукты. Эльза любит спать головой на подушке, как человек. А какая она хохотушка! Да, да – она может смеяться!
Учитель. К миру домашних животных относятся не только звери, но и птицы.
Вот, например, есть куры, которые несут много яиц. (Слайды № 9,10,11,12) Есть куры, у которых много мяса. Декоративные куры - это такие маленькие, красивые куры. Есть куры, предназначенные для специальных петушиных боёв.
Учитель. А я могу вам рассказать вот ещё о чём. Зимой домашних животных содержат в специальных помещениях. С появлением зелени их выгоняют на пастбища.
- Что такое пастбище. Вы знаете?
А вы знаете, как называются помещения, в которых содержатся домашние животные?
-Коров содержат в хлеву, коровнике. (Слайд № 13)
-У лошадей это помещение называется конюшня. (Слайд № 14)
- У свиней – свинарник. (Слайд № 15)
- У голубей – голубятня. (Слайд № 16)
- У кролей – крольчатники. (Слайд № 17)
-У овец – овчарня. (Слайд № 18)
-У собак- конура, вольеры. (Слайд № 19)
-Зимой, ближе к весне у многих животных рождаются детёныши. Ещё весной
у животных происходит линька.
-Кто знает, что это такое?
-Линька-это когда старая шерсть выпадает, а на её месте вырастает новая
пушистая шерсть.
- Для чего человек выращивает домашних животных? (Животные дают человеку мясо, жир, молоко, кожу, яйца, пух, перья, шерсть, мед, воск, лекарства, охраняют жилье. Животных человек использует как транспортное
средство. Человек получает радость от общения с животными.)- Как человек заботится о животных? (Кормит, чистит, следит за их здоровьем. Летом для домашних животных заготавливаются корма, до наступления
холодов утепляются жилища. Зимой и весной у домашних животных
рождаются детёныши, человек помогает ухаживать за ними.)
4) Решение проблемной ситуации.
- А как появились домашние животные?
- Ребятам второй группы «ИСТОРИКИ» было предложено найти в
исторических источниках информацию о том, как появились домашние
животные. (Легенда)
- Давайте мы с вами перенесёмся на несколько веков назад, к нашим
предкам. (Девочки рассказывают легенду и демонстрируются слайды № 20, 21, 22, 23) Давным-давно, когда ещё не было городов, машин и книг, люди жили в пещерах. Они боялись огромных страшных хищников. Древним людям было голодно, очень редко находили они себе пищу. Однажды один разумный человек стал подкармливать волков, которые ходили возле его жилья. Постепенно волки стали добрее, а их детёныши привязались к человеку, стали жить рядом с ним. Они были уже не дикими, а домашними. Так появились собаки. Они научились охранять человека от врагов, помогать ему искать и добывать пищу. Шло время. Число друзей человека среди животных росло. Теперь человек уже не может жить без своих домашних друзей и помощников.
Учитель. Человек домашних животных кормит, строит им жилища, помогает ухаживать за своим потомством. Но есть животные, которые всё это делают сами, без помощи человека.
5) Работа над загадками. (Слайды № 24, 25, 26, 27)
1. Кто зимой холодной Ходит злой, голодный? (Волк)
2. Кто в лесу глухом живёт
Неуклюжий, косолапый?
Летом ест малину, мёд,
А зимой сосёт он лапу. (Медведь)
3. Хитрая плутовка, Рыжая головка, Хвост пушистый - краса! Как зовут её? (Лиса)
4. Пышный хвост висит с верхушки
Что за резвая зверушка?
Щёлкает орешки мелко,
Ну, конечно, это … (Белка)
Учитель. Это интересно: Беличий склад может содержать до нескольких кг вкусной еды, но его нельзя разорять, иначе в самую стужу белка останется без корма.
- Как назовём этих животных? (Дикие животные) (Слайд № 28)
- Где они живут? (Дикие животные живут в лесах, полях, на лугах, живут самостоятельно в природе: добывают себе пищу, строят себе жилища, ухаживают за своим потомством.)
V. ФИЗМИНУТКА (О каких животных говорилось в нашей физминутке? - Какие животные относятся к домашним, а какие к диким?) (Слайд № 29)
VІ. Продолжение работы по теме урока.
1)Учитель. Вы уже знаете, что домашние животные произошли от диких. А сможете ли назвать родственников из дикой природы.
Свинья, собака, кошка, кролик, овцы? (Слайд № 30)
2) Сообщения детей об интересных фактах о диких животных.
- В нашем классе есть ученики, увлечённые миром животных.
Это ребята третьей группы «ПОЧЕМУЧКИ». Им было предложено найти интересную информацию о понравившемся диком животном из источников массовой информации (энциклопедий, книг, фильмов, телепередач, интернета)
Слобода Лера (Слайды № 31, 32, 33)
В передаче «В мире животных» я узнала интересные факты о жирафе.
Жираф – самое высокое животное на планете. Они умеют мычать, шипеть, рычать и свистеть. Весь этот набор звуков они используют для общения с сородичами.
Длина языка жирафа составляет около 50 сантиметров. 
Хвост жирафа может достигать длины 2,5 метра.
Несмотря на огромную длинную шею, шея жирафа на самом деле слишком коротка для того, чтобы он мог дотянуться до земли. Поэтому, чтобы поднять что-нибудь с пола, им приходится вставать на колени или широко расставлять передние ноги.
Возраст жирафа можно определить по цвету пятен на шкуре – чем они темнее, тем старше особь. Рисунок на шкуре жирафа уникален, как отпечатки пальцев у людей.
Штец Максим (Слайд № 34)
Я очень люблю читать энциклопедию о животных. И сегодня я хочу вам рассказать интересные факты о диком животном – ёжике.
Ёж – это маленькое, дикое животное. Очень похожее на колючий шарик. У него вытянутая мордочка, тонкий короткий хвостик, а вся спинка и бока покрыты острыми иголками. Поэтому он колется.
В случае опасности скручивается клубком так, что «раскрутить» этот клубок невозможно.
Иголки которые помогают ёжику защищаться, к сожалению, приносят и много хлопот ему, в них поселяются различного рода клещи, блохи, которых он достать не может. И ему приходится их терпеть. Многие люди считают, что ёжик накалывает на иголки яблоки, ягоды собирая себе запасы, но это не так. Делает это он только для борьбы с клещами и блохами, которые не любят кислоты которые есть в ягодах и фруктах. А питается ёжик насекомыми, ягодами.
Ежи обитают в лесах, степях, парках. Активны они в основном ночью.
Зимой они впадают в спячку.
Громцева Маргарита (Слайд № 35)
Недавно на уроке внеклассного чтения мы читали рассказы о «Братьях наших меньших». И мне хотелось бы рассказать вам о медвежонке из рассказа «Медведко», который написал Дмитрий Мамин-Сибиряк.
Речь в нём шла про медвежонка, казалось бы, неуклюжий, косолапый, а смог столько набедокурить. Ударил собаку лапой, залез в шкаф с посудой, заснул в чулане прямо в ящике с мукой. Вот какой оказался озорной зверёк!
Учитель. - Кто заботится об этих животных?
- Как вы думаете, кому из животных живётся труднее, диким или домашним? - Как люди могут помочь диким животным?
VІІ. Закрепление и осмысление изученного материала
1) Работа по учебнику.
- Ребята, рассмотрите рисунки из учебника на стр.73.
- Что получает человек от домашних животных?
- Покажите это с помощью стрелок из цветной бумаги. Придумайте
название полученной модели. (Помощь животных людям)
Корова – молоко, сырКуры – мясо, яйцоОвцы - мясо, шерстьПчела – мёд 2) Игра «Какое из животных лишнее?» (Слайд№36)
Кошка-собака-олень-корова Медведь-крокодил-волк-овца
Коза-петух-заяц-свинья Волк-лиса- верблюд-носорог
.
VІІІ. Рефлексия
1) Практическая работа (Слайд № 37)
- Сейчас мы выполним практическую работу.
Группа «ПОМОЩНИКИ» должны домашних животных поместить в
места своего обитания.
Группа «ПОЧЕМУЧКИ» должны диких животных поместить в места
своего обитания.
Группа «ИСТОРИКИ» должны найти маму детёныша животного.
2) Взаимопроверка.
ІХ. Домашнее задание Чтобы продолжить наше удивительное путешествие в мир животных
запишем домашнее задание. Дома вы ещё раз прочитаете в учебнике о диких и домашних животных на с.72-75. Помните, когда мы проводили урок внеклассного чтения и делали проект «О братьях наших меньших», у нас осталась вторая часть проекта незавершённой. Так мы с вами сможем его закончить. Вам нужно взять фото своего домашнего питомца или нарисовать его и написать несколько предложений о своём маленьком друге. И каждый из вас сможет познакомиться с вашими любимцами.
Х. Подведение итогов (Слайд № 38)
- Ребята, помните, в начале урока я вас просила подумать на какие 2 группы можно ещё разделить всех животных? (Дикие и домашние).
Вывод: Ребята, какие бы животные ни были, дикие или домашние, мы должны с вами помнить, что мы люди, а они братья наши меньшие. И они ждут от нас уважения и заботы, бережного отношения. Больше читайте о них, смотрите передачи. И прежде чем заводить животное, познакомьтесь с его повадками. Учитесь ухаживать за своими питомцами. Будьте ответственными и милосердными хозяевами.
-Послушайте стихотворение и подумайте, как мы должны относиться ко всему живому на Земле?
Дерево, цветок, трава и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
Нор звериных, птичьего гнезда
Разорять не будем никогда.
Пусть птенцам и маленьким зверятамХорошо живётся с нами рядом.