Из опыта работы КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ
В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Г.Г.Шарафутдинова
В условиях модернизации российского образования впервые появилось направление на признание прав и реализацию потребностей в предоставлении равных с другими возможностей людям с ОВЗ, что, в свою очередь, было вызвано переосмыслением обществом и государством своего отношения к ним. Разработка вариативных стратегий для людей с особыми образовательными потребностями послужила началом развития толерантных отношений в российском обществе.
Данные обследования детей за последние десять лет констатируют тенденцию увеличения количества детей дошкольного и раннего возраста с различными отклонениями в развитии. Рост числа инвалидов, с одной стороны, увеличение внимания к каждому из них независимо от его физических, психических и интеллектуальных способностей, с другой стороны, – все это предопределяет важность социальной адаптации детей с ограниченными возможностями. Среди многочисленных проблем, с которыми сталкиваются родители ребенка с ограниченными возможностями, на первый план выступают две наиболее значимые. Первая и основная – это отношение окружающих к ребенку и к семье в частности. Вторая – это получение доступного и достойного образования для ребенка.
В нашей стране актуальным становится инклюзивное (включенное) образование детей с ограниченными возможностями. Инклюзивное образование предполагает, что дети с ограниченными возможностями и здоровые дети будут посещать одни детские сады и школы. Можно предположить, что здоровые дети будут терпимее относится к детям с ограниченными возможностями и по возможности помогать им.
Таким образом, руководствуясь статьей 24 Конвенции ООН "О правах инвалидов" дошкольное образование является первой ступенью в реализации права на инклюзивное образование на всех уровнях обучения в течение всей жизни человека". 
Для того, чтобы упорядочить деятельность образовательных организаций, с целью реализации Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" 28 августа 2013г. разработали и утвердили федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. На государственном уровне был провозглашен главный принцип стандарта - поддержка и развитие каждого ребенка, вне зависимости от его особенностей. Включение в общий образовательный поток детей с ограниченными возможностями развития является перспективным направлением развития дошкольного образования.
Руководствуясь Федеральным законом, наш детский сад успешно внедряет в свою практику принципы инклюзивного образования. Все они взаимосвязаны и регулируют деятельность всего педагогического коллектива.
Одним из важнейших принципов является принцип вариативной предметно-развивающей среды - включение в коллектив детей с различными особенностями в развитии предполагает наличие необходимых развивающих и дидактических пособий, средств обучения, безбарьерной среды, с учетом структуры нарушений в развитии (в группах организованы: сенсомоторная зона, зона дидактических игр, зона творческих игр, уголок уединения).
При инклюзивном подходе выигрывают все дети, потому что он предполагает индивидуальный и дифференцированный методы в организации и проведении образовательного процесса. Инклюзия означает полную интеграцию ребенка с ОВЗ в жизнь группового сообщества других детей.
Цель инклюзии - организация предметно-развивающей среды и образовательного процесса с условием успешной реализации индивидуальной образовательной программы ребенка с ОВЗ.
Для детей с ОВЗ в зависимости от структуры дефекта предъявляем и различные требования к организации предметно-развивающей среды.
Всё оборудование должно быть изготовлено из безопасных для ребёнка материалов, вызывать к себе интерес. Материал должен быть ярким, крупным, более упрощенным по сравнению с материалом для детей с условной нормой развития, прочным и безопасным. Использование речевых карт, средств ИКТ и ТСО. Наполняемость среды должна быть разнообразной и в достаточном количестве.
Возможность внедрения инклюзивного образования в нашем ДОУ обусловлена:
1.Наличием условий предметно-развивающей среды (кабинеты учителей-дефектологов, учителя логопеда, музыкально-физкультурный зал, зал ЛФК, оснащенный специальным оборудованием, медицинский блок, включающий кабинеты физиотерапии, массажа, процедурный);
2. Наличием кадровых условий, высоким профессионализмом педагогов ДОУ.
3.Наличием программно-методического обеспечения коррекционно-развивающего процесса, в том числе авторскими программами педагогов ДОУ.
4. Наличие большого количества детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Мы стараемся каждого ребёнка обеспечить психологической поддержкой и вниманием. Учитывая то, что дошкольное учреждение посещает ребёнок, не читающий и познающий мир через взаимодействие с предметным окружением, крайне важным считаем укрепление материально-технической базы за счёт создания содержательной предметно-развивающей среды в каждой группе в соответствии с возрастными требованиями и структурой дефекта. Ведь среда является одним из основным средств развития личности ребёнка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. В группах, где растут дети с особыми образовательными потребностями, проблема коррекции и устранения нарушений в развитии, мы рассматриваем с позиций оздоровления и обогащения за счёт правильно организованной коррекционно-развивающей среды. Педагогические условия, в которых находятся эти дети, мы стараемся создать "провоцирующими" развитие. В групповых помещениях имеются в достаточном количестве игрушки и пособия, позволяющие детям осваивать все виды детской деятельности и области знания дошкольника: дидактические игры для познавательно-речевого развития, уголки по формированию сенсорных эталонов, естественно-научных представлений, экологические, по изобразительной деятельности, уголки книг, в старших группах - уголки опытно-экспериментальной работы. В группах категорически исключаются ситуации, ведущие к пониженной самооценки у ребёнка, делается всё для самореализации каждого. Пространство всех групповых комнат организовано так, что дети могут заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу.
Вся воспитательно-образовательная и коррекционно-оздоровительная работа в нашем детском саду строится в тесном контакте медицинского, педагогического и обслуживающего персонала, тем самым мы создаем единую коррекционно-развивающую среду для здоровых детей и детей с ОВЗ. Одной из задач годового плана является осуществление тесной связи в работе специалистов детского сада для развития познавательной активности детей и успешной подготовки к обучению в школе. С этой целью в течение года проводятся медико-педагогические консилиумы, позволяющие своевременно внести изменения в программу индивидуальной коррекционной помощи детям.
В построении коррекционной среды большое значение имеет взаимодействие всех специалистов детского сада. В детском саду сложилась определенная система работы по охране, укреплению здоровья, а также по коррекции имеющихся проблем в развитии воспитанников. Лечебно-оздоровительные комплексы подбираются врачом по лечебной физкультуре индивидуально для каждого ребенка в соответствии с заболеванием. Для этого в зале по лечебной физкультуре имеется необходимые тренажёры, различные ходунки, сухой бассейн; батут; аппарат для механотерапии (аналог аппарата Дикуля). Для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в коридоре вдоль стен размещены удобные перила.
Всю многоплановую медико-педагогическую работу строим по принципу взаимопроникновения двух институтов - детского сада и семьи. Важным условием преемственности в работе с семьями воспитанников считаем установление доверительного делового контакта. Детский сад сегодня - это открытое образовательное пространство, мы стараемся, чтобы эта открытость шла от нас, педагогов. Родители являются активными участниками совместных мероприятий, досугов и праздников, проводимых в детском саду, а также оказывают помощь в благоустройстве территорий.
Таким образом, предметно-развивающая среда выступает в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности ребенка, его социальной адаптации в обществе; она обогащает личностное развитие, способствует раннему проявлению разносторонних способностей в условиях инклюзивного образования.