Паспорт проекта Организация инклюзивного образовательного пространства для детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС

ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Наименование проекта 
Организация инклюзивного образовательного пространства в МБОУ СОШ №16 с.Кулешовка для детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС

Основания для разработки проекта
1. «Об образовании» – Закон Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 (ред. от 27.12.2009).
2. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» - Закон Российской федерации от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ (с дополнениями и изменениями).
3. «Об утверждении Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья» – Постановление Правительства РФ от 12 марта 1997 г. № 288 (в ред. от 10 марта 2009 г.).
4. «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПК) образовательного учреждения» – Письмо Министерства образования Российской Федерации от 27.03.2000 № 27/901-6.
5. «О концепции интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (со специальными образовательными потребностями) – Письмо Минобразования РФ от 16.04.2001 № 29/1524-6.
6. «О единых требованиях к наименованию и организации деятельности классов компенсирующего обучения и классов с задержкой психического развития» – Письмо Минобразования РФ от 30 мая 2003 г. № 27/2887-6.212
7. «Об утверждении классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы» – Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 22 августа 2005 г. № 535.
8. «О порядке и условиях признания лица инвалидом» – Постановление правительства РФ от 20 февраля 2006 г. № 95 (в ред. от 07.04.2008 № 247).
9. «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами» – Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.04.2008 № АФ-150/06.
10. «Индивидуальная программа реабилитации ребенка-инвалида, выдаваемая федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы». Приложения № 2 и № 3 к приказу Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 4.08.2008 г. № 379н.
11. «Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года» – Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 года № 1662-р.
12. «Об утверждении положения о психолого-медико-педагогической комиссии» – Приказ Министерства образования и науки РФ от 24 марта 2009 года № 95.
13. «Об утверждении Единого квалификационного справочника руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» – Приказ Минздравсоцразвития России № 593 от 14 августа 2009 г.
14. «О совершенствовании комплексной многопрофильной психолого-педагогической и медико-социально-правовой помощи обучающимся, воспитанникам» (вместе с «Методическими рекомендациями по расчету бюджетных ассигнований на оказание государственным (муниципальным) учреждениям для детей, нуждающихся в психолого- педагогической и медико-социальной помощи, государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) на основе государственного (муниципального) задания») – Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 сентября 2009 г. 29
15. «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» – Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 года № 373.
16. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» – Утверждена Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым 04 февраля 2010 года, Пр-271.
17. "Об образовании в Российской Федерации" Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ.
18. "О ратификации Конвенции о правах инвалидов" Федеральный закон Российской Федерации от 3 мая 2012 г. N 46-ФЗ
19. "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. №597
20. "О мерах реализации государственной политики в области образования и науки" Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. №599
21. "О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы" Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. №761
22. "О коррекционном и инклюзивном образовании детей" Письмо Заместителя министра МИНОБРНАУКИ РОССИИ ИР-535/07 от 07.06.2013 года.
23. "Об осуществлении мониторинга системы образования" Постановление Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. N 662.
24. "Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования" Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. №1015.
25. "Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии" Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 20 сентября 2013 г. N 1082 г. Москва.

 

Автор – разработчик
 
Федорова Елена Сергеевна

Исполнители
 
Педагогическое сообщество МБОУ Кулешовской СОШ №16

Сроки реализации
апрель 2017 – июнь 2018

Цель проекта
разработка модели инклюзивного образовательного пространства школы

Задачи:
Разработать нормативно-правовую базу школы по проблеме (локальные акты).
Организовать повышение профессиональной компетентности педагогов и специалистов по проблемам инклюзивного образования.
Создать условия для открытия инклюзивных классов с разными возможностями
создать единую психологически комфортную образовательную среду для детей, имеющих разные стартовые возможности;
Создать систему развития толерантности в окружающем социуме.
Совершенствовать систему просвещения родителей (законных представителей);
Разработать адаптированные образовательные программы для детей с ОВЗ.
Апробировать теоретическую модель инклюзивного образования в общеобразовательной школе
Обеспечить диагностирование эффективности процессов коррекции, адаптации и социализации детей с ОВЗ в образовательном пространстве школы.

Основные мероприятия проекта
Разработка распорядительных документов
Курсовая подготовка педагогов.
Организация консультативной помощи педагогам по разработке и внедрению специальных образовательных программ воспитания толерантного отношения к детям с ОВЗ и детям-инвалидам
Стимулирование педагогов на самообразование и инновационную деятельность по проблеме.
Мероприятия по расширению материально-технического и учебно-методического оснащения образовательного учреждения
Адаптация содержания образовательной программы в различных предметных областях
Непосредственная работа с детьми ОВЗ и детьми-инвалидами;
Коррекционно-развивающая работа;
Социальная адаптация;
Работа “Родительского клуба”;
Создание условий, обеспечивающих охрану жизни, сохранение, коррекцию и развитие здоровья у обучающихся
Подготовка и публикация на школьном сайте материалов по вопросам инклюзивного образования


Объемы и источники финансирования проекта
 Федеральный бюджет
Муниципальный бюджет

Система контроля
Координацию работы и контроль  исполнения проекта осуществляет администрация школы.
Контроль целевого использования финансовых средств осуществляет директор школы.

Пояснительная записка
Введение
Актуальность проекта.
Ежегодное увеличение количества детей с ограниченными возможностями здоровья, приходящих в ОУ, заставляет современное образование находить способы для расширения его доступности таким детям.
В нашем ОУ обучается 910 человек, среди которых 22 обучающихся с ОВЗ, что составляет около 2,5 %. Из них 6 человек находятся на индивидуальном домашнем обучении ( 1- ЗПР, 2 – умственная отсталость, 3 – онкобольных) трое из начального и трое из среднего звена. 16 человек обучаются в обычных классах по адаптированной программе (1- легкая умственная отсталость, 15 – ЗПР), четверо из начальной школы и 12 из среднего звена. Плюс к 22 обучающимся есть трое обучающихся, которые переведены на адаптированную программу с нормой интеллекта, но по медицинским показателям (после ДТП и перенесенного заболевания).
Содержание  проблемы и обоснование необходимости
Образование детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание для них психологически комфортной коррекционно-развивающей образовательной среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах образовательных стандартов,; для их самореализации и социализации через включение в разные виды социально значимой и творческой деятельности, формирование толерантного отношения сверстников к таким учащимся через совместную деятельность и взаимопомощь
Не менее важной задачей современного образования является включение родителей детей с ОВЗ в образовательное пространство с целью расширения их знаний и представлений об особенностях развития их детей, с целью сотрудничества для достижения максимально положительных результатов.
Внедрение проекта в нашей школе будет способствовать повышению степени интеграции детей с особенностями в развитии в социальную среду.
Цель и задачи проекта
Цель: разработка модели инклюзивного образовательного пространства школы.
Задачи:
Разработать нормативно-правовую базу школы по проблеме (локальные акты).
Организовать повышение профессиональной компетентности педагогов и специалистов по проблемам инклюзивного образования.
Создать условия для открытия инклюзивных классов с разными возможностями
Создать единую психологически комфортную образовательную среду для детей, имеющих разные стартовые возможности;
Создать систему развития толерантности в окружающем социуме.
Совершенствовать систему просвещения родителей (законных представителей);
Разработать адаптированные образовательные программы для детей с ОВЗ.
Апробировать теоретическую модель инклюзивного образования в общеобразовательной школе
Обеспечить диагностирование эффективности процессов коррекции, адаптации и социализации детей с ОВЗ в образовательном пространстве школы.
Этапы реализации проекта
  этап
Задачи
сроки

Подготовительный
 
курсовая переподготовка педагогов;
создание рабочей группы по разработке проекта «Обучение и социализация детей с ограниченными возможностями в инклюзивном образовательном пространстве ОУ»;
формирование нормативно-правовой, методической, образовательной, психолого-медико-социальной базы;
создание консультативно-справочных стендов по организации инклюзивного образования в ОУ;
приобретение и распространение в ОУ различных изданий по инклюзивному образованию.
создание банка данных о детях с ограниченными возможностями здоровья, в том числе, детях-инвалидах в ОУ;
адаптация содержания образовательной программы в различных предметных областях в связи с полученным банком данных о детях;

апрель 2017 – сентябрь 2017

Этап запуска проекта 
подготовка и публикация на школьном сайте материалов по вопросам инклюзивного образования
создание благоприятного микроклимата в ОУ для обучающихся с ОВЗ и их одноклассников.
психологическая, педагогическая и социальная поддержка детей с ОВЗ и их семей
забота школьного психолога с детьми с ОВЗ и их семьями с целью диагностики особых образовательных потребностей обучающихся и консультативной деятельности с родителями (законными представителями)

сентябрь 2017

Основной этап развертывания проекта
диагностика индивидуальных особенностей развития детей инклюзивных классов.
междисциплинарное оценивание ресурсов и дефицитов детей, составление индивидуальных образовательных маршрутов и индивидуальных образовательных планов.
планирование образовательного процесса с учетом индивидуальных образовательных потребностей учащихся
организация совместной жизнедеятельности детей в условиях инклюзивного класса.
оценка эффективности инклюзивного образовательного процесса.
октябрь 2017 – май 2018

Завершающий этап проекта
контроль и анализ реализации проекта и достигнутых результатов,
определение проблем, возникших в ходе реализации проекта, путей их решения
составление перспективного плана дальнейшей работы в этом направлении.

июнь 2018

 
Ожидаемые результаты:
выход детей с ОВЗ из состояния изолированности от общества;
реализация конституционных прав детей с ОВЗ на образование в соответствии с их возможностями;
получение ими образования в соответствии с индивидуальными возможностями;
реализация себя в обществе;
повышение качества жизни;
организация дистанционного обучения детей-инвалидов, не посещающих по состоянию здоровья образовательное учреждение;
оказание доступной, качественной комплексной психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям с ОВЗ в образовательном учреждении.
Критерии  оценки реализации проекта:
Критерий
Показатели

Реализация индивидуального подхода к детям.
Составление индивидуальных образовательных программ и индивидуальных образовательных маршрутов

Обеспечение условий для самостоятельной активности ребенка.
Организация развивающей среды, наличие в режиме дня времени и форм для самостоятельной активности ребенка

Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению детей с разными образовательными потребностями.
Активное включение в образовательный процесс всех его участников.

Междисциплинарный подход.
Междисциплинарное проведение и обсуждение диагностики, составления и реализации ИОП.

Партнерское взаимодействие с семьей.
Организация работы родительского клуба, консультации родителей по волнующим их вопросам


Мероприятия по реализации проекта

Наименование мероприятий
 
Срок исполнения
Исполнители

1.    Нормативно – правовое и организационное обеспечение

1.1.
Формирование нормативно-правовой базы. Издание распорядительных документов
апрель 2017 – сентябрь 2017
администрация школы

1.2.
Уточнение списочного состава учащихся ОУ – дети с ОВЗ, дети-инвалиды
апрель 2017 – сентябрь 2017
администрация школы

1.3.
Создание рабочей группы по разработке и реализации проекта «Обучение и социализация детей с ОВЗ в инклюзивном образовательном пространстве ОУ»
апрель 2017
администрация школы

1.4.
Организация обучения сотрудников на базе областного ИПКиПРО
апрель 2017 – сентябрь 2017
администрация школы

1.5.
Организация обучения сотрудников на базе ОУ
апрель 2017 – июнь 2018
педагогическое сообщество

1.6.
Проведение педагогического совета по теме «Обучение и социализация личности ребёнка с ОВЗ в инклюзивном пространстве ОУ»
август 2017
рабочая группа по разработке и реализации проекта

1.7.
Обеспечение школы необходимым оборудованием, методическими пособиями, создание доступной среды
апрель 2017 – сентябрь 2017
администрация школы

1.8
подготовка и публикация на школьном сайте материалов по вопросам инклюзивного образования
апрель 2017 – июнь 2018
администрация школы, инженер-программист

1.9.
Контроль за реализацией проекта по инклюзивному образованию
апрель 2017 – июнь 2018
рабочая группа по разработке и реализации проекта

2. Работа с родителями

2.1
Проведение общих школьных собраний
сентябрь 2017- май 2018
администрация школы, педагог-психолог

2.2.
Работа родительского клуба
сентябрь 2017- май 2018
педагогическое сообщество

2.3
Индивидуальная психологическая помощь семьям обучающихся с ОВЗ
апрель 2017 – июнь 2018
педагог-психолог

3. Организация образовательного процесса

Обучающиеся

3.1.
Проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, внедрение программ воспитания толерантного отношения детей и подростков к детям с ОВЗ и детям-инвалидам
сентябрь 2017- май 2018
классные руководители, психолог, логопед, дефектолог, педиатр

3.2
Проведение цикла «Уроков доброты»
сентябрь 2017- май 2018
классные руководители, педагог-психолог

3.3
Организация участия детей в акциях милосердия
ноябрь 2017, апрель 2018
зам по УВР, классные руководители

3.4
Проведение конкурса творческих работ «Мы делаем мир добрее», «Доброта в нашем сердце»
октябрь 2017, январь 2018
зам по УВР, классные руководители

3.5
Проведение флэш-моба с участием детей и родителей, посвященного включению детей с ОВЗ в общую образовательную среду
май 2018
зам по УВР, классные руководители, музыкальные руководители

3.6
Проведение игры-викторины «Мой сосед – ветеран войны»
февраль 2018
зам по УВР, классные руководители

Учителя

  3. 7.
Индивидуальное планирование  работы учителями
август 2017
учителя-предметники

3.8
Проведение диагностики по УУД в интегративных классах
сентябрь 2017 – май 2018
рабочая группа по разработке и реализации проекта

3.9
Адаптирование тематических блоков в программе интегративных классов
сентябрь 2017– май 2018
учителя-предметники, рабочая группа по разработке и реализации проекта

3.10
Совместное планирование и скоординированное проведение занятий по предметам.
сентябрь 2017– май 2018
учителя-предметники

3.11
Взаимопосещение и проведение открытых уроков, занятий учителями-предметниками.
сентябрь 2017– май 2018
учителя-предметники


Осуществление плана работы по преемственности начальной и основной школы.
сентябрь 2017– май 2018
учителя-предметники, рабочая группа по разработке и реализации проекта


Методический анализ результатов и хода осуществления проекта
май – июнь 2018
рабочая группа по разработке и реализации проекта


15