Педагогический совет: «Организация инклюзивного образования детей с ОВЗ и детей-инвалидов в МАОУСОШ№5 г. Челябинска: результаты, опыт и перспективы».


Педагогический совет: «Организация инклюзивного образования детей с ОВЗ и детей-инвалидов в МАОУСОШ№5 г. Челябинска: результаты, опыт и перспективы».
Основной доклад
Создание всеобъемлющих условий для получения образования детьми с учетом их психофизических особенностей следует рассматривать в качестве основной задачи в области реализации права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья.
Современная система образования ориентирована на тех, кто отвечает определённым требованиям, на детей, способных обучаться по общей для всех программе. В результате получается, что учащиеся с особыми образовательными потребностями выпадают из общего образовательного процесса. Эту проблему в современной школе призвано решить инклюзивное образование.
Детям с ОВЗ сегодня не обязательно посещать специальные учреждения, напротив, лучше адаптироваться к жизни они смогут в общеобразовательном учреждении. Здоровым же детям это позволит развить толерантность и ответственность.
Слайд 2 - 5.
Основная цель образовательного учреждения, вступившего на путь развития инклюзивной практики — создание специальных условий для развития и социальной адаптации учащихся с особыми образовательными потребностями и их сверстников.
А цель деятельности учителя, реализующего инклюзивную практику — создать оптимальные условия для развития позитивных потребностей каждого ребенка, обучающегося в инклюзивном классе.
Для достижения этой цели учитель в своей профессиональной деятельности решает задачи:
1. Создание условий для освоения образовательной программы всеми учащимися инклюзивного класса:
— организация в классе безбарьерной, развивающей предметной среды;
— создание атмосферы эмоционального комфорта, формирование
взаимоотношений в духе сотрудничества и принятия особенностей каждого;
— формирование у детей позитивной, социально направленной учебной мотивации;
— применение адекватных возможностям и потребностям обучающихся современных технологий, методов, приемов, форм организации учебной работы;
— адаптация содержания учебного материала, выделение необходимого и достаточного для освоения ребенком с ОВЗ;
— адаптация имеющихся или разработка необходимых учебных и
дидактических материалов и др.
PAGE 2
2. Создание условий для адаптации детей с ОВЗ в группе сверстников, школьном сообществе:
— организация уроков, вне учебных и внеклассных мероприятий с
использованием интерактивных форм деятельности детей;
— организация внеклассной работы, направленной на раскрытие
творческого потенциала каждого ребенка, реализацию его потребности
в самовыражении, участии в жизни класса, школы;
— использование адекватных возможностям детей способов оценки их учебных достижений, продуктов учебной и вне учебной деятельности.
3. Привлечение дополнительных ресурсов, поддержки:
— привлечение специалистов психолого - педагогического сопровождения к участию в проектировании и организации образовательного процесса в инклюзивном классе;
— формирование запроса на методическую и психолого педагогическую поддержку как со стороны специалистов школы, так и со стороны «внешних» социальных партнеров — методического центра, ППМС центра, общественных организаций;
— организация взаимодействия с родителями в духе сотрудничества и разделения ответственности.
4. Повышение профессиональной компетенции.
Слайд 6.
Организационно-педагогические условия ориентированы на полноценное и эффективное получение образования всеми обучающимися образовательного учреждения, реализующего инклюзивную практику. Непосредственно в рамках образовательного процесса должна быть создана атмосфера эмоционального комфорта, формирование взаимоотношений в духе сотрудничества и принятия особенностей каждого, формирование у детей позитивной, социально - направленной учебной мотивации.
Слайд 7.
Важным компонентом является создание условий для адаптации детей с
ограниченными возможностями здоровья в группе сверстников, школьном
сообществе, организация уроков, вне учебных и внеклассных мероприятий
с использованием интерактивных форм деятельности детей, организация
внеклассной работы, направленной на раскрытие творческого потенциала
каждого ребенка, реализацию его потребности в самовыражении, участии в
жизни класса, школы, а также использование адекватных возможностям детей способов оценки их учебных достижений, продуктов учебной и вне учебной деятельности.
Для детей с ОВЗ это означает, что они будут находиться в такой образовательной среде, в которой им будет комфортно, где появится возможность добиться успеха, где они будут нужны. Поэтому не вызывает сомнение тот факт, что проблема образования детей с ОВЗ – одна из самых актуальных в современном российском обществе.
В нашей школе инклюзивно обучаются дети с ОВЗ и дети - инвалиды. Контингент (Слайд 8)

МАОУ «СОШ№5 г. Челябинска» является общеобразовательной школой и в ней интегрировано в общеобразовательных классах обучаются дети с ОВЗ и дети - инвалиды согласно заявлениям родителей.

Класс Дети ОВЗ Дети Инвалиды
1-4
5-9
10-11
Всего:
На сегодняшний день администрация и педагоги нашей школы принимают детей с особыми образовательными потребностями независимо от их социального положения, физического, эмоционального и интеллектуального развития.
Одним из наиболее важных условий перехода к инклюзивной форме образования является сопровождение и поддержка детей с ОВЗ.
При поступлении ребенка, имеющего ограниченные возможности здоровья в школу, педагоги знакомятся с самим ребенком и его семьей, узнают об особенностях, интересах, сильных и слабых сторонах своего ученика, происходит постепенное установление контакта. Изучается медицинская карта ребенка, проводится диагностическое обследование.
Содокладчик: М Д.А., социальный педагог (Социализация обучающихся с ОВЗ и детей — инвалидов в классе и школе)
Построение эффективной системы сопровождения позволит решать проблемы развития детей внутри образовательной среды школы.
Слайд 9 - 16 Анкетные данные: уровень школьной мотивации, комфортности в школе, классе. (Приложение в слайдах)
Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) можно рассматривать как комплексную технологию психолого-педагогической поддержки и помощи ребенку и родителям в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации со стороны специалистов разного профиля, действующих координировано.
Функции сопровождения в нашей школе возложены на психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПК), который дает возможность педагогам и специалистам активно взаимодействовать друг с другом.
Слайд 17.
Деятельность консилиума осуществляется по разработанному плану, включающему в себя три этапа:
Подготовительный (сентябрь - октябрь)
Промежуточный (декабрь)
Итоговый (май)

В течение года проводятся плановые (три заседания согласно этапам работы) и внеплановые заседания консилиума. Внеплановые заседания проводятся по запросам специалистов, организующих коррекционно - развивающую работу с детьми (учителя, педагог-психолог, социальный педагог), а также по запросам родителей (законных представителей) обучающихся школы.
Консилиум участвует в разработке индивидуального коррекционного образовательного маршрута, отслеживает динамику развития ребенка с ОВЗ, в случае необходимости вносит необходимые коррективы. Члены консилиума помогают педагогам в выборе адекватных методов и средств обучения, а также в случае необходимости консультируют родителей.
Слайд 18.
В нашей школе индивидуальное сопровождение осуществляется поэтапно:
1. Сбор и анализ информации о ребенке, имеющем ограниченные возможности здоровья;
2. Составление ИКОМа (индивидуального коррекционного образовательного маршрута);
3. Решение поставленных задач;
4. Анализ ситуации развития ребенка, корректировка дальнейших действий.
Решение о необходимости сопровождения может осуществляться по заявлению родителей (законных представителей) ребенка с ОВЗ и/или на основании заключения психолого-медико-педагогического консилиума школы (ПМПк).
Слайд 19.
Индивидуальный коррекционный образовательный маршрут – это документ, регламентирующий и определяющий содержание коррекционно - развивающей деятельности с ребенком, имеющим проблемы в психическом и физическом развитии и семьей, воспитывающей такого ребенка.
Индивидуальный коррекционный образовательный маршрут составляется с учетом особенностей школьника (состояния здоровья, уровня физического развития, особенностей развития психических процессов, уровня усвоения программы), и включает в себя следующие направления работы:
формирование навыков самообслуживания;
коммуникативная деятельность;
образовательная деятельность;
этика отношений.
ИКОМ заполняется 1 раз в квартал, исходя из результатов промежуточного диагностирования педагогом- психологом. С ним обязательно знакомим родителей ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
На этом этапе идет последовательная работа с обучающимся по вхождению в социальную жизнь школы, постепенное включение ребёнка в различные образовательные ситуации и режимные моменты.
В зависимости от результатов промежуточного обследования педагогом-психологом своевременно вносятся изменения в ИКОМ, для более качественного осуществления образовательного процесса и действенности его для ребенка, имеющего ограниченные возможности здоровья.
Здесь важно не забывать, что помощь педагогов должна быть разумно дозирована, носить направляющий характер и побуждать ребенка к самостоятельности, необходимо поддерживать ребенка, дать ему возможность почувствовать его успехи.
Важное значение для обеспечения эффективной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении имеет проведение информационно-просветительской, разъяснительной работы по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса — обучающимися, их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.
Содокладчик: П.Т.Н., педагог — психолог (Психологическое сопровождение обучающихся с ОВЗ и детей — инвалидов в школе)
Обучение детей с ОВЗ проводится на основе программ для общеобразовательных учреждений, составленных в соответствии с требованиями к обязательному минимуму содержанию начального общего, основного общего и среднего общего образования. Учитель должен адаптировать содержание обучения с учетом уровня и особенностей развития обучающихся с ОВЗ.
Такие дети испытывают серьезные трудности в школе: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа воспринимается ими как враждебная среда. У детей с ОВЗ наблюдается повышенная утомляемость, не сформирована целенаправленная деятельность. У них можно выделить некоторые типичные особенности: небольшой словарный запас, слабая техника чтения, неумение обобщать прочитанное, затруднения в области применения знаний. Учащиеся с ОВЗ также не способны самостоятельно организовать свою деятельность при выполнении заданий, включающих несколько операций, так как у них фактически отсутствует способность контролировать свои действия. Так, при работе с текстом дети с ЗПР не могут самостоятельно отличить материал, подлежащий запоминанию, и те дополнительные опоры, которые при этом использовались; при выполнении упражнений они не пытаются проанализировать возможные способы выполнения и найти наиболее рациональный, поскольку учебная и мыслительная деятельность у таких детей характеризуется инертностью и малоподвижностью.
Для этих детей характерно неумение управлять своим вниманием, памятью, нежелание думать, поэтому усвоение знаний у них происходит формально. Учащиеся с ОВЗ стремятся избежать умственной работы и ищут различные обходные пути, освобождающие их от необходимости активно мыслить. В результате появляется так называемая "систематическая интеллектуальная недогрузка", которая приводит к значительному снижению умственного развития.
Слайд 20.
Немаловажной частью работы с детьми, имеющими ОВЗ, является диагностика, результаты которой позволяют учителю внести коррективы при планировании и проведении уроков, родителям оценить степень продвижения ребенка в своем развитии. Существуют следующие виды диагностики:
- индивидуальная диагностика, выявление особенностей интеллекта, внимания, памяти, мышления, речи;
- диагностика родителей детей с ОВЗ;
- исследование уровня тревожности, агрессивности, мотивации учения;
- изучение особенностей взаимоотношений со сверстниками;
- изучение позиции «Педагог-ученик»
Слайд 21.
Это поможет педагогу и родителям проследить, насколько изменились следующие характеристики:
- показатели в индивидуальном развитии учащихся с ОВЗ;
- устойчивость эмоционально-волевой сферы школьников;
- физиологическое и психологическое благополучие участников образовательного процесса;
- сформированность общей культуры родителей и учащихся по отношению к детям с ОВЗ;
- функционирование профилактической службы школы, способной оказать своевременную психолого-педагогическую помощь.
На протяжении всей работы учителя должны вести документ наблюдения, в котором отслеживают динамику развития ребенка с ОВЗ.
Этот документ (составная часть АОП) позволяет объективно оценить возможности ребенка; выявить проблемы, с которыми необходимо работать; сформулировать конкретные задачи в работе с данным ребенком.
Слайд 22.
В качестве показателей результативности и эффективности коррекционной работы рассматриваются:
— динамика индивидуальных достижений учащихся с ОВЗ по освоению
предметных программ;
— создание необходимых условий для обеспечения доступности качественного
образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (формы обучения, оптимизирующие коррекционную работу, и наличие соответствующих материально- технических условий).
Слайд 23. Инклюзивное обучение должно строиться на следующих принципах:
- принцип индивидуального подхода предполагает выбор форм, методов и средств обучения и воспитания с учётом индивидуальных образовательных потребностей каждого из детей;
- принцип поддержки самостоятельной активности ребёнка предполагает решение задачи формирования социально активной личности;
- принцип активного включения в образовательный процесс всех его участников предполагает создание условий для понимания и принятия друг друга с целью достижения взаимодействия на гуманистической основе;
- принцип междисциплинарного подхода предполагает совместную работу специалистов ОУ;
- принцип вариативности в организации процессов обучения и воспитания предполагает наличие вариативной развивающей среды.
Существует большое количество направлений работы с детей с ОВЗ, сегодня рассмотрим некоторые из них:
- выбор форм, методов и средств обучения и воспитания с учётом индивидуальных образовательных потребностей каждого из детей.

1 этап практической части педагогического совета.
Мастер -класс: раздаточный материал (вопросы по активизации деятельности учителей во время Мастер — класса)
Ответы на эти вопросы помогут Вам на следующем этапе практической части педагогического совета:
1. Назовите приемы, формы, которые применяли учителя при работе с обучающимися, т.е с Вами.
2. В рамках какой педагогической технологии возможно использование данных приемов и форм?
3. Сформулируйте не коррекцию каких психических процессов направлены приемы применяемые учителями.
4. Возможно ли использование этих форм и приемов в в рамках других предметов.
- Ф. Н.В. (нач.кл) - З. И.Г. (рус.яз) - Б. Г.В. (матем) — Г. Л.Н (физика)
- М. А.Н. (обществ) - К. С.А.(англ.яз)
2 этап практической части педагогического совета.
Определение содержания АОП
Проектирование содержания АОП по предмету должно включать в себя содержательное наполнение образовательного, коррекционного и воспитательного компонентов. (Т. О.Н., учитель начальных классов).
Содержательное наполнение каждого из компонентов зависит от его целевого назначения. Особое внимание при проектировании содержания АОП по предмету следует уделить описанию тех способов и приемов, посредством которых лица с ОВЗ будут осваивать содержание образования.
Работа в методических объединениях по наполнению содержания компонентов структуры АОП по предмету с учетом индивидуальных особенностей обучающихся с ОВЗ:
образовательный,
коррекционный,
воспитательный.
Таким образом, инклюзивное образование направлено на создание комфортной образовательной среды для детей с ОВЗ. Работая в системе, можно добиться реализации вышеуказанных целей и задач, которые призвано решать инклюзивное образование в образовательной организации.
Проект педагогического совета:
Учитывая актуальность темы педагогического совета: «Организация инклюзивного образования детей с ОВЗ и детей-инвалидов в МАОУСОШ№5 г. Челябинска: результаты, опыт и перспективы», педагогический совет выносит следующий Проект решения: 24 - 28.
ДЭ.В., М Ю.Г., Ф Е.В., У Л.С., заместителям директора и руководителям МО: С О.В., Т А.В., З И.Г., К В.А., М Н.А., М А.Н., в рамках ВСОКО посетить учебные занятия и внеклассные мероприятия, изучить работу учителей предметников, классных руководителей по применению наиболее эффективных педагогических технологий, методов и форм на уроках и внеклассных мероприятиях, обеспечивающих качество освоения программного материала и социализации обучающихся с ОВЗ и детей -инвалидов. Представить результаты (аналитическая справка) в срок до 28 марта 2016г.
М Ю.Г., заместителю директора, включить в план ежегодной «недели Науки» открытые методические мероприятия (учебные занятия, мастер-классы, внеклассные мероприятия), представляющие опыт педагогического коллектива по применению наиболее эффективных педагогических технологий, методов и форм на уроках и внеклассных мероприятиях, обеспечивающих качество освоения программного материала и социализации обучающихся с ОВЗ и детей -инвалидов.
Руководителям методических объединений (С О.В., Т А.В., З И.Г., К В.А., МН.А., К О.В., М А.Н. ) включить в планы заседаний МО (№__ — март) обсуждение результатов работы учителей по применению наиболее эффективных педагогических технологий, методов и форм на уроках и внеклассных мероприятиях, обеспечивающих качество освоения программного материала и социализации обучающихся с ОВЗ и детей -инвалидов., а также результаты освоения образовательных программ обучающимися с ОВЗ и детьми — инвалидами, изучив мониторинг обученности данной категории обучающихся. Представить результаты в форме аналитической справки индивидуальной работы членов методического объединения в срок до 15.04.2016г.
Педагогу — психологу, П Т.Н. изучить дополнительно мотивационные факторы влияющие на организацию всех видов деятельности, тревожность обучающихся с ОВЗ и детей - инвалидов 9_ , 9_ классов. Разработать рекомендации обучающимся, учителям - предметникам, родителям по оказанию помощи детям данной категории при подготовке к ГИА (до 28.02.2016)
Педагогу- психологу, П. Т.Н, социальному педагогу, М Д.А., классным руководителям, организовать консультативно-диагностическую и методическую помощь родителям (законным представителям) лиц с ограниченными возможностями здоровья по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам (по мкре необходимости).
Учителям — предметникам русского языка и математики, работающим с обучающимися ОВЗ и детьми - инвалидами предоставить результаты педагогического мониторинга за 2015-2016 учебный год по предметам в срок до 20.05.2016 г.
Классным руководителям предоставить результаты личностных особенностей обучающихся с ОВЗ и детьми - инвалидами по социализации в социуме в аналитическом материале по классу (срок до 25.05.16 г.). Контроль возложить на У.Л.С., заместителя директора и М. А.Н., руководителя МО классных руководителей.
Педагогическому коллективу изучить ФГОС начального общего по коррекционной работе до 15.05.2015г.