Календарно-тематическое планирование по кубановедению в 3 классе

Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Кубановедение» для 3 класса на 2014 – 2015 учебный год разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, авторской программы Е.Н. Ерёменко «Кубановедение» для 1-4 классов общеобразовательных учреждений Краснодарского края. Краснодар: Перспективы образования, 2013. Программа рассчитана на 34ч. в год (1 час в неделю). Данная рабочая программа является программой 1 вида, так как количество и тематическое распределение часов совпадает с авторской программой.
Специфика «Кубановедения» как учебной дисциплины состоит в том, что, имея ярко выраженный интегративный характер, она соединяет в той или иной мере знания о природе, истории и обществе и через исследовательскую деятельность даёт ребёнку возможность получить целостное и системное представление об исторических, географических, культурологических, экономических особенностях Краснодарского края.
Основные содержательные линии предмета определены тематикой фундаментального ядра содержания общего образования; проблематикой, раскрытой в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России; требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
I. Цели и задачи курса
Цель предмета «Кубановедение» в начальной школе - развитие и воспитание гуманной, социально активной личности, относящейся ответственно и бережно к богатству природы Кубани, её истории, культуре, уважительно - к жителям края.
Данная учебная дисциплина в системе общего развития учащихся призвана решать следующие задачи:
воспитание чувства патриотизма, ответственности за сохранение и приумножение исторического и культурного наследия своего края;
развитие экологического мышления, формирование экологической грамотности;
формирование эмоционально-волевых, нравственных качеств личности ребенка, толерантного отношения к людям разных национальностей, вероисповеданий;
развитие креативности младшего школьника, способности к позитивному преобразованию окружающего мира.
II. Общая характеристика курса
Предмет призван активизировать знания учащихся о природе Кубани, общественно-культурной жизни человека в историческом развитии, что необходимо учитывать при отборе материала. Важно научить младшего школьника объяснять различные явления окружающего мира, систематизируя как непосредственный, так и «энциклопедический» опыт ребёнка. Необходимо научить отвечать не только на вопрос «Как устроен мир?», но и на вопрос «Почему он так устроен?». При этом вместо заучивания большого набора фактов целесообразно формировать целостную картину мира, историческое мышление, умение самостоятельно определять причины и прогнозировать следствия общественных событий. Вместо преподнесения готового набора авторских оценок и трактовок важно стимулировать младших школьников выражать свою точку зрения, развивать умение самостоятельно определять личное отношение к событиям, значимым как для края в целом, так и для каждого ребёнка.
При изучении «Кубановедения» в начальной школе младший школьник узнаёт об особенностях природы и исторического развития Кубани, о писателях, композиторах и художниках, выдающихся деятелях науки, о хозяйственной деятельности жителей Краснодарского края. Опираясь на опыт, полученный в ходе исследовательской деятельности, во время экскурсий, младшие школьники больше узнают о своей семье, о фамилии, которую они носят, о достопримечательностях родного города, станицы, хутора, аула, о многонациональном населении Кубани, знакомятся с устным народным творчеством, бытом своих предков.
Содержание предмета позволяет развивать коммуникативные способности младших школьников в ходе грамотно организованной коллективно-распределительной деятельности. Для более успешного усвоения материала учителю начальных классов необходимо разнообразить формы проведения учебных занятий: очные и заочные путешествия по краю, экскурсии на природу, по местам трудовой и боевой славы кубанцев, в краеведческий, художественный музеи, уроки-исследования, встречи с интересными людьми. Такие формы работы позволят обеспечить накопление чувственного, эмоционального опыта ребёнка. Общение с природой, знакомство с позитивным социальным опытом при активизации эмоционально-чувственной сферы ребёнка должно стать хорошей базой для воспитания у младших школьников чувства ответственности за свой край и чувства уважения к тем, кто открывал, осваивал, защищал земли Кубани.
Особое внимание следует уделить знакомству учащихся с различными способами исследования (наблюдение, изучение научной литературы, использование интернет-ресурсов), а также с историческими источниками (вещественными, письменными, устными). Это позволяет универсализировать умения ребят, изучать кубановедение на метапредметном уровне.
Эффективность преподавания учебного курса зависит также от того, насколько он содержательно интегрируется с курсами «Окружающий мир», «Литературное чтение», «Музыкальное искусство», «Изобразительное искусство», «Технология». Рекомендуемая последовательность изучения курса позволяет создать необходимые условия для освоения в дальнейшем соответствующих естественнонаучных и гуманитарных предметных курсов.
В основе построения программы лежит концентрический принцип, который обеспечивает усвоение наиболее актуальных для младшего школьника знаний, использование его жизненного опыта и в дальнейшем на этой базе даёт возможность систематизации, обобщения и более глубокого изучения предмета. Содержание первого года обучения посвящено изучению того, что ближе всего ребёнку 6 - 7-летнего возраста, тому, что окружает его: его семье, школе, родным местам. Актуализация знаний учащегося, обращение к его пережитому опыту, формирование внимательного отношения к ближайшему окружению ребёнка - всё это соответствует важнейшему принципу обучения и воспитания - принципу природосообразности. Второй год обучения - изучение своего населённого пункта, его географического положения, растительного и животного мира своей местности. Учащиеся исследуют традиции жителей своего города, района, основные занятия своих земляков. В третьем классе, школьники узнают о крае, его географических и климатических особенностях, природе, жителях, людях разных национальностей. Четвёртый год посвящён изучению особенностей своего края как части Российской Федерации, его уникальности, заслуг его жителей перед Родиной.
В программе указано распределение часов по разделам, которое является примерным: преподаватель, учитывая подготовленность учащихся, их учебные возможности, в указанное распределение может вносить свои коррективы. Количество учебных часов, отводимых на практическую деятельность, проведение экскурсий, определяется учителем в соответствии с содержанием программы с учётом условий развивающей образовательной среды ОУ.
III. Описание места курса в учебном плане
В соответствии с федеральным базисным учебным планом и авторскими программами начального общего образования предмет «Кубановедение» изучается с 1-го по 4-й класс. Общий объём учебного времени во 3 классе составляет 34 часа в год (1 час в неделю).
IV. Описание ценностных ориентиров учебного предмета
Нравственный выбор, ответственное отношение человека к самому себе и родным людям, к историческому и культурному наследию своего народа.
Активная преобразующая деятельность учащегося, направленная на позитивные изменения в окружающем его мире.
Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
Ценности православной культуры и межконфессиональный диалог как основа духовно-нравственной консолидации российского общества.

V. Личностные, предметные, метапредметные результаты изучения учебного предмета
В ходе реализации программы «Кубановедение» на ступени начального общего образования должно обеспечиваться достижение обучающимися:
- воспитательных результатов - тех духовно-нравственных приобретений, которые обучающийся получил в ходе изучения края, его традиций, значимых исторических событий;
- воспитательного эффекта - того, к чему привело изучение курса в ходе исследовательской, проектной деятельности: идентификация себя как гражданина, бережное отношение к памяти предков, потребность (положительная мотивация) в самостоятельном изучении своего края.
Воспитательные результаты распределяются по трём уровням:
Первый уровень результатов направлен на приобретение обучающимися социальных знаний:
- о нормах поведения в обществе, их социально одобряемых и неодобряемых формах;
- об основных исторических событиях, памятных местах, персоналиях о природных, климатических условиях Краснодарского края;
об основных видах народного прикладного искусства, устном народном творчестве, о литературе Кубани.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со взрослыми - учителями, родителями - как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов предполагает получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, которые лежат в основе бережного отношения к историческому и культурному наследию.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, в своей семье, т. е. в защищённой, дружественной просоциальной среде, в которой ребёнок получает первое практическое применение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить.
Третий уровень результатов предусматривает:
получение обучающимися начального опыта самостоятельного исследования своего края, изучение его особенностей в сопоставлении с другими регионами;
формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения в обществе.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.
С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:
на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются знания о своей семье, школе, своём населённом пункте, о природе, которая непосредственно окружает ребёнка;
на втором уровне воспитание осуществляется в контексте жизнедеятельности школьников, и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных нравственно ориентированных поступков, ситуаций, исследования своего района;
на третьем уровне создаются условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности и приобретения ими опыта нравственного поведения в семье и школе.
Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому
осуществляется последовательно, постепенно путём наращивания изучаемой информации, за счёт концентрического построения программы, когда одна и та же тема изучается несколько раз с повышением уровня сложности, с сохранением меры трудности изучаемого материала.
В ходе организации проектной исследовательской деятельности предполагается ориентация на достижение личностных и метапредметных результатов.
Личностные результаты освоения учебной дисциплины «Кубановедение» должны отражать:
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, за свою семью;
- осознание своей этнической и национальной принадлежности;
- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на свой род в его историческом и культурном ракурсе;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре народов, населяющих Краснодарский край;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла изучения малой родины;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах поведения в обществе;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей, навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в социальных ситуациях, связанных с исследовательской деятельностью;
- умение не создавать конфликтов и находить
· выходы из спорных ситуаций;
- наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметными результатами изучения предмета «Кубановедение» являются:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи исследовательской деятельности, поиска средств её осуществления;
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; для создания родового дерева, герба семьи, плана своего населённого пункта (улицы, района);
активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения исследовательских задач;
использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными, познавательными, исследовательскими задачами, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео-, фото- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
осознанное построение речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
аргументация своей точки зрения и оценка событий;
формирование уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре;
освоение доступных способов изучения природы и истории Кубани (наблюдение, запись, сравнение, классификация и др., с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве).


VI. Содержание программы

3 класс (34 часа)
Введение. Изучаем родной край (1 час).
Раздел 1. Нет в мире краше Родины нашей (11 часов).
Рельеф Краснодарского края: возвышенности, низменности, равнины, горы. Природные явления (дождь, ветер, снег, туман, гололёд). Календарь народных примет. Стихийные бедствия (землетрясение, смерч, наводнение, сель, бора). Правила безопасного поведения. Взаимопомощь земляков. Водоёмы Краснодарского края (моря, реки, озёра, плавни, лиманы). Солёные и пресные водоёмы Краснодарского края. Типы почв, распространённые на территории Краснодарского края. Чернозёмы - природное богатство Кубани. Растительный и животный мир равнинной и горной части Краснодарского края. Хвойные и лиственные леса и их обитатели. Растительный и животный мир прибрежной зоны и водоёмов. Культурные растения. Кубань - территория здоровья. Курорты Краснодарского края. Кубань спортивная, Кубань олимпийская. Красота окружающего мира: талантливые люди о нашем крае.
Творческий проект «Нет в мире краше Родины нашей».
Раздел 2. Без прошлого нет настоящего (10 часов).
Прошлое и настоящее. «Лента времени». Древние города (Горгиппия и Гермонасса). Историческая карта, история на карте. Переселение казаков на Кубань. Основание первых городов и станиц. Первые храмы на Кубани. Добрые соседи. Майкоп - столица Республики Адыгея.
Исследовательский проект «Без прошлого нет настоящего».
Раздел 3. Казачьему роду нет переводу (12 часов).
Твоя родословная. История твоей семьи. Ты и твоё имя, имена в моей семье. Именины. Из истории кубанских фамилий. Семейные ценности. Честь семьи и рода. Народные обычаи и традиции. Казачий фольклор. Культурные, исторические, спортивные традиции нашего края.
Проектная работа «Казачьему роду нет переводу».
Планируемые предметные результаты:
учащиеся должны знать/понимать
связь между деятельностью человека и условиями его жизни и быта на Кубани;
природные особенности, особенности хозяйственной деятельности, быта и культуры населения Краснодарского края;
формы земной поверхности края;
разновидности водоёмов края;
особенности почв края, их значение для жизни растений и животных;
названия и отличительные признаки наиболее распространённых в Краснодарском крае растений и животных;
герб, гимн, флаг Краснодарского края, а также символы своего родного города (станицы), района;
фамилии и имена выдающихся деятелей культуры, спорта и т. д.;
учащиеся должны уметь
определять в окружающей природе ядовитые растения, грибы и опасных для человека животных;
различать особо охраняемые растения и редких животных;
ориентироваться по физической карте Краснодарского края;
объяснять историю возникновения своего населенного пункта, его названия, культурных и исторических достопримечательностей.
Учащиеся могут использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения над особенностями труда и быта людей;
выполнения правил поведения во время стихийных бедствий;
соблюдения правил сбора грибов в своей местности;
правильного поведения у водоёма в разное время года;
бережного отношения к растениям и животным.

VIII. Материально-техническое обеспечение изучаемого курса
1. Технические средства обучения
1. Аудиторная доска с набором приспособлений для закрепления карт и таблиц
2. Мультимедийный проектор
3. Компьютер
4. DVD
5. Телевизор
2. Список литературы
1. Учебник «Кубановедение» 3 класс: учебн. Е.Н.Еременко, М.В. Мирук, Краснодар: «Перспективы образования», - 2013г.

2. Кубанская азбука / Сост. О. А. Хамцова. Краснодар: Перспективы образования, 2012.

3. Бодяев Ю. М. Символы Краснодарского края. Краснодар: Перспективы образования, 2012.

4. Программы курса «Кубановедение» для 1- 4 классов общеобразовательных учреждений Краснодарского края. – Краснодар, 2013г.
5. Мирук М.В., Науменко Т.А. Введение в историю Кубани. Краснодар, 2011г.

СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания
методического объединения
учителей начальных классов МБОУ СОШ 9
от____________ 2014 года №______
___________________ Блашникова Л.Н.


СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
____________ Петухова И.Н.
______________ 2014 года






№ урока
Содержание (разделы, темы)
Кол-во часов
Дата проведения
Оборудование урока
Основные виды учебной деятельности (УУД)




по плану
по факту




Введение. Изучаем родной край.

1





1.
Введение. Изучаем родной край
1


Карта Краснодарского края
Уметь называть свой край, находить его на карте, знакомиться с учебным пособием


Нет в мире краше Родины нашей
11






Природные явления, водоёмы, почвы
5





2.
Рельеф Краснодарского края: возвышенности, низменности, равнины, горы
1


Карта Краснодарского края, Фото, картины
Уметь характеризовать рельеф Краснодарского края, показывать на карте горную и равнинную части

3.
Природные явления и стихийные бедствия
1


Фото, картинки, рисунки детей, карта Краснодарского края
Уметь перечислять и характеризовать природные явления

4.
Природные явления и стихийные
бедствия
1


Фото, картинки, рисунки детей, карта Краснодарского края
Уметь перечислять и характеризовать природные явления

5.
Водоёмы Краснодарского края: моря, плавни, лиманы
1


Фото, карта Краснодарского края
Уметь перечислять типы водоёмов, показывать их на карте

6
Водоёмы Краснодарского края: реки, озёра
1


Карта Краснодарского края
Уметь классифициро
вать водоёмы, показывать их на карте


Особенности живой природы Краснодарского края
6





7
Растительный и животный мир Кубани
1


Фото, сообщения детей
Уметь описывать растительный и животный мир Кубани
Знать растения и животных Кубани

8.
Культурные растения
1


Фото, картинки, рисунки детей
Характеризовать понятие культурные растения, классифицировать культурные растения

9
Грибы, распространённые на территории Краснодарского края
1


Фото, картинки, рисунки детей
Знать названия грибов, правила сбора грибов

10
Кубань – территория здоровья. Курорты Краснодарского края
1


Презентация «Курорты Краснодарского края», карта Краснодарского края
Уметь перечислять и характеризовать курорты Краснодарского края, показывать их на карте

11.
Красота окружающего мира: талантливые люди о нашем крае
1


Произведения кубанских писателей, художников
Уметь анализировать творчествописателей, художников, которые старались передать красоту родного края

12
Нет в мире краше Родины нашей.
Мир и согласие между народами, населяющими Кубань.

1


Фото, творческие работы детей
Уметь отвечать на вопросы, выполнять задания,наблюю
дать, исследовать, планировать и реализовать проект


Без прошлого нет настоящего.
10





13
Прошлое и настоящее
«Лента времени»



1


фото
Уметь характеризовать понятие «лента времени»

14
Прошлое и настоящее





1


«Лента времени»
Уметь характеризовать прошлое и настоящее

15
Историческая карта, история на карте. Древние города
1


Историческая карта Кубани,
картины

Знать и уметь показать на карте местонахожде
ние древнегреческих городов, описывать их



16
Историческая карта, история на карте. Переселение казаков на Кубань
1


Историческая карта, картины
Уметь показать на карте путь переселения казаков

17
Основание городов и станиц
1


Историческая карта
Уметь показать путь переселеня на Кубань, рассказывать историю своего населённого пункта

18
С верою в сердце.
1


Аудиозапись
Уметь отличать православный храм от культовых сооружений других религий

19
Символика Краснодарского края. История и современность
1


Символика Краснодарского края
Уметь анализировать исторические факты, предметы,традиции,отражённые в символике края

20
Добрые соседи. Майкоп- столица Адыгеи
Взаимопонимание как основа сосуществования народов.
1


Фото, картинки, рисунки детей
Оценивать смысл понятия «дружба народов», показывать на каре столицу Адыгеи

21
Без прошлого нет настоящего (проектная работа)
1


Карта Краснодарского края
Уметь отвечать на вопросы, выполнять задания, планировать и реализовать проект «Лента времени»

22
Без прошлого нет настоящего (проектная работа) Завершение работы.
1


Мультимедий
ная презентация: «Екатеринодар-Краснодар»
Уметь отвечать на вопросы
Выполнять задания, планировать и реализовать проект «Лента времени»

22
Без прошлого нет настоящего (проектная работа) Завершение работы.
1


Мультимедий
ная презентация: «Екатеринодар-Краснодар»
Уметь отвечать на вопросы
Выполнять задания, планировать и реализовать проект «Лента времени»


Казачьему роду нет переводу.
12






Казачий род.
4





23
Твоя родословная.
1


Выставка детских книг, рисунков детей
Уметь составить рассказ об истории своей семьи, рисовать генеологическое
дерево

24
Ты и твое имя, имена в моей семье
1


Выставка детских книг, рисунков детей
Уметь рссказать о своём имени, его происхождении

25
Из истории кубанских фамилий.
1


Выставка детских книг, рисунков детей
Анализировать кубанские имена, фамилии, классифицировать фамилии по различным признакам

26
При солнышке – тепло, при матери – добро.
1


Выставка детских книг,
Уметь характеризовать понятия «семейные ценности», «честь семьи и рода» с этической точки зрения, составлять рассказ о своей маме


Кубанские умельцы
8





27
Твои земляки - труженики
1


Фото, рисунки
Уметь анализировать и устанавливать связь между природнр – климатическими условиями Краснодарского края и занятиями его жителей

28
Кто ленится, тот не ценится.
1


Выставка детских книг,
Уметь рассказывать об известных людях труда

29
Кубанские умельцы
1


Выставка книг, фото, рисунков
Уметь перечислять ремёсла, распространённые на Кубани

30
Кубанские умельцы.
1


Выставка книг, рисунков, фото
Знать, какими ремёслами владеют родные и близкие

31
Народные обычаи и традиции
Фольклор и повседневная жизнь народов на Кубани
1


Аудиозапись
Знать обычаи и традиции народов Кубани

32
Казачий фольклор
Приобщение к культуре предков – основа мира и согласия
1


Аудиозапись, фото
Знать основные виды фольклора, распространённые на Кубани, подбирать рпимеры

33
Казачьему роду нет переводу (проектная работа)
1


Репродукции картин,фото
Уметь отвечать на вопросы, выполнять задания, планировать и реализовать проект «Моя семья в истории Кубани»

34
Казачьему роду нет переводу (проектная работа). Завершение работы
1


Рисунки, фото
Уметь планировать и реализовать проект «Моя семья в истории Кубани»


Итого:
34ч.



















13 PAGE \* MERGEFORMAT 14415