Разработка урока по математике на тему: Линейные неравенства с одной переменной


Тема урока: Линейные неравенства с одной переменной .Цель урока: систематизация знаний и проверка навыков решения неравенств, обеспечить в ходе урока повторение и закрепление знаний по решению неравенств.
Задачи урока:
Образовательные :Систематизировать и обобщить в ходе урока имеющиеся знания по данной теме.
Уметь применять полученные знания при решении задач.
Продолжить формирование умений давать полный ответ на поставленные вопросы, навыков самопроверки и самоконтроля.
Проверить уровень усвоения учащимися фактического материала, выявить пробелы в знаниях, умениях и навыках учащихся и в дальнейшем наметить пути их устранения с использованием дифференцированного подхода.
Развивающие:
Развитие логического мышления, математической речи, памяти.
Развитие у учащихся умения выделять главное, существенное в материале.
Развитие навыков коллективной работы, взаимопомощи, самоконтроля.
Развитие познавательных интересов.
Воспитательная:
Воспитывать информационные компетенции, математическую зоркость, математическую речь.   
Формирование интереса к изучению предмета.
Воспитание умения слушать и принимать мнение других, умение аргументировано отстаивать свою точку зрения.
Тип урока: УРОК КОМПЛЕКСНОГО ПРИМЕНЕНИЯ ЗУН УЧАЩИХСЯ
Методы и приемы: словесный, наглядный, практический.
Материально-техническое  обеспечение: карточки с индивидуальными заданиями для практической работы.
План урока:                                                                                                                        
Организационный момент
Актуализация  знаний
Закрепление и систематизация знаний
ФизминуткаПрименение знаний
Контроль и самопроверка знаний
Подведение итогов урока
Информация о домашнем задании
Урок проведем под девизом: «өзіне ең жақсы екеніңді айт және өзіне сен!
Believe in yourself and tell yourself that you’re the best.
Верь в себя и говори себе, что ты лучший».
 Ход урока
I.     Организационный момент
Взаимное приветствие
Определение отсутствующих
Организация внимания
Сообщение темы урока
- Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке мы с вами будем продолжать работать над темой: «Линейные неравенства с одной переменной», повторим теоретические знания, отработаем навыки решения неравенств.  А теперь запишите в тетрадях число  и тему урока «Линейные неравенства с одной переменной».
У каждого из вас имеется оценочный лист, где указаны основные этапы урока и как они оцениваются в баллах. Запишите там свою фамилию и имя. Я думаю, что вы будете выставлять себе баллы честно и справедливо. Посмотрите в конце на шкалу баллов.  В конце урока по результатам оценочного листа вы оцените себя, вас оценит ваша группа и будет выведена итоговая оценка за урок. Таким образом каждый сдаст мне свой оценочный лист и получит соответствующую оценку. Не забываем о «конверте успеха» в течении всего урока вы может записывать все что вам понравилось что не поняли и тд на листочек и в конце урока вложить в конверт.
Оценочный лист
Фамилия, имя __________________________________________
 
Кроссворд
(работа у доски) Теоретич. материал Составление кластера Практич. работа Итоговая работа
1-5 балл 1-5 балл 1-5 балл 1-5 балл 1-5 балл
Самооценка: Оценка учителя: Итоговая оценка
Критерии оценивания: «5» -  22-25 баллов, «4» -  18 - 21 балл, «3» -  11 -17 баллов
Итоговая оценка: ______
 II.     Актуализация  знаний
Цель: актуализация знаний по теме
Ребята, как вы думаете, что мы должны знать и уметь для того, чтобы сегодня хорошо поработать на уроке?
Все ответы верны, и значит все это нам сейчас нужно повторить:
Цель: актуализация знаний по теме
А) 1 ряд: заполнения кроссворда в парах
Цель: повторение понятийного аппарата
6 5 4 1 2 3 По горизонтали:
Неравенство, не содержащее буквенных выражений.
Неравенства, составленные с помощью знаков , .
Часть координатной прямой, заключенная между двумя точками.
По вертикали:
Неравенство, представляющее собой истинное высказывание.
Неравенство вида а<x<b.
Два неравенства решения которых совпадают.
Критерии:
6 слов - 5баллов
5 слов - 4 балла
4 слова - 3 балла
3слова – 2 балла
Б) 2 ряд: изобразите промежутки
Цель: повторение промежутков

В )3 ряд : решение неравенств
Цель: повторение решения неравенств
Критерии :1неравенство-1 балла
2 неравество-2 балла
3 неравенство -2 балла
Г ) У доски 5 человек:
Цель: повторение действий с рациональными числами, повторение алгоритма решения линейного уравнения с одной переменной
1 –сложение вычитание рациональных чисел
2- умножение деление рациональных чисел
3- решение 3-х уравнений с одной переменной
( Ребята, посмотрите на свои ошибки и сделайте вывод, по какой причини вы их допустили, запишите себе, что вам нужно повторить.)
ІІІ. Закрепление и систематизация знаний
а) Собери цепочку.
Цель: повторение числовых промежутков, неравенств
Итак мы переходим с вами к решению неравенств, но начнем мы с такого задания: вам необходимо собрать промежуток- граф. модель-название граф. модели- неравенство.
За каждую верно собранную цепочку вы получаете по 1 баллу. Всего- 5 баллов.
(-∞;3) луч -9˂х˂-3
(3;5]Отрезок -7≤х≤2
(-9;-3) Интервал х≥5
[-7;-2] Полуинтервал х˂3
[5;+∞) Отк. луч 3˂х˂5
б) Стадия осмысления:  
Цель: проверка понятийного аппарата
Прием «Верные и неверные утверждения». За каждый правильный ответ плюс один балл.
Текст
1)              Неравенство – это два числа или выражения, соединенные одним из знаков: >,<,≤,
≥ , ≠ .
2)              Линейное неравенство – это неравенство вида ax > b, ax  b,  ax > b,  ax > b,   ax ), где а и b – любые числа, причем а ≠ 0.
3)              Решить неравенство – это значит найти все его решения или доказать, что решений нет.
4)              Алгоритм решения линейных неравенств
Привести подобные слагаемые: 5(х – 3) > 2х – 3
5х – 15 > 2х - 3
Перенести все слагаемые с х влево, а числа вправо, меняя при этом знак на противоположный: 5х – 2х > -3 + 15
Раскрыть скобки: 3х > 12
Разделить обе части неравенства на число, стоящее перед х (если это число отрицательное, то знак неравенства меняется на противоположный): 3х > 12 : 3х > 4
Изобразить множество решений на координатной прямой  
Указать множество решений данного неравенства, записав ответ: Ответ: (4; +∞)
Правильный ответ: в алгоритме  1 и 3 действия нужно поменять местами.
ІV. Физкультминутка
Минутка отдыха. Гимнастика для глаз
Вертикальные движения глаз вверх-вниз.
Горизонтальное вправо-влево.
Вращение глазами по часовой стрелке и против.
Закрыть глаза и представить по очереди цвета радуги как можно отчётливее.
Глазами «нарисовать» кривую, изображённую на доске несколько раз, сначала в одном, а затем в другом направлении.
V. Применение знаний
Цель: расширить знания учащихся о решении линейных неравенств
Работа с учебником №1024 (1,2,3)
 VI. Контроль и самопроверка знаний
Цель: проверить уровень усвоения темы
-. Я раздам на каждую парту задания:
Задания разного уровня сложности. Каждый может выбрать задания своего уровня. За выполнение определенного задания вы получаете определенное количество балов.
І уровень
№1. Изобразить решение двойного неравенства на координатной прямой (3 балла)
a) -3 < x ≤ 5 ,      b) -2 ≤ x < 3,    d) x < -4
№2. Найти объединение и пересечение данных промежутков (3 балла)
a) ( -3; 5) и [-1; 4]     b) (-7;8) [-6;14)
ІІ уровень
№3. Решить линейное неравенство (4 балла)
a) 8 + 5х ≤ 3∙(7 + 2х)            b)  2∙(0,1х – 1) < 7 – 0,8х   c)  5х + 2 ≤ 1 – 3∙(х + 2)
 VІІ. Подведение итогов урока
 Ребята! Чем мы на уроке занимались? Чему учились?
Давайте вспомним: Что значит решить неравенство? Чем мы будем пользоваться при решении неравенства? (обратить еще раз внимание на алгоритм)
Ребята! Как вы думаете, кто сегодня отличился на уроке? (оценивают себя сами). Сдают оценочные листы учителю. 
Заполнения конверта успеха.
VІІІ. Информация о домашнем задании
Хочу я вам дать совет:
«Через математические знания, полученные в школе, лежит широкая дорога к огромным, почти необозримым областям труда и открытий»
А.И. МаркушевичВсем спасибо за урок! Желаю успехов!