Методическая разработка урока истории для обучающихся 5 класса «Победа греков в Марафонской битве».


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №70
Методическая разработка урока истории для обучающихся 5 класса
«Победа греков в Марафонской битве».
Учитель истории:
Киселева Ольга Валерьевна
ВОРОНЕЖ - 2017
Урок истории по теме: «Победа греков в Марафонской битве».
Цели урока: познакомить учащихся с причинами Греко-персидских войн, показать героическую борьбу греков против персидской агрессии, подвести учащихся к пониманию причин победы греков в Марафонской битве.
Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД:
Предметные результаты: способность применять приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности; раскрыть причины, ход и последствия битвы при Марафоне.
Личностные результаты: развитие интереса к истории, нравственное оценивание целей греко-персидских войн.
Метапредметные результаты.
Познавательные УУД: анализ исторической карты, установление причинно-следственных связей, решение проблемной ситуации;
Коммуникативные УУД: взаимодействие в парах и с учителем, участие в обсуждение аспектов темы, умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других;
Регулятивные УУД: постановка и формулировка проблемы урока и задач.
Тип урока: изучения нового материала.
Оборудование:компьютер, мультимедийный проектор, экран, диск с фильмом и компьютерной презентацией, листы с заданиями и историческими источниками.
Ресурсы: компьютерная презентация, фильм.
Структура урока:
1.Организационный момент (1мин.)2. Актуализация знаний (5мин.)3. Постановка учебной задачи (2мин.)4. Открытие нового знания (16мин.)5. Физкультминутка (1мин.)6. Открытие нового знания, первичное закрепление(8мин.)
7. Решение проблемного задания (5 мин.)
8. Закрепление нового знания (5мин.)9. Домашнее задание с комментированием (1мин.)
10. Рефлексия (1мин)
Ход урока:
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
Организационный момент. - Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть. С каким настроением вы пришли сегодня на урок? Замечательно!
-Надеюсь, с таким хорошим настроением мы будем работать с вами на уроке. Быстрое включение в деловой ритм. Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место.
Актуализация знаний. (Слайд№2)
- Держава всякая сильна,
Когда устроены в ней все премудро части:
Оружием — врагам она грозна,
А паруса — гражданские в ней власти.
Эти строки принадлежат русскому баснописцу Ивану Андреевичу Крылову
- Вспомните, что означает слово «держава»? (сильное, мощное государство)
-С какими державами мы знакомились с вами в 1-м полугодии?(Ассирийская, Персидская)
(Слайд№3)
-Внимательно посмотрите на карту и определите, границы какой державы на ней выделены красным цветом? (Персидская держава)
-.Какие крупные государства Древнего Востока покорили персы? (Мидия, Вавилон, Лидия, Египет)
- При каком царе Персия достигла наивысшего владычества? (При Дарии I)
- К границам какого государства приблизились персы? (Греции)
(Слайд №4)
-Что это означает? К чему это могло привести? (к войнам)
-Первым серьезным испытанием для греков стало Марафонское сражение.
(Слайд №5)
-А теперь сравним Персию и Грецию.
– Какие из перечисленных черт относятся к Персии, а какие к Греции? (выполняется на местах самостоятельно)- 2 мин.
большая территория
единое государство
небольшая территория
единая армия
полисы
малые армии
(Персия: большая территория, единое государство, единая армия.  Греция: небольшая территория, полисы, малые армии)- Посмотрите на таблицу, которая у нас получилась, и сделайте вывод какое государство, на ваш взгляд, должно было победить? (Персия)
-Несмотря на численное преимущество, на опыт боевых действий персы потерпели поражение в этом сражении.
-Сформулируйте тему сегодняшнего урока. Воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи.
Дают ответы на вопросы.
Ответы учащихся.
Учащиеся формулируют тему урока: «Победа греков в Марафонской битве». (Слайд №6)
Постановка учебной задачи. -Почему греки победили персов? Достаточно ли нам собственных знаний для ответа на поставленный вопрос?
-Какие цели мы с вами поставим на сегодняшний урок? Предположения учащихся.
Учащиеся называют цель урока: определить причины Греко-персидских войн, показать героическую борьбу греков против персидской агрессии, понять причины победы греков в Марафонской битве и ее значение.
(Слайд № 7)
Открытие нового знания. -Нам предстоит решить непростые задачи. Не будем терять времени.
- Почему персы стремились к завоеванию Греции?
-На парте, перед каждым из вас лежат листы с заданиями. Прочитайте текст задания №1 и внимательно ознакомьтесь с вопросами. Найдите причины войн между Древней Грецией и Персией. Составьте схему. (Работа в парах). 5 мин.
(Слайд №8)
- Дарий I хотел угрозами подчинить греков себе. В городах Греции появились персидские послы.
-Предлагаю вашему вниманию видеофрагмент, определите требования персидского царя. 5 мин.
О каком полисе идет речь?(Спарта) Могли ли спартанцы ответить иначе? Почему? Что означает требование «земли и воды»?(Он требует признать его власть и выплачивать ему дань)
-Как вы думаете, что ответили на такие же требования большинство греческих полисов?
(Они испугались и признали власть Дария)
А чего и почему они испугались?
(Огромное войско персидского царя не знало поражений, ему подчинялись почти все цивилизованные страны древнего мира.)
-Представим, что мы – жители древнегреческого полиса Афины, собравшиеся на агоре (вспомнить, что такое агорА), чтобы выслушать посланцев персидского царя Дария 1. Вот они поднимаются на помост в ярких восточных одеяниях и произносят следующую фразу: «Наш повелитель, великий царь Дарий, владыка всех людей от восхода до заката, требует от вас земли и воды...»
Как ответим? Проголосуем.
(в Афинах голосовали при помощи черных и белых камешков).
У нас камешки (кружки картона) черная и белая: подчинимся Дарию – белая карточка, откажемся – черная. 1 мин.
Варианты:
1) Наш ответ совпал с тем, какой дали афиняне. Они в гневе убили послов, столкнув их со скалы.
2) Разрешили бы персы нам собирать народное собрание, выбирать должностных лиц, судей? Оставили бы персы в наших городах старое управление? Значит, мы из свободных граждан превратимся в рабов.
-Узнав о расправе над послами, Дарий I направил к берегам Греции 20 тысяч воинов и большой флот. Войско персов высадилось в Аттике в селении Марафон в 42 км от Афин в 490 г до.н.э.
Афины начали подготовку к войне и обратились за помощью к Спарте, но в Спарте в это время проходило празднество, посвященное одному из почитаемых богов, которое нельзя было прервать. И спартанцы отказались вступить в битву вместе с афинянами. В помощи отказали и другие греческие города, только пограничный с Аттикой город Платеи прислал на битву отряд воинов. (Слайд №10)
-Найдите на карте (учебник стр. 148) местоположение Спарты и Платеи, селение Марафон? И определите, работая в парах «Планы воюющих сторон» (Задание №2).
5 мин. Извлечение необходимой информации из текста и видеоисточника в ходе работы учащихся в парах и самостоятельно. Учащиеся выполняют самопроверку по эталону.
Промежуточная рефлексия.
(Приложение 1)
Ответы учащихся.
Учащиеся проводят голосование.
Извлечение необходимой информации из текста в ходе работы учащихся в парах.
Физкультминутка. Чтобы одерживать победы немаловажно быть в хорошей физической форме. Уж греки знали в этом толк. Древнегреческий философ Платон утверждал, что гимнастика есть целительная часть медицины.
-Пришло время и нам размяться немного.
-Раз – поднялись, потянулись,Два – согнулись, разогнулись.Три – в ладоши три хлопка,Головою три кивка.На четыре – руки шире.Пять - руками помахать. Шесть – за парту тихо сесть. (Слайд №11) Учащиеся выполняют действия по заданному образцу, правилу.
Открытие нового знания. Первичное закрепление. - Итак, гонец принес страшную весть: « В Марафонской бухте показались персы, вооружайтесь!» Все способные встали в строй. Давайте отправимся на поле боя.
-Ваша задача внимательно следить за ходом сражения, и в индивидуальных рабочих листах заполнить недостающими стрелками схему сражения, а так же услышать новые понятия, подобрав к ним соответствующие определения.
Учитель ведет иллюстрированный рассказ. Сейчас я предлагаю вам проверить, как вы справились. Заполненные схема и таблица терминов на экране. (Слайд №12)
Поднимите руки, кто безошибочно справился? Кто допустил 2-3 ошибки? У кого ошибок больше или совсем не справился с заданием? 7мин. Учащиеся выполняют задания самостоятельно в ОК.
Промежуточная рефлексия.
Решение проблемного задания. - Что помогло грекам победить сильного противника? (Помощь жителей города Платеи. Мужество, храбрость греческих воинов. Талант военного предводителя Мильтиада. Греки защищали свою родину, это давало им силы для борьбы.)-Какое значение имела Марафонская битва. Ознакомьтесь с историческим источником. (Задание№3) (Если раньше борьба с Персией казалась безнадежной, то победа при Марафоне показала, что персы перестали считаться непобедимыми. (Слайд№14-15) Работа в парах учащихся по составлению перечня причин победы греков
Умение применять знания в действии, высказывать свое мнение. (5мин.)
Закрепление материала Угадай, КТО Я. Я читаю слова, а вы постарайтесь определить, кому они могли бы принадлежать.
«Я - великий владыка, повелитель, царь царей, владыка всех людей от восхода до заката» Дарий I
«Я спешил сообщить афинянам радостную весть, бежал без отдыха и остановок. Радуйтесь, мы победили!» Афинский юноша
«Узнав, что персы сели на корабли, чтобы ворваться в беззащитные Афины, я дал приказ к бою» Мильтиад «Я не опозорю это священное оружие и никогда не покину своего товарища в битве» Афинский воин
-С помощью белых и черных карточек дай ответ, согласен с утверждением или нет:
Марафонская долина находилась от Афин на расстоянии 42 км.
Спартанцы активно участвовали в битве
В марафонской битве греки сражались против египтян
Стратега, который возглавил греков, звали МильтиадПобеду одержали персы
Битва состоялась в 480 году до н.э.
Значение битвы велико, т.к. персы перестали считаться непобедимыми.
Греки победили, т.к. мужественно защищали свободу и независимость своего государства.
5 мин.
-Легко ли вам было справиться с заданием?
-Что осталось для вас непонятным? Ответы учащихся с помощью сигнальных карточек черного и белого цвета и
Домашнее задание с комментированием. Учебник стр. 146-148,
Греки, чтобы почтить погибших и увековечить память о Марафонской битве, насыпали курган и возвели колонну в честь победителей). -Какую надпись вы бы оставили на этом памятнике?
(Слайд №16)
Выставление оценок с характеристикой работы на уроке. Понимание выполнения домашнего задания.
Подведение итогов самими учащимися под контролем учителя.
9.Рефлексия. -Наш урок подходит к концу.
- Оцените свою деятельность на уроке. (Слайд №17)
Учащиеся анализируют успешность своей работы на уроке, значимость изученной темы и эмоциональное воздействие лично на каждого.
Приложение 1.
Задание 1: Прочитайте текст и назовите причины войн между Древней Грецией и Персией.
Вопросы:
1. С какой целью персидские цари вели войны?
Что привлекало персидских царей на Балканском полуострове?
Почему в начале V в. до н. э. Дарий Первый решил завоевать Элладу?
На что надеялся Дарий Первый, начиная войну против Греции?
Причины греко-персидских войн.
В конце 6 века до н.э. полисам Древней Греции стало угрожать могущественное Персидское царство. Царей Персии привлекали богатства греческих городов и их удобное расположение. Через полисы проходили торговые пути, которые были нужны богатой державе.
Персам удалось захватить города греков в Малой Азии и на островах Эгейского моря. В их власти оказался даже Милет, известный и богатый город с четырьмя гаванями и большим торговым флотом. Персидский царь Дарий I, занявший трон после смерти Камбиза, смог провести военные реформы и укрепить свою страну. Во время его правления Персидское царство превратилась мировую державу.
Дарий, захватил огромные территории в Азии и стал строить планы, как покорить греческие полисы на Балканском полуострове. Царь хотел стать правителем всего Средиземноморья и пополнить богатствами греческих городов свою огромную казну. У Дария была большая и хорошо обученная армия, а также много золота, чтобы поддерживать ее. Царь решил, что ему легко удастся покорить города греков один за другим, потому что они разобщены, а у него воинов намного больше, чем защитников у каждого полиса. И Дарий стал искать повод, чтобы развязать войну.
Задание 2. Прочитайте текст «Планы воюющих сторон» и ответьте на вопросы.
Селение Марафон было выбрано персидскими полководцами не случайно. На широкой марафонской равнине могла свободно разместиться армия персов. Здесь было бы легко сражаться прославленной персидской коннице. Лишь в нескольких десятках километров от Марафона располагались Афины – главная цель Дария. Персидские воины могли легко достичь города, двигаясь по долине, а корабли атаковали бы его с моря.
Видя эти приготовления, жители Афин стали готовиться к сражению. Все способные сражаться встали в строй. Афинские полководцы стали спорить между собой, как лучше защитить город. Наконец они решили принять план талантливого стратега Мильтиада. Народное собрание Афин избрало его на должность стратега. В далеком Милете он помогал восставшим грекам сражаться против персов, поэтому хорошо знал слабые и сильные стороны персидского войска.
Мильтиад считал, что афинским воинам нельзя ждать противника в городе, потому что оборонительные стены Афин были недостаточно мощными и могли не выдержать осады персов. Мильтиад убедил греков вести войско к Марафону и дать там решительное сражение.
Вопросы:
1. Какой план ведения войны был придуман персами?
2. Объясните, почему персы выбрали селение Марафон для высадки?
3. Кого назначило на должность стратега Народное собрание в Афинах?
4. Какой план предложил Мильтиад? Почему?
Приложение 1.
Задание 1: Прочитайте текст и назовите причины войн между Древней Грецией и Персией.
Вопросы:
1. С какой целью персидские цари вели войны?
Что привлекало персидских царей на Балканском полуострове?
Почему в начале V в. до н. э. Дарий Первый решил завоевать Элладу?
На что надеялся Дарий Первый, начиная войну против Греции?
Причины греко-персидских войн.
В конце 6 века до н.э. полисам Древней Греции стало угрожать могущественное Персидское царство. Царей Персии привлекали богатства греческих городов и их удобное расположение. Через полисы проходили торговые пути, которые были нужны богатой державе.
Персам удалось захватить города греков в Малой Азии и на островах Эгейского моря. В их власти оказался даже Милет, известный и богатый город с четырьмя гаванями и большим торговым флотом. Персидский царь Дарий I, занявший трон после смерти Камбиза, смог провести военные реформы и укрепить свою страну. Во время его правления Персидское царство превратилась мировую державу.
Дарий, захватил огромные территории в Азии и стал строить планы, как покорить греческие полисы на Балканском полуострове. Царь хотел стать правителем всего Средиземноморья и пополнить богатствами греческих городов свою огромную казну. У Дария была большая и хорошо обученная армия, а также много золота, чтобы поддерживать ее. Царь решил, что ему легко удастся покорить города греков один за другим, потому что они разобщены, а у него воинов намного больше, чем защитников у каждого полиса. И Дарий стал искать повод, чтобы развязать войну.
Задание 2. Прочитайте текст «Планы воюющих сторон» и ответьте на вопросы.
Селение Марафон было выбрано персидскими полководцами не случайно. На широкой марафонской равнине могла свободно разместиться армия персов. Здесь было бы легко сражаться прославленной персидской коннице. Лишь в нескольких десятках километров от Марафона располагались Афины – главная цель Дария. Персидские воины могли легко достичь города, двигаясь по долине, а корабли атаковали бы его с моря.
Видя эти приготовления, жители Афин стали готовиться к сражению. Все способные сражаться встали в строй. Афинские полководцы стали спорить между собой, как лучше защитить город. Наконец они решили принять план талантливого стратега Мильтиада. Народное собрание Афин избрало его на должность стратега. В далеком Милете он помогал восставшим грекам сражаться против персов, поэтому хорошо знал слабые и сильные стороны персидского войска.
Мильтиад считал, что афинским воинам нельзя ждать противника в городе, потому что оборонительные стены Афин были недостаточно мощными и могли не выдержать осады персов. Мильтиад убедил греков вести войско к Марафону и дать там решительное сражение.
Вопросы:
1. Какой план ведения войны был придуман персами?
2. Объясните, почему персы выбрали селение Марафон для высадки?
3. Кого назначило на должность стратега Народное собрание в Афинах?
4. Какой план предложил Мильтиад? Почему?
Индивидуальный рабочий лист
ученика (цы) 5 «А» класса_________________________
№1. Оживи карту. Дополни ход сражения недостающими стрелками. Выдели разными цветами направления персидских и греческих войск.
Не забудь указать это в легенде карты.

направления греческих войск
направления персидских войск
№2. Соотнеси термин и определение стрелочкой.
СТРАТЕГ                 правая и левая оконечность боевого порядка
ФАЛАНГА               военачальник
ГОПЛИТЫ              построение воинов тесными сомкнутыми рядами
ФЛАНГ                     отборные войска, тяжеловооруженные пешие воины
Индивидуальный рабочий лист
ученика (цы) 5 «А» класса_________________________
№1. Оживи карту. Дополни ход сражения недостающими стрелками. Выдели разными цветами направления персидских и греческих войск.
Не забудь указать это в легенде карты.

направления греческих войск
направления персидских войск
направления греческих войск
направления персидских войск
№2. Соотнеси термин и определение стрелочкой.
СТРАТЕГ                 правая и левая оконечность боевого порядка
ФАЛАНГА               военачальник
ГОПЛИТЫ              построение воинов тесными сомкнутыми рядами
ФЛАНГ                     отборные войска, тяжеловооруженные пешие воины
Битва состоялась в 490 году до н. э. военачальник стратег Мильтиад понимал, что грекам придется столкнуться с прославленными персидскими всадниками и лучниками, которые действовали врассыпную. Когда греческие воины достигли марафонской долины, полководец приказал им выстроиться тесными сомкнутыми рядами, образуя фалангу. Края фаланги упирались в холмы, окружающие равнину. Таким образом, Мильтиад лишил персов возможности ввести в бой конницу и окружить греческое войско. Когда прозвучала команда “К бою!”, греки побежали к лагерю персов.
Расстояние между ними и персидскими воинами быстро сокращалось. Прославленные персидские стрелки не успели выпустить из лука смертоносные стрелы. Однако персам удалось прорвать центр греческой фаланги, в котором было меньше всего воинов. Думая, что они уже одержали победу, персидские воины устремились к лагерю греков. Но тогда гоплиты (тяжеловооруженные воины ) с флангов (правая и левая оконечность боевого порядка) напали на них сзади. В ходе ожесточенной битвы персы были разбиты. Уцелевшие в сражении персидские воины обратились в бегство. На поле боя осталось 6400 тысяч убитых персов, а греки потеряли лишь 192 человека.
Еще не смолкла битва, когда Мильтиад отправил в Афины быстроногого воина сообщить о разгроме персов. Юноша бежал без отдыха и остановок. «Радуйтесь, мы победили!» - и рухнул мертвым. Сердце воина не выдержало напряжения. О чём свидетельствует поступок афиняна?
Знаете ли вы, какое состязание включено в олимпийские игры в память о подвиге афинского юноши? Слайд марафонский бег 42 км 195 м.
В то время, когда все афинское войско находилось в марафонской долине, персы решили отправить к незащищенному городу корабли и напасть на него. Но мудрый Мильтиад предвидел и этот ход. Сразу же после победы он собрал свое войско и быстро вернулся с ним в Афины. Когда персидский флот обогнул Аттику и подошел к стенам города, его уже ждали там готовые к бою греческие воины. Персы, извещенные о поражении своих войск у Марафона, решили не начинать сражения и уплыли прочь.
В честь победителей при Марафоне была сделана надпись на гробнице:
Доблесть этих мужей освещает бессмертная слава. Здесь поразили они гордые персов войска. Пешими поднялись против Азии конницы сильной, Чтобы Эллады земли рабского дня не узнать. - Объясните смысл этой надписи. Можно ли догадаться на ее основе, какова была одна из главных причин победы греков в войне с персами. (Благодаря мужеству греческие воины выиграли битву при Марафоне.)
Задание 3. Подумай, опираясь на исторический источник, каково значение битвы при Марафоне?
Геродот так писал об этой битве:
« Когда персы увидели, что афиняне нападают на них бегом, они приготовились, чтобы дать им отпор. Персам казалось, что на афинян напало какое-то гибельное безумие, ведь они осмелились устремиться на противника, несмотря на то, что их было очень мало и они не имели ни конницы, ни лучников. Так думали варвары. Тем временем афиняне всем войском вступили в рукопашный бой с варварами и сражались доблестно. Афиняне были первыми из эллинов. Атаковавшими противника бегом, афиняне были также первыми, кто не дрогнул при виде воинов, одетых по персидски. До того времени уже одно имя персов наводило ужас на эллинов».
Докажите словами из приведенного источника (подчеркнув в тексте нужное), что персы были совершенно уверены в своей победе и что греки дотоле действительно считали их непобедимыми.
Материал урока был мне
полезен/бесполезен
интересен/скучен
понятен/не понятен
Задания урока оказались для меня
легкими/сложными
Мое настроение после урока
стало лучше/ стало хуже
Достаточно ли было собственных знаний для успешной работы на уроке?
Задание 4. Решите познавательную задачу:
В честь победителей при Марафоне была сделана надпись на гробнице:
Доблесть этих мужей освещает бессмертная слава.
Здесь поразили они гордые персов войска.
Пешими поднялись против Азии конницы сильной,
Чтобы Эллады земли рабского дня не узнать.
Объясните смысл этой надписи.
Можно ли догадаться на ее основе, какова была одна из главных причин победы греков в войне с персами?
Приложение 3.
Сообщение учащегося «Греческая фаланга»
В давние времена воины сходились в битве один на один, в отличие от них, гоплиты сражались организованным строем, который назывался фалангой. Такое построение требовало жесткой дисциплины, упорных тренировок и прекрасной координации
Фаланга — это длинный строй воинов, состоявший обычно из восьми шеренг. Место убитого или раненого занимал тот, кто стоял позади него. Каждый воин был защищен частью своим щитом, а частью щитом воина, стоявшего справа. Крайний справа оставался частично незащищенным, поэтому правое крыло фаланги было наиболее уязвимым местом. В сражении полководец пытался атаковать врага именно с этой, более слабой стороны.
Атакуя, фаланга устремлялась вперед, и объединенный вес людей и щитов обрушивался на врага. Две противоборствующие фаланги до тех пор теснили друг друга, пока одна из них не отступала.
Чизолм Д. Древняя Греция. Энциклопедия для школьников.- М., 2001.