Разработка урока по математике Тема: Вычисление периметра и площади прямоугольника (квадрата), объема прямоугольного параллелепипеда (куба).


Хромтауский Районный отдел образования
физической культуры и спорта
Разработка урока по
математике
для 4 класса с применением
ИКТ и проектной технологии.
Тема: Вычисление периметра и площади прямоугольника
(квадрата), объема прямоугольного параллелепипеда (куба).

Учитель начальных классов
школы – гимназии №2 г. Хромтау
Юшкевич Е.П.
2013-2014 учебный год.
Тема: Вычисление периметра и площади прямоугольника (квадрата), объема прямоугольного
параллелепипеда (куба).
Цель: Совершенствовать навыки построения фигур и решения геометрических задач.
Задачи:
Обучать детей приемам правильного построения плоских и объемных фигур, рациональных вычислений.
Развивать логическое мышление, пространственное представление, формировать математическую речь.
Воспитывать методологическую культуру труда.
Оборудование: учебник 4 класса, ручки, карандаши, линейки, интерактивная доска, таблицы,
карточки.
План урока:
«Подключение» (эмоциональный настрой) – 2 мин.
Карта – разминка – в третьем классе мы знакомились с геометрическим телом – кубом: лепили его объемную модель из пластилина, делали каркасную модель из спичек, чертили развертку куба. Сейчас мы вспомним песенку о кубе.
Ты с кубом знаком?
Ну, конечно же, да!
В кубики с детства играл ты.
В кубе шесть граней,
Запомни всегда:
Грани эти – квадраты.
Ребер – двенадцать
И восемь вершин,
По ним путешествие мы совершим(слайд №1)
«Биоинтернет» (пропедевтическая практика – устный счет) – 10 мин.
1). Расшифруй слово: (Слайд №2)
2). Выполни действия и ты узнаешь: (Слайд №3)
Триада «Алгоритм» (пропедевтика) - 7 мин.
Найди значения числовых выражений:
(слайд №4)
I вариантII вариант
7416 : 412 * 305 – (2673 - 510)6789 + (1010 - 803) * 940
255 * 105 * 878920 : 3019010 – (8316 + 864) : 510
- Расставить порядок действий
- Вычислить по действиям и по вариантам в тетради
- Проверка (меняются вариантами; выставляют оценки)
- Ответ: 2341
1. 7416 : 412 * 305 – (2673 - 510) = 3327
231
2. 255 * 108 * (878920 : 301) = 78183000
312
3. 6789 + (1010 - 803) * 940 = 201369
312
4. 9010 – (8316 + 864) : 510 = 8992
(Слайд №5)
«Новости» (ориентация) – 3 мин.
Сопоставление куба и прямоугольного параллелепипеда.
- У куба есть «брат». Его зовут прямоугольный параллелепипед. Он похож на куб, но есть и отличие.
Вы мне должны их назвать.

(слайд №6)
Демонстрация моделей куба и параллелепипеда
- Пересчитайте количество граней у куба и прямоугольного параллелепипеда. Сколько их? (Шесть)
- Сколько ребер у каждого из этих тел? (Двенадцать)
- Сколько вершин? (Восемь)
- Грань куба – это какая геометрическая фигура? (Квадрат)
- Грань прямоугольного параллелепипеда? (Прямоугольник)
- Вот в чем отличие! У куба грани – квадраты, а у прямоугольного параллелепипеда – прямоугольники.
Карта «Лидер» (презентация) – 5 мин
Объясни как вычислили:
1). Периметр Р и площадь S квадрата, длина стороны которого равна a;
2). Периметр Р и площадь S прямоугольника, длина которого равна b, ширина - a;
3). Объем куба V, длина стороны которого равна a;
4). Объем прямоугольного параллелепипеда V, измерения которого равны a. b. c.
Слайд №7
«Тренажер» (практика на примерах) – 20 мин. Работа по учебнику стр.308 №2. Решают с объяснением. 5 человек у доски одновременно.
Заполни таблицы:

«Лидер» (практика на примерах) – 15 минут
- Решение задачи:
Из деревянного бруска, ширина которого равна 6 см, высота – 9 см, а длина – в 4 раза больше ширины, вырезали куб, ребро которого равно 5 см. найди объем оставшейся части.
«Логика» (самостоятельная практика в классе) – 10 мин.
- Задача: Два одинаковых насоса выкачали из котлована 5760 л воды. Один из них работал 5 мин., а
другой – 3 мин. Сколько литров воды выкачал каждый насос?
- Задача на развитие пространственного мышления:
Найди три рисунка, которые могут изображать один и тот же кубик с разных сторон.
Цифры нарисованы только на боковых гранях кубиков, каждый можно поворачивать, не отрывая от поверхности. (Слайд №8)

- Реши уравнения:
976 – х = 45 * 203100 * 20 + х = 62000 + 700
5328 – х = 25 * 200х + 300 = 31 * 300
Начерти в тетради прямоугольный параллелепипед так, как на доске. Поставь точки В и С. Из точки С в точку В ползет муравей. Нарисуй цветным карандашом самый короткий путь для него.
- слайд №9



Сбор данных (итоги урока) – 1 мин.
- В чем отличие прямоугольного параллелепипеда от куба?
- Сколько в прямоугольном параллелепипеде вершин, граней, ребер?

Оценки – 1 мин.
«Универсал» (независимая домашняя практика) – 1 мин.
Стр. 307 учить правило; №8 стр. 309

Спасибо всем за работу! Урок окончен.