Спецкурс по русскому языку


АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА СМОЛЕНСКА
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №9» города Смоленска
Рассмотрено Утверждаю
на заседании педагогического совета Директор
Протокол №1от О.В.Антышева
Приказ № от
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу «Анализ художественного текста» в 11классе (основное среднее образование)
Виноградовой Светланы Игоревны,
учителя русского языка и литературы I категории
2015 год
Пояснительная записка Программа курса «Анализ художественного текста » предназначена для подготовки обучающихся 11-го класса к сдаче единого государственного экзамена по русскому языку по одному из главных его аспектов – речеведению. Эта форма аттестационной работы предусматривает многоаспектный языковой анализ текста, выполнение тестовых заданий и выполнение задания с развернутым ответом (создание сочинения-рассуждения). В задании «С» ученику необходимо проявить умение анализировать содержание исходного текста, выразить свое отношение к проблеме, затронутой автором, точно и последовательно излагать свои мысли, использовать разнообразие грамматических форм и лексическое богатство русского языка.Программа рассчитана на 34 учебных часа и включает в себя:теоретический материал;
вопросы и задания практического характера;
вопросы и тестовые задания для самостоятельной работы.
Цель данного курса - развитие коммуникативной компетенции обучающихся, т.е. владение разными видами речевой деятельности, что способствует росту речевой культуры школьника. Вся практическая часть элективного курса представлена упражнениями и заданиями повышенной трудности для того, чтобы:- выработать умения быстро ориентироваться в тексте, сравнивать синтаксико-стилистические явления; подготовить обучающихся к редактированию и составлению связных текстов;- развивать навыки сознательного употребления слов и словосочетаний в речи; восстанавливать авторские тексты, конструировать, редактировать, вставлять, сопоставлять;- определять структурно-семантические значения предложений; выявлять причины использования того или иного типа предложений в отрывках разной стилевой направленности, устранять стилистические и речевые ошибки; - выявлять особую выразительность обособленных второстепенных членов предложения, слов разных частей речи, их стилистическую роль.В предлагаемой системе заданий намечается достижение следующих задач:- обобщить и систематизировать теоретические знания по русскому языку по разделу «Стилистика»;- вырабатывать навыки поэтапной работы с текстом, давать характеристику тексту как продукту речевой деятельности;- развивать творческие способности учеников, создавать письменное высказывание в форме сочинения-рассуждения.В результате изучения курса обучающиеся должны знать:- структуру и композицию текста; средства связи предложений и виды информаций в тексте;- типы речи и их признаки; стилевые особенности текста;- изобразительно-выразительные средства языка, использованные автором текста.Должны уметь:- определять тему, основную мысль, идею текста;- определять стиль, тип речи, средства связи предложений в тексте; - находить изобразительно-выразительные средства языка, характерные для определенного стиля и типа речи;- создавать на основе предложенного текста собственное высказывание в форме сочинения-рассуждения.Использование системы упражнений и заданий этого курса позволяет не только расширить, но и углубить знания обучающихся о тексте как продукте речевой деятельности, особенностях стилистического употребления основных стилистических категорий в речи, предоставляет возможность обогащать свою речь и не переставать учиться языку у мастеров культурыПрограмма предполагает варьирование, которое может быть связано с творческим подходом учителя к решению теоретических и практических вопросов. Предложенный материал может служить и образцом, по которому учитель выберет из лингвистической литературы нужные теоретические сведения, а из художественной – иллюстративный материал.Контроль подготовки обучающихся определяется по результатам устных высказываний, выполнения тестовых заданий, письменных работ (сочинений-рассуждений). Оценивание проводится по четырех балльной системе.Программа данного спецкурса позволяет подготовить одиннадцатиклассников к ЕГЭ, а также восполнить пробелы в знаниях. 2. Темы учебного курсаВведениеРаздел 1. Текст как единица речи (1ч)Признаки текста. Особенности его строения. Виды связи предложений в тексте. Порядок предложений. Тема и основная мысль. Проблемы, поднимаемые автором. План -схема комплексного анализа текста.Раздел 2. Функционально-смысловые типы речи.(4ч)Описание, повествование, рассуждение. Их языковые и стилистические признаки. Работа с текстом. Умение определять тип речи.Раздел 3. Стили речи. Художественный стиль.(2ч)Языковые и стилистические особенности текстов художественного стиля. Стилистический анализ текста.Раздел 4. Публицистический стиль. (1ч)Языковые и стилистические особенности текстов публицистического стиля. Стилистический анализ текста.Раздел 5. Изобразительно-выразительные средства языка.(5ч)Тропы: эпитет, метафора, олицетворение, метонимия, синекдоха, гипербола.Стилистические фигуры речи: антитеза, градация, оксюморон, анафора, эпифора, инверсия, синтаксический параллелизм.Раздел 6. Комплексный анализ текста. (2ч)План-схема комплексного анализа текста.Раздел 7. Создание письменного высказывания в форме сочинения-рассуждения (12ч). Критерии и нормативы оценки сочинения- рассуждения (задание «С» ЕГЭ). План сочинения-рассуждения. Комментарий основных мыслей автора предложенного текста. Выражение позиции автора. Формулировка и аргументация собственной позиции.

Календарно-тематическое планирование в 11 классе учебном году (34 часа)
№ п/п Тема Домашнее задание Дата Корректировка КТП Примечания
1 Введение (1 ч.)
Цели и задачи спецкурса. Текст как единица речи. (4 ч.) 2 Строение текста, виды и средства связи предложений в тексте. 3 Тема текста, основная мысль, проблемы. 4-5 Анализ рассказа «Темные аллеи» (2ч) Типы речи (2 ч.) 6-7 Особенности описания, повествования, рассуждения. Их признаки. Изобразительно-выразительные средства (5 ч.) 8 Тропы. 9 Стилистические фигуры речи. 10-11 Практикум по теме «Изобразительно-выразительные средства» 12 Выполнение заданий ЕГЭ (В8) Стили речи (7 ч.) 13 Научный, официально-деловой., разговорный стили речи. 14 Художественный стиль, его особенности. 15-16 Комплексный анализ текста художественного стиля. 17 Публицистический стиль, его языковыеососбенности. 18-19 Комплексный анализ текста публицистического стиля. Создание письменного высказывания в форме сочинения-рассуждения (15 ч.) 20 Формулировка проблемы текста. Комментарий основных мыслей автора. 21 Выражение собственной позиции на поднятую автором проблему текста. 22 Аргументация собственной позиции. 23-24 Написание сочинения-рассуждения 25 Анализ работ. Редактирование. 26-27 Написание сочинений-рассуждений 28 Выполнение заданий части «В» 29-30 Выполнение заданий части «С» 31 Анализ работ. Редактирование текста 32-33 Выполнение варианта ЕГЭ 4.Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения курса обучающиеся должны знать:- структуру и композицию текста; средства связи предложений и виды информаций в тексте;- типы речи и их признаки; стилевые особенности текста;- изобразительно-выразительные средства языка, использованные автором текста.Должны уметь:- определять тему, основную мысль, идею текста;- определять стиль, тип речи, средства связи предложений в тексте; - находить изобразительно-выразительные средства языка, характерные для определенного стиля и типа речи;- создавать на основе предложенного текста собственное высказывание в форме сочинения-рассуждения.
5. Перечень учебно-методического обеспечения
Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. Грамматика. Текст. М.,Просвещение. 2006.
Горшков А. Русская словесность. М. ,Просвещение. 2002.
Колупаева О.В. ЕГЭ.Русский язык. Практикум для подготовки к выполнению задания с развернутым ответом (часть С). Томск. 2007.
Любичева Е.В. ЕГЭ.Русский язык. На пути к экзамену. М., «ЭКСМО». 2009.
Русский язык. ЕГЭ-2008, ЕГЭ2009,ЕГЭ-2010. Экзаменационные материалы для подготовки к ЕГЭ. М., Федеральный центр тестирования. 2008г., 2009., 2010.
Журнал «Русский язык в школе» 2009-2010г.