Методическая разработка: Современные подходы (в рамках ФГОС) к организации взаимодействия детского сада с семьей.


МАДОУ
«Детский сад комбинированного вида № 5 «Умка»
г.Балаково Саратовской области
413800 Саратовская область, г. Балаково, ул. Трнавская, 5а, т.33-45-89
Современные подходы (в рамках ФГОС) к организации взаимодействия детского сада с семьей.
Выполнила:
Королева Наталья
Александровна,
Воспитатель МАДОУ №5
г. Балаково
Содержание
Введение………………………………………………………………3
1. Основные направления работы с родителями в условиях реализации ФГОС в дошкольном учреждении…………………………………………..5
2. Формы работы с родителями в условиях реализации ФГОС в дошкольном учреждении……………………………………………………………7
3. Вовлечение родителей в жизнь группы…………………………10
Заключение…………………………………………………………..13
Список литературы………………………………………………….15
Приложение………………………………………………………….16
Введение
Дошкольное детство уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности.
Детство чувствительно ко всем изменениям, происходящим в социуме. Приобщаясь к конкретным людям в конкретных отношениях и уподобляясь им, ребёнок вырабатывает те жизненные ориентиры, идеалы, которые отражаются на его представлениях о самом себе, на его представления о будущем. В то же время это период, в течение которого ребенок находится в полной зависимости от окружающих взрослых - родителей, педагогов. Поэтому ненадлежащий уход, поведенческие, социальные и эмоциональные проблемы, возникающие, в этом возрасте приводят к тяжелым последствиям в будущем.
Первое место в иерархии значимости для формирования личности ребёнка занимает семья. Подрастающее поколение будет таким, какой будет семья. Главными воспитателями детей являются родители. Но как писал А.С.Макаренко: «Семьи бывают хорошие, семьи бывают плохие. Поручиться за о, что семья воспитывает, как следует, на нельзя; говорить, что семья может воспитывать, как хочет, мы не можем. Мы должны организовать семейное воспитание». [6]
И сегодня, современным родителям необходима помощь, ибо отсутствие знаний по психологии и педагогике ведут к ошибкам, непониманию, а значит, - к безрезультатности воспитания. Поэтому основные усилия педагогического коллектива детского сада должны быть направлены на повышение уровня педагогической культуры родителей.
Актуальность проблемы я вижу в существующих противоречиях между сложившимися стереотипами у родителей, что детский сад должен воспитать их ребенка и новой образовательной системой, где главным воспитателем является семья.
Целью работы является теоретическое изучение современных подходов к организации взаимодействия дошкольного учреждения с семьями воспитанников.
Задачи исследования:
1. Изучить новые направления взаимодействия ДОУ с семьей.
2. Раскрыть формы взаимодействия ДОУ с семьей.
3. Описать систему взаимодействия ДОУ №5 города Балаково с семьями воспитанников.
Полноценное воспитание дошкольника происходит в условиях тесного сотрудничества семьи и дошкольного учреждения. Как известно семья является первым и важнейшим институтом социализации ребенка. Но так как большинство родителей вынуждено заниматься «поиском» средств существования, дети проводят очень много времени (9-10 часов в день) в детских садах. По сути, их воспитанием занимаются педагоги, действующие по специально разработанным программам. Но влияние семейного воспитания на формирование личности ребенка играет значительную роль. Если требования, предъявляемые к ребенку в детском саду и семье, не согласованы, то воспитание полезных навыков и привычек будет очень затруднено. Так как общеизвестно, что закрепление какого-либо умения происходит при многократном повторении. Поэтому наша тема сегодня очень актуальна. Дошкольные учреждения должны превратиться в открытый социально-педагогический комплекс с широким участием родителей в его работе. Это взаимодействие в интересах детей.
Дошкольными учреждениями накоплен значительный опыт организации сотрудничества с родителями в целях повышения эффективности нравственного, трудового, умственного, физического, художественного воспитания и развития детей. Воспитатели детских садов, методисты постоянно совершенствуют содержание и формы этой работы, стремясь добиться органичного сочетания воспитательных воздействий на ребенка, обеспечить всестороннее развитие личности.[1]
Таким образом, ребенок, получая первичную социализацию в семье, приобретает в дошкольном учреждении опыт: общения со сверстниками, сотрудничества с другими детьми и взрослыми, самостоятельной деятельности. Возможность заниматься гимнастикой, музыкой, изобразительным искусством и т. п. Воспитание в семье и работа педагогов в дошкольном учреждении дополняют друг друга, в результате чего ребенок получает гармоничное развитее.
Проблема сотрудничества воспитателей и родителей в настоящее время является актуальной для многих ученых. Разрабатываются различные программы и новые способы взаимодействия дошкольного учреждения и семьи, возрастает число научных и научно-методических работ, посвященных этой важной проблеме.
Решение задач сотрудничества требует, чтобы педагоги участвовали в психолого-педагогическом просвещении родителей; изучали семьи, их воспитательные возможности; вовлекали родителей в образовательную работу детского сада.
Основные направления работы с родителями в условиях реализации ФГОС ДО В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и интеллектуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую. Всё это, конечно, не приносит позитивных результатов. И мы, педагоги, знаем – всё из семьи, главные воспитатели детей - это родители!
Семья и детский сад – вот два источника, которые формируют наше будущее поколение. Всем известно, что личность ребёнка формируется к 7 годам, в детском саду. Часто нам, педагогам, и родителям наших воспитанников не всегда хватает взаимопонимания, такта, терпения, даже времени, чтобы услышать и понять друг друга и это всё отражается на воспитании наших детей. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием или чистотой одеждой. Многие считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, часто испытываем трудности в общении с родителями по этим причинам.
• Как заинтересовать родителей в совместной работе?
• Как сделать их участниками воспитательного процесса?
Ведь положительный результат, может быть, достигнут только в рамках единого образовательного пространства, подразумевающее взаимодействие, сотрудничество между педагогами дошкольного учреждения и родителями на протяжении всего дошкольного детства.
Современные семьи, разные по составу, культурным традициям и взглядам на воспитание, по-разному понимают место ребенка в жизни общества. Тем не менее, все они едины в желании самого наилучшего для своего малыша, но, к сожалению, далеко не все готовы откликнуться на различные инициативы детского сада. Задача педагогического коллектива заинтересовать родителей и вовлечь их в создание единого культурно-образовательного пространства «детский сад-семья».
Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 (зарегистрирован Минюстом РФ 14 ноября 2013 г. № 30384) «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (далее ФГОС ДО). [1]
Концепция модернизации российского образования подчеркивает исключительную роль семьи в решении задач воспитания подрастающего поколения. Признание приоритета семейного воспитания требует иных форм взаимодействия семьи и детского сада.
Ведущая цель взаимодействия детского сада с семьей - создание необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышение компетентности родителей в области воспитания.
Одинаковые формы взаимодействия с родителями не эффективны. Работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус и микроклимат семьи, а также родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ.
И воспитатель, и родитель – взрослые люди, которые имеют свои психологические особенности, возрастные и индивидуальные черты, свой жизненный опыт и собственное видение проблем. До тех пор пока взрослому хватает знаний для успешного взаимодействия, сомнений по поводу этого знания у него не возникает. Есть поговорка: «Можете подвести лошадь к воде, но не заставите ее пить» – так и с обучением. Взрослый учится, руководствуясь прагматическими мотивами. Новые знания вводят человека в другую социальную реальность: дарят новое видение проблемы и мира. Задача педагогического коллектива создать условия для плодотворного сотрудничества с родителями. [5]
Исходя из выше изложенного, можно сказать, что очень многое для ребенка зависит от складывающихся в ДОУ профессиональных и человеческих отношений взрослых: воспитателей, специалистов, родителей - их отношения самим к себе, друг к другу, ребенку. Все эти взрослые непосредственно причастны к созданию благоприятного климата для ребенка. Интересы ребенка могут пострадать, если отношения между работниками сада и родителями не сложились.

Формы работы с родителями
Полагается учить ребенка вести себя так,
чтобы жизнь был приятна ему,
родителям и тем, кто его окружает.
М. Цвейбек [9]
Анализируя формы работы с родителями можно условно сформулировать
4 основных направления работы с родителями в условиях реализации ФГОС ДО: познавательное, информационно-аналитическое, наглядно-информационное, досуговое.
I. Познавательное направление. Цель: направлено на ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста, формирование у родителей практических навыков воспитания детей.
Это направление включает:
- общие, групповые собрания;
- консультации и индивидуальные беседы;
- выставки детских работ, поделок, изготовленные вместе с родителями. Участвуя в изготовлении поделок, родители раскрывали интересы и способности, о которых и сами не подозревали.
- участие родителей в подготовке и проведении праздников, развлечений, досугов.
- совместные экскурсии;
- открытые НОД. Открытые просмотры очень много дают родителям: они получают возможность видеть своего ребёнка в ситуации, отличной от семейной, Сравнивать его поведение и умения с поведением и умениями других детей, перенимать у педагога приёмы обучения и воспитательного воздействия. - совместное создание предметно-развивающей среды;
- телефон доверия (номер заведующей, воспитателей есть у всех родителей) . - утренние приветствия;
- Почта доверия;
- семейные проекты.
Составление семейного древа помогает ребенку осознать себя не былинкой, одиноко растущей в поле, а членом целого рода, раскрывает родственные связи и объединяет поколения.
Информационно-аналитическое направление. Цель: направлено на выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми.
Помогает лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи и учесть индивидуальные особенности.
По данному направлению можно проводить:
- анкетирование;
- тестирование.
Из анализа сведений о семьях детей видно, что воспитанники ДОУ из семей различного социального статуса, имеющие разный уровень образования. Данные сведения использовались при планировании организационно-педагогической работы с родителями для привлечения родителей к оказанию помощи учреждению, для определения перспектив развития детского сада.
Наглядно-информационное направление. Цель: даёт возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности. Детский сад начинается с раздевалки, очень важно, чтобы она была уютная и красивая, поэтому наши родительские уголки яркие, привлекательные.
Данное направление включает:
- родительский уголок: включающий различную информацию.
Помещается на стенде практический материал, дающий понять, чем занимается ребёнок в детском саду, конкретные игры, советы, задания.
- нормативные документы;
- объявления и рекламы; - продуктивная деятельность детей (рисунки, поделки) ; - папка-передвижка.
Форма работы через родительские уголки, нормативные документы, объявления и рекламы, продуктивную деятельность, папки-передвижки является традиционной, но она необходима для работы с родителями, потому что часто у педагога нет возможности подойти и побеседовать с родителями на актуальную тему по воспитанию детей. Новая, красиво оформленная информация быстро привлекает внимание родителей и даёт свой положительный результат.
- эмоциональный уголок: «Здравствуйте, я пришёл».
- фотовыставки;
- выпуск газет.
Досуговое направление: Цель: призвано устанавливать теплые доверительные отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми.
Это направление самое привлекательное, востребованное, полезное, но и самое трудное. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям увидеть изнутри проблемы своего ребёнка, сравнить его с другими детьми, увидеть трудности во взаимоотношениях, посмотреть, как делают это другие, т. е. приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребёнком, но и с родительской общественностью в целом. Праздники необходимо проводить не для родителей, а с привлечением родителей, чтобы они знали, сколько хлопот и труда надо вложить при подготовке любого торжества.
Встречи с родителями на праздничных мероприятиях всегда мобилизуют, делают наши будни ярче, от этого растёт наша самооценка, как педагога, у родителей появляется удовлетворение от совместной работы и соответственно авторитет детского сада растет.
По данному направлению можно организовать:
- праздники, которые можно закончить чаепитием.
Воспитанием детей в основном занимаются мамы. В детский сад ходят тоже в основном они.
- развлечения;
- знакомство с профессиями родителей;
- празднование дней рождения;
- выставка семейной коллекции
- акции. У многих есть книги и игрушки, из которых дети «выросли». Сколько воспитательных моментов таит в себе эта маленькая акция! Это бережное отношение к старым вещам, при этом дети учатся не только принимать подарки, но и делать их - это большой труд, воспитание души.
- дни добрых дел. [12]
В настоящее время особой популярностью, как у педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы общения с родителями. Они построены по типу телевизионных и развлекательных программ, игр и направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Родители лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами. Так, родители привлекаются к подготовке утренников, пишут сценарии, участвуют в конкурсах. Проводятся игры с педагогическим содержанием, например, «Педагогическое поле чудес», «Педагогический случай», «КВН», «Ток-шоу», где обсуждаются противоположные точки зрения на проблему и многое другое. В ряде детских садов организуется педагогическая библиотека для родителей, книги им выдаются на дом. Можно организовать выставку совместных работ родителей и детей «Руки папы, ручки мамы и мои ручонки», досуги «Неразлучные друзья: взрослые и дети», «Семейные карнавалы» и т.д.
Воспитание и развитие ребёнка невозможно без участия родителей. Чтобы они стали помощниками педагога, творчески развивались вместе с детьми, необходимо убедить их в том, что они способны на это, что нет увлекательнее и благороднее дела, чем учиться понимать своего ребёнка, а поняв его, помогать во всём, быть терпеливыми и деликатными и тогда всё получится.
Можно сделать вывод, что взаимодействие родителей и детского сада редко возникают сразу. Это длительный процесс, долгий кропотливый труд, требующий терпеливого неуклонного следования выбранной цели, и постоянный поиск новых путей сотрудничества с родителями.
Вовлечение родителей в жизнь группы
«Какими бы прекрасными ни были
наши дошкольные учреждения,
самыми главными мастерами,
формирующими разум и мысли
малышей, являются мат и отец»
В.А.Сухомлинский [9]

Воспитание детей неразрывно связано с педагогическим просвещением родителей. Именно родителями закладываются основы характера ребенка, формируются особенности его взаимоотношений с окружающими людьми. Каждая семья по – своему определяет для себя процесс воспитания, но в силу разных обстоятельств, в разной степени нуждается в квалифицированной педагогической помощи. Задача педагога, непосредственно наблюдающего за детьми и знающего их проблемы, - привлечь родителей к сотрудничеству и подвести к знанию и пониманию педагогических принципов.
Содержание работы с родителями в нашей группе реализуется через разнообразные формы. Главное — донести до родителей знания. Мы используем традиционные и нетрадиционные формы общения с родителями своих воспитанников, суть которых — обогатить их педагогическими знаниями.
Работа с родителями — это процесс общения разных людей, который не всегда проходит гладко. Естественно, в любом детском саду могут возникнуть проблемные ситуации во взаимоотношениях педагогов и родителей
В муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении детском саду комбинированного вида № 5 «Умка» в работе с родителями поиск новых форм работы остается всегда актуальным. В своей группе мы проводим планомерную целенаправленную работу с родителями. Для того чтобы спланировать работу с родителями, надо хорошо знать родителей своих воспитанников, поэтому мы начинаем работу с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду. Проведение анкетирования, личных бесед на эту тему помогает нам правильно выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.
Для решения поставленных задач в группе ежегодно разрабатывается, а затем корректируется план совместной деятельности с родителями воспитанников. Мероприятия составляются таким образом, чтобы они отвечали задачам МАДОУ, интересам и потребностям родителей, возможностям педагогов.
В начале учебного года в каждой возрастной группе проходят групповые собрания, на которых родителей мы знакомим с задачами воспитания и обучения детей на данный учебный год. Проводится общее собрание, ознакомительные экскурсии для родителей вновь прибывших детей.
Пропаганду педагогических знаний мы ведем чрез систему наглядной агитации. В группе оформлен «Уголки для родителей», где помещаются консультации по всем разделам программы, по вопросам оздоровления и воспитания детей. В специальных папках имеется подборка методических рекомендаций для родителей, составленных педагогами и психологом ДОУ.
По вопросам сохранения и укрепления здоровья детей выпускаются санитарные бюллетени старшей медсестрой. Оформлен специальный «Уголок здоровья», где родители могут получить всю интересующую их информацию по вопросам оздоровления детей.
В течение года заведующим, специалистами, педагогами проводятся индивидуальные консультации с родителями. При составлении календарного планирования в начале каждого месяца мы прописываем работу с родителями, где указываем темы индивидуальных и групповых консультаций, тематику наглядной информации, работу с родительским комитетом.
С большим успехом всегда проходят такие мероприятия как посиделки, совместные досуги. Родители активно посещают данные мероприятия, дают хорошие отзывы, пожелания педагогам. Эти формы работы пользуются среди родителей наибольшей популярностью, т.к. позволяют увидеть реальные достижения каждого ребенка.
Организуем выставки совместного творчества детей и родителей. Родители с удовольствием участвуют в таких формах работы, которые стали традиционными и вызывают огромный интерес детей и желание родителей заниматься со своими детьми.
Большую работу с родителями проводит инструктор по физическому воспитанию. У нас стали традиционными мероприятия «Мама, папа, я – спортивная семья», дружеские встречи между родителями разных групп.
С целью морального стимулирования наиболее активные родителей мы отмечаем, на общих собраниях вручаем благодарственные письма, грамоты.
С 2013 года детский сад имеет свой сайт. На котором есть страничка нашей группы. На сайте родители узнают о планах, о проходящих в саду мероприятиях и о жизни группы. Родители всегда могут найти информацию о детском саде, о реализуемых педагогическим коллективом программах воспитания и обучения, об условиях поступления в детский сад и необходимых для этого документах. Также родители могут посмотреть фото, видеосюжеты и задать интересующие их вопросы по воспитанию и обучению детей. Считаем, что созданная система работы дошкольного учреждения и нашей группы позволяет максимально удовлетворять потребности и запросы родителей, о чем свидетельствуют следующие результаты:
- активное участие родителей в жизни детского сада: рождественские посиделки, выставки поделок, рисунков, фотовыставки, практикум, спортивные соревнования, экологические акции, благоустройство участков и оформление групп и т.д.;
- наличие положительных отзывов в «Книге отзывов родителей»;
- повысился процент посещаемости родителями собраний и совместных мероприятий, участия родителей в трудовой деятельности детского сада;
- родители стали полноправными участниками педагогического процесса в детском саду, повысилось количество семей, участвующих в различных конкурсах.
В конце учебного года среди родителей проводился опрос на тему «Оценка деятельности ДОУ». 98% родителей довольны тем, что их ребенок посещает данный детский сад, а также дали положительную оценку качества работы коллектива группы и специалистов ДОУ.
Важным моментом в предупреждении возникновения проблемных ситуаций являются установление личного контакта педагога с родителем, ежедневное информирование родителей о том, как ребенок провел день, чему научился, каких успехов достиг.
Исходя из выше изложенного мы верим в то, что большинство семей, совершенно разные по составу, по культурным традициям и ценностям, по разному понимающие место ребенка в жизни общества, хотят для своего малыша самого лучшего, открыты положительным инициативам детского сада и готовы откликнуться на них.Заключение
Чтобы детство ваших детей было более радостным,
учитесь быть терпеливыми,
пусть это войдет у вас в привычку.
Т. Маджи [9]
В настоящее время актуальными задачами продолжают оставаться индивидуальная работа с семьей, дифференцированный подход к семьям разного типа, забота о том, чтобы не упустить из поля зрения и влияния специалистов не только трудные, но и не совсем благополучные в каких-то конкретных, но важных вопросах семьи.
Родители проявляют активность и высокую гражданскую ответственность, если отношения с педагогами строятся на открытости, доверии, сотрудничестве, взаимодействии.
Привлечение родителей к участию в образовательном процессе способствует повышению их общей педагогической культуры, предоставляет возможность лучше понять собственного ребенка, адекватно оценить его развитие, поведение и общаться с ним.
Согласованное скоординированное взаимодействие воспитателей, специалистов, администрации - залог эффективного взаимодействия с семьей, обеспечения системы работы, сбалансированности деятельности по педагогическому просвещению родителей, защите прав и законных интересов ребенка.
Семья оказывает на ребенка значительное воспитательное воздействие, ни один педагог не может сравниться в этом с родителями. Ребенок, получая первичную социализацию в семье, приобретает в дошкольном учреждении опыт: общения со сверстниками, сотрудничества с другими детьми и взрослыми, самостоятельной деятельности. Возможность развиваться творчески с помощью воспитателей. Воспитание в семье и работа педагогов в дошкольном учреждении дополняют друг друга, в результате чего ребенок получает гармоничное развитее.
В установлении контакта с родителями главная роль отводится педагогическому коллективу. Но, в тоже время, и родители должны проявлять активность и содействовать установлению положительных отношений с воспитателями.
Таким образом, исходя из выше изложенного мы можем сказать что наша гипотеза подтвердилась. Тесное сотрудничество семьи и дошкольного учреждения действительно способствует воспитания разносторонне развитых, физически и психически здоровых детей.
Воспитательные функции семьи и ДОУ различны, но для всестороннего развития личности ребенка необходимо их взаимодействие.
Важным условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом.
Использование разнообразных форм работы помогает родителям из «зрителей» и «наблюдателей» становятся активными участниками образовательного и воспитательного процесса их детей.
Современный детский сад помогает благополучной семье и в чем-то заменяет ребенку семью проблематичную. Он обучает и консультирует родителей, передает традиции и воспитывает человека будущего. И с этой точки зрения дошкольное образование имеет для общества гораздо большее значение, чем просто место, где учат и развивают детей.
Литература
ФГОС от 17 октября 2013 г. N 1155
Андреева М. 100 секретов воспитания детей. СПб.: Тритон, 2007.
Арнаутова Е.П. Педагог и семья. М.: Педагогика, 2010.
Доронова Т. Н. Защита прав и достоинств маленького ребенка — координация усилий семьи и детского сада. М.:Просвещение.2010
Дронь А. В., Данилюк О. Л. Взаимодействие ДОУ с родителями дошкольников. Санкт-Петербург. Детство-Пресс, 2012.
Евдокимова Н.В., Додокина Н.В., Кудрявцева Е.А. Детский сад и семья: методика работы с родителями: Пособие для педагогов и родителей. М: Мозаика – Синтез, 2007 – 167с.
Козлова А.В. Дешеулина Р.П. Методические рекомендации. М.ТЦ Сфера, 2010
Метинова Н.М. Родительские собрания в детском саду. Ярославль. 2014.
Метинова Н.М. Родителям о детях. Ярославль. 2014.
Метинова Н.М. Взрослым о детях. Ярославль. 2014.
Пастухова И. О. Создание единого пространства развития ребенка: взаимодействие ДОУ и семьи. — М.: ТЦ Сфера, 2010.
Свирская Л. Работа с семьей: необязательные инструкции. М.: «Линка-пресс», 2008. – 192с.
Хабибуллина Р.Ш. «Система работы с родителями воспитанников. Оценка деятельности ДОУ родителями» // Дошкольная педагогика 2007г., №7. – 70с.
http://www.maam.ru/http://kabmetodist.ru/
http://nsportal.ru/