Влияние пионерской дружины имени Павлика Морозова на становление личности.


XXVII областные краеведческие чтения обучающихся Ивановской области
Влияние пионерской дружины имени Павлика Морозова
на становление личности.
Балачкина Наталья Алексеевна
Обучающаяся 9 «А» класса
Муниципального бюджетного образовательного учреждения
Средней общеобразовательной школы №17
г.Вичуга
Научный руководитель:
Учитель истории и обществознания
МБОУ СОШ №17 г.Вичуга
Круглова Анастасия Валерьевна
155333, Ивановская область, г.Вичуга, ул.Шкирятова,д.42
М.т. 89206744193
E-mail: nastyu-kruglova@yandex.ru
Вичуга2016
Содержание
Введение______________________________________________________с.3-4
Глава 1. Страницы истории пионерской дружины имени Павлика Морозова школы №17 г.Вичуга____________________________________________с.5-6
Глава 2. Степень влияния деятельности пионерской организации на становление личности учащихся школы №17 г.Вичуга________________с.7-8
Заключение______________________________________________________с.9
Список источников и использованной литературы__________________с.10-11
Приложения_________________________________________________с.12-18

Введение
Есть в нашем городе Вичуга улица Бойцова и удивительна она тем, что вдоль всей улицы находятся скульптуры детей в галстуках. Откуда взялись эти скульптуры, что они означали в свое время, почему они здесь оказались? Из опроса жителей стало ясно, что все эти скульптуры, посвящены жизнедеятельности Всесоюзной пионерской организации имени В.И. Ленина. Это и подтолкнуло нас к мысли узнать об этой детской организации.
Кроме того, узнав дату рождения первых пионерских отрядов и Всесоюзной организации, подсчитав, что в 2017 году ей исполнится 95 лет, мы решили, что очень актуальным будет посвятить исследовательскую работу страницам истории пионерской организации - но не города, а школы № 17, той школы, учениками которой мы являемся.
Итак, цель исследовательской работы:
Выявить степень влияния деятельности пионерской организации на становление личности учащихся
Задачи исследовательской работы:
Восстановить страницы истории пионерской дружины имени Павлика Морозова (школы № 17)
Выяснить степень влияния деятельности пионерской организации на становление личности учащихся школы №17 г.Вичуга.
Тема пионерского движения в литературе достаточно широко освещена. Созданы основополагающие документы и Положения о деятельности Всесоюзной пионерской организации, издано немало книг и монографий по педагогике, внедрению новых форм самоуправления, выпущено немало рекомендаций по работе с пионерами. В целом, была создана мощная теоретическая база для становления и развития пионерской организации. Однако, на наш взгляд, недостаточно раскрыта тема влияния пионерской организации на становление личности маленького человека.
Источниковедческой базой написания данной исследовательской работы стали воспоминания бывших пионеров средней школы № 17 г. Вичуга, а также итоги социального опроса бывших пионеров – родителей и педагогов школы. Таким образом, страницы истории воссозданы через призму людей, воспитанных на идеалах социалистического и коммунистического общества.
Для воссоздания страниц истории школьной пионерской организации были привлечены материалы местной печати. Активистами школы проведены интервью с жителями ул. Бойцова, социальный опрос, записаны воспоминания бывших пионеров и старших пионерских вожатых школы № 17, найдены фотографии пионеров и их деятельности разных лет.
Формат работы не позволяет собрать страницы истории хронологически: от времени создания пионерской дружины имени Павлика Морозова до прекращения ее существования. Однако, она может быть основой написания целостной истории нашей пионерской организации. Материалы работы могут быть использованы при проведении экскурсий в школьном музее школы, а также – могут стать стартом для новых исследовательских работ.
Глава 1. Страницы истории пионерской дружины имени Павлика Морозова школы №17 г.Вичуга
Образование пионерского движения в нашей школе, по воспоминаниям выпускников школы, относится к 30 – 40 - м годам XX века, когда в школе была организована пионерская дружина. Сохранились документы Партархива Ивановского обкома КПСС в которых указано, что пионерская дружина школы №17 г.Вичуга состоит из 240 пионеров на 1948 год. «Пионер – это не парадно одетый мальчик, не парадно одетая девочка, пионер – это борец, борец за то, чтобы во всем быть передовым…». В дружине было несколько отрядов со 100-процентной успеваемостью, учились на четверки и пятерки 43 человека. Проводились интересные мероприятия. На сборах прочитано много книг: «Сын полка» В. Катаева, «Дорогие мои мальчики» Л. Кассиля, рассказы о В. И. Ленине, С. М. Кирове, Серго Орджоникидзе, Советской Армии, славных женщинах Иванова и другие. В дружине проводились беседы, разучено много новых игр, танцев, песен. Совершались прогулки в лес, лыжные вылазки. Проведено несколько экскурсий на фабрику им. Ногина, в типографию, в пожарное депо.
В 50-е годы пионерской дружине школы №17 было присвоено имя пионера – героя Павлика Морозова, организатора первого пионерского отряда. О деятельности пионерских отрядов в 50-70е года сохранились обрывочные материалы: фотографии, воспоминания первых пионеров.
Деятельность пионерской дружины в 80-е годы ярко охарактеризовали Мозуляк (Русина) Татьяна Евгеньевна, старшая пионерская вожатая с 1981-1986 г., ныне директор школы №17 и учитель немецкого языка, Максименкова Валентина Дмитриевна. Дружина имени Павлика Морозова была правофланговой, это значит, была первой во всех начинаниях Всесоюзного марша юных ленинцев. Марш – это комплексная программа воспитания юных ленинцев в разнообразной, но неизменно общественной по своему характеру деятельности, программа, определяющая в значительной мере и формы, и стиль этой деятельности, и методы воспитательных влияний. Марш предусматривал деятельность учащихся на маршрутах. Самым важным был маршрут «Моя Родина – СССР», не менее интересными были маршруты – «Мир и солидарность», «Пионерстрой», «Уренгой», «БАМу», «Сильные, смелые, ловкие» и «Звездочка». Традиционно проходили сборы дружины, отрядов и походы. В школе была своя пионерская комната, в которой хранились атрибуты пионерской дружины: знамя, горны, барабаны и отрядные флажки. Быть в знаменной группе было очень почетно. Они менялись ежегодно, такой чести удостаивались лучшие. Самыми активными пионерами были Померанцева Наталья, Молодкина Ирина, Мигалов Андрей. За свои достижения и победы они были награждены путевками в Всесоюзные пионерские здравницы «Артек» и «Орленок».
Записанные воспоминания и фотографии говорят о том, что пионерская дружина им. Павлика Морозова притворяла в жизнь решения съездов партии и комсомола. Цель была одна – воспитание гармонично развитой личности: поэтому работа дружины и строилась всесторонне. Она воспитывала детей и подростков быть преданными и верными революционным, боевым и трудовым традициям советского народа, воспитывала любовь к своей Родине и сознательное и ответственное отношение к учению, интерес к науке, технике, культуре и искусству; закаляла пионеров нравственно и физически, готовила защищать свою Родину. Если посмотреть на решение этой задачи с современной точки зрения, то пионерская организация выступала средством воспитания патриотизма у подрастающего поколения.
Глава 2. Степень влияния деятельности пионерской организации на становление личности учащихся школы №17 г.Вичуга.
Пионерское движение в Советском Союзе было самым сильным и мощным, идеологическим движением, в рядах которой побывало более 210 млн. человек. Кем стали эти люди? Оказала ли влияние пионерская организация на их судьбы? Конечно, такой ответ мы дать не можем. Но мы решили попробовать провести отдельное конкретное исследование на примере нашей школы по данному вопросу.
У 98% опрошенных - образ пионера вызывает положительные эмоции, так как это был образ детства, это было в подростковом возрасте, было интересно, быть пионером считалось честью ученика.
Пионерская организация для многих это – сплоченная группа, делающая добрые дела; это возможность самореализоваться; это дисциплина и порядок; это развитие творческих способностей детей; чувства коллективизма. Пионер значит первый во всех делах, стремиться быть на переднем крае. У многих респондентов пионерская организация ассоциируется с такими понятиями как оптимизм, задор, активисты, счастливое детство, радость, коллективное творчество, добро. Безусловно, такие светлые и положительные эмоции повлияли на становление личности каждого из респондентов.
Ярким примером этого влияния является директор нашей школы Мозуляк Татьяна Евгеньевна, которая работала в течении 5 лет возглавляла пионерскую дружину школы №17. Будучи вожаком среди пионеров, она по характеру была боевой, задорной, зажигательной. Ее интересные идеи воплощались в реальные дела. Так, Татьяна Евгеньевна поведала нам о своей исследовательской работе, посвященной пионеру – герою Павлику Морозову. Их поиск привел к удивительным результатам. Вместе с пионерами она нашла родного брата Павлика – Алексея Морозова, который проживал в г. Алушта республики Крым. По приглашению Совета пионерской дружины Алексей приехал в Вичугу, состоялась интересная встреча с пионерами и завязались дружеские отношения.
В последствии, Мозуляк Т.Е. стала учителем начальных классов, а в дальнейшем заняла руководящий пост в школе. Она считает, что пионерия научила ее быть самостоятельной, целеустремлённой, верным и надежным товарищем готовым всегда прийти на помощь, а также быть ответственной за свои слова и поступки.
Среди опрошенных из 50 человек – 27 педагогов. Можно предположить, что их выбор был неслучаен. В анкетах они сами отмечали, что пионерская организация повлияла на выбор их профессии; развила организаторские способности; воспитала их честными, трудолюбивыми, ответственными. Воспитывались такие качества как патриотизм, гражданственность, милосердие и порядочность. Благодаря пионерии – они научились дружить, коллективно работать и отдыхать.
На последний вопрос анкеты, есть ли альтернатива детскому движению Советского Союза, 87% ответили отрицательно или затруднились ответить. К сожалению, после "перестройки" Всесоюзная пионерская организация потеряла свою жизнеспособность. Хотя, сегодня на государственном уровне активно обсуждаются вопросы о патриотическом воспитании молодежи, о ценностях, о нравственных основах, на которых мы можем и должны строить нашу жизнь, воспитание детей, развитие общества, в конечном итоге укрепление нашей страны. В 2015 году Владимир Путин подписал указ о создании общероссийской детско-юношеской организации «Российское движение школьников», учредителем которой стала Росмолодежь.
Заключение
В ходе исследования мы пришли к следующим выводам:
Обновление духовной жизни народа невозможно без правдивого и объективного осмысления всего пройденного пути. Нельзя утратить то, что приобретали в течение многих лет;
Детские общественные объединения через присущие им формы и методы деятельности создавали необходимые условия для самореализации и самоутверждения личности, апробации приобретенных знаний в реальных условиях;
Пионерская организация действительно оказывала влияние, пусть и не первостепенное, на жизнь и судьбу людей;
Мы считаем, что в современном обществе должна быть единая общественная организация для подростков в возрасте от 8 до 14 лет, в основе, которой должен быть огромный опыт, накопленный Всесоюзной пионерской организацией.
Список источников и использованной литературы:
I. Источники
Архивные материалы:
Партархив Ивановского обкома КПСС, Ф.342, Оп. 3, Д.241,
Л.124-126. Подлинник.
1.2. Архив школьного музея. Школа №17 г.Вичуга
2. Источники личного происхождения:
2.1 Воспоминания бывших учеников и учителей школы №17 г.Вичуга. // Личный архив автора.
Мозуляк Т.Е., Жительница г.Вичуга, 1964 г.р.
Максименкова В.Д., Жительница г.Вичуга, 1951 г.р.
Периодическая печать:
Цифры и факты. (Из жизни комсомольской и пионерской организации в г. Вичуга). «Вичугский рабочий», 1958, 29 октября.
Воспитание школьников. №2. 1995г
Ленинец, 1959, 8 января.
Рабочий край, 1966, 19 ноября
II. Литература
Басов Н.Ф. Практикум по истории ВЛКСМ и Всесоюзной пионерской организации им. В.И. Ленина // Просвещение, 1984, С. 207.
Балясная Л. Юные ленинцы. М.,1959.
Всесоюзная пионерская организация имени В.И. Ленина. Материалы Центрального Совета.М.1960.
Воспитание в пионерском отряде.М.1968.
Директивы и документы ЦК КПСС и ЦК ВЛКСМ о работе Всесоюзной пионерской организации имени В.И. Ленина. М., 1970. с.175.
Крупская Н.К. Педагогические сочинения в 10 тт., т.5, М. 1959.
Любимов П. По заветам отцов. – «Ленинец», 1959. 8 января.
Медынский Е.Н. «Просвещение в СССР» Гос. учебно-педагогическое издательство, М., 1955 г.
Милов Н. Жизнь как песня. – «Рабочий край», 1966. 19 ноября.
Растить коммунистов-ленинцев.М.,1963.
Теория и методика пионерской работы // Под ред. В. В. Лебединского. – М.: Просвещение, 1979.
III. Интернет – ресурсы
http://комсомол37.рф https://ru.wikipedia.org/
http://dedovkgu.narod.ru/ http://www.detskiysad.ru/ http://www.studfiles.ru/ http://www.odnako.org/ Путин о патриотическом воспитании молодежи
https://www.gazeta.ru/politics/
Приложение № 1.
Фотографии скульптур, г.Вичуга, ул.Бойцова294088919685000-56578519685000
-39433543878500
32632653048000

125730019939000
3320415-4064000-175260-4064000
-44132545148500
3027680484822500
373253032004000Приложение № 2.
Фотографии пионеров школы №17
-2609857556500

-26098530734000 Торжественная линейка Фотография пионера-
героя Павлика Морозова
3537739698500


Сбор дружины
-1559949525000
Мозуляк Т.Е. и Алексей Морозов
Максименкова В.Д. – учитель немецкого языка и 6 «А» класс
3215640-5397500-422910-5334000

310388012700000-527685241300

315849032575500

321564017780-4425958953500

Приложение № 3.
Воспоминания бывших учеников и учителей школы №17 г.Вичуга.
Мозуляк Т.Е., Жительница г.Вичуга, 1964 г.р. Директор школы №17.
Пионерская дружина носила имя пионера – героя Павлика Морозова. Она всегда была правофланговой, работала на Всесоюзном марше юных ленинцев. Я работала старшей вожатой с1981 – 1986 гг., а затем Ступникова Татьяна. Совет дружины возглавляли: Рыгин Александр, Узлова Светлана, Румянцев Александр.
Направления работы:
Маршруты Всесоюзного марша. Самым важным маршрутом был на тот момент «Моя Родина – СССР». Пионеры изучали жизнь и деятельность В. И. Ленина, героические традиции Коммунистической партии, Ленинского комсомола, истории пионерской организации. Традиционными были встречи с ветеранами партии и комсомола, передовиками производства. Велась поисковая работа, внимание и заботой фронтовиков, семьи погибших. Движение «Ни одного отстающего рядом». Маршрут «Мир и солидарность» - это интернациональное воспитание, в школе работал КИД (клуб интернациональной дружбы). Маршрут «Пионерстрой» - это трудовые операции. Операции «Уренгой» и «БАМу – пионерские рельсы» - по сбору металлолома. Маршрут «Сильные, смелые, ловкие» включал в себя игру «Зарница», а маршрут «Звездочка» - тимуровскую работу.
Ежемесячно каждый пионерский отряд выпускал свою отрядную газету, тематика была различной. По необходимости выпускалась газета пионерской дружины.
У дружины так же были свои традиции – это сборы дружины, отрядов, походы, игра «Зарница», свой хор. Проводились трудовые операции, такие как «Миллион – родине» - сбор макулатуры, сбор металлолома и др.
Самыми выдающимися пионерами-лидерами были Померанцева Наташа, Молодкина Ира, Мигалов Андрей. В школьном музее имеются фотографии с поездок в «Орленок» и «Артек».
Пионерская организация научила меня быть самостоятельной и целеустремленной, верным и надежным товарищем, готовым всегда прийти на помощь, а также быть ответственной за свои слова и поступки.
Максименкова В.Д., Жительница г.Вичуга 1951 г.р. Учитель немецкого языка школы №17.
Я работала классным руководителем 6 «А» класса в 1976-77гг. В это время старшей пионерской вожатой была Козлова Ирина Николаевна (с 1973-77гг.). В работе выделялось три направления: патриотическое, спортивно-туристическое и культурно – нравственное. Каждый месяц проходили отрядные сборы, проходил конкурс на лучший отряд, смотры художественной самодеятельности, туристические походы, два раза в год ходили на демонстрации, также были другие не менее интересные мероприятия. В моем классе самыми активными ребятами были Петушков Саша и Ляпина Галя.
Я считаю, что на сегодняшний день альтернативы пионерскому движению – нет! Так как пионерская организация отличалась от современных объединений – масштабностью и значимостью результатов.