Внеклассное мероприятие по технологии на тему Азбука дружбы и общения . Традиционные куклы народов Крыма .


Класс : 5 – 9 класс
Внеклассное мероприятие : Азбука дружбы и общения . Традиционные куклы народов Крыма .

Цель занятия:
Формирование метапредметных результатов через развитие нравственно-эстетических ценностей, приобщение к миру национальных культур народов Крыма , к творческой деятельности по созданию прекрасного в жизни.
Задачи: 
способствовать :✓ воспитанию чувства гражданственности и любви к Родине через изучение народного творчества, сохранение, возрождение и развитие национальных традиций;
✓ бережному отношению к творчеству народных мастеров и духовной культуры народов Крыма ;
✓ расширению знаний о видах декоративно-прикладного творчества, по истории народной художественной культуры;
✓ развитию эстетического и художественного вкуса;
✓ развитию индивидуальных задатков и творческих способностей.
Планируемые результаты
Личностными результатами является формирование следующих умений:
-  объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых изделий народного творчества, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;
- самостоятельно определять и высказывать свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения наблюдаемых объектов, результатов трудовой деятельности человека.
Метапредметными результатами занятия является формирование следующих универсальных учебных действий. 
Регулятивные УУД:
- определять цель деятельности на занятии с помощью педагога и самостоятельно; 
- учиться планировать практическую деятельность на занятии; 
- с помощью педагога отбирать наиболее подходящие для выполнения задания материалы и инструменты;
-  работая по совместно составленному плану, использовать необходимые средства (рисунки, инструкционные карты, приспособления и  инструменты),
- определять успешность выполнения своего задания в диалоге с педагогом;
Познавательные УУД:
- умение выбирать эффективные способы изготовления изделия;
- развивать творческие способности при работе;
Коммуникативные УУД:
- умение выражать свои мысли;
- слушать и понимать речь других;
- вступать в беседу и обсуждение на занятии и в жизни (средством формирования этих действий служит технология продуктивной художественно - творческой  деятельности.Оборудование и материалы: компьютер, проектор, презентация, иллюстрации ,образцы готовых изделий , кусочки тканей , нитки и пряжа , украшения , ножницы .


Ход мероприятия
На нашем прекрасном проживало Крымском полуострове многие народы находили для себя Родину . В настоящее время в Крыму проживает 125 различных народов и национальностей. Все живут в мире и согласии на «богом данной» земле . Национальное искусство , традиции , обряды всех народов Крыма является нашим общим достоянием и гордостью . ( Слайд 1 )
Народная кукла … Через века и поколения пронесла народная память традиционные образы кукол . А сколько у нее значений ! Наши предки верили , что куклы способны отгонять злых духов , оберегать дом , родных , приносить счастье .
Картины художников :- Василий Андреевич Тропинин. "Девочка с куклой". 1841г.- Кирилл Лемох . Варька ( Слайд 2 )
Какое отношение было к игрушкам у наших бабушек и дедушек? Их берегли, нельзя было поломать намеренно куклу, выбросить. Это отношение не от того, что игрушек было мало, просто живы были народные заповеди: игрушка живая. Мастер, создавая её, передавал своему творению часть души. Игрушка была не только мудрым учителем в жизни, не только другом и спутником, но и оберегом.
            Куклу наряжали, но лицо не рисовали. По народным поверьям, кукла без лица считалась неодушевленной, недоступной для вселения в нее злых духов, недобрых сил, а значит, и безвредной для ребенка. Поэтому безликая кукла была и игрушкой, и оберегом.
             Игра в куклы поощрялась взрослыми - ведь играя в них, ребенок учился вести хозяйство, обретал образ семьи. Кукла была не просто игрушкой, а символом продолжения рода, залогом семейного счастья.
             Куклы в древности служили обрядовым символом. Куклам приписывались различные волшебные свойства: они могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастья, помочь хорошему урожаю.
              При изготовлении кукол недопустимо использовать колющие и режущие предметы. Поэтому тряпочки и нитки для кукол нужно было не резать, а было рвать.
      
  Традиционно такие куклы делятся на три группы:
- игровые,
- обрядовые
- обереги
 
          Девочки-подростки делали таких кукол себе, младшим сестренкам и братишкам, одевали их по своему вкусу.
          По мастерству изготовления кукольной одежды судили о готовности девочки к обучению настоящему ремеслу. Если платье получается красивым, а наряд гармоничным, значит, девочка готова уже серьезно обучаться шитью взрослой одежды и ее можно отдавать в учебу к мастерице.
          Многие девушки к свадьбе шили свой наряд сами, а это уже серьезная и кропотливая работа. И, наоборот, если девочка не проявляет старания в изготовлении куклы и в другой работе, то её считали неумехой. Рановато ей было вставать в девичий свадебный хоровод, и серьезную работу не поручали.
           Красивая кукла, с любовью сделанная своими руками, была гордостью девочки и ее верной подругой.
  Раньше в доме могло храниться до 500 кукол. Это – большой пласт народных традиций, который чуть не был утерян.
          Пра-пра-прабабушки завещали нам универсальную куклу. А в чем же ее универсальность?
- Ее можно сделать всегда и везде. В любом месте можно достать из кармана носовой платочек и буквально за минуту связать узелковую куклу;
-  она будит фантазию и будоражит воображение;
- развивает мелкую моторику рук, очень важную для развития ребёнка;
- дает первые уроки моделирования и развивает вкус.
 
Неужели можно пренебречь таким наследством?
Выступления детей ( сопровождаются презентацией и демонстрацией народных кукол )

1 ученица : Русская народная кукла
Неразлучники — это традиционная свадебная куколка-оберег, символ неразлучного вечного союза, любви и семейного единения. Парочка, которая всегда держится за руки.
Мамка . Что может быть надежнее любящей, заботливой мамы? Детки с ней в безопасности. Кукла славит материнство, несет радость вечного обновления и благодати, пока спят и растут младенцы! ( Слайд 3)
Ведучка (ведущая в жизнь) - это образ женщины с ребёнком, недавно начавшим ходить. Она его поддерживает, учит, ведёт, выводит в жизнь... Особенность Ведучки – руки матери и ребёнка – одно целое.Кукла как символ их тесной связи, единства, близости, любви и преемственности поколений.
Кубышка-травница - изготавливали куколку , чтобы воздух в избе был чистый, мешочек-юбку набивали душистыми успокаивающими травами . Куклу обычно подвешивали над кроваткой ребенка, чтобы тот лучше спал или наполняли лекарственными травами и ставили у кровати больного. ( Слайд 4 )2 ученица : Украинская народная кукла
Кукла-мотанка ― символ женской мудрости, семейный оберег. Кукла - символ Великой Матери, Берегини Рода, Древней Мудрости поколений . Изготавливая этот сакральний предмет, женщины вкладывали в нее свою энергию, определенные мысли и пожелания. Куклу-мотанку мать передавала дочери, когда передавала дочь другому роду, а дочь, в свою очередь, своему ребенку. Это как ниточка, которая связывала весь род. ( Слайд 5 )Берегиня -хранительница домашнего очага, защищает семью от злых людей, недоброжелателей. Несет радость, удачу и благополучие в дом. Обычно её помещали над входной дверью или в укромном месте
Подорожница — обереговая кукла. Её дарили тому, кто покидал свой дом и отправлялся в дальнюю дорогу. Находилась у путника в кармане . В руках куколка держит узелок с крупой, монеткой и красной нитью (как символ достатка,сытости и благополучной дороги). ( Слайд 6 )3 ученица : Белорусская народная кукла
Метлушка - очистительная кукла. Выполняла роль оберега , ее вешали около входной двери для защиты, по поверьям, от злых духов и недоброжелателей. Ставив ее за дверь , защищались от недоброжелателей и воров. 
Кукла на счастье – подарок с пожеланием счастья, здоровья и долголетия. Она изготавливалась изо льна. Сама куколка маленькая – всего 4-5 см. ( Слайд 7 )
4 ученица : Татарская народная кукла
Традиционная татарская кукла делается из шерстяных ниток. Кукле–женщине делают платье в соответствии с требованиями Шариата, которое, как говорится в Коране, «скрывает все, кроме явного». Имен татары куклам не дают. ( Слайд 8 )5 ученица : Греческая народная кукла
Госпожа Поста - необычная греческая обрядовая кукла — специальный календарь, по которому считают недели Великого Поста. Куклу изображают как простую женщину или монахиню. У нее 7 ног, как недель у Великого поста. Прошла неделя- убирают 1 ножку-сзади под резиночку. У Госпожи Поста нет ушей — чтобы не слышать сплетни и нет рта — чтобы не есть и не сплетничать, на груди — крест и сложенные в молитве или скрещенные руки для молитвы . ( Слайд 9 )
6 ученица : Болгарская народная кукла
Мартинички - куклы приносят удачу и любовь. Это двухцветный красно-белый амулет из шерсти или ниток, которое повязывают в первый день марта, чтобы в течение года быть здоровыми, счастливыми, защищенными от сглаза, порчи, злых духов. Праздник называется Мартеница . Белый цвет амулета символизирует мужское начало, силу, солнце, потом переосмыслен как цвет девственности и непорочности; красный — цвет крови, женского начала, здоровья, рождения.
Пижо и Пенда — болгарский символ встречи весны( Слайд 10 )
7 ученица : Армянская народная кукла
Пасхальный Дед – куклу делали   за неделю до Пасхи . Внизу к  этой кукле привязывали лук, в который втыкали семь перьев. Каждый день отрывали по одному. Кукла эта подвешивалась высоко и детей ею устрашали, что, мол, проказников он накажет. Во время Пасхи куклу отдавали детям. ( Слайд 11 )Картина художника :- Хачатрян Меружан. Кукла, хачкары и кяманча. ( Слайд 12 )Учитель читает стихотворение «Тряпичная кукла или о становлении личности»
Что в столице, что в деревнене отыщешь куклы крашемежду рухлядею древней,чем тряпичная Параша.Не беда, что нет улыбки,нет глазёнок, нету носа,платьице - лоскутик хлипкий,руки - лапки,  ножки - босы.Лента стан обозначает,куделя как волос вьётся...Что, такого не бывает?Возвратиться в старь придётся,чтоб увидеть как игрушкусмастерила мама дочке.И как рада ей девчушкав вышитой льняной сорочке.Чуть в избе лишь рассветает.на ногах все, как ведётся.Девочка в углу играет.Кукла как её зовётся?- Параскева, Параскева! -шепчет ей малышка тихо.- Преблагая неба дева,отведи от нас ты лихо!Чтобы показать как любит,поцелует нежно в щёчку.Приласкает, приголубит.На руках качает "дочку".- Скоро, скоро, Параскева,научусь шить рубашонкиизо льна, что цветом неба,заменю тебе пелёнки.Рукодельною работойразукрашу поле ткани.Сшитая по местной модерубашонка яркой станет:зацветут на ней узорышёлка нитию цветною.Будет вид приятен взору,как луга в цвету весною. ( Слайд 13 ) Ученица :Ах, давайте приглядимсяк вере предков, их понятьям.
О, игрушки много значат,если сделаны с душою.
Из простого матерьяла,да с начинкой непростою:в ней телесной пользы мало,ценны мыслью золотою… ( Слайд 14 )
Практическая часть ( Мастер – класс учителя )
«Изготовление народной куклы «На счастье»
Материалы: два квадрата двунити средней плотности или аналогичной материи 10х10 см, лён сантехнический, два кружка диаметром 3 см, лучше тонкий трикотаж, полоска яркой ткани для юбки длиной 12-14 см, высота 4-5 см, нитки красные крепкие, ножницы, иголка, расческа (лучше деревянная).
Порядок выполнения :
1. Кукла сложная, делать её надо последовательно частями (волосы, тело, юбка, сборка).Вначале приготовим волосы :Лён надо расчесать, лучше деревянной расчёской. Из тонкой пряди скрутить нитку и ею перевязать расчёсанные волосы посередине не более 3 см в ширину. Очёсом будем оформлять голову.
2. Тело: из одного квадрата делаем скрутку, обвязываем на концах, надеваем и обвязываем "обутки". Способов обуть куклу очень много: обвязать, обшить, обмотать, и т.п.
Складываем пополам, завязываем часть для головы, но немного 1-1,5 см. Держа очёс в левой ладони начинаем как бы вкручивать правой рукой голову в очёс, постепенно туго и ровно увеличивая ее до 2.5 − 3 см.
3 . Голову помещаем в центр второго квадрата по диагонали. Оформляем лицо, рубашку, ручки, подгибая и перевязывая.
Определяем высоту юбки и присбариваем её. Завязать юбку надо как можно выше к шее, для этого после стягивания юбки нитки пропустить под ручками, тем самым подтянуть и укрепить юбочку.
4 . Только после надетой юбки можно привязывать волосы. Сзади их прядки соединить, закрыв весь затылок, крепко перевязать вокруг шеи.
5. Волосы прекрасно держатся, плотно облегая голову. Их хорошо закрепляет обвязка вокруг шеи. Ни пришивать, ни подклеивать не надо. Обвязка вокруг шеи делается поверх волос и после того, как затылок закрывается прядями полностью.
6. Заплести туго косу, завязать нитками, лентой, тесьмой на ваше усмотрение. Коса загибается просто из-за свойств материала (сантехнический лён).
Выставка детских работ .