Игра как средство повышения мотивации в изучении иностранных языков


Игра как средство повышения мотивации в изучении иностранных языков
Из опыта работы учителя французского языка высшей категории МБОУ «СШ№34» города Смоленска Григорян Аместы ВачиковныИгра – пространство «внутренней социализации» ребёнка, средство усвоения социальных установок (Л.С. Выгодский).
Среди большого разнообразия приемов организации учебной деятельности, я считаю важной игровую технологию. Игра является инструментом преподавания, который активизирует мыслительную деятельность обучаемых, позволяет сделать учебный процесс привлекательным и интересным, заставляет учащихся волноваться и переживать. Игры, которые я широко применяю на уроках французского языка, могут помочь решить, на мой взгляд, эти проблемы. Это мощный стимул к овладению языком. Каждому учителю иностранного языка, бесспорно, хочется сделать свое занятие интересным и увлекательным, заинтересовать детей языком, развивать их познавательный интерес и творческую мыслительную активность. В любой вид деятельности на уроке можно внести элементы игры, и тогда даже самое скучное занятие приобретает увлекательную форму. С помощью игры совершенствуются все виды речевой деятельности, хорошо отрабатывается произношение, активизируется лексический и грамматический материал, развиваются навыки аудирования, письма, чтения, устной речи. В игре развиваются как творческие, так и мыслительные способности ребенка. Игра позволяет поддерживать работоспособность каждого в течение урока, снимает утомляемость, как бы “принуждает” общаться на иностранном языке. Игра помогает преодолеть и так называемый “языковой барьер”, который является, в первую очередь, психологической проблемой, а не просто недостатком словарного запаса или незнанием грамматического материала, она дает возможность незаметного усвоения языкового материала, а вместе с этим возникает чувство удовлетворения, повышается самооценка и мотивация, а с точки зрения организации словесного материала игра не что иное, как речевое упражнение.Игра – один из инструментов преподавания, потому что, во-первых, активизирует мыслительную деятельность учащихся, во-вторых, позволяет сделать учебный процесс привлекательнее и интереснее, в-третьих, заставляет волноваться, переживать, и значит, формирует мощный стимул к овладению языком. Однако учитель не должен забывать, что игра на уроке – это не коллективное развлечение, а способ достижения задач обучения. Игра – всего лишь своеобразная оболочка, форма, содержанием которой должно быть учение, овладение видами речевой деятельности. Поэтому, планируя игру, я сначала определяю: какие навыки и умения потребуются учащимся в процессе игры; затем, определив для себя, чего ребенок не умеет, решаю, чему тот должен научиться в ходе игры. Возникают следующие задачи: вооружить детей правилами игры, наблюдать за развитием игры и следить за ее результативностью в ходе дальнейшей педагогической работе. Законы игры таковы, что игровая обстановка, во-первых, трансформирует саму роль учителя на уроке. Играющий учитель обязан научиться быть одновременно и организатором игры, и помощником учеников, и соучастником общего действия. Игра, прерывая привычный диалог «учитель-ученик» или «класс-учитель», стимулирует общение между учащимися, но надо помнить, что проведение игр требует создания в группе определенных условий, в первую очередь:
климата взаимного доверия, когда каждый чувствует себя комфортно и готов высказываться;
взаимного уважения, необходимого для того, чтобы слушать и слышать другого;
наличия у играющих достаточных лингвистических средств, чтобы выполнять игровые задачи;
ясности и четкости задания;
предлагаемое задание должно создавать ситуацию, при которой у ученика возникает потребность получить необходимую информацию.
Игру полезно использовать тогда, когда лексический и грамматический материал отработан и его нужно автоматизировать, вывести в речь. Наблюдения показывают, что в игре ребенок мобилизует, актуализирует свои знания и тренирует свои компетенции, используя их в деятельности, от которой получает удовольствие. Результативность игры обычно напрямую связана с желанием детей в любом возрасте соревноваться. Поэтому наибольший эффект, как можно увидеть, достигается именно в процессе разного рода игр-соревнований, игр-конкурсов, или игр, в которых обязательно присутствует хотя бы элемент соревнования и соперничества. Такие игры, как представляется, являются действенным средством повышения эффективности учебного процесса. Для некоторых учащихся, не испытывающих интереса к предмету, игры-соревнования могут послужить отправной точкой в возникновении этого интереса. Упражнения игрового характера обогащают обучающихся новыми впечатлениями, придают оттенок эмоциональности их речи, активизируют словарь, выполняют развивающую функцию. С их помощью можно решать какую-либо одну задачу (совершенствовать лексические, грамматические навыки и т.д.) или же целый комплекс задач: формировать речевые умения, развивать наблюдательность, внимание, творческие способности. А так как творчество заложено в детях самой природой, то они очень любят сочинять, фантазировать, перевоплощаться. Игры способствуют выполнению важных методических задач: созданию психологической готовности ребят к речевому общению; обеспечению многократного повторения ими языкового материала; тренировке учащихся в выборе нужного речевого варианта, что является подготовкой к спонтанности речи. Неизменным успехом пользуется игра-соревнование, которая, не являясь лингвистической игрой, позволяет:
создать общую заинтересованность, нацеленность на успех;
организовать как соревнование между отдельными учениками, так и соревнование между группами и классами.
К примеру, в 1 четверти в классе появляется «сундучок пятерок». Его предназначение – собрать полученные ребятами пятерки до конца четверти, ведь успехи учеников – лучший подарок учителю. Как это выглядит? Отличные оценки, ученики записывают дату ее получения и свои фамилии и кладут листочки в сундучок. Накануне окончания 1 четверти представители соревнующихся групп устанавливают группу-победительницу, набравшую самое большое количество отличных оценок, и победителя в личном первенстве в каждой группе. По итогам победители получают призы. Делаются соответствующие записи в дневниках победителей. Эта незатейливая игра нравится детям. Во второй четверти сундук сменяет сапожок (носок), и «коллекция пятерок» предназначается Пэру Ноэлю (деду морозу). В третьей четверти учебу «стимулирует» праздник 8 Марта. Этот прием «работает» в любом классе. От учителя требуется лишь время от времени поддерживать внимание к самому процессу «сбора урожая пятерок».На уроке можно посоревноваться и провести конкурс на лучшее знание стихотворения, на умение задать самым последним вопрос товарищам, безошибочно проспрягать глагол. С пользой и удовольствием можно поиграть как в начале, так и в конце урока.
Применение игр и игровых ситуаций на начальном этапе обучения даёт возможность не только привить учащимся интерес к языку, но и более целенаправленно осуществлять индивидуальный подход в обучении, а также создаёт положительное отношение к его изучению, стимулирует самостоятельную речемыслительную деятельность учащихся.
Игры для учащихся младших классов
.Узнай французское слово
Учитель просит детей поднимать руку тогда, когда они услышат французское слово, и произносит серию слов (называя слова попарно или в разбивку).
Театр – théâtre, такси – taxi, актер – acteur, балет – ballet, метро – métro, компот – compote, тротуар – trottoire , гардероб – garderobe, доктор – docteur, шоссе – chaussée.Qui est-ce ?Кто это?
Водящий закрывает глаза, группа выбирает одного ученика. Водящий должен догадаться, кого выбрали.
C’est Julie ? – Non.
C’est André ? – Non.
C’est Natacha ? – Oui, c’est Natacha.
Qu’est-ce que c’est ? Чтоэто?
Группа загадывает предмет (картинку). Водящий должен отгадать.
Nomme les voisins Назови соседей
Доставая из шкатулки буквы, участники называют её соседей. Если задание выполнено правильно, буква остаётся у участника. Побеждает тот, кто наберёт большее количество букв.
Trouve les paires Найди пару
Ученик вытаскивает из шкатулки печатную букву и должен написать на доске прописную.
Вариант: вытаскивает заглавную, а написать должен строчную.
Аlphabet Алфавит
На листке бумаги написан алфавит, в котором пропущены буквы. Ученик должен вставить недостающие буквы.
Аlphabet des prénoms Алфавит имен.
По команде учителя ученики должны построиться в той последовательности, в какой их имена будут соответствовать алфавитному порядку.
Vocabulaire en images Словарь в картинках
Ученик (команда) получает два типа карточек. На одних картинки, на других – написаны слова. Выигрывает тот, кто правильно и быстрее всех соберёт соответствующие карточки.
Décore l’arbre de Noël ! Наряди ёлочку!
Играющие по очереди достают игрушки, называют их по-французски и, если не ошиблись, то кладут под ёлку. Мешок можно заменить карточками, разложив их на столе. Побеждает тот, кто положил больше игрушек (карточек) под ёлку.
Je décore l’arbre de Noël avec …
J’accroche sur l’arbre de Noël…
Quel âge a cette personne ? Сколько лет этому человеку?
На рисунке математического человека вместо частей тела нарисованы цифры. Надо найти все цифры, сложить их и определить возраст человека, назвав его по-французски.
Le numéro de téléphone Номер телефона.
Из шкатулки вынимают карточку с номером телефона и по-французски называют его.
Le sac à chiffres Мешочек с цифрами.
Поскольку числительные требуют регулярного повторения, то «мешочек с цифрами» может использоваться в классе и на среднем, и на старшем этапах обучения. При этом можно усложнить игру: цифру нужно не просто назвать, но и «обыграть» в контексте фразы:
« 14 » – Dans notre classe il y a 14 filles et 9 garçons. Le 14 juillet c’est la fête nationale en France.
Les verbes irréguliers Неправильные глаголы.
Для игры нужен список выученных глаголов и игровой кубик, или набор цифр. (Цифра соответствует номеру глагола в списке). Вытащив номер, ученик должен не задумываясь проспрягать глагол.
Les couleurs Цвета.
Ведущий спрашивает: Qu’est-ce qui est jaune ? Участники должны ответить, назвав наибольшее количество предметов: La bananе est jaune. Le soleil est jaune. La jupe est jaune. Le pull est jaune, etc. Водящий должен назвать все цвета, присутствующие в одежде учеников ( в классе).
Une boule de neige Снежный ком.
Наглядные средства: мягкая игрушкаХод игры: один из учащихся берет в руки игрушку (зайца), называя тот вид спорта, в который он любит играть. Затем он передает зайца другому учащемуся, который, в свою очередь, должен повторить предложение предыдущего и добавить свое слово, употребляя выражение “Quant à moi…” 1-й ученик: J’aime le football. 2-й ученик: Quant à moi, j’aime football et hockey. 3-й ученик: Quant à moi, j’aime football, hockey et volleyball.В игре могут участвовать два, три и более учеников. Чем больше, тем труднее и интереснее.
Пантомима.
Ход игры: по мимике, пантомимическим действиям изображающего ученик догадывается и называет, какой вид спорта или действия тот любит. Играть можно на индивидуальном занятии, в этом случае изображать будет репетитор, а потом можно поменяться ролями. Игра отлично подойдет, если у репетитора в группе два ученика.
"Devine!"Угадай!
Для того, чтобы закрепить отрицательную конструкцию пе... pas, удобно использовать эту игру.
Ученик выходит из класса, группа загадывает один из предметов, выставленных на доске. Ведущий возвращается и начинает отгадывать, какой предмет был загадан. Он задает вопросы:
Est-ce que c’est une tasse?
Группа отвечает хором:
Non, се n’est pas une tasse.
"As-tu une balle?"Мяч у тебя?
Ученики становятся в кружок. В центре - ведущий. Ему показывают мячик. Игроки передают мячик друг другу за спиной, пока водящий не даст команду "Stop!" Ведущий должен угадать, у кого за спиной мяч.
E1 Olga, as-tu une balle?
E2 Non, je n’ai pas de balle.
Е3 Et toi, Anatole, as-tu une balle?
E4 Oui, j’ai une balle.
Приведенные игровые приемы можно чрезвычайно разнообразить, варьировать в зависимости от изучаемой лексики, количества, уровня и возраста учеников, используя творческий подход, их можно адаптировать к любой учебной ситуации.Использование игры как одного из приёмов обучения иностранному языку значительно облегчает учебный процесс, делает его ближе и доступнее детям. Игра позволяет разнообразить урок, сделать его увлекательным, живым, весёлым. Использование различных игр на уроке иностранного языка способствует овладению языком в занимательной форме, развивает сообразительность, поддерживает интерес к изучаемому языку. Как показывает опыт работы, игры способствуют не только повышению качества успеваемости и обогащению лексического словаря учащихся, но и развитию личностного творческого потенциала обучающихся, умения принимать самостоятельные решения, расширению кругозора, формированию личной ответственности за результат труда. Использование на уроках и во внеклассной работе игровых технологий способствует активизации познавательной и творческой деятельности учащихся, развивает и совершенствует речемыслительную деятельность детей, воспитывает инициативность, развивает организаторские способности, положительно влияет на качество обучения, повышает его эффективность.