Коуч-сессия Развитие коммуникативных навыков педагога


Неделя День 20.10.2015 Сессия
Название занятияРазвитие коммуникативных навыков педагога
Общие цели- развитие коммуникативных навыков педагогов, средств позитивного проектирования индивидуального развития ученика, актуализации личного опыта в общении с учащимися, способов эффективной профессиональной саморегуляции.;
- создание условий для профессионального диалога по выявлению продуктивных подходов к решению поставленной проблемы;
- совершенствование педагогического мастерства педагогических работников, повышение их методического уровня.
Ссылка «Руководство для учителя»
Результат обученияУчастники коуч-сессии отработают коммуникативные навыки педагога: психологические приемы, повышающие эффективность учебной деятельности учащихся. Умеют: работать в команде, аргументировано отстаивать свою точку зрения, вести конструктивный диалог
Ключевые идеиКоммуникативная культура педагога – это культура его профессионально-педагогического общения с другими субъектами учебно-воспитательного процесса. Необходимым уровнем коммуникативной культуры следует признать такой, который позволяет педагогу позитивно воспринимать своих подопечных и коллег и обеспечивает безусловное достижение целей воспитания и обучения.
Оснащение занятия: Флипчарты, маркеры, бумага, ручки по количеству участников, стикеры (разного цвета) презентация
Оборудование: ПК, проектор, интерактивная доска, столы и стулья для участников, мультимедийная презентация.
Ход занятия
Этапы прведения коуч сесии Время Действия преподавателя и действия участников коучинга
Приветствие. 3мин Приветствие участников коучинг-сессии. Создание благоприятной среды.
Упражнение «Подари улыбку». СЛАЙД 1
Цель: Создание атмосферы единства, повышение позитивного настроя, развитие умения выражать свое эмоциональное состояние.
Добрый день, уважаемые участники семинара «Учебная мотивация. Способы и педагогические приемы повышения».
Первый вопрос, с которого мне бы хотелось начать наше занятие, звучит так: «Улыбался ли вам кто-нибудь сегодня?», «Улыбались ли вы сами?».
Упражнение «Подари улыбку»
- Я предлагаю вам поиграть в одну детскую, очень забавную игру «Подари улыбку». Ваша задача заключается в том, чтобы улыбнуться всем коллегам по кругу, передавая отличное настроение, радость от встречи.
Обсуждение: «Что вы почувствовали, улыбаясь друг другу?»
- Уважаемые коллеги, наверняка вы знаете, что улыбка иногда длится лишь мгновение, а в памяти остаётся порой навсегда. Вы можете удивиться, но именно с улыбки начинается любое взаимопонимание. Улыбайтесь коллегам, ну и, конечно же, не забывайте про обучающихся! Такой ритуал приветствия вы можете использовать на своих уроках. Несмотря на возраст, использование игровых методов обеспечит вам успешность урока, будет способствовать повышению учебной мотивации и познавательной активности.
Знакомство 3 мин СЛАЙД 2 «Брачное объявление»
Цель: Знакомство участников тренинга друг с другом.
Ход: В течение 3 минут каждый должен составить брачное объявление о своих личных качествах, которое содержало бы уникальность и включало нечто такое, чего не может предложить другая женщина. Затем в течение одной минуты объявление зачитывается перед всеми. Группа может задавать любые вопросы по содержанию объявления, дабы удостовериться, действительно ли стоит мужчине связать жизнь с этим человеком.
Обсуждение: Легче ли было писать о себе, почему?; Что нового о себе узнали?
Сообщение темы и цели коуч-сессии 2 мин. Педагогу для успешной работы необходимы не только предметные и психолого-педагогические знания, но и особое умение – это умение общаться. Человек начинает овладевать навыками общения с малых лет, однако не все, повзрослев, в достаточной мере умеют общаться. Профессия педагога относится к типу профессий «человек – человек» (по типологии отечественного психолога Е. А. Климова), и поэтому умение общаться является для педагога ведущим, профессионально важным качеством. Общение – основа педагогической деятельности. От того, как педагог общается с учащимися, зависит степень их познавательного интереса к предмету, а значит, и учебная мотивация. Стиль педагогического общения в значительной мере определяет результативность овладения учащимися предметными знаниями и умениями, влияет на культуру межличностных отношений, создает соответствующий морально-психологический климат учебного процесса.
Исследование педагогической и психологической литературы выявило, что большая часть рабочего дня педагога (66,2%) протекает в напряженной обстановке, причем наиболее напряженными являются ситуации общения учителя с учащимися (позиция Р.А. Макаревича), поэтому сейчас представляется наиболее значимой проблема развития коммуникативной компетентности как профессиональной ценности современного педагога.
Известно, что коммуникация в профессиональной деятельности выполняет три основные функции:
•коммуникативную, включающую обмен информацией;
•интерактивную, предусматривающую организацию взаимодействия;
•перцептивную, отражающую процесс восприятия и формирования образа другого человека и установления взаимодействия.
Считается, что критерии развития коммуникативной компетенции должны соответствовать основным функциям и отражать следующие умения:
•умение вести вербальный и невербальный обмен информацией, а также проводить диагностирование личных свойств и качеств собеседника;
•умение вырабатывать стратегию, тактику и технику, взаимодействие с людьми, организовывать их совместную деятельность для достижения определенных социально значимых целей;
•умение идентифицировать себя с собеседником, понимать, как он сам воспринимается партнером по общению и эмпатийно относится к нему.
Выполнение упражнений 15 мин. А. С. Макаренко считал, что педагогом – мастером учитель может стать лишь тогда, когда научится произносить даже самые простые слова и фразы с 15 – 20 интонационными оттенками.
Упражнение 1. «Очередь»
Цель упражнения: развитие у учителей форм непосредственного коммуникативного поведения, способности к спонтанному игровому общению, раскованности и внутренней свободы.
Из группы выбираются восемь человек, из которых один – водящий. Семь человек становятся друг за другом как бы в очередь, а восьмой должен пройти к прилавку магазина без очереди. Он завязывает разговор с каждым стоящим, пытаясь достичь своей цели. Очередь при этом имеет игровую задачу не пропустить «нахала» к прилавку.
В это время остальные члены группы рассаживаются амфитеатром и наблюдают за происходящим. Затем проводится общее обсуждение.
Анализируется каждый коммуникативно-содержательный момент игры: кто из стоящих в очереди уступил и кто не пропустил «нахала», какие средства были применены водящим (просьбы, угрозы, шантаж и т.п.).
Упражнение 2. Игра «Позиционное общение»
Цель игры: расширение диапазона коммуникативных средств учителя, поиск эффективного индивидуального стиля педагогического общения с учащимися средних и старших классов.
Игра проводится в три этапа.
На первом этапе предлагается двум участникам группы проиграть одну из типичных ситуаций, взятых из взаимодействия учителя и ученика-подростка или старшеклассника. Остальные участники наблюдают.
Ситуации проигрываются в соответствии с заданными коммуникативными позициями:
1.«У старшеклассницы резко снизилась успеваемость»
«учитель» выступает строгим, реализующим формально-оценивающий стиль, а «ученик» оправдывается, молча выслушивает нотацию «учителя».
Довольно часто учитель, который играл роль ученика, с удивлением признавался, что никогда бы не подумал, что жесткие, директивные меры воздействия, справедливо применяемые для наказания нерадивого школьника, рождают в последнем такую подавленность, пассивность, а иногда и раздражение. Участники группы приходят к выводу, что применение авторитарных средств общения с подростками и старшеклассниками в целом малоэффективно.
2. «Ученик курит в школе» Выбранная ситуация:
«учитель» - упрашивающий тон (например, в дорогой элитной школе учитель вынужден уговаривать сына миллионера), «старшеклассник» ведет себя высокомерно и вызывающе.
Обсуждение: какие ощущения и впечатления получил «ученик» от такой беседы, как чувствовал себя «учитель», какие мысли и эмоции вызвала данная сцена у группы.
Групповое обсуждение результатов второго этапа игры посвящено анализу того, по каким причинам возникают ситуации зависимости учителя от ученика и как их преодолеть или избежать.
3 этап. организуется групповой поиск средств и способов, помогающих учителю наладить психологически полноценное общение с учеником на примере той же ситуации, но при этом реализовать педагогическую управляющую позицию. Рассматриваются вопросы: как учителю следует начать разговор со школьником, как сесть, какие фразы и когда говорить, какую атмосферу и настрой должна носить такая беседа и др.
Творческий отчет 10 мин «Формирование компетенции у школьников на уроках английского языка средствами современных образовательных технологий»/Руководитель МО английского языка Медзыховская М.Г./
Рефлексия 5 мин. «Плюс-минус-интересно». (авт. Эдвард де Боно)
Цель: проанализировать коуч-сессию с точки зрения ценности для каждого учителя.
Задание. заполнить таблицу из трех граф.
В графу «П» – «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо по мнению ученика могут быть ему полезны для достижения каких-то целей.
В графу «М» – «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций.
В графу «И» – «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.
Релаксация Релаксация «Свет»
Цель: снятия внутреннего мышечного напряжения, приведению нервной системы и психики в нормальное состояние покоя.