Конспект урока по теме Понятие объема. Объем прямоугольного параллелепипеда. Объем куба

Аксубаевский муниципальный район
МБОУ «Емелькинская СОШ»















План-конспект открытого урока:
«Понятие объема. Объем прямоугольного параллелепипеда. Объем куба»






Учитель: Кононова А.В.-
учитель математики
МБОУ «Емелькинская
СОШ»
Класс: 11








-2016-

Дата: 21.01.2016 Урок №88

Тема: Понятие объема. Объем прямоугольного параллелепипеда. Объем куба.

Цели урока: сформировать понятия объема, объема прямоугольного параллелепипеда и объема куба.

Задачи:
1) закрепить понятие объема, объема прямоугольного параллелепипеда и объема куба; рассмотреть следствие об объеме прямой призмы, основанием которой является прямоугольный треугольник (следствие 2) и доказать его;
2) формировать навыки нахождения объема прямоугольного параллелепипеда и объема куба; навыки решения заданий ЕГЭ на нахождение объемов;
3)способствовать воспитанию ответственности, организованности, самостоятельности.

Тип урока: урок совершенствования ЗУН

Оборудования: компьютер, демонстрационный материал

Ход урока:

I. Организационный момент.
Приветствие, психологический настрой на урок.


II. Актуализация знаний учащихся

Устный опрос по вопросам (1 ученик готовит доказательство теоремы об объеме прямоугольного параллелепипеда у доски, пока другие отвечают на вопросы учителя):

1. Что за величина объем?
- Объем – это положительная величина, одна из основных величин, связанных с геометрическими телами. Задача вычисления объема простейших тел, идущая от практических потребностей, была одним из стимулов развития геометрии. Математика Древнего Востока располагала рядом правил для вычисления объема тел, с которыми чаще всего приходилось встречаться на практике (призматические брусья, пирамиды полные и усеченные, цилиндры.

Чтобы найти объем, сначала выбирают единицу измерения. В Древнем Риме, например, одной из единиц объема служила амфора (около 25,5 л). Нефть во всем мире принято сейчас измерять в англо-американских единицах – бареллях, т.е в бочках е костью 159 л. В России распространенная в быту мера объема – ведро.

2. Какую единицу принимают за единицу объема?
- В геометрии за единицу объема принимают объем куба с ребром единичной длины. Объем куба полностью определяется длиной ребра.
1 см3 – это куб с ребром 1 см,
1 м3 – это куб с ребром 1м и т.д.

3. Назовите свойства объема
- Равные тела имеют равные объемы
- Если тело составлено из нескольких тел, то его объем равен сумме объемов этих тел.
- Если одно тело содержит другое, то объем первого тела не меньше объема второго.
Следствие: объем куба с ребром 1/n равен 1/n3

Для закрепления ответов учащихся прослушать фрагмент видеоурока №21 (на 2 мин) по геометрии от инфоурок (Приложение 1)

Доказательство теоремы (слушаем ученика)
Теорема: Объем прямоугольного параллелепипеда равен произведению трех его измерений.
V = авс

Следствие 1. Объем прямоугольного параллелепипеда равен произведению основания на высоту. V = Sh

Проверка выполнения домашнего задания.
П.74-75, №647(б), №648(в), №649(б), стр.161

№647(б) Решение: V = V1 + V2 – 1/3 V1 = 2/3 V1+ V2

№648(в) Решение: V = 18
·
·3
·13 = 1170
·3

№649(б).

Рис.1. Ответ: 6
·6см3
Переход к теме. Показать готовые чертежи (они на парте у всех) и дать возможность учащимся определить тему урока, цель и задачи урока.
Плавно перейти к теме, работая по готовым чертежам:

Презентация №22, слайд №6 от инфоурок (Приложение 2)
Задача 1. Найдите объем многогранника, изображенного на рисунке (все двугранные углы прямые).
Решение:
Объем прямоугольного параллелепипеда находим по формуле:
V=abc
Данная фигура состоит из двух прямоугольных параллелепипедов.
Пусть это объем полного параллелепипеда с измерениями 4, 3, 3. Тогда это объем малого «вырезанного» параллелепипеда с измерениями 3, 1, 1.
Чтобы найти объем многогранника, необходимо найти разность объемов V1 и V2
Находим объем V1 как произведение его измерений обозначим их а1, b1, c1, получаем объем его равен

Для малого «вырезанного» параллелепипеда объем V2 равен произведению его измерений, их обозначим как а2, b2, c2 , тогда получим

Объем многогранника V равен разности объемов V1 и V2, получим
V= V1 - V2
V=36-3=33
Ответ: V многогранника равен 33 кубическим единицам.




Ответ: 250
·3

III. Изучение нового материала
Рассмотреть следствие 2 и доказать его (учащиеся читают по учебнику, потом вместе разбираем)

Следствие 2. Объем прямой призмы, основанием которой является прямоугольный треугольник, равен произведению площади основания на высоту.
V = Sосн. h
Дана прямоугольная призма , угол А в основании является прямым.
Рис.2
Достроим прямоугольную призму до прямоугольного параллелепипеда (смотрите чертеж). Прямоугольный параллелепипед состоит из двух прямоугольных призм, которые равны, так как имеют равные основания и высоты. Соответственно, площадь прямоугольника равна двум площадям прямоугольных треугольников АВС Следовательно, объем прямоугольной призмы равен половине объема прямоугольного параллелепипеда (при умножении ) или произведению основания прямоугольного треугольника на высоту.

IV. Применение знаний
1. Решить задачу №653 по учебнику
Решение по рис. 4:

Рассмотрим
·D1C1B: 13 EMBED Equation.3 1415
Рассмотрим
·D1BВ1. Он прямоугольный. Тогда 13 EMBED Equation.3 1415
Диагональ и измерения прямоугольного параллелепипеда связаны соотношением: 13 EMBED Equation.3 1415. Значит, 13 EMBED Equation.3 1415, 13 EMBED Equation.3 1415. Тогда 13 EMBED Equation.3 1415.
Ответ: 13 EMBED Equation.3 1415

Самостоятельная работа по готовым чертежам в тетрадях для самостоятельных работ. (Готовые чертежи на партах)
Найти объем:
Рис.5


Рис.6

Ответы: 40; 24
Проверить решения – взаимопроверка, обмениваются тетрадями и проверяют.

Подготовка к ЕГЭ. Выполнение заданий из сборника КИМ для базового уровня.
Вариант 8.


Вариант 9.

V. Рефлексия.

VI. Подведение итогов урока. Назвать свойства объема, написать формулы известных объемов.
Оценить работы учащихся.

VII. Домашняя работа.
П74-75, №651, стр.161. Вспомнить формулу нахождения массы тела через плотность и объем. Индивидуальные задания по сборнику для подготовки к ЕГЭ по математике.



Литература:
(Приложение 3)

Самоанализ урока:
(Приложение 4)











Рисунок 1Рисунок 1Root Entry