Тренинг №14 Преобразование практики. Педагогически действенные инструменты: оценивание для обучения и оценивание обучения.


Тренинг №14 Преобразование практики. Педагогически действенные инструменты: оценивание для обучения и оценивание обучения.
Неделя:
День: Дата: Тренер: Насанова Ж.А. Место проведения:
осш№17 имени Лермонтова
Тема 14
Занятие 1-2 Методика использования ОдО в процессе планирования обучения.
Цели Учителя сформулируют различные подходы к оцениванию для обучения на основе собственного опыта и изучения цели оценивания и методики его использования для совершенствования процесса обучения.
Результаты обучения Учителя разработают формы и методы формативного оценивания на основе знания сущности процесса оценивания для обучения и методики его использования в классной практике.
Ключевые идеи Понимание процесса оценивания как неотъемлемой части преподавания и учения (оценивание для обучения) требует принципиальных изменений в сознании учителей, привыкших традиционно воспринимать оценивание в качестве процедуры, завершающей процесс обучения.
Ход тренинга
Занятие № 1
Этап работы Время Деятельность тренера Деятельность учителей Оценивание Ресурсы
Методика использования ОдО в процессе планирования обучения. 1.Психологический настрой.
Установление доверительных отношений и благоприятного климата на занятии.
Объединение в группы по предметам.
Упражнение «Картина двух художников»
Цель: Умение работать в парах, развитие навыка совместной деятельности, развитие эмпатии.
Ожидаемый результат:координациясовместныхдействий, направленность на
успех 10 мин Попросить учителей дать по одному личному предмету. Перемешивает вещи, делит их на тричасти и кладётнатрёхстолах.
Тренер отмечает важность полученных навыков во время проведения разминки Учителя присаживаются к тому столу где находятся их вещи.Парами, не договариваясь, держась вдвоем за один карандаш нарисовать любую картину: кошку, домик, елку и т.д. Формативное оценивание Бумага формат А-3, карандаши
Рефлексивное обсуждение:
Трудно было выполнять задание? Что помогло при его выполнении?
2. Стадия вызова
Просмотр видеоролика « Червячки»
Цель:учителя проанализируют свою работу, определят трудности в работе при оценивании и пути их решенияОжидаемый результат:
Учителя понимают необходимость усовершенствования системы оценивания 10 мин Тренер предлагает мультфильм об оценивании Обсуждение в группе Объективность высказывания учителей.
Видеоролик, интерактивная доска
Рефлексивное обсуждение:
О чем данный мультфильм?
Почему учителю необходимо использовать ОдО при планировании обучения?
На какие вопросы вы бы хотели получить ответы?
3. Работа в группах
Конструирование модели парусника
Разработайте три критерия, по которому можно оценить вашу работу.
Цель:Учителя сформулируют различные подходы к оцениванию для обучения на основе собственного опыта и изучения цели оценивания и методики его использования для совершенствования
процесса обучения.
Ожидаемый результат:Понимание процесса оценивания как неотъемлемой части преподавания и учения (оценивание для обучения) 20 мин Объяснение тренера
Наблюдение за работой групп Обсуждение в группе.
Конструирование модели парусника.
Определение критериев оценивания. Умение правильно организовать работу в группах.
Оцените свою работу:
Что было сделано хорошо?
Почему это было сделано хорошо?
Что может быть улучшено?
Как это может быть улучшено?
Приготовьте гран-при, приз зрительских симпатий или
утешительный приз
Оцените свою работу по пятибалльной системе.
Оцените работы коллег.
Присудите каждой из 4 работ коллег 1,2,3 место и гран-при.
Оглашение результатов, вручение наград. Бумага А-3, цветная бумага, клей, ножницы,
маркеры
Рефлексивное обсуждение: Как бы вы назвали свой парусник?Какие виды формативного оценивания были использованы в процессе этой работы со стороны тренера, непосредственных участников?Совпали ли оценки?
Почему это произошло?
Какой можно сделать вывод?
Должно ли быть оценивание прозрачным и понятным для учащихся?
4. Ранжирование в группах
Цель:выработать умение определять роли и цели учителя в оценивании Ожидаемый результат:учителя смогут определить роль и цели учителя в оценивании 10 мин Тренер предлагает найти соответствияроль учителя в оценивании и цели роли
РОЛЬУЧИТЕЛЯВОЦЕНИВАНИИ
Роли в Оценивании
Цельроли
Учителькакнаставник
Обеспечитьобратнуюсвязь и поддержкукаждомуучащемуся.
Учителькакруководитель
Собратьдиагностическуюинформациюдляведениягруппы впроцессетекущейработы.
Учителькакспециалистпоучету
Вестизаписьпрогресса и достиженийучащихся.
Учителькакдокладчик
Докладыватьродителям, ученикам и школьнойадминистрации о прогрессеучащихся.
Участники тренинга находят соответствия Правильность распределенной роли и цели учителя в оценивании Раздаточный материал: с 279
Рефлексивное обсуждение:
Что мы делали?
Для чего мы это делали?
Как нам это поможет в дальнейшей работе?
Где мы может применить данный вид работы?
5. Работа
с текстами
«Обсуждение целей урока с учениками», «Разработка урока и критериев успешности»
Цель:определить стратегии оценивания, включенные в уроки и в задачи ученикаОжидаемый результат:
Знают, что важной целью является поощрение учеников в выражении своих идей о том, что они изучают и что помогает им учиться 10 мин
Тренер предлагает прочитать и обсудить материал Обсуждение в парах
ИНСЕРТ
Работа с текстом с пометками:
+ - знаю,
- не знал,
? – интересно
! – удивлён (а) Умение распределять и определять свои действия на определенном этапе Раздаточный материал с 286-288
Рефлексивное обсуждение: Для чего мы проводили данное задание?
С какимиматериалом вы ознакомились? Помог ли вам при этом прием критического мышления инсерт? Каким образом помог?
6.Тренинг-разминка «Друзья по часам»
Цель:учителя должны понять, что необходимо самосовершенствоваться
Ожидаемый результат:
Понимают о необходимости к переменам, что все зависит только от нас самих и нашего желания к изменениям к лучшему 10мин Участвуя в тренинг-разминке, слушатели должны напротив каждой цифры циферблата часов записать имя одного из присутствующих коллег. Выполнить следующие задания:
1) Пожать руку.
2) Похлопать по спине друг друга.
3) Улыбнуться.
4) Помахать рукой.
5) Подмигнуть.
6) Сделать комплимент.
7) Пожелать что-нибудь.
8) Подергать за уши.
9) Сделать массаж.
10) Поздороваться.
11) Рассмешить.
12) Получить комплимент Участие в разминке Наблюдение Презентация «Друзья по часам»
Рефлексивное обсуждение: Какие выводы вы сделали для себя ,участвуя в данной разминке?
Где можно применить?
7. Просмотр и обсуждение презентации «Оценивание для обучения и оценивания обучения»
Цель:учителя узнают о ключевых характеристиках оценивания
Ожидаемый результат:Учителя разработают формы и методы формативного оценивания на основе знания сущности процесса оценивания для обучения и методики его использования в классной практике. 15мин Тренер показывает и презентацию, ведет разъяснительную работу. Обсуждая дают ответы на поставленные вопросы Объективность высказывания учителей Презентация
Рефлексивное обсуждение:
Что вы узнали новое и полезное при просмотре и обсуждении данной презентации?Как, когда и где вы можете применить свои знания с пользой?
И что может быть сделано в дальнейшем?Каким образом в каждой школе можно разработать свою модель формирующего оценивания?
Рефлексия после проведения тренинга,
самооценивание Метод «Сендвич».
5 мин Участники тренинга отвечают на вопросы:
1.Что понравилось?
2.Что не понравилось? Или/ и рекомендуете исправить.
3.Что возьмете на заметку?
Домашнее задание Изучить дополнительный материал по данной теме с 279-302 «Раздаточные материалы»
Занятие №2 Методика использования ОдО в процессе планирования обучения. 1.Психологический настрой.
Упражнение -разминка «Взаимныепрезентации»
Цель:эмоционально-психологическоесближениеучастников.
Ожидаемый результат:происходитэмоционально-психологическоесближениеучастников. Междунимиулучшаетсявзаимопонимание.
10 мин Разбить на пары. Вам дается 2 минуты на то, чтобы вы рассказали друг другу о себе как можно подробнее.
Хотелось бы, чтобы вы отразили в самопрезентации
следующие важные вопросы:
Что я ценю в самом себе;
Предмет моей гордости;
Что я умею делать лучше всего;
Какие качества я наиболее ценю в людях?
Чего я жду от работы в тренинге / в группе.
Ровно через минуту я прерву монолог. Другие же участники слушают, верно и сжато передают информацию услышанную от
партнера.
Оцените успешность презентации партнеров.
Похвалить. Три хлопка. Рефлексивное обсуждение: Для чего мы проводили данную разминку?Что было легко, что сложно? Удалось ли партнерам изложить все аспекты, которые указаны ранее.
Что нового для себя вы узнали об этом человек?Как Вы думаете, на что было направлено это упражнение?
2.«Мозговой штурм»
Эпиграфом нашего тренинга будут слова Ф. Ницше: «Жить- значит оценивать».
Цель:выяснить, что учителя знают об оценивании.
Ожидаемый результат:
В процессе работы вспоминают и узнают новую информацию 10 мин Тренер задает вопросы
Вы уже догадались, о чём мы с вами будем беседовать? Нужно ли оценивание в процессе планирования обучения? Что вы оцениваете на уроке? Можете ли вы сказать, что надо изменить формы оценки? Отвечают на вопросы Вывод:Мы оцениваем учебные достижения учеников. Система оценивания знаний устарела и не отражает реальный уровень знаний учеников.Cтандартизированное оценивание обеспечивает подход к разным ученикам с “одной меркой”, независимо от их индивидуальных
возможностей и потребностей. Записать «ключевые слова» на формате А 4.
Рефлексивное обсуждение: Для чего мы проводили мозговой штурм?-Что Вам известно об оценивании для обучения? Какие ассоциации вызывает у Вас тема занятия? Что Вы хотите узнать об оценивании в процессе планирования обучения? Что Вы желаете вынести из нашей встречи?
3.Объединение в группы
Упражнение «Поиск сходства»
Цель: Сплочение
группы через нахождение сходств у ее участников.
Ожидаемый результат: Упражнение эффективно работает на сплочение группы, так как участники начинают более внимательно присматриваться друг к другу и обнаруживают, что сходства между ними гораздо больше, чем они думали раньше. 5 мин Тренер предлагает каждому выбрать карточки, а затем объединиться в группы друг к другу.
Постараться подвести
участников к мысли, что, хотя они все такие разные, сходства между ними гораздо больше, чем может показаться на первый взгляд. Каждая команда должна написать на листе черты сходства и черты различия в своей
группе. Выигрывает та команда, которая больше напишет сходств или различий за определенное
время. Учитывается количество названных сходств и их качество. карточки с изображением животных, ( белка, гепард, жираф, лиса)
листы бумаги.
Рефлексивное обсуждение: Почему именно данный способ удобен при выполнении дальнейшей работы на тренинге?
4.Заполнение таблицы
«Стратегия ОдО, используемые на уроках»
Цель: оказать содействие участникам занятия в понимании стратегии и в применении в учебном процессе
Ожидаемый результат:узнают о стратегии ОдО и оценят важность применения данной методики в учебном процессе в целях улучшения практики преподавания 15 мин Объяснение тренера
Наблюдение за работой групп
Стратегии ОдО включают множество различных видов работ в классе проводя которые учитель мог бы сконцентрироваться на совместной работе учащихся. Главная цель стратегии, тем не менее, заключается в поощрении учащихся выражать свои идеи о том, что они изучают и что помогает им обучаться
Каждый самостоятельно заполняет таблицу, а затем обсуждают в группах
Умение принимать совместное решение Презентация
Рефлексивное обсуждение:Насколько часто и эффективно вы используете данную стратегию на своем уроке?
Приведите пример поощрения учеников и поделитесь своим пониманием работы в данном направлении?
Какие проблемы возникают в вашей практике при поощрении учеников в обсуждении понимания их работы
5.Упражнение–разминка

«Без маски»
Цель :снятие эмоциональной и поведенческой
закрепощенности;
Ожидаемый результат:сформируются навыки искренних высказываний для анализа
сущности "я".
5 мин Объясняет правила упражнения
Каждому участнику дается
карточка с написанной фразой, не имеющей окончания. Без всякой предварительной
подготовки он должен продолжить и завершить фразу. Высказывание должно быть
искренним. Если остальные члены группы
почувствуют фальшь, участнику придется
брать еще одну карточку. Похвала.Три хлопка Примерное содержание карточек:
"Особенно мне нравится,
когда люди, окружающие меня..."
"Чего мне иногда
по-настоящему хочется, так это ..."
"Иногда люди не понимают
меня, потому что я ..."
"Верю, что я ..."
"Мне бывает стыдно,
когда я ..."
"Особенно меня
раздражает, что я ..." и т.п."
Рефлексивное обсуждение: О каком упражнении вы сейчас узнали и в чём его суть? Где можно применять данное упражнение?
6.Задание для групп:Создать кластер
1 группа
Используя распечатанные материалы, а также интернет – ресурсы, представьте кластер на тему:«Суммативное и формативное оценивание».
Цель:Оказание содействия участникам в понимании методики использования ОдО в процессе планирования обучения.
Ожидаемый результат:
Учителя узнают о методике использования
ОдО в процессе планирования обучения.
20 мин Тренер наблюдает за группами, направляет работу
2 группа
Создать кластер «Цели оценивания» Работа над заданиями
3 группа
Составить эссе на тему «Как формативное оценивание влияет на улучшение процесса обучения учащихся» Объективность высказывания учителей Интернет-ресурсы, бумага А-3,
Рефлексивное обсуждение:При выполнении заданий в группе к каким выводам вы пришли?
Что такое оценивание?
Цели оценивания? Что вы можете сказать о самооценивании и взаимооценивании?
7.Разминка для
снятия усталости. Просмотр мультфильма
« Вперед»
Цель:способствовать укреплению связей в школьном сообществе, проявлению учителями заинтересованности к изучению оценивания
Ожидаемый результат:учителя смогут совместно планировать свою работу 5 мин учителям предлагает посмотреть и обсудить мультфильм Просмотр и обсуждение в группе Учитывается умение принимать совместное решение Видеоресурсы
Рефлексивное обсуждение: Для чего был показан этот видеоресурс? Чему нас учит? К какому выводу вы пришли?
8. Практическая часть
Составление алгоритма « Шаги для успешного комментирования оценок»
Цель:Подготовить учителей к пониманию оценивания, способности реализовывать в своей деятельности успешное комментирование
оценок.
Ожидаемый результат: Учителя будут знать последовательность для достижения эффективного комментирования.
Пересмотрят свои педагогические методы работы так, чтобы активно включаться в практику преподавания и обучения с целью усовершенствования собственной практики 15 мин Группам предлагается составить пошаговый алгоритм для достижения эффективного комментирования успешности учащихся
Обсуждают и выделяют те шаги, которые являются наиболее важными. Объективность высказывания учителей Раздаточные материала с 302
Рефлексивное обсуждение: Для чего вы выполняли данное задание? К какому выводу пришли?
Как изменилось ваше понимание?
На какие вопросы вы получили ответы, на какие необходимо получить на следующем тренинге?
Ответ на какие вопросы вам бы хотелось получить?
Рефлексия после проведения тренинга,
самооценивание Для того, чтобы узнать, как прошел тренинг и чему научились ее участники, тренер дает следующее задание “Синквэйн”
5 мин Синквейн - способ творческой рефлексии - «стихотворение», написанное по определенным правилам
Знакомство с синквейном проводится по следующей процедуре:
1. Объясняются правила написания синквейна.
2. В качестве примера приводятся несколько синквейнов.
3. Задается тема синквейна.
4. Фиксируется время на данный вид работы.
5. Заслушиваются варианты синквейнов по желанию учеников.
Синквэйн - это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в коротких выражениях. Каждому ученику дается время 5-7 минут на то, чтобы написать синквэйн. Затем он повернется к партнеру и из двух синквэйнов они составят один, с которым оба будут согласны. Это даст им возможность поговорить о том, почему они это написали и еще раз критически рассмотреть данную тему. Кроме того, этот метод потребует, чтобы участники слушали друг друга и извлекали из произведений других те идеи, которые они могут увязать со своими. Затем весь класс может ознакомиться с парными синквэйнами. Правила написания синквэйна:
1.В первой строчке тема называется одним словом (существительным).
2.Вторая строчка-это описание темы в двух словах (два прилагательных).
3.Третья строка-описание действия в рамках темы тремя глаголами.
4.Четвертая – это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.
5.Синоним из одного слова, который повторят суть темы.
Синквэйны являются быстрым и мощным инструментом для рефлексирования, синтеза и обобщения понятий и информации.
Как это делать:
Название (обычно существительное, заданная тема)
Описание (обычно прилагательное, характеризующее тему)
Действия (3 глагола, характеризующее действие)
Чувство (фраза).
Повторение сути.
Синквейны полезны:
Синквейн - резюмирует информацию, излагает сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах.
ученику в качестве инструмента для объединения сложной информации.
Учителю - в качестве среза оценки понятийного и словарного багажа учащихся.
Использовать синквейны можно при изучении любого предмета.
Использование синквейнов возможно фактически на каждом уроке, как в его начале, как начальная рефлексия, так и в качестве завершения урока.