Конспект НОД по нравственно — патриотическому развитию в старшей группе


«Цветы ко дню Победы»
Конспект НОД по нравственно - патриотическому развитию
в старшей группе

Цель.
Развивать нравственно – патриотические чувства детей. Вызвать желание вырастить тюльпаны к 9 мая в память о наших защитниках.
Уточнить представления детей о том, что растение можно вырастить. Научить узнавать луковицы тюльпана. Дать обобщённое представление о посадке луковичных растений.
Закрепить знания детей о строении растения, назначении каждой его части, а также об условиях, необходимых для роста и развития растений (земля, вода, свет, тепло).
Воспитывать интерес к выращиванию цветов, любовь к природе, аккуратность, самостоятельность.
Упражнять в складывании тюльпанов из бумаги с опорой на схемы. Развивать внимание, логическое мышление.

Словарная работа.
Обогащать и активизировать словарь детей путём введения слов: луковичные растения, луковица, тюльпан, живое – неживое, ухаживать, рыхлить, опрыскивать.

Предварительная работа.
Беседы о цветах, опыты с луком для выявления условий необходимых для роста и развития растений. Работа в уголке природы (полив, рыхление почвы, опрыскивание растений). Выращивание цветов и овощных культур из семян.
Размножение комнатных растений черенкованием.

Развивающая среда.
Видеозапись или иллюстрации с изображением Вечного огня и памятника погибшим солдатам, букет искусственных тюльпанов, гиацинт в банке с водой, готовые к выгонке луковицы тюльпанов, кашпо, таз с землёй, лейки с водой, совочки, клеёнки.
Для оригами – листы бумаги квадратной формы жёлтого, красного, розового цветов по количеству детей, соломинки для коктейля – стебельки. Схемы последовательности складывания тюльпана из бумаги.

Структура занятия и методические приёмы:
Беседа, вопросы к детям, использование художественного слова.
Рассматривание луковиц тюльпанов. Показ и объяснение способа посадки самостоятельная работа детей, поощрение, пояснение.
Самостоятельная работа детей с опорой на схемы, поощрения, анализ.


Ребята, скоро будет такой большой праздник, такой великий день! Кто знает, как он называется? (День Победы; 70-летие Дня Победы).
Правильно, День Победы. 9 мая – светлый и радостный праздник. 70 лет назад в этот день закончилась война с фашистской Германией.
Ребенок: «День Победы», Л. Некрасова

«Много лет тому назад
Был великий День Победы.
День Победы помнят деды,
Знает каждый из внучат.
Чтит великий День Победы
Вся Российская страна
В День Победы наши деды
Надевают ордена.
Мы про Первый День Победы
Любим слушать их рассказ –
Как сражались наши деды
За весь мир и за всех нас».

Видеозапись с Вечного Огня или иллюстрации с Вечным огнём и памятником.
Вы знаете, была жестокая война, когда фашисты напали на нашу Родину. В борьбе против врагов объединились русские, татары, белорусы, украинцы, узбеки, армяне – все народы нашей страны. Они храбро сражались и многие погибли. Мы никогда их не забудем. В память о них в городском парке стоит памятник – солдаты с автоматами в руках.
Здесь горит Вечный огонь, сюда приходят юноши, когда вступают в ряды Российской Армии, и дают обещание зорко охранять границы от врагов.
Сюда с цветами приходят люди, приезжают молодожёны.
Возложением цветов к Вечному Огню они чтут память погибших в Великой Отечественной войне.

«Мир солдаты защищали
Жизнь они за нас отдали
Сохраним в сердцах своих
Память светлую о них.»
ВЕЧНАЯ ИМ СЛАВА!

Ребята, а вы были возле Вечного огня? (ответы детей) А цветы там были?
Я предлагаю вам сегодня посадить тюльпаны, а в День Победы, 9 мая, возложить их к Вечному Огню. Вы согласны?

II часть:
Ребята, посмотрите, у меня в руках букет тюльпанов. Как вы думаете, они живые или искусственные? Почему вы так думаете? Если мы их посадим, они вырастут? (нет) Объясните почему не надо этого делать? Давайте сравним искусственные тюльпаны и живое растение (гиацинт). Докажите, что гиацинт – живое растение (оно живёт, растёт, развивается, дышит, питается, размножается, значит живое).
А что общего есть у всех растений?
Давайте попробуем составить таблицу.
(Дети называют части растений, а воспитатель зарисовывает)

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]15


[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]


[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]


А для чего растению нужны корни? (чтобы дышать, держаться, питаться)
А стебель? (чтобы доставлять питательные вещества из земли другим частям растения).
Чем растение дышит? Улавливает свет? (листьями)
Цветок нужен? Докажите.
Когда цветок засыхает, что образуется? Для чего нужны растению семена? (для продолжения жизни).
Ребята, вы сажали растения из семян, черенками, а сегодня мы будем выращивать тюльпаны из луковиц.
Рассмотрите луковицы тюльпанов, сравните их по форме, величине. Какие они на ощупь? (твёрдые) Чем покрыты сверху? (сухими чешуйками).
Ребята, а чтобы эти луковицы тюльпанов проросли и дали зелень, какие условия
нужны? Выберите нужные картинки и покажите стрелочками.















(вода, земля, свет, тепло)

А что было бы с растением, если бы не было света, тепла, воды, земли? Вспомните на примере лука.

Молодцы, ребята, все условия назвали правильно. А теперь приступим к посадке. Посмотрите, как я это делаю: на дно горшка кладу дренаж – он нужен для того, чтобы вода не застаивалась. Затем наполняю горшок землёй – чуть больше половины, делаю углубление для луковицы и обильно поливаю водой. Вкладываю луковицу донцем вниз и присыпаю землёй.
Воспитатель предлагает взять луковицы тюльпанов и встать вокруг большого стола.
Самостоятельная работа детей под наблюдением воспитателя.
После того, как посадка тюльпанов была закончена, вместе с детьми полить их из лейки с ситечком равномерной струей.

Итак, тюльпаны посажены. А чтобы они хорошо себя чувствовали и украшали нашу группу, что необходимо делать?

Надо правильно их поливать. Какой водой надо их поливать? (отстоянной)
Рыхлить землю. Чем и для чего? (Чтобы земля была рыхлой и корни дышали).
Опрыскивать листья. Зачем? (чтобы растение дышало).

А если не соблюдать эти простые правила, то тюльпаны, да и другие растения тоже могут заболеть и погибнуть.

ФИЗ. МИНУТКА

«Посадили мы цветок
В белый маленький горшок
Дружно землю набирали
Луковицу укрепляли,
А потом всё поливали.
Вырастут у нас цветы
Небывало красоты.
Будут они разные:
И жёлтые, и красные!»

III часть
Ребята, чтобы из луковиц проросли и выросли красивые тюльпаны, должно пройти время – может быть месяц, а может и больше. Давайте сейчас мы сложим тюльпаны из бумаги и украсим ими каждый свой горшок. Так нам будет легче наблюдать за ними: у кого тюльпан первый пророс, дал зелень, распустился. Вы согласны со мной?

ОРИГАМИ «ТЮЛЬПАН» – дети складывают цветы самостоятельно с опорой на схемы.

Ребята, а куда мы поставим горшочки с тюльпанами? (на окно – там светло и тепло).

Ну, а теперь будем ждать и надеяться, что до 9 мая наши тюльпаны расцветут.
А для ветеранов войны мы к празднику выучим красивые стихи и подарим наши добрые улыбки.
Молодцы, ребята, вы хорошо потрудились. А сейчас всё уберём на свои места и поиграем.