Разработка с приложениями Коуч- сессии по теме: Инструменты, используемые для развития критического мышления.


Харчева Т.В. СОШ №20 1 уровень
Коучинг № 1 Дата: 05.01.2016г
Тема коучинг- сессии Инструменты, используемые для развития критического мышления.
Цель: Актуализировать применение новых подходов в обучении (обучение критическому мышлению). Мотивировать учителей на необходимость развития логического
мышления, ознакомить с инструментами КМ,способствующими развитию логического мышления и научить их применять на практике.
ЗАДАЧИ:
Сформировать понимание учителями необходимости применения инструментов КМ для развития логического мышления;
Расширить представление о подходах обучения критическому мышлению;
Способствовать применению на уроках приемов КМ.
Ключевые идеи: Логическое мышление-это процесс отделения существенного от второстепенного, поиск взаимосвязей, создание умозаключений, поиск подтверждения и опровержения.
В перечне основных навыков критического мышления: наблюдение, интерпретация, анализ, выводы, оценивание, объяснение, метапознание.
Ожидаемый результат обучения: Знают инструменты КМ для развития логического мышления;
Понимают значение применения КМ в процессе обучения, необходимость внесения изменения в свою деятельность;
Умеют осуществлять отбор приемов КМ и применять их в процессе обучения.
Источники: Маркеры, кластеры, ИКТ, ресурсы- раздаточный материал.
Подходы к проведению сессии: Коллаборативное обучение, основанное на активном включении каждого учителя в решение проблемы и достижение результата
Формирование групп Группы формируются с помощью пазлов, развивающих логическое мышление.
Задания: Время :Действия коуча и участников коучингаПсихологический настрой
3 мин Приглашаю учителей образовать круг. СЛ 1
Прием «Подарок». Каждый участник мимикой дарит другому участнику подарок.
Стадия вызова
Деление на группы 5 мин Деление на группы:
пазлы, собрать картинки
«Таксономия Блума»
«Структура урока развития критического мышления»
«Лесенка успеха»
Рефлексия:
- Что дает нам такое деление на группы?
- Можно ли использовать данный прием на уроке? (приведите свои примеры применения пазлов на уроке)
Работа в группах «Мозговой штурм»
Ассоциации 3 мин На листах: «Мышление играет важную роль в преподавании и обучении»
- На сколько вы согласны с вышеизложенным утверждением?
- Напишите свой ответ и обоснуйте.
Презентация работ в группах.
Работа с таблицей «ЗХУ» 3 мин Работа индивидуальная, у каждого учителя таблица. Заполнить первую и вторую столбцы.
Погружение в тему (презентация) 7 мин Просмотр презентация «Технология критического мышления»
«Мозговой штурм»:
- В чем заключается смысл данной презентации?
- О чем заставляет задуматься полученная информация?
- Что вы узнали? (Допищите в таблицу ЗХУ)
Рефлексия:
- Можно ли применить данный прием на уроке?
Разминка 2 мин Предлагается повторить движения под музыку
«Мы повесим шарики»
Групповая работа :15 мин Приемы и стратегии КМ:
Изучают и готовятся к презентации:
1 группа Прием «Ромашка Блума»
В составе группы придумайте вопросы к сказке «Колобок», соответствующие каждому уровню мышления, начиная от простого к сложному, используя таблицу – подсказку (вопросы – простые, уточняющие, интерпретирующие, оценочные, творческие, практические.
- Какие вопросы вам было легко сформулировать?
- Какие вопросы вызвали трудности и почему?
- Обсудите в группе, какие вопросы могут оказаться самыми сложными для учащихся,
почему?
- Какую роль в обучении играют вопросы высокого и низкого уровней?
- Когда их использование на уроке обосновано и эффективно?
Прием «Написание синквейна» ( см. приложение 1)
2 группа: Прием «Сюжетная таблица», таблица «Тонкие и толстые вопросы»
 Сюжетная таблица.
Суть работы с этой таблицей - читая текст, ребёнок делает пометки, создавая “скелет” текста:
Кто? Что? Когда? Где? Почему?
         
Эта таблица помогает детям воссоздавать сюжет. При этом они овладевают сюжетным мышлением.
·         
таблица “Толстые и тонкие вопросы” .Для успешной адаптации во взрослой жизни детей необходимо учить различать вопросы, на которые можно дать однозначный ответ (“тонкие” ), и вопросы, на которые ответить определённо нельзя (“толстые” ).
? ?
Кто… Дайте объяснение, почему…
Что… Почему вы думаете…
Когда… В чём разница…
Прием «Фишбоун» (рыбный скелет) (см.приложение2)
3 группа Прием «Кластер – гроздья»
КЛАСТЕР- выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке в виде грозди.
Гроздья – графический прием в систематизации материала.
В работе над кластерами необходимо соблюдать следующие правила:
Надо записывать все, что приходит на ум. Дать волю воображению и интуиции;
Продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут;
Постараться построить как можно больше связей.
Советы учителю:
Записывайте все идеи учащихся.
Не судите о качестве идей (не комментируйте) .Не обращайте внимания на орфографию и другие факторы, сдерживающие письмо.
Не переставайте писать, пока не закончится отведенное время. При необходимости можно помочь учащимся, задавая им наводящие вопросы.
Постарайтесь построить как можно больше связей. Не ограничивайте количество идей, их поток и связи между ними.
Помните о том, что групповое составление кластера – это стержень для идей группы.
Выступление спикеров групп. Защита флипчарта в течение 1 минуты.
6. Вывод о необходимости и эффективности применения различных приемов и стратегий развития критического мышления на различных этапах урока.
Приём «Диаманта»
Диаманта –стихотворная форма из семи строк, первая и последняя из которых  - понятия  с противоположным  значением, полезно для  работы с понятиями, противоположными  по значению
·      1, 7 строчки – существительные антонимы;
·      2 – два прилагательных к первому существительному;
·      3 – три глагола к первому существительному;
·      4 – два словосочетания с существительными;
·      5 – три глагола ко второму существительному;
·      6 – два прилагательных ко второму существительному.
Например:
Город
Большой, древний
Строится, растет, процветает                                                                   
Известный город, маленькая деревня                
Возрождается, развивается, кормит
Красивая, родная
Деревня
Учителя в группах составляют кластер и презентуют его.
Защита постеров по 4 мин Выступление участников групп-спикеров. Оценивание через похвалу, аплодисменты.
Тренинг «Новая идея»
10 мин Учителя становятся в круг и по очереди высказывают свои взгляды на решение этой проблемы.
Понимают необходимость развития логического мышления
- Представьте, что на Антарктиде минимальная температура понизилась еще на 10 градусов. Что смогут «придумать» пингвины, чтобы выжить в таких условиях?
Итоговая рефлексия (как вы узнаете, что учителя достигли результата обучения): 5 мин Рефлексия «Развитие критического мышления»
Мы только что закончили коуч-сессию, которая в целом была______________________________
Как мне кажется, нам удалось приобрести______________________________
Особенно интересным было________________
Когда я приду на работу, я первым делом___________________________________
В заключение я хотел бы сказать организаторам__________________________________
Какие выводы взяли для себя из сегодняшнего занятия?__________________________________
Я готов применять технологию развития критического мышления учащихся на своих уроках: да / нет
Да  Нет
   
•заполните левую и правую колонки таблицы, приведя 3-4 аргумента «да» и «нет»
Итоговая рефлексия «Развитие критического мышления»
1. Мы только что закончили семинар, который в целом был _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Как мне кажется, нам удалось приобрести_________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Особенно интересным было ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Когда я приду на работу, я первым делом ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. В заключение я хотел бы сказать организаторам
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6.Какие выводы взяли для себя из сегодняшнего занятия?_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Я готов применять технологию развития критического мышления учащихся на своих уроках: да / нет
Да Нет
 
 
•заполните левую и правую колонки таблицы, приведя 3-4 аргумента «да» и «нет»
Приложение 1.
Задание группе №1: Прием «Ромашка Блума»
В составе группы придумайте вопросы к сказке «Колобок», соответствующие каждому уровню мышления, начиная от простого к сложному, используя таблицу – подсказку (вопросы – простые, уточняющие, интерпретирующие, оценочные, творческие, практические)
- Какие вопросы вам было легко сформулировать?
- Какие вопросы вызвали трудности и почему?
- Обсудите в группе, какие вопросы могут оказаться самыми сложными для учащихся,
почему?
- Какую роль в обучении играют вопросы высокого и низкого уровней?
- Когда их использование на уроке обосновано и эффективно?
center1629800
Прием «Написание синквейна»
В переводе с французского слово «синквейн» означает стихотворение,
состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам.
В чем смысл этого методического приема? Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал, информацию, что позволяет рефлексировать по какому-либо поводу. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам. Правила написания синквейна таковы:
На первой строчке записывается одно слово - существительное. Это и есть       тема синквейна.
На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих
тему синквейна.
На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия,
относящиеся к теме синквейна.
На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из
нескольких слов, с помощью которого ученик высказывает свое отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата или составленная учеником фраза в контексте с темы.
Последняя строчка - это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию
темы, позволяет выразить к ней личное отношение. Понятно, что тема синквейна должна быть по - возможности, эмоциональной.
Знакомство с синквейном проводится по следующей процедуре:
1. Объясняются правила написания синквейна2. В качестве примера приводятся несколько синквейнов.
3. Задается тема синквейна.
4. Фиксируется время на данный вид работы.
5. Заслушиваются варианты синквейнов по желанию учеников.
 Например:
Дорога
Широкая, извилистая
Ведёт, бежит, поворачивает
По извилистой дорожке бегут ребята.
Шоссе.
(выделение частей речи, разбор предложения по членам предложения, работа над синонимами, обогащение  словарного запаса).
Приложение 2.
Задание группе №2:
Прием   «Сюжетная таблица».
Суть работы с этой таблицей - читая текст, ребёнок делает пометки, создавая “скелет” текста:
Кто? Что? Когда? Где? Почему?
         
Эта таблица помогает детям воссоздавать сюжет. При этом они овладевают сюжетным мышлением.
·        
 Таблица “Толстые и тонкие вопросы” .Для успешной адаптации во взрослой жизни детей необходимо учить различать вопросы, на которые можно дать однозначный ответ (“тонкие” ), и вопросы, на которые ответить определённо нельзя (“толстые” ).
? ?
Кто… Дайте объяснение, почему…
Что… Почему вы думаете…
Прием «Фишбоун» (рыбный скелет): голова - вопрос темы, верхние косточки - основные понятия темы, нижние косточки — суть понятии, хвост – ответ на вопрос. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть.Одним из самых значимых умений на уроке истории являются умения логически мыслить и аргументировать ответ. Хотя эти умения формируются и под влиянием вышеуказанных приемов, тем не менее, большую помощь может в этом оказать прием “фишбоун”. Для данного приема используется схема. С её помощью можно в явлении различать составные части, в событиях выделять причины и последствия, аргументировать ответ и подтверждать его примерами и т. д. Основой для выполнения работы по схеме является проблема, содержащаяся в тексте или рассказе учителя. Её записывают в “голове” “фишбоуна”, а вывод, получаемый по ходу работы, записывается в “хвосте”. в “фишбоуне” в верхней части пририсовывается столько ребрышек, сколько всего промежуточных событий или причин было обнаружено. А в хвосте результат решения проблемы. Таким образом, благодаря “фишбоуну” мы получили опорный конспект, учились выделять события и их причины, делать краткие записи и работать в группе.
15030455785600
 Суть приема «Фишбоун» (рыбья косточка) состоит в постановке проблемы, которая изучается  на уроке, в определении ее аспектов  и нахождении аргументов, фактов в подтверждение той или иной точки зрения на эту проблему.  
Этот прием является и средством контроля за сформированностью навыков работы с текстом, за умением  его структурировать, анализировать и обобщать на элементарном уровне. Для этого надо  дать  текст и предложить  детям  составить Фишбоун, выразить восхищение получившимися рыбками.  Работая в паре, ученики рассказывают друг другу содержание текста, опираясь на Фишбоун.  Схема «Фишбоун» в переводе означает «рыбья кость». В «голове» этого скелета обозначена проблема, которая рассматривается в тексте. На самом скелете есть верхние и нижние косточки. На верхних косточках ученики отмечают причины возникновения изучаемой проблемы. Напротив верхних – располагаются нижние, на которых по ходу вписываются факты, подтверждающие наличие сформированных ими причин. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть факты.
Приложение 3.
Задание группе №3:
Прием «Кластер – гроздья»
КЛАСТЕР- выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке в виде грозди.
Гроздья – графический прием в систематизации материала.

426847017187300
В работе над кластерами необходимо соблюдать следующие правила:
Надо записывать все, что приходит на ум. Дать волю воображению и интуиции;
Продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут;
Постараться построить как можно больше связей.
Советы учителю:
Записывайте все идеи учащихся.
Не судите о качестве идей (не комментируйте) .Не обращайте внимания на орфографию и другие факторы, сдерживающие письмо.
Не переставайте писать, пока не закончится отведенное время. При необходимости можно помочь учащимся, задавая им наводящие вопросы.
Постарайтесь построить как можно больше связей. Не ограничивайте количество идей, их поток и связи между ними.
Помните о том, что групповое составление кластера – это стержень для идей группы.
 
 Приём «Диаманта»
Диаманта –стихотворная форма из семи строк, первая и последняя из которых  - понятия  с противоположным  значением, полезно для  работы с понятиями, противоположными  по значению
·      1, 7 строчки – существительные антонимы;
·      2 – два прилагательных к первому существительному;
·      3 – три глагола к первому существительному;
·      4 – два словосочетания с существительными;
·      5 – три глагола ко второму существительному;
·      6 – два прилагательных ко второму существительному.
Например:
Город
Большой, древний
Строится, растет, процветает                                                                                           
Известный город, маленькая деревня                
Возрождается, развивается, кормит
Красивая, родная
Деревня
                                                    
Осмысление:
Метод « Жигсо». По номерам пересаживаются за другие столы и «добывают» инфомацию:
1-ая группа- прием « Сюжетная таблица»
2-ая группа- прием «Корзина идей»
3-я группа- прием «Прием инсерт»
4- ая группа-прием «Мудрые совы»
5 -ая группа-прием «Фишбоун»
6-ая группа-прием «Написание синквейна»
7- ая группа-прием «Диаманта»
Сначала должны прочитать текст, затем обсудить в группе какую информацию представить, как донести информацию до своей « семьи». Составить по 3 вопроса для своей «семьи». После возвращения в свои группы рассказывают то, что принесли. Остальные по мере надобности делают записи.
Взаимооценивание «провести между группами по критериям.
критерии 0б 1б 2б
РаскрытостьДостоверность новизна аккуратность