Разработка урока по математике на тему Столбчатые диаграммы

Урок математики в 5классе . «Столбчатые диаграммы».
Цель: Задачи: уметь читать и строить столбчатые диаграммы.
Образовательные:
*Формировать у учащихся понятие по теме: «Столбчатые диаграммы»; *Выделять и группировать данные, которые отражены на диаграмме;
*Учить сравнивать данные, анализировать их, обобщать и делать выводы.
Воспитательные:
*Воспитывать у учащихся навыки учебного труда;
*Формировать чувство гордости за свою Родину, прививать любовь к ней.
*Воспитывать познавательную активность.
Развивающие:
*Развивать мыслительные операции, посредством наблюдений, сравнений, сопоставлений, обобщений, конкретизацией, сознательного восприятия материала;
*Способствовать творческой деятельности учащихся;

Оборудование:Карта Казахстана, используются слайды с изображением природы Казахстана.

Эпиграф:
О, Казахстан, как ты велик!
Люблю тебя за твой могучий лик:
За степи, горы, реки и моря
За то, что ты Родина моя!
План-конспект.
I. Организационный момент.
II. Повторение ранее изученного материала.
а) Диаграммы – всякий чертёж, для геометрического или иного объяснения. (объяснительный чертёж или рисунок в красках для наглядного изображения какого либо явления в описательных науках, особенно в статистике). б)  виды диаграмм:  линейные, круговые, столбчатые в) Фронтальный опрос.
Какие виды диаграмм вы изучили ?
Что называется круговой диаграммой?
Что называется столбчатой диаграммой?
Для чего и где используются круговые и столбчатые диаграммы?
В чём заключается принцип построения диаграмм?

III.Постановка целей урока:
Слово учителя:Поистине велика казахстанская земля. От седого Каспия – на западе до Алтайских хребтов – на востоке, от березовых перелесков – на севере до хребтов Заилийского Алатау – на юге. Здесь в мире и согласии живут уже целое столетие более 120 национальностей. Но сколько бедствий и страданий довелось испытать народу! В глубь веков уходят корни борьбы за независимость – мечту великой Степи, помнящей на своем веку и звездные часы кочевой цивилизации, и коренную ломку устоев жизни в XX веке, и все же, наконец, выбравшей собственный путь развития.
Все столбчатые диаграммы, которые сегодня мы будем строить на уроке, посвящены нашей Родине-Казахстану.
Казахстан по площади своей территории является одним из крупнейших государств, сейчас мы узнаем его площадь.(приложение1).
Учащиеся читают диаграмму, проводят сравнение территорий, запоминают, что наша республика одна из больших по территории стран.

Всего протяжённость границ Казахстана с другими государствами составляет 12200км, граничит он с пятью государствами.(приложение2). Построение диаграммы, учитель проводит подробный инструктаж.


Легенда происхождения реки Иртыш (Сообщение учащихся)
Наиболее распространенное объяснение происхождения названия реки Иртыш, берет начало из тюркского языка. В переводе с тюркого Иртыш – «ир» земля, и «тыш» – роющий, то есть «роющий землю» или «землерой». Существует такая легенда о происхождении названия реки Иртыш. В давние давние времена, когда на Земле еще жили великаны и волшебники, у древнего могучего Алтая был любимый сын сильный и красивый Иртыш. Сын рос рядом со стареющим отцом, играл, роя в склонах гор глубокие ущелья, разливаясь голубыми озерами. Прошло время, вырос Иртыш. Скучно ему стало в тенистых ущельях, горы закрывали от его глаз таинственные просторы, откуда прилетали легкие облака – путешественники и рассказывали ему об увиденных чудесах. И решил Иртыш сам отправиться в путешествие, что посмотреть свет, обойти весь мир. Но древний и стареющий Алтай боялся одиночества и не хотел отпускать сына от себя. Сын долго уговаривал отца отпустить его погулять по миру, и не получив согласия, решился уйти тайно. Узнал отец о самовольстве сына, рассвирепел и захотел силой удержать Иртыша возле себя. Принялся строить непреодолимые преграды, перегораживать ему дорогу высокими горами, перекрывать все пути крепкими скалами. Но молодой «землерой» не сдавался и упорно точил скалы, рыл ямы, сверлил проходы, и, наконец, сумел преодолеть все преграды. Бессильный отец Алтай стал швырять вслед своему непослушному сыну огромные скалы, которые и до сего дня можно увидеть разбросанными по степям могучей реки Иртыш. А Иртыш, оглядевшись и успокоившись, направил свой бег на север. Вскоре он повстречался с тихой и доброй Обью и, слившись вместе, они понесли свои воды дальше, в своем нескончаемом беге.
Диаграмма-реки Казахстана(приложение3) По столбчатой диаграмме определить и записать протяжённость самых крупных рек Казахстана.
АЛАТАУ(читает ученица)
Алатау, Алатау –
Верный страж моей Отчизны,
Всех веков ты помнишь славу,
Знаешь счастье новой жизни.
Свет увидя с Солнцем вместе,
Звезд касаясь головою,
Ты в далеком поднебесье
Разговор ведешь с Луною
Ты им равен, Алатау
Вековечный, словно время,
Почитаем ты по праву,
Как отец, везде и всеми!

Построить диаграмму- горы Казахстана.(приложение4).
Учитель:Ребята мы должны любить свою Родину,охранять её, беречь её зеленые леса, красивые реки, озёра и моря, высокие горы. Ведь это наша Родина и её будущее зависит только от нас.

Урок заканчивается литературной композицией о Казахстане.


· Мой Казахстан! Ты – Родина моя!
Твоих степей бескрайние просторы
Душой и сердцем я люблю.
Люблю твои серебряные горы.


Я верю, что наступит новый век,
Пройдут года серьезных испытаний.
Придет на смену новый человек,
И принесет он много новых знаний.

Мой Казахстан, живи и процветай.
Ты – колыбель великого народа,
Всю красоту и мудрость передай,
И сохрани для будущего рода.

М.Алимбаев
О, Казахстан! О, Родина моя!
Смотрю на степи и не вижу им конца,
Любуюсь я красотами природы
И нет на Родине моей плохой погоды.

Как ты прекрасен, Казахстан, весной:
Цветущие сады и степи
Покрыты и луга травой
И блеск на талом снеге!

А наши горы, как они красивы!
Как гордо возвышаются над степью
и равниной
И вниз бежит река потоком бурным,
И как порой бывает небо хмурым.

О, Казахстан, как ты велик!
Люблю тебя за твой могучий лик:
За степи, горы, реки и моря,
За то, что ты – Родина моя!
Рефлексия:








Восторг Равнодушие Безразличие



Приложение№1
10 крупнейших стран мира. Площади территорий
N
Страна
Площадь (км2)
Часть света

1
Россия
17 075 400
Европа

2
Канада
9 976 140
Северная Америка

3
Китай
9 596 960
Азия

4
США
9 363 000
Северная Америка

5
Бразилия
8 511 970
Южная Америка

6
Австралия
7 686 850
Австралия и Океания

7
Индия
3 287 590
Азия

8
Аргентина
2 766 890
Южная Америка

9
Казахстан
2 717 300
Азия

10
Судан
2 505 810
Африка













Приложение №2

Границы республики Казахстан с соседними государствами.

Россия- 6467км Туркменистан-380км Всего-12200км
Узбекистан- 2300км Китай-1460км
Кыргызстан- 980км с Каспийским морем-600км











Приложение№3
Реки Казахстана В [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] более 7 тысяч рек имеющих длину свыше 10 [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].

Крупнейшие реки Казахстана

Река  
общая протяженность  
по территории Казахстана  

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
4 248 км
1 700 км

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
2 450 км
1 400 км

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
2 428 км
1 082 км

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
2 219 км
1 400 км

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
1 439 км
815 км

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
1 186 км
800 км

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
1 191 км
800 км

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
978 км
978 км





Приложение№4
Горы Казахстана
Гора Белуха-4506 м

Горы Каратау-1775м

Горы Тянь-Шань с( вершинами Хан-Тенгри (7 010 м)
и пиком Победы (7 439м),

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]-497м
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (пик Акмешит - 1133 м)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
13PAGE 15


13PAGE 14615




Рисунок 315