ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА Адаптированная образовательная программа для ребёнка с задержкой психического развития по программе повышения квалификации специалистов. Государственная программа Доступная среда

Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования города Москвы
«МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»









ГОЛУБЕВА АННА СЕРГЕЕВНА
Красноперекопский учебно-воспитательный комплекс «школа-УПК»№ 1
Республика Крым





ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

Адаптированная образовательная программа для ребёнка с задержкой психического развития



по программе повышения квалификации специалистов,
реализуемой в рамках обучающих мероприятий
Государственной программы «Доступная среда»












2014г.
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ ...
3

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ЗЗ ЗПР В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
6

1.1. Психолого–педагогическая характеристика младшего школьника с задержкой психического развития ..
6

1.2. Возможности инклюзивного образования детей с задержкой психического развития.

14

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ В ИНКЛЮЗИВНОЙ ШКОЛЕ
17

2.1. Социально-психологическая адаптация детей, страдающих задержкой психического развития
17

2.2. Часть адаптированной образовательной программы по математике для ребёнка с ЗПР
22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ .
37

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ .
39


ВВЕДЕНИЕ

По разным данным психолого-педагогических исследований, около 20% учащихся первых классов испытывают в той или иной мере затруднения в усвоении школьной программы. Причем отмечено, что по разным причинам такие дети лишены возможности усваивать новые знания и навыки наравне со своими сверстниками. Особое место среди причин стойкой неуспеваемости занимает такой вариант индивидуального развития психики ребенка, который в отечественной науке получил название «задержка психического развития».
Под термином «задержка психического развития» понимается негрубое отставание в психическом развитии, которое, с одной стороны, требует специального коррекционного подхода к обучению ребенка, с другой стороны, позволяет как правило, при наличии этого специального подхода обучаться в общеобразовательной школе.
Дети с задержкой психического развития часто неусидчивы, невнимательны, с трудом понимают условия предлагаемых заданий. У них проявляется низкая познавательная активность, они менее любознательны, чем сверстники. Такой ребенок как бы «не слышит» или «не видит» многого в окружающем его мире, не стремится понять, осмыслить происходящее вокруг него. 
Поступающим в школу детям с ЗПР присущ ряд специфических особенностей. В целом у них не сформированы нужные для усвоения программного материала умения, навыки и знания, которыми нормально развивающиеся дети обычно овладевают в дошкольный период. В связи с этим дети оказываются не в состоянии (без специальной помощи) овладеть счетом, чтением и письмом. Им трудно соблюдать принятые в школе нормы поведения. Они испытывают трудности в произвольной организации деятельности: они не умеют последовательно выполнять инструкции учителя, переключаться по его указанию с одного задания на другое. Испытываемые ими трудности усугубляются ослабленностью их нервной системы. Учащиеся с ЗПР быстро утомляются, работоспособность их падает, а иногда просто перестают выполнять начатую деятельность.
Увеличение числа таких детей отмечается во всем мире, поэтому проблема трудности в обучении стала одной из актуальных психолого-педагогических проблем сегодняшнего времени. Исходя из этого, можно считать тему курсовой актуальной.
Задержка психического развития - это понятие, которое говорит не о стойком и, по существу, необратимом психическом недоразвитии, а о замедлении его темпа, которое чаще обнаруживается при поступлении в школу и выражается в недостаточности общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления, малой интеллектуальной целенаправленности, преобладании игровых интересов, быстрой пересыщаемости в интеллектуальной деятельности. В отличие от детей, страдающих олигофренией, эти дети достаточно сообразительны в пределах имеющихся знаний, значительно более продуктивны в использовании помощи. При этом в одних случаях на первый план будет выступать задержка развития эмоциональной сферы (различные виды инфантилизма), а нарушения в интеллектуальной сфере будут выражены не резко. В других случаях, наоборот, будет преобладать замедление развития интеллектуальной сферы.
В настоящее время достигнуты большие успехи в клиническом и психолого-педагогическом изучении детей с задержкой психического развития. Но, не смотря на это, проблема задержки психического развития и трудностей обучения данных детей выступает как одна из наиболее актуальных психолого-педагогических проблем.
Исходя из выше сказанного, определим цель, задачи, предмет, метод и структуру изучения данной проблемы.
Цель исследования: теоретически изучить и проанализировать психологические особенности детей с задержкой психического развития с целью разработки адаптивной образовательной программы обучения.
Объектом исследования является ребёнок с задержкой психического развития в младшем школьном возрасте.
Предмет: содержание адаптированной образовательной программы обучения младшего школьника с диагнозом ЗПР.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую характеристику детей с задержкой психического развития.
2. Раскрыть проблемы социально-психологической адаптации детей с задержкой психического развития.
3. Раскрыть часть адаптированной образовательной программы для ребёнка с задержкой психического развития.
Методы исследования: анализ общей и специальной психолого-педагогической и методической литературы по теме, наблюдение.
Структура работы: курсовая состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ЗПР В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
1.1. Психолого-педагогическая характеристика младшего школьника с задержкой психического развития
Задержка психического развития (ЗПР) - это психолого-педагогическое определение для наиболее распространенного среди всех встречающихся у детей отклонений в психофизическом развитии. По данным разных авторов, в детской популяции выявляется от 6 до 11% детей с ЗПР различного генеза. Задержка психического развития относится к «пограничной» форме дизонтогенеза и выражается в замедленном темпе созревания различных психических функций. В целом для данного состояния являются характерными гетерохронность (разновременность) проявления отклонений и существенные различия как в степени их выраженности, так и в прогнозе последствий.
Определение «задержка психического развития» также используется для характеристики отклонений в познавательной сфере у ребенка с педагогической запущенностью, обусловленной социальной депривацией.
Таким образом, в данном определении отражаются как биологические, так и социальные факторы возникновения и развертывания такого состояния, при котором затруднено полноценное развитие здорового организма, задерживается становление личностно развитого индивидуума и неоднозначно складывается формирование социально зрелой личности.
Задержка психического развития (ЗПР) - синдром временного отставания развития психики в целом или отдельных ее функций, замедление темпа реализации потенциальных возможностей организма, часто обнаруживается при поступлении в школу и выражается в недостаточности общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления, малой интеллектуальной целенаправленностью, преобладании игровых интересов, быстрой пресыщаемости в интеллектуальной деятельности.
Дети с ЗПР, несмотря на значительную вариабельность, характеризуются рядом признаков, позволяющих отграничить это состояние и от педагогической запущенности, и от умственной отсталости: они не имеют нарушений отдельных анализаторов, более или менее выраженной патологии коры клеток головного мозга, но в то же время стойко не успевают в массовой школе вследствие полиморфной клинической симптоматики- незрелости в соответствии с возрастными возможностями относительно сложных форм поведения, целенаправленной деятельности на фоне быстрой истощаемости, утомляемости, нарушенной работоспособности. Патогенетической основой этих симптомов, как показывают исследования отечественных клиницистов и психологов, является перенесенное органическое заболевание центральной нервной системы.
При задержке психического развития у детей отмечаются разнообразные этиопатогенетические варианты, где ведущим причинообразующим фактором может быть:
·низкий темп психической активности (корковая незрелость);
·дефицит внимания с гиперактивностью (незрелость подкорковых структур);
·вегетативная лабильность на фоне соматической ослабленности (в силу незрелости или вследствие ослабленности самой вегетативной нервной системы на фоне социальных, экологических, биологических причин);
·вегетативная незрелость (как биологическая невыносливость организма);
·энергетическое истощение нервных клеток (на фоне хронического стресса) и другие.
Итак, стойкая задержка психического развития имеет органическую природу. В этой связи принципиальным является вопрос о причинах, обуславливающих данную форму патологии развития. Причины возникновения ЗПР можно разделить на две большие группы:
. причины биологического характера;
. причины социально - психологического характера.
Внимание
Причины нарушенного внимания:
. Астенические явления.
. Несформированность механизма произвольности у детей.
. Несформированность мотивации, ребенок проявляет хорошую концентрацию внимания, когда интересно, а где требуется проявить другой уровень мотивации - нарушение интереса.
Исследователь детей с ЗПР Жаренкова Л.М. отмечает следующие особенности внимания, характерные для данного нарушения:
·низкая концентрация внимания: неспособность ребенка сосредоточиться на задании, на какой-либо деятельности, быстрая отвлекаемость. В исследовании Н.Г. Поддубной ярко проявились особенности внимания у детей с ЗПР: в процессе выполнения всего экспериментального задания наблюдались случаи колебаний внимания, большое количество отвлечений, быстрая истощаемость и утомляемость
·низкий уровень устойчивости внимания. Дети не могут длительно заниматься одной и той же деятельностью.
·узкий объем внимания. Более сильно нарушено произвольное внимание. В коррекционной работе с этими детьми необходимо придавать большое значение развитию произвольного внимания. Для этого использовать специальные игры и упражнения («Кто внимательней?», « Чего не стало на столе?» и так далее). В процессе индивидуальной работы применять такие приемы, как: рисование флажков, домиков, работа по образцу и т.д.


Мыслительная деятельность
Эту проблему изучали У.В. Ульенкова, Т.В. Егорова, Т.А. Стрекалова и другие. Мышление у детей с ЗПР более сохранно, чем у умственно отсталых детей, более сохранна способность обобщать, абстрагировать, принимать помощь, переносить умения в другие ситуации. На развитие мышления оказывают влияние все психические процессы: уровень развития внимания; уровень развития восприятия и представлений об окружающем мире (чем богаче опыт, тем более сложные выводы может делать ребенок), уровень развития речи; уровень сформированности механизмов произвольности (регуляторных механизмов). Чем старше ребенок, тем более сложные задачи он может решить.
К 6-7 годам дошкольники способны выполнять сложные интеллектуальные задачи, даже если они ему неинтересны (действует принцип: «так надо» и самостоятельности) .
У детей с ЗПР все эти предпосылки развития мышления в той или иной степени нарушены. Дети с трудом концентрируются на задании. У этих детей нарушено восприятие, они имеют в своем арсенале довольно скудный опыт - все это определяет особенности мышления ребенка с задержкой психического развития.
Та сторона познавательных процессов, которая у ребенка нарушается, связана с нарушением одного из компонентов мышления.
У детей с ЗПР страдает связная речь, нарушена способность планировать свою деятельность с помощью речи; нарушена внутренняя речь - активное средство логического мышления ребенка.
Общие недостатки мыслительной деятельности детей с ЗПР:
-Несформированность познавательной, поисковой мотивации (своеобразное отношение к любым интеллектуальным задачам). Дети стремятся избежать любых интеллектуальных усилий. Для них непривлекателен момент преодоления трудностей (отказ выполнять трудную задачу, подмена интеллектуальной задачи более близкой, игровой задачей.). Такой ребенок выполняет задачу не полностью, а ее более простую часть. Дети не заинтересованы в результате выполнения задания. Эта особенность мышления проявляется в школе, когда дети очень быстро теряют интерес к новым предметам.
-Отсутствие выраженного ориентировочного этапа при решении мыслительных задач. Дети с ЗПР начинают действовать сразу. Следует заметить, что дети с ЗПР в большей мере заинтересованы в том, чтобы побыстрее закончить работу, а не качеством выполнения задания. Ребенок не умеет анализировать условия, не понимает значимости ориентировочного этапа, что приводит к появлению множества ошибок. Когда ребенок начинает обучаться, очень важно создать условия для того, чтобы он первоначально думал, анализировал задание.
-Низкая мыслительная активность, «бездумный» стиль работы (дети, из-за поспешности, неорганизованности действуют наугад, не учитывая в полном объеме заданного условия; отсутствует направленный поиск решения, преодоления трудностей). Дети решают задачу на интуитивном уровне, то есть ребенок вроде бы правильно дает ответ, но объяснить его не может. Стереотипность мышления, его шаблонность.
Наглядно-образное мышление.
Дети с ЗПР затрудняются действовать по наглядному образцу из-за нарушения операций анализа, нарушение целостности, целенаправленности, активности восприятия - все это ведет к тому, что ребенок затрудняется проанализировать образец, выделить главные части, установить взаимосвязь между частями и воспроизвести данную структуру в процессе собственной деятельности.
Логическое мышление.
У детей с задержкой психического развития имеются нарушения важнейших мыслительных операций, которые служат составляющими логического мышления:
·анализ (увлекаются мелкими деталями, не может выделить главное, выделяют незначительные признаки);
·сравнение (сравнивают предметы по несопоставимым, несущественным признакам);
·классификация (ребенок осуществляет классификацию часто правильно, но не может осознать ее принцип, не может объяснить то, почему он так поступил).
У всех детей с ЗПР уровень логического мышления значительно отстает от уровня нормального школьника. К 6-7 годам дети с нормальным умственным развитием начинают рассуждать, делать самостоятельные выводы, стараются все объяснить. Дети самостоятельно овладевают двумя видами умозаключений:
·индукция (ребенок способен делать общий вывод путем частных фактов, то есть от частного к общему).
·дедукция (от общего к частному).
Дети с ЗПР испытывают очень большие трудности при выстраивании самых простых умозаключений. Этап в развитии логического мышления - осуществление вывода из двух посылок - еще мало доступен детям с ЗПР. Чтобы дети сумели сделать вывод, им оказывает большую помощь взрослый, указывающий направление мысли, выделяющий те зависимости, между которыми следует установить отношения. По мнению Ульенковой У.В., «дети с ЗПР не умеют рассуждать, делать выводы; стараются избегать таких ситуаций. Эти дети из-за несформированности логического мышления дают случайные, необдуманные ответы, проявляют неспособность к анализу условий задачи. При работе с этими детьми необходимо обращать особое внимание на развитие у них всех форм мышления» .
У детей с ЗПР выявляется бедный, недифференцированный словарный запас. При использовании даже имеющихся в словаре слов дети часто допускают ошибки, связанные с неточным, а иногда и неправильным пониманием их смысла. Одним словом дети часто обозначают не только сходные, но и относящиеся к разным смысловым группам понятия. Небольшой словарный запас связан с недостаточностью знаний и представлений этих детей об окружающем мире, о количественных, пространственных, причинно-следственных отношениях, что в свою очередь определяется особенностями познавательной деятельности личности при задержке психического развития. Память
Недостаточная сформированность познавательных процессов зачастую является главной причиной трудностей, возникающих у детей с ЗПР при обучении в школе. Как показывают многочисленные клинические и психолого-педагогические исследования, существенное место в структуре дефекта умственной деятельности при данной аномалии развития принадлежит нарушениям памяти.
Память детей с ЗПР отличается качественным своеобразием. В первую очередь у детей ограничен объем памяти и снижена прочность запоминания. Характерна неточность воспроизведения и быстрая утеря информации. В наибольшей степени страдает вербальная память. Выраженность этого дефекта зависит от происхождения ЗПР. При правильном подходе к обучению, дети способны к усвоению некоторых мнемотехнических приемов, овладению логическими способами запоминания.
Особенно значимым при ЗПР является нарушение кратковременной памяти, потому что именно этот вид памяти лежит в основе долговременной памяти. Кратковременная память у младших школьников с ЗПР нарушается, в частности, отмечается снижение объема памяти, медленное нарастание продуктивности запоминания при повторных предъявлениях материала, повышенная тормозимость следов побочными интерферирующими воздействиями, нарушения порядка воспроизведения словесных и цифровых рядов.
Одной из основных причин недостаточной продуктивности непроизвольной памяти у детей с ЗПР является снижение их познавательной активности. Н.Г. Поддубная отмечает, что наглядный материал запоминается лучше вербального и в процессе воспроизведения является более действенной опорой .
Т.А. Власова, М.С. Певзнер указывают на снижение произвольной памяти у учащихся с задержкой психического развития как на одну из главных причин их трудностей в школьном обучении. Эти дети плохо запоминают тексты, таблицу умножения, не удерживают в уме цель и условия задачи. Им свойственны колебания продуктивности памяти, быстрое забывание выученного.
Специфические особенности памяти детей с ЗПР:
. Снижение объема памяти и скорости запоминания;
. Непроизвольное запоминание менее продуктивно, чем в норме;
. Механизм памяти характеризуется снижением продуктивности первых попыток запоминания, но время, необходимое для полного заучивания, близко к норме;
. Преобладание наглядной памяти над словесной;
. Снижение произвольной памяти;
. Нарушение механической памяти.

1.2. Возможности инклюзивного образования детей с задержкой психического развития
Интеграция детей с отклонениями в развитии в массовые образовательные учреждения предусматривает специализированную коррекционную помощь и психологическую поддержку, задачами которых являются контроль за развитием ребенка, успешностью его обучения, оказание помощи в решении проблем адаптации в среде здоровых сверстников.
Тенденции развития ребенка с задержкой психического развития те же, что и нормально развивающегося. Некоторые нарушения - отставание в овладении предметными действиями, отставание и отклонение в развитии речи и познавательных процессов - в значительной мере носят вторичный характер. При своевременной и правильной организации воспитания, возможно более раннем начале коррекционно-педагогического воздействия многие отклонения развития у детей могут быть скорригированы и даже предупреждены.).
Несмотря на трудности формирования представлений и усвоения знаний и навыков, задержку в развитии разных видов деятельности, дети с задержкой психического развития все же имеют возможности для развития. У них в основном сохранно конкретное мышление, они способны ориентироваться в практических ситуациях, ориентированы на взрослого, у большинства из них эмоционально-волевая сфера более сохранна, чем познавательная, они охотно включаются в трудовую деятельность. Основной недостаток в воспитании и обучении аномальных детей выдающийся отечественный психолог Л.С. Выготский объяснял неумением педагога видеть в дефекте его социальной сущности.
В связи с особенностями развития дети с задержкой психического развития в еще большей мере, чем нормально развивающиеся, нуждаются в целенаправленном обучающем воздействии взрослого. Отставание в коммуникативном развитии у детей этой категории на этапах раннего онтогенеза в силу деструктивных органических и социальных влияний, основным из которых является дефицит общения со взрослым, различные деформации в их отношениях нарушают процесс личностного развития детей (в совокупности его социальных компонентов), межличностных отношений (взаимоотношений) и их социально-психологическую адаптацию.
Перед инклюзивным образованием стоит задача удовлетворять надлежащим образом широкий спектр образовательных потребностей в рамках формального и неформального образования. Являясь не просто второстепенным вопросом, касающимся методов возможного вовлечения некоторых обучающихся в основной процесс образования, инклюзивное образование представляет собой подход, позволяющий изыскивать методы трансформации образовательных систем для удовлетворения потребностей широкого круга обучающихся. Оно направлено на то, чтобы позволить учителям и учащимся не испытывать неудобств в условиях многообразия и рассматривать его скорее не как проблему, а как задачу и фактор, способствующий обогащению среды обучения.
Обычное образование нацелено на обычных детей, включает в себя обычных педагогов и обычные школы. Специальное образование включает работу с особыми детьми, под них подстраиваются и школа, и педагоги. Интегрированное образование с помощью реабилитации и адаптации подстраивает специального ребенка к обычному образованию. И наконец, инклюзивное образование, воспринимая ребенка таким, какой он есть, подстраивает под него систему образования.
Таким образом, мы видим, что инклюзия больше, чем интеграция. Инклюзия означает раскрытие каждого ученика с помощью образовательной программы, которая достаточно сложна, но соответствует его способностям.
По мнению С. И. Сабельниковой, детям с особенностями развития сегодня вовсе не обязательно обучаться в специальных учреждениях, напротив, получить более качественное образование и лучше адаптироваться к жизни они смогут в обычной школе. Здоровым же детям это позволит развить толерантность и ответственность. Как показывает опыт, инклюзивный подход направлен на более полное взаимодействие всех участников образовательного процесса (детей, родителей, педагогов и персонала). Совместное сотрудничество создает особую среду и культуру, в которой абсолютно все будут равноценны и причастны. Практика совместной работы и участия основывается и поддерживается совместно разделяемыми ценностями учеников и персонала школы, в соответствии с которыми учитывались особенности каждого ребенка или взрослого.
Ключевые принципы инклюзивного образования:
- дети ходят в местный (находящийся рядом с домом) детский сад и школу;
- программы раннего вмешательства осуществляются на основе принципа инклюзии и готовят к интегративному детскому саду. Все дети со специальными нуждами в обучении должны иметь право на место в образовательном учреждении;
-методология разработана для поддержки в обучении детей с различными способностями (таким образом, улучшается качество обучения не только детей с особыми потребностями, но и показатели всех детей);
- все дети участвуют во всех мероприятиях, где класс и школьная среда (спортивные мероприятия, представления, конкурсы, экскурсии и пр.) являются инклюзивными;
- индивидуальное детское обучение поддерживается совместной работой учителей, родителей и всеми теми, кто может оказать такую поддержку;
- инклюзивное образование, если оно основано на правильных принципах, помогает предотвратить дискриминацию в отношении детей и поддерживает детей с особыми потребностями в их праве быть равноправными членами своих сообществ и общества в целом.
2. ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ «ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ В ИНКЛЮЗИВНОЙ ШКОЛЕ

2.1. Социально-психологическая адаптация детей, страдающих задержкой психического развития
Способность к обучению и адаптации в обществе у детей с ЗПР в большей или меньшей степени ослаблена. Дети, страдающие задержками психического развития, могут значительно отличаться друг от друга. Ограничение деятельности связано с процессом обработки информации, полученной через органы чувств.
Дети, страдающие задержками психического развития, - это дети с ослабленными способностями к обучению, но обладающие большим потенциалом в учении.
Многие из них имеют различного рода физические отклонения, что в сочетании с трудностями в обучении и приводит к тому, что они находятся на разных уровнях развития. В остальном же они такие же люди, как и все остальные. У них те же чувства, потребности и желания, хотя иногда им не так легко их выразить.
Проблемы детей с задержкой психического развития предполагают четкое понимание того, что главным в социально – психологической адаптации к условиям обучения должны стать специально разработанные программы обучения и воспитания, а также программы, направленные на построение взаимоотношений в группе.
Эти задачи в школе может решать психолог.
Можно выделить такие направления работы психолога, как:
1. Социально-психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с задержкой психического развития.
2. Профилактическая работа с родителями, педагогами и другими специалистами, имеющими дело с такими детьми.
3. Смягчить воздействие неблагоприятных факторов, как минимум, нейтрализовать неблагоприятные воздействия педагога, или, как максимум, сделать его коррекционным.
4. Индивидуальная работа с ребенком с ЗПР.
Только совместная работа педагогов и семьи пойдёт ребёнку с задержкой психического развития на пользу и приведёт к положительным результатам.
Как было уже сказано выше, основную часть работы составляют занятия с ребенком как в школе, так и вне ее. На занятиях должны создаваться условия для социальной адаптации и приспособления к жизни в обществе (развитие коммуникативных навыков, подготовка к обучению, сопровождение во вне учебной жизни и т.д.). Особое значение имеет развитие у этих детей наблюдательности, навыков анализа, синтеза, сравнения и обобщения. Ребенка необходимо научить видеть предметы, действия во всем их многообразии, во взаимосвязи друг с другом, научиться выделять основные признаки предметов и явлений окружающей среды, сравнивать предметы, обобщать их в группы и логично рассказывать о результатах свое деятельности, а также передавать основной смысл прослушанного рассказа. Важное значение также необходимо придавать развитию внимания, памяти, речи, произвольной регуляции деятельности.
Ребенка нужно учить составлять рассказы по картинке и серии картинок, отгадывать и придумывать самому загадки, используя прием сравнения, «готовить» руку к письму.
При формировании начальных математических представлений большое значение педагогам следует уделять предметно-практической деятельности ребенка, которая обеспечивает основу для формирования математических понятий.
Кроме того, детей с ЗПР важно научить ориентироваться в звуковой речи, т.е. развивать у них звуковой анализ.
Формирование ориентировки в звуковой речи имеет важное значение для подготовки детей с ЗПР к обучению и предупреждению у них школьной неуспеваемости.
Одним из важных направлений работы с ребенком, страдающим задержкой психического развития, является обучение их изобразительному искусству.
Многочисленные исследования Е.А. Ежановой показывают, что детям с ЗПР характерен низкий интерес к процессу и результатам изобразительной деятельности. Их рисунки крайне схематичны, упрощены. У детей с ЗПР рисунки менее многоцветны, по размеру изображенного мельче. Однако, различия в размере рисунка, по мнению автора, могут быть объяснены и личностными особенностями дошкольников с ЗПР, поскольку размер изображения может указывать на уровень понимания и принятия собственного образа «Я», который у них несколько ниже, чем у нормально развивающихся детей. Пол человека у детей с ЗПР также выражен слабо.
Таким образом, значение изобразительной деятельности для развития психики ребенка огромно. И на основе знания о ее проявлениях в рисунке можно лучше понять внутренний мир маленького человека.
Выделяют несколько основных направлений работы по формированию изобразительной деятельности у детей с ЗПР:
Воспитание эмоционального отношения к изобразительной деятельности;
Развитие восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающей действительности;
Систематизация этих представлений;
Формирование графических образов изображаемых предметов с преодолением стереотипности изображений;
Развитие тонкой моторики рук и зрительно-моторной координации;
Развитие произвольной регуляции деятельности с помощью словесной инструкции;
Расширение словаря детей путем пополнения его образной выразительной лексикой.
 Особо важное значение имеет формирование интегративной деятельности зрительной и тактильно-двигательной системы, а также специальное обучение ориентировке на листе бумаги, возможности рационального расположения на нем всех фрагментов рисунка.
Развитие изобразительной деятельности следует сочетать с развитием игры, предметной деятельности, формированием тонких дифференцированных движений пальцев рук, зрительного гнозиса, пространственных представлений.
В связи с этим детям, для начала, в качестве развития моторики можно предложить такое задание, как «Рисование простого узора», либо игра «Трудные виражи. Игра начинается с того, что взрослый рисует дорожки разной формы, в одном конце которых – машина, а в другом – дом. Потом он говорит ребенку: «Ты – водитель и тебе надо провести машину к дому. Дорога, по которой ты поедешь, не простая, поэтому будь внимательным и осторожным». Ребенок должен карандашом, не отрывая руки, «проехать» по изгибам дорожек.
С целью развития произвольной регуляции деятельности проводится «Графический диктант», который предполагает два варианта проведения:
Ребенку предлагается образец геометрического узора, выполненный на бумаге в клетку. Ребенка просят воспроизвести предложенный образец и самостоятельно продолжить точно такой же рисунок;
Аналогичная работа предлагается для выполнения на слух. Когда взрослый диктует последовательность действий с указанием числа клеточек и их направления (вправо-влево, вверх-вниз).
В дальнейшем ребенку можно предлагать рисовать различные геометрические фигуры, закрашивать их штриховкой и т.д. У ребенка с ЗПР нет учебной мотивации, поэтому он не будет долго и старательно выполнять предложенные задания. В этом случае может помочь игровая мотивация. Можно предложить поиграть в художников-волшебников, под ручкой или карандашом которых все оживает, а потому они могут помочь героям какого-нибудь рассказа или сказки. Затем детям следует прочитать небольшой рассказ или сказку, где по сюжету героям приходится, например, ехать в автобусе, а для этого нужна дорога, которую надо нарисовать; приходится переплывать реку на лодке, которую также надо нарисовать, заблудившись в лесу, они хотят найти грибы и ягоды, чтобы поесть, художники – волшебники и в этом им могут помочь и т.д.
И самое важное, что должен суметь сделать взрослый, осуществляющий коррекционно-развивающее обучение, - это привить ребенку веру в свои силы, не допустить возникновения заниженной самооценки. Для этого надо почаще хвалить его, ни в коем случае не ругать за допущенные ошибки, а только показывать, как их исправить, чтобы улучшить результат.
Дети с задержкой психического развития должны быть интегрированы в массовые школы на их собственных условиях и специально разработанных программах обучения и воспитания, а не на условиях приспособления их к правилам здоровых детей, что подтверждают многочисленные исследования специалистов данной области.












2.2 Часть адаптированной образовательной программы по математике для ребёнка с ЗПР
Пояснительная записка
Адаптированная образовательная программа по математике для ученика 3 класса составлена в соответствии:
- с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Минобразования Российской Федерации от 6 октября 2009 года №373;
- с учебниками образовательной системы «Школа России», приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 N 253 "Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования"
-с примерной программой учебного предмета «Математика»;
- ООП КУВК «школа-УПК» №1;
- с примерной авторской программой по математике М.И.Моро и др.
-с учётом адаптированной основной программы;
- с особенностями психофизического развития ребёнка.
Краткая характеристика ребёнка
Ученик Р. обучался 2 года в 1 классе по общеобразовательной программе и 1 год во 2 классе по программе для детей с ЗПР. У мальчика выявлено нарушение нормального темпа психического развития с эмоциональной незрелостью, общее недоразвитие речи 3 уровня. У ребёнка низкая концентрация внимания, низкая мыслительная активность, большие трудности при выстраивании самых простых умозаключений, нарушение кратковременной памяти, снижение объема памяти и скорости запоминания, требуется развитие мелкой моторики рук. В разговоре с одноклассниками проявляет речевую активность и инициативу. Санитарно-гигиенические навыки сформированы, физическое развитие соответствует норме. У ребёнка развито пространственное мышление. Он умеет контролировать свои эмоции.
Р. рекомендовано инклюзивное обучение по программе для детей с ЗПР.

Основными целями начального обучения математике являются:
Математическое развитие младшего школьника: использование математических представлений для описания окружающих предметов, процессов, явлений в количественном и пространственном отношении; формирование способности к продолжительной умственной деятельности, основ логического мышления, пространственного воображения, математической речи и аргументации.
Освоение начальных математических знаний. Формирование умения решать учебные и практические задачи средствами математики: вести поиск информации; понимать значение величин и способов их измерения; использовать арифметические способы для разрешения сюжетных ситуаций; работать с алгоритмами выполнения арифметических действий, решения задач, проведения простейших построений.
Воспитание критичности мышления, интереса к умственному труду, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.
Программа определяет ряд задач:
 формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения несложными математическими методами познания окружающего мира;
 развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмического мышления;
развитие пространственного воображения;
развитие математической речи;
формирование системы начальных математических знаний и умений их применять для решения учебно-познавательных и практических задач;
 развитие познавательных способностей;
 воспитание стремления к расширению математических знаний;
 формирование критичности мышления;
.

Практическая направленность:
сознательное усвоение ребёнком различных приемов вычислений обеспечивается за счет использования рационально подобранных средств наглядности и моделирования с их помощью тех операций, которые лежат в основе рассматриваемого приема;
рассмотрение теоретических вопросов курса опирается на жизненный опыт ребенка, практические работы, различные свойства наглядности, подведение детей на основе собственных наблюдений к индуктивным выводам, сразу же находящим применение в учебной практике;
система упражнений, направленных на выработку навыков, предусматривает их применение в разнообразных условиях. Тренировочные упражнения рационально распределены во времени.
Большое значение в связи со спецификой математического материала придается учету возрастных и индивидуальных особенностей ребёнка и реализации дифференцированного подхода в обучении.
Коррекционная работа, которая включает следующие направления:
Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
· коррекция – развитие восприятия, представлений, ощущений;
· коррекция – развитие памяти;
· коррекция – развитие внимания;
· формирование обобщенных представлений о свойствах предметов;
Развитие различных видов мышления:
· развитие наглядно-образного мышления;
· развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).
Развитие основных мыслительных операций:
· развитие умения сравнивать, анализировать;
· развитие умения выделять сходство и различие понятий; · умение работать по словесной и письменной инструкциям, алгоритму;
· умение планировать деятельность.
Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
Длительность программы: 1 учебный год (9 месяцев), 34 учебных недели.
В неделю проводится 5 уроков, 170 часов в год.
Распределение часов по темам:
Исходно-диагностический блок: (1сентября – 13 сентября).
Диагностический срез, корректировка индивидуальной программы, заполнение индивидуального маршрутного листа.
Коррекционно-формирующий блок (с 16 сентября – 16 мая)
Результативно-оценочный блок: (17 мая - 31 мая).
Организация работы: (01.09.14 – 31.05.15г.) Количество учебных часов определяется в соответствии с учебным планом на 2014-2015учебный год, фактическими учебными днями и праздничными календарными днями. КТП составляется с учетом расписания, графика каникул и праздничных дней в этом учебном году.
Технологии, методы и формы работы.
Для обеспечения более качественного усвоения знаний используются элементы компьютерных технологий и здоровьесберегающие технологии, элементы технологии опорных сигналов, индивидуальная работа, работа в парах, малых группах, уроки-сказки, уроки-путешествия.
Коррекционные методы на уроках:
1. Наглядная опора в обучении; алгоритмы.
2. Комментированное управление.3.Поэтапное формирование умственных действий.
3.Опережающее консультирование по трудным темам, т.е. пропедевтика.
4.Безусловное принятие ребёнка (да он, такой как есть).
5.Обязательно эмоциональное поглаживание.
6.Метод ожидания завтрашней радости.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты
Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
Осознание роли своей страны в мировом развитии, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру.
Развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.
Рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими.
Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
Установку на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.
Метапредметные результаты
Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления.
Умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения.
Способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач.
Использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
Определение общей цели и путей её достижения: умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и процессов в соответствии с содержанием учебного предмета «математика».
Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Математика».
Предметные результаты
Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений.
Овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов.
Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.
Умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, выполнять и строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные.

К концу 3 класса обучающийся научится:
знать последовательность чисел в пределах 1 000;
знать таблицу сложения и вычитания однозначных чисел;
знать таблицу умножения и деления однозначных чисел;
знать правила порядка выполнения действий в числовых выражениях;
читать, записывать и сравнивать числа в пределах тысячи;
представлять многозначное число в виде суммы разрядных слагаемых;
пользоваться изученной математической терминологией;
выполнять несложные устные вычисления;
выполнять письменные вычисления (сложение и вычитание чисел в пределах тысячи; умножение двузначного числа на однозначное,; деление трехзначного числа на однозначное);
выполнять вычисления с нулем;
вычислять значение числового выражения, содержащего 2-3 действия со скобками и без них);
проверять правильность выполненных вычислений;
решать текстовые задачи, арифметическим способом (не более двух действий);
распознавать и изображать (на клетчатой бумаге с помощью циркуля и линейки) простейшие геометрические фигуры (точка, отрезок, прямая, ломаная, окружность, круг, многоугольник);
чертить с помощью линейки отрезок заданной длины, измерять длину данного отрезка;
вычислять периметр и площадь прямоугольника (квадрата);
сравнивать величины по их числовым значениям; выражать данные величины в различных единицах;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
ориентировки в окружающем пространстве (планирование маршрута, выбор пути передвижения и др.);
сравнения и упорядочения объектов по разным признакам: длине, площади, массе, вместимости;
определения времени по часам (в часах и минутах);
решения задач, связанных с бытовыми жизненными ситуациями (покупка, измерение, взвешивание и др.);
оценки величины предметов на глаз;
самостоятельной конструкторской деятельности (с учетом возможностей применения разных геометрических фигур).

Получит возможность научиться:
Работать с различными видами информации
Работать в группах

Содержание тем учебного предмета
3 класс
Сложение и вычитание (8ч.)
Устные и письменные приёмы сложения и вычитания, решение уравнений. Обозначение геометрических фигур буквами. «Страничка для любознательных» Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились»
В результате изучения темы обучающийся научится:
выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 100;
решать уравнения на нахождение неизвестного слагаемого, неизвестного уменьшаемого, неизвестного вычитаемого на основе знаний о взаимосвязи чисел при сложении, при вычитании;
обозначать геометрические фигуры буквами.
Получит возможность научиться:
применять знания и способы действий в изменённых условиях.
Табличное умножение и деление (56ч.)
Связь умножения и деления; таблицы умножения и деления с числами 2 и 3; Чётные и нечётные числа; зависимости между величинами: цена, количество, стоимость. Порядок выполнения действий в выражениях со скобками и без скобок. Зависимости между пропорциональными величинами. Текстовые задачи на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз, на кратное сравнение чисел. Задачи на нахождение четвёртого пропорционального. «Страничка для любознательных» Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились» Таблицы умножения и деления с числами 4, 5, 6, 7. Таблица Пифагора. «Страничка для любознательных» Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились»
Таблица умножения и деления с числами 8 и 9. Сводная таблица умножения. Площадь. Сравнения фигур по площади. Единицы площади. Площадь прямоугольника. Умножение на 0 и 1. Деление числа вида а:а, о:а. Текстовые задачи в три действия. Круг, окружность. Вычерчивание окружностей с использованием циркуля. Доли. Образование и сравнение долей. Задачи на нахождение доли числа и числа по его доле. Единицы времени. «Страничка для любознательных» Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились»
В результате изучения темы обучающийся научится:
вычислять значения числовых выражений в два-три действия со скобками и без скобок;
применять правила о порядке выполнения действий в числовых выражениях;
решать задачи арифметическими способами; сравнивать задачи;
составлять план решения и пояснять ход решения задачи;
применять знания таблицы умножения; сравнивать геометрические фигуры по площади;
вычислять площадь прямоугольника разными способами;
умножать числа на 1 и на 0; выполнять деление 0 на число, не равное 0;
находить долю величины и величину по её доле;
сравнивать доли; переводить одни единицы времени в другие.
Получит возможность научиться:
оценивать результаты освоения темы, проявлять личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действия;
собирать и классифицировать информацию;
анализировать свои действия и управлять ими.

Внетабличное умножение и деление (27ч.)
Умножение суммы на число. Приёмы умножения для случаев вида 23*4, 4*23. Приёмы умножения и деления для случаев вида 20*3, 3*20, 60:3, 80:20. Деление суммы на число. Связь между числами при делении. Проверка деления. Приём деления для случаев вида 87:29, 66:22. Проверка умножения делением. Выражения с двумя переменными, вычисление их значений при заданных значениях букв. Решение уравнений на основе связи между компонентами и результатами умножения и деления. Приёмы нахождения частного и остатка. Проверка деления с остатком. Решение задач на нахождение четвёртого пропорционального. «Страничка для любознательных» Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились»
В результате изучения темы обучающийся научится:
выполнять внетабличное умножение и деление в пределах 100 разными способами;
использовать правила вычисления суммы на число;
сравнивать разные способы вычислений;
решать уравнения;
выполнять деление с остатком и его проверку;
решать текстовые задачи арифметическим способом.
Получит возможность научиться:
составлять и решать практические задачи с жизненными сюжетами;
проводить сбор информации;
работать в парах, анализировать и оценивать результат работы, свои действия и управлять ими.

Нумерация (13ч.)
Устная и письменная нумерация. Разряды счётных единиц. Натуральная последовательность трёхзначных чисел. Увеличение числа в 10 раз, в 100 раз. Замена трёхзначного числа суммой разрядных слагаемых. Сравнение трёхзначных чисел. Определение общего числа единиц в числе. Единицы массы. «Страничка для любознательных» Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились»
В результате изучения темы обучающийся научится:
читать, записывать и сравнивать трёхзначные числа;
заменять трёхзначное число суммой разрядных слагаемых;
переводить одни единицы массы в другие;
сравнивать предметы по массе, упорядочивать их.
Получит возможность научиться:
читать записи, представленные римскими цифрами;
анализировать достигнутые результаты и недочёты, проявлять личностную заинтересованность в расширении знаний и способов действий.

Сложение и вычитание (10ч.)
Приёмы устных вычислений, в случаях, сводимых к действиями в пределах 100. Приёмы письменных вычислений: алгоритм письменного сложения, алгоритм письменного вычитания. Виды треугольников. «Страничка для любознательных» Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились»
В результате изучения темы обучающийся научится:
выполнять устно вычисления в случаях, сводимых к действиям в пределах 100;
сравнивать разные способы вычислений;
применять алгоритм письменного сложения и вычитания чисел и выполнять эти действия с числами в пределах 100;
различать треугольники по видам и называть их.
Получит возможность научиться:
применять знания и способы действий в изменённых условиях;
работать в паре;
находить и исправлять неверные высказывания;
излагать и отстаивать своё мнение;
аргументировать свою точку зрения;
оценивать точку зрения одноклассника.

Умножение и деление (22ч.)

Приёмы устного умножения и деления. Виды треугольников. Приём письменного умножения на однозначное число. Приём письменного деления на однозначное число. Знакомство с калькулятором. Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились». Итоговое повторение «Что узнали, чему научились во 3 классе».
В результате изучения темы обучающийся научится:
использовать различные приёмы для устных вычислений;
сравнивать различные способы вычислений, выбирать удобный;
различать треугольники, находить их в более сложных фигурах.
Получит возможность научиться:
применять знания и способы действий в изменённых условиях.

Формы контроля уровня достижений учащихся
Тематический контроль осуществляется в виде проверочных работ (1- 2 раза в четверть). Итоговый контроль практических умений учащихся осуществляется в виде контрольных работ (на начало учебного года и в конце каждой четверти).
Знания, умения и навыки учащихся по математике оцениваются по результатам индивидуального и фронтального опроса учащихся, текущих и итоговых письменных работ.
Оценка устных ответов
Отметка «5» ставится ученику, если он:
- дает правильные, осознанные ответы на все поставленные вопросы, может подтвердить правильность ответа предметно-практическими действиями, знает и умеет применять правила, умеет самостоятельно оперировать изученными математическими представлениями;
«4» ставится ученику, если его ответ в основном соответствует требованиям, установленным для оцениваемой работы на «5», но:
- при ответе ученик допускает отдельные неточности, оговорки, нуждается в дополнительных вопросах, помогающих ему уточнить ответ;
- при вычислениях, в отдельных случаях, нуждается в дополнительных промежуточных записях, названии промежуточных результатов вслух, опоре на образы реальных предметов;
- при решении задач нуждается в дополнительных вопросах учителя, помогающих анализу предложенной задачи, уточнению вопросов задачи, объяснению выбора действий;
- с незначительной помощью правильно узнает и называет геометрические фигуры, их элементы, положение фигур на плоскости, в пространстве, по отношению друг к другу;
- выполняет работы по измерению и черчению с недостаточной точностью.
«3» ставится ученику, если он:
- при незначительной помощи учителя или учащихся класса дает правильные ответы на поставленные вопросы, формулирует правила, может их применять;
- производит вычисления с опорой на различные виды счетного материала, но с соблюдением алгоритмов действий;
- понимает и записывает после обсуждения решение задачи под руководством учителя;
- узнает и называет геометрические фигуры, их элементы, положение фигур на плоскости и в пространстве со значительной помощью учителя или учащихся, или с использованием записей и чертежей в тетрадях, в учебниках, на таблицах, с помощью вопросов учителя;
- правильно выполняет измерение и черчение после предварительного обсуждения последовательности работы, демонстрации приемов выполнения.
«2» ставится ученику, если он обнаруживает незнание большей части программного материала, не может воспользоваться помощью учителя, других учащихся.
Письменная проверка знаний, умений и навыков учащихся

Отметка
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII вида.

«5»
Нет ошибок

«4»
2-3 не грубые ошибки

«3»
Решены простые задачи, но не решена составная или решена одна из 2 составных задач, хотя и с негрубыми ошибками, правильно выполнена большая часть других заданий

«2»
Выполнено не менее половины заданий, не решена задача

«1»
Не выполнил задания, не приступал к решению задачи

Примечания
Негрубыми ошибками считаются:
- ошибки, допущенные в процессе списывания числовых данных (искажение, замена);
- ошибки, допущенные в процессе списывания знаков арифметических действий;
- нарушение в формировании вопроса (ответа) задачи;
-нарушение в правильности расположения записей, чертежей;
-небольшая неточность в измерении и черчении


































ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В психологии есть очень важный принцип «обучение ведет за собой развитие» (Л.С.Выготский). Однако оно будет полезным и продуктивным только в том случае, если будет соответствовать реальным возможностям ребенка. Особенно важными для формирования личности школьника являются успехи первых лет обучения. В этот период закладываются не только базисные знания и навыки, но и умение учиться, взаимоотношения с педагогами, отношение к себе как к ученику. Самооценка ребенка в этом возрасте  во многом зависит от оценки окружающих его людей. Важно, чтобы ребенок верил в свои силы, испытывал состояние комфорта, защищенности, позитивного мировосприятия и интереса.
Познавательная активность, стремление к умственному труду формируются сначала на легком, доступном ребенку и в то же время интересном материале. Заинтересованность и успех не только пробуждают в ребенке веру в свои силы, снимают напряженность, но и способствуют поддержанию активного, комфортного состояния.
В настоящее время для детей с задержкой психического развития разработаны образовательные программы, созданы специальные классы по системе коррекционно-развивающего обучения в стенах общеобразовательных школ. В них созданы адекватные условия малая наполняемость класса (10 12 чел.). Дополнительные часы на индивидуальные занятия с ребенком не позволяют упустить те особенности, которые существенны для его обучения. Кроме того, открывается всё больше классов с инклюзивным обучением. Этим детям необходим особый подход.
Требования к обучению, учитывающие особенности детей с ЗПР:
1.   Соблюдение определенных гигиенических требований при организации занятий, то есть занятия проводятся в хорошо проветриваемом помещении, обращается внимание на уровень освещенности и размещение детей на занятиях.
2.   Тщательный подбор наглядного материала для занятий и его размещение таким образом, чтобы лишний материал не отвлекал внимание ребенка.
3.   Контроль за организацией деятельности детей на занятиях: важно продумывать возможность смены на занятиях одного вида деятельности другим, включать в план занятий физкультминутки.
4.   Дефектолог должен следить за реакцией, за поведением каждого ребенка и применять индивидуальный подход.
В заключение следует подчеркнуть: очень важно своевременно обратить внимание на задержку в психическом развитии ребенка чем раньше начата работа с ребенком, тем выше вероятность наиболее полной компенсации недостатков его развития и тем выше гарантия, что он не будет травмирован, оказавшись без специальной помощи в общем потоке обучения и осознавая свою несостоятельность.









СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию.- М.: Международная педагогическая академия. – 2004.– 210 с.
Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. – М. – 2005. – С. 23-45.
Кащенко В.П. Педагогическая коррекция. – М.: Просвещение, 2004.
Марковская И.Ф. Задержка психического развития. – М.: Просвещение,2003.– 230 с.
Никишина В.Б. Особенности коррекционной работы с детьми с задержкой психического развития.// Актуальные проблемы медицины и фармации. – Курск, 2006.– 430 с
Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А.. Практикум по детской психологии. – М.:Просвещение, 2005.– 450 с.
Хрестоматия. Дети с нарушением развития. Сост.В.Астапов. – М.:Международная педагогическая академия. –2005.– 245 с.
Бабкина Н.В. Оценка психологической готовности детей к школе: пособие для психилогов и специалистов коррекционно-развивающего обучения.-М., 2005. – 425 с.
Воропаева И.П. Коррекция эмоциональной сферы младших школьников.-М.,2003.– 310 с.
Князева Т.Н. Я учусь учиться. Психологический курс развивающих занятий для младших школьников.-М.,2004. – 240 с
Чистякова М.И. Психогимнастика.-М.,2005– 245 с.
Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: Организационно-педагогические аспекты.-М.,2009–310 с.
Шевченко С.Г., Бабкина Н.В., Вильшанская А.Д. Дети с ЗПР:Коррекционные занятия в общеобразовательной школе. – М.,2005 – 345 с.
Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии: учеб. пособие для студентов сред. пед. учеб. завед./ Б.П. Пузанов, В.И. Селиверстов, С.Н. Шаховская, Ю.А. Костенкова; под ред. Б.П. Пузанова. – М.,1999.
Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии: ранняя диагностика и коррекция. – М.,1992
Слепович И. А. К методике оценки речевой готовности детей с задержкой психического развития к обучению в школе // Психодиагностика и школа. - Таллинн, 2000.– 345 с.
Ульенкова У. В. Дети с задержкой психического развития. - Н. Новгород, 2004. – 210 с.
Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т. А. Власовой, В. И. Лубовского, Н. А. Цыпиной. - М., 2004. – 210 с.
Карпова Г. А., Артемьева Т. П. Педагогическая диагностика учащихся с ЗПР. - Екатеринбург, 1995. – 210 с.





13PAGE 15


13PAGE 143515




Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 415