Макет портфолио, направленного на развитие регулятивных УУД младших школьников


Министерство общего и профессионального образования Свердловской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Камышловский педагогический колледж»

Макет портфолио, направленного на развитие регулятивных УУД младших школьниковКамышлов, 2016
Макет портфолио, направленного на развитие регулятивных УУД младших школьников /сост. Липницкая О.С. Камышлов: ГБПОУ СО «Камышловский педагогический колледж», 2016.
Предлагаемый макет портфолио для обучающихся начальной школы разработан с целью помочь детям, педагогам и их родителям подготовить портфолио выпускника начальной школы. Работа с разделами портфолио позволит собрать и систематизировать полезную информацию об учебных и внеучебных достижений ребенка, урочных и внеурочных результатах его деятельности, развить навыки простого самоконтроля, самооценки и самоанализа. Данный макет позволяет организовать работу учителя в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования. В простой форме изложены рекомендации для детей по заполнению страниц разделов.
Материалы могут представить интерес для педагогов начальной школы обучающихся и их родителей а также студентов педагогических специальностей.
© ГБПОУ СО «Камышловский педагогический колледж», 2016
Содержание
Рекомендации по созданию портфолио младшего школьника
Мой портрет
1 раздел Моя семья.
2 раздел Мои интересы.
3 раздел Мои друзья.
4 раздел Мои достижения в учёбе.
5 раздел Моё творчество.
6 раздел Моё будущее.
Список литературы

Рекомендации по созданию портфолио младшего школьника
Портфолио позволяет отследить результаты усилий, затраченных ребёнком в различных видах деятельности на протяжении определённого времени (в данном случае – период обучения в начальной школе), осуществлять контроль динамики развития и формирования индивидуальных способностей каждого ребёнка.
Портфолио ученика:
· является современным педагогическим инструментом сопровождения развития и оценки достижений учащихся, ориентированным на обновление и совершенствование качества образования;
· реализует одно из основных положений Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения – формирование универсальных учебных действий;
· позволяет учитывать возрастные особенности развития универсальных учебных действий учащихся младших классов; лучшие достижения Российской школы на этапе начального обучения; а также педагогические ресурсы учебных предметов образовательного плана;· предполагает активное вовлечение учащихся в оценочную деятельность на основе проблемного анализа, рефлексии и оптимистического прогнозирования.
Портфолио – портфель, который представляет собой комплект материалов, в который входят материалы, представляющие достижения учащегося.
Портфолио как инновационный продукт носит системный характер. В образовательном процессе начальной школы он используется как:
-процессуальный способ фиксирования достижений учащихся;
-копилка полезной информации;
-наглядные доказательства образовательной деятельности ученика;
-повод для «встречи» школьника, учителя и родителя.
Цель портфолио ученика начальной ступени обучения – сбор, систематизация, хранение и презентация результатов развития ребёнка, его достижений, способностей, склонностей, интересов.
Портфолио является современным инструментом оценивания результатов, с помощью которого  раскрываются индивидуальные способности каждого ребёнка, повышается его самооценку и, помимо всего перечисленного, решает ряд важных педагогических задач:
-создание для каждого ребёнка ситуации успеха;
-повышение учебной мотивации;
-поощрение активности и самостоятельности;
-развитие навыков рефлексивной и оценочной деятельности;
-формирование умения учиться;
-содействие индивидуализации образования.
Основными функциями портфолио являются:
диагностическая; содержательная; развивающая; мотивационная; рейтинговая.
Преимущества портфолио как метода оценивания достижений учащихся:
- сфокусирован на процессуальном контроле новых приоритетов современного образования, которыми являются УУД (универсальные учебные действия);
— учитывает особенности развития критического мышления учащихся путем использования трех стадий: вызов (проблемная ситуация) – осмысление – рефлексия;
- позволяет помочь учащимся самим определять цели обучения, осуществлять активное присвоение информации и размышлять о том, что они узнали.
Работая с портфолио, школьник:
- формирует навык самоконтроля и самооценки;
- видит своё продвижение.
Учитель:
- наглядно видит процесс формирования предметного знания у детей, обеспечивает своевременную и целенаправленную коррекцию;
- делает отметку содержательной и для ученика и для родителей;
- делает оценку работы оптимистичной.
Материал портфолио собирается не один год, а в течение всего периода обучения. Портфолио является формой аутентичного оценивания образовательных результатов по продукту, созданному учащимся в ходе учебной, творческой, социальной и других видов деятельности. Таким образом, портфолио соответствует целям, задачам и идеологии практико-ориентированного обучения.
В состав портфолио, для характеристики сторон, связанных с учебной деятельностью ученика, могут входить:
подборки работ, демонстрирующие нарастающие успешность, объём и глубину знаний, достижение более высоких уровней творчества, рефлексии;
систематизированные материалы текущей оценки;
материалы итогового тестирования и/или результаты выполнения итоговых комплексных работ. В портфолио могут быть  включены и иные материалы внеурочной деятельности.
 Безусловная ценность портфолио заключается в том, что он способствует повышению самооценки ученика, максимальному раскрытию индивидуальных возможностей каждого ребенка, развитию мотивации дальнейшего творческого роста. Поэтому крайне важно усвоить для себя и пояснить ребенку, что составление портфолио — это не гонка за дипломами и всевозможными грамотами! Важен сам процесс участия в учебной деятельности или творческой работе, а не его результат. 
Долговременные исследования психологов заставили многих специалистов в области образования принять точку зрения, согласно которой ведущей характеристикой творческой личности следует считать не «выдающиеся способности» (высокий интеллект, креативность и др.), а ее мотивацию (жизненные цели). Именно она рассматривается многими как решающий фактор реализации творческого потенциала личности.
Рекомендации для родителей:
Помогать ребенку в оформлении портфолио в соответствии с принятой структурой.
Постоянно осуществлять контроль над пополнением соответствующих разделов портфолио.
Совместно с ребенком отслеживать и оценивать динамику его индивидуального развития и личностного роста, поддерживать его образовательную и творческую активность и самостоятельность.
Участвовать в заполнении соответствующих разделов портфолио; нести ответственность за информацию, размещаемую в портфолио.
Рекомендации для обучающихся по ведению портфолио:
Начни свою работу с портфолио с рассказа о себе, своей семье, своих увлечениях.
Составление портфолио – это не гонка за всевозможными грамотами. Важен сам процесс участия, хотя высокий результат, конечно, радует.
Заполняй страницы портфолио аккуратно, прояви, где надо, фантазию и творческую выдумку, ведь твой портфолио должен отличаться от других.
Умей замечать свои даже маленькие успехи, радуйся им!
Обращайся к заполнению портфолио в хорошем настроении!
-534035-146050
-313055-146050

-420370236220

Что по твоему мнению, нужно делать, чтобы сохранить семью крепкой и дружной?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________
Есть ли у вас семейные праздники?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________
Что такое счастье семьи?
-3251201251585__________________________________________________________________________________________________________________________________________
-443865-133985

Нарисуй то, что ты любишь делать

-100901542545


3974053217665


Время года__________________________________
Животное___________________________________
Лучший друг________________________________
Больше всего на свете_________________________
Книга_______________________________________
Телепередача_________________________________
Песенка______________________________________
Игра_________________________________________
Цвет_________________________________________
Игрушка______________________________________
Блюдо________________________________________
Время суток___________________________________
1956999497Запах_________________________________________

Лучше всего я умею:
____________________________________
____________________________________
____________________________________
____________________________________
Я не очень хорошо умею:
____________________________________
____________________________________
____________________________________
Больше всего я хочу научиться:
____________________________________
____________________________________
____________________________________
Вот что мне для этого нужно:
____________________________________
____________________________________
____________________________________

397452089255
-379730480695
Мой адрес:____________________________________
История моей улицы: __________________________________________________________________________________________________________________________________________
-384810-360045

__________________________________
__________________________________
__________________________________
__________________________________
__________________________________
245110368300
Настоящий друг это:
тот, кто никогда не обманывает своего друга
тот, кто не пожалеет поделиться со своим другом,
что сам имеет
тот, с кем всегда интересно
тот, кто постарается защитить от обидчика
тот, кто ____________________________________

Схема режима дня Режимные моменты Время проведения
1—2 классы 3 — 4 классы
Пробуждение, гимнастика, закаливающие процедуры 7.00 7.00
Завтрак 7.30 7.30
Дорога в школу (прогулка) 7.50 7.50
Учебные и факультативные занятия в школе, завтрак на большой перемене 8.30 8.30
Дорога из школы домой (прогулка) 12.30 13.30
Обед 13.00 14.05
Послеобеденный отдых 13.30 Пребывание на воздухе 14.30 14.30
Приготовление уроков. Каждые 35—45 минут занятий перерыв на 5—10 минут. Во время первого перерыва – полдник.
Во 16.00 17.00
Пребывание на воздухе 17.30 _
Ужин и свободные занятия 19.00 19.30
Сон 21.00 21.00
Организация рабочего места ____________________________________________________________________________________________________________________________________
Секреты успешной работы
________________________________________________________________________________________
3795923-478196 Тест №1
Отметь 5 самых важных по твоему
мнению действий, направленных на достижение
поставленной цели.
Быть настойчивым.
Быть решительным.
Не расстраиваться при неудаче, ошибке.
Верить в успех.
Не торопиться.
Поддерживать друзей в трудную минуту.
Не унывать.
Не сдаваться.
Не бросать начатое дело.
Верить в то, что всему можно научиться.
Тест №2
Мне нравятся люди, которые ______________________________
Я хочу, чтобы в школе____________________________________
После занятий я люблю __________________________________
Когда бывает трудно я____________________________________
Я знаю, что мое здоровье__________________________________
Друзей у меня___________________________________________
Я часто думаю о__________________________________________
Дома я _________________________________________________
Более самостоятельным я стану_____________________________
В будущем я ____________________________________________
Тест №3
«Какой я?»
Если бы ты поймал жар-птицу. Она умеет выполнять ваши желания. Что бы ты попросил? _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Зачем тебе это нужно?
Я хочу получить это:
1. Потому, что это есть у других.
2. Потому, что этого нет у других.
3. Потому, что это мне необходимо.
4. Потому, что это надо моим родственникам и друзьям.
5. Потому, что это просто хочется.
А вот как можно назвать эти душевные качества:
1. завистливость
2. хвастливость
3. практичность
4. доброта, заботливость
5. жадность
-356235-27305

2
класс 3
класс 4
класс
Русский язык Чтение / литература Математика Мир вокруг нас Информатика Детская риторика Изобразительное искусство Технология Английский язык Музыка Физическая культура
Класс Дата кол-во
слов Класс Дата кол-во
слов -372745-300355

Тест №4
«Все цвета, кроме чёрного»
Поставь красный «огонёк» около «хороших» качеств характера,
а около «плохих» - чёрный.
Зависть
Добродушие
Трудолюбие
Любознательность
Корысть
2620010266065Злоба
Бескорыстие
Взаимопонимание
Ненависть
Доброта
Наблюдательность
Великодушие
Сочувствие
Покладистость
Упрямство
Агрессивность
Нетерпимость
Эгоизм
Безразличие
Сопереживание
-176530-2044701. Доверяйте своим родителям — они самые близкие вам люди, онимогут помочь вам, дать хороший совет.
2. Рассказывайте им о своих проблемах, неудачах, горестях.
3. Делитесь своими радостями.
4. Заботьтесь о родителях: у них много трудностей.
5. Старайтесь их понимать, помогайте им.
6. Не огорчайте и не обижайтесь на них понапрасну.
7. Знакомьте их со своими друзьями, рассказывайте о них.
8. Расспрашивайте своих родителей об их детстве, о друзьях детства.
9. Демонстрируйте родителям достоинства своих друзей, а не недостатки.
10. Радуйтесь вместе с родителями успехам своих друзей.
Если хочешь научиться читать хорошо, старайся читать каждый день.
Старайся не читать лежа, выбери удобную позу для чтения.
Во время чтения убери отвлекающие предметы, выключи телевизор. Если ты этого не сделаешь, твой труд будет напрасен.
Читай вслух и не торопись. Если будешь обращать внимание навремя, скоро забудешь смысл читаемого текста.
Если тебя книга увлекла и тебе хочется почитать подольше, сделайперерыв, используй его для физкультурной паузы.
Обращай внимание на поступки героев, анализируй их поступки,делай для себя выводы.
Учись у героев прочитанных книг хорошим манерам и хорошимпоступкам.
Если ты решил прервать чтение до следующего раза, положи в книгу закладку. Эта книга, возможно, будет интересна не только тебе, но и другим людям. Они должны взять ее в руки чистой и опрятной
Делись с друзьями информацией об интересной и захватывающейкниге.
Как готовить домашнее задание по чтению
Внимательно прочти название произведения, которое тебе необходимо прочитать.
Посмотри, кто автор произведения.
Внимательно прочитай весь текст.
Отметь карандашом те слова, смысл которых тебе непонятен.
Найди объяснение непонятных слов в словаре или спроси у взрослых
Подумай над тем, какова основная мысль данного текста.
Внимательно прочитай вопросы в конце текста и постарайся на них ответить с помощью текста.
Составь план пересказа текста.
Подготовь пересказ текста вслух (от другого лица).
Не глядя в текст, вспомни действующих лиц текста и главного героя. Дай им характеристику, учитывай и собственное мнение. Выскажи свое мнение по прочитанному тексту, поделись этим мнением со своими родными. Им это будет интересно.
Памятка "Как выполнять домашние задания"
►Проветри свою комнату до начала выполнения домашних заданий.
►Выполняй задания в одно и то же время.
►Если тебе это необходимо, включи тихую музыку.
►Просмотри записи в дневнике. Определи, какие задания ты должен выполнить на следующий день.
►Приготовь все принадлежности, которые необходимы тебе для выполнения домашних заданий.
►Подумай, какое задание ты будешь выполнять первым. Начни с самого трудного, более легким заверши свою работу.
►Отмечай в своем школьном дневнике карандашом выполненное задание.
►Делай 10-минутный перерыв между каждым выполненным домашним заданием.
►После подготовки уроков сложи книги и тетради в свой портфель.
►Проверь, все ли ты положил в портфель для следующего дня.
-88265-156845
Что означает твоё имя?
Что ты знаешь о своём имени?
Каких известных людей ты знаешь с твоим именем?
Спроси у родителей, почему они тебя так назвали?
Есть ли в вашем роду люди с таким именем?
Почему нужно дорожить своим именем?
-6350-346710?Ответь на вопросы.
1. Что значит быть здоровым? _____________________________
_______________________________________________________
2. Что влияет на твоё здоровье?_____________________________
________________________________________________________ 3. Как уберечь себя от болезней? ___________________________
4. Как лечат простуду? ___________________________________
_______________________________________________________
5.Как тебе помогают солнце, воздух и вода?__________________
________________________________________________________
6. Может ли измениться температура тела, и когда это происходит? ____________________________________________
_______________________________________________________
401921214785Прочитай и подумай!
Одному мудрецу задали вопрос: «Что для человека важнее: богатство или слава?»
Узнай, что ответил мудрец...
Здоровье не купишь – его разум дарит.
Здоров будешь - всё добудешь.
Дал бы бог здоровья, а счастье найдем.

-19875598425
Напиши в таблице то, чего бы ты хотел добиться в каждом классе, к какой цели ты будешь стремиться:
2 класс 3 класс 4 класс
Выбери главную цель и напиши путь её достижения:
Цель:
Как её достигнуть:

3729355502920-6985502920Перечисли в столбиках качества успешного ученика и неуспешного:
1. ____________________
2. ____________________
3. ____________________
4. ____________________
5. ____________________
6. ____________________
7. ____________________
-873760196850
1. ____________________
2. ____________________
3. ____________________
4. ____________________
5. ____________________
6. ____________________
7.___________________
Тест №5
« У тебя есть сила воли?»
Тебя попросили помыть посуду, но скоро начинается любимый мультик!
А) я побегу смотреть мультик! Посуда никуда не денется.
Б) перемою посуду и пойду смотреть мультик.
В) я помою до начала мультика, что успею, остальное потом.
Ты знаешь, что тебе нельзя есть апельсины, но ты их любишь.
А) я не буду есть, что мне нельзя.
Б) я съем только пару долек,
В0 даже если нельзя, буду есть сколько захочу.
Тебе нужно заниматься, чтобы «подтянуть» оценки.
А) я не могу себя заставить!
Б) я точно буду заниматься и исправлюсь.
В) я постараюсь.
Тебе сказали: «Мы уходим, не смотри телевизор»
А) я не буду смотреть телевизор,
Б) я буду смотреть, все равно никто не узнает.
В) включу телевизор, но ненадолго.
Ты хочешь велосипед, но у родителей нет денег:
А) я намекну родителям, что хочу велосипед,
Б) я буду требовать велик!
В) я промолчу, потерплю.
Тебе нужно встать рано утром. Звонит будильник.
А) проснусь и встану без проблем.
Б) полежу еще минут 10 после будильника.
В) буду спать дальше…
Обработка результатов.
Подсчитай баллы:
1 2 3 4 5 6
А 2 0 2 0 1 0
Б 0 1 0 2 2 1
В 1 2 1 1 0 2
От 0 до 4 : ты умеешь терпеть, у тебя есть сила воли. Это хорошо. Но помни, во многих ситуациях нужно действовать, а не ждать.
От 5 до 8: сила воли у тебя есть. Но иногда ты не можешь себя перебороть. Старайся и все получится!
От 9 до 12 : ты совсем не можешь себя заставлять! Постарайся поменьше лениться и вредничать. Нужно развивать силу воли!
-565150509905
Представь, что ты уже учишься в 11 классе, опиши себя, какими чертами характера ты обладаешь: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
А сейчас напиши те качества, которыми ты обладаешь на данный момент:___________________________________________________________________________________________________________
Составь памятку «Успешный ученик»:
33896301464310Успешный ученик должен Знать:_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Уметь:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Список литературыЗагвоздкин В.К. Роль портфолио в учебном процессе. Некоторые психолого-педагогические аспекты (на основе материалов зарубежных источников) //Психологическая наука и образование. - 2004. - №4. - С.5-10.
Калмыкова И.Р. Портфолио как средство самоорганизации и саморазвития личности //Образование в современной школе.-2002. - № 5. - С. 23-27.
Мишакина Т.Л. Портфолио учащегося начальной школы. - М.: Ювента, 2013. - 32 с.
Младший школьник: помоги ему учиться. - СПб., 2000.Вергелес  Т.Н., Матвеева Л.А., Раев А. И. 
Пейн С. Дж. Учебное портфолио - новая форма контроля и оценки достижений учащихся // Директор школы. - 2000.- № 1. - с.65-67.
Планируемые результаты начального общего образования   / под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. – М. : Просвещение, 2009.
Технология «Портфолио» в условиях реализации ФГОС. Методическое пособие по реализации технологии «Портфолио» в общеобразовательном учреждении. – М.: УЦ «Перспектива», 2012. - 96 с.
Титова И.Н. Активизация учебной деятельности школьников на основе метода портфолио: Автореф. дис. …канд. пед. наук. – М., 2010. – 25 с.