Статья Нравственное воспитание младших школьников средствами фольклора во внеурочной деятельности


«Нравственное воспитание младших школьников средствами фольклора во внеурочной деятельности»
Младший школьный возраст является этапом развития ребенка, который соответствует периоду обучения в начальной школе. С поступлением в школу у детей возникает стремление стать школьниками, что является хорошим стимулом для нравственного воспитания. Именно младший школьный возраст является продуктивным в нравственном воспитании. Это связано с тем, что в этом возрасте происходит усвоение моральных норм и правил поведения, начинает формироваться общественная направленность личности, ребенок чувствует радость познания, приобретает умения учиться, учится дружить, обретает уверенность в своих способностях и возможностях.[2, c. 202]
Понятия нравственности и морали для большинства детей младшего школьного возраста являются совершенной абстракцией, поэтому поступки детей зачастую носят подражательный характер или вызывается импульсивными возникающими внутренними побуждениями. Поэтому важно развивать нравственное сознание детей и обогащать их яркими нравственными представлениями по различным вопросам поведения.
Проблема нравственного воспитания младших школьников достаточно хорошо разработана в педагогике и психологии. Она находит отражение в фундаментальных работах таких ученых, как Н.В. Архангельского, В.Г. Белинского, М. Болдырева, Я.А. Коменского, Н.Н. К. Крупской, Б.Т. Лихачевa, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, И.Ф. Харламова и других ученых.
В последнее время развернулись широкие исследования, посвященные нравственному воспитанию (М.М. Гей, А.А. Горонидзе, А.А. Калюжный, Т.Ф. Лысенко, В.А. Сластенин и др.), в которых выявляется сущность основных понятий теории нравственного воспитания, указываются способы дальнейшего развития принципов, содержания, форм, методов нравственного воспитания.
Одним из средств нравственного воспитания является фольклор. Изучению фольклора в воспитании младших школьников в последнее время уделяется достаточно много внимания. Для активизации нравственного воспитания большое значение имеют исследования, посвященные изучению фольклора, Н.П. Андреева, В.П. Аникина, А.Н. Афанасьева, Г.С. Виноградова, И.И. Вознесенского, В.И. Даля, М.Н. Мельникова.
Использование средств фольклора позволяет решить проблему нравственного воспитания младших школьников. Воспитание на материале фольклора создает преемственность, которая дает возможность новым поколениям вобрать в себя и развивать все лучшее, что было создано историей человечества, обогатить духовные ценности общества.
Нравственное воспитание – одна из важнейших сторон многогранного процесса становления личности, освоение индивидом моральных ценностей, выработка им нравственных качеств, способности ориентироваться на идеал, жить согласно принципам, нормам и правилам морали, когда убеждения и представления о должном воплощаются в реальных поступках и поведении.[4]
В основе нравственного воспитания лежит нравственность. Понятие нравственность раскрывается через нравственные категории и их общепринятые оценки «хорошо» или «плохо»: добро – хорошо, безнравственность – плохо, порядочность – хорошо, трусость – плохо и т.д. Нравственные категории, к которым применима оценка «хорошо», называют ценностями.[1, c. 120]
Нравственность конкретного человека есть освоенная, внутренне принятая общественная мораль, регулирующая его индивидуальное поведение, опирающаяся на мировоззренческие убеждения и чувство совести.
Нравственное воспитание младших школьников эффективно осуществляется, когда учитываются их возрастные и индивидуальные особенности. Младшие школьники очень эмоциональны, так как их психическая деятельность окрашена эмоциями. Они склонны незамедлительно действовать под влиянием непосредственных импульсов, побуждений, не подумав и не взвесив всех обстоятельств, по случайным поводам. Характерна недостаточная четкость нравственных представлений в связи с небольшим опытом. Так же в этом возрасте может существовать противоречие между знанием, как нужно, и практическим применением.[3, с. 14]
Нравственное воспитание будет эффективным, если используются средства фольклора. Любой фольклор берет свое начало в малых жанрах, в число которых входят загадки, пословицы и поговорки, сказки. Фольклор в воспитании детей играет важную роль. Деление его на жанры позволяет в определённом возрасте ребёнка обогащать его духовный мир, развивать патриотизм, уважение к прошлому своего народа, изучение его традиций, усвоение морально-нравственных норм поведения в обществе.
Нравственная чистота и притягательность народных идеалов, воплотившихся во многих героях сказок, народная мудрость пословиц и поговорок, увлекательность загадок, веселый юмор большинстве произведений устного творчества русского народа всё это открывает путь к сердцу и уму маленького читателя.
Изучив теоретический материал по проблеме исследования, мы организовали и провели эксперимент. Констатирующее исследование мы проводили на базе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №19 г. Йошкар – Олы с углубленным изучением отдельных предметов». Респондентами были обучающиеся 3 «а» и 3 «в» классов в количестве 56 человек. Для этого мы использовали авторскую анкету «Пословицы, сказки, загадки». Цель анкеты: выявить уровень знаний учащихся 3 «а» и 3 «в» классов по средствам фольклора. Авторская анкета включала 5 вопросов.
По результатам авторской анкеты мы определили, что на этапе констатирующего эксперимента в 3 «а» и 3 «в» классах: высокий уровень знаний по средствам фольклора – от 78%-100% (18-23 правильных ответов) – не показали ни один из учащихся – 0% (3 «а» и 3 «в»); средний уровень знаний по средствам фольклора – от 47%-77% (11-17 правильных ответов) – показали 19 учащихся – 68% (3 «а») и 14 учащихся – 50% (3 «в»); низкий уровень знаний по средствам фольклора – от 0%-46% (0-10 правильных ответов) – показали 9 учащихся – 32% (3 «а») и 14 учащихся – 50% (3 «в»).
Обобщая характер ответов, можно сделать вывод, что такое средство народной педагогики, как фольклор, младшим школьникам доступно лишь отчасти. Значит, в семье и школе средствам фольклора уделяется малое внимание. Для повышения уровня знаний младших школьников по средствам фольклора необходимо проведение внеклассных мероприятий, направленных на обучающихся с низким уровнем знаний фольклора.
В ходе исследования применяли методику исследования А.М. Прихожан «Цветик-семицветик». Целью методики являлось определение, какими качествами, по их мнению, обладают младшие школьники.
По результатам методики «Цветик-семицветик» мы выявили, что на этапе констатирующего эксперимента в 3 «а» и 3 «в» классах: нравственное качество «доброта» определили у себя 23 человека – 82% (3 «а») и 16 человек – 57% (3 «в»); «трудолюбие» определили у себя – 21 человек – 75% (3 «а») и 18 человек 64% (3 «в»); нравственное качество «ответственность» определили у себя – 7 человек 25% (3 «а») и 20 человек 71% (3 «в»); нравственное качество «доброжелательность» определили у себя – 15 человек – 53% (3 «а») и 5 человек – 18% (3 «в»); нравственное качество «отзывчивость» определили у себя – 1 человек – 4% (3 «а» и 3 «в»); нравственное качество «честность» определили у себя – 23 человека – 82% (3 «а») и 15 человек – 54% (3 «в»).
Таким образом, можно сделать вывод, что большинство учащихся 3 «а» и 3 «в» классов определяют в себе доброту, трудолюбие, честность. Меньше учащиеся определяют в себе отзывчивость, доброжелательность.
Для организации работы по нравственному воспитанию младших школьников средствами фольклора мы провели внеклассные воспитательные мероприятия на темы: «Путешествие в страну Добра», «Мир спасет милосердие», «Час народной мудрости», «Путь к доброте». В процессе проведения внеклассных мероприятий мы старались преподнести «нравственный урок» в целях формирования нравственных качеств младших школьников.
В ходе формирующей работы мы все более убеждались в том, что использование средств фольклора эффективно сказывалось на нравственном воспитании младших школьников.
Литература:
Верин-Галицкий Д.В. О нравственном воспитании / Д.В. Верин-Галицкий // Социальная педагогика. – М.: Народное образование. 201 2. № 3. С. 119-125.
Викторова В.В. Младший школьный возраст как период нравственного становления личности / В.В. Викторова // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2013. №5. – С. 202-205.
Давыдов В.В., Слободчиков В.И., Цукерман Г.А. Младший школьник как субъект учебной деятельности // Вопросы психологии. – 2002. – № 3-4. –14-19с.
Нравственное воспитание [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: https://lib.nspu.ru/umk/e0d810b1ec3704a0/t5/ch1.html, свободный. – Загл. с экрана.