Выпускная аттестационная работапо программе профессиональной переподготовки «Профессиональное образование: учитель изобразительного искусства» Тема: «Наглядные методы обучения, их связь с другими методами на уроках ИЗО»


Автономная некоммерческая организация дополнительного образования «Сибирский институт непрерывного дополнительного образования»
Организация самостоятельной работы учащихся
в курсе изобразительное искусство с применением информационных технологий
Выпускная аттестационная работа
по программе профессиональной переподготовки «Профессиональное образование: учитель изобразительного искусства»
Тема: «Наглядные методы обучения, их связь с другими методами на уроках ИЗО»
Слушатель: Федчикова Наталья Петровна
Руководитель: Агалакова Елена Анатольевна,кандидат педагогических наук, доцент


Омск-2015
Оглавление


Введение _____________________________________________________________ 3
Глава 1. Роль наглядности в преподавании изобразительного искусства _________6
Метод наглядности. Его значение в обучении _____________________8
Принципы наглядности на уроках ИЗО _________________________12
Глава 2. Связь наглядных методов с другими методами обучения______________20
2.1. Связь наглядных и словесных методов____________________________21
2.2. Связь наглядных и практических методов_________________________25
2.3. Игра с использованием наглядности______________________________27
Заключение___________________________________________________________ 31
Список использованных источников и литературы________________________34
Введение
Большая ответственность за культурное развитие подрастающее поколение ложиться на учителей общеобразовательных школ, поскольку они ведут повседневную учебно-воспитательную работу с многомиллионной массой детей. Учитель является центральной фигурой в школе, от его профессиональной квалификации зависят содержание и качество учебного процесса, объем и уровень знаний получаемых школьниками. Правильно поставленные, хорошо организованные, систематически и интересно проводимые занятия по изобразительному искусству, играют большую роль в духовном развитии учащихся, в формировании их мировоззрения, в проявлении и совершенствовании их творческих способностей. Современная общеобразовательная школа должна помочь становлению личности, обладающей такими важнейшими качествами, как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, проявлять готовность к самообразованию на протяжении всей жизни. Неслучайно первым пунктом президентской инициативы 2010 г. «Наша Новая школа» является переход на новые образовательные стандарты, содержащие требования к образовательным программам, к результатам образования, к условиям, которые должны быть созданы для достижения этих результатов. На протяжении веков школа накопила достаточно большой опыт обучения детей. Таким образом, сложились различные точки зрения на понятие, эффективность применения различных методов обучения. Основное значение методов обучения изобразительному искусству заключается в том, что ИЗО является средством эстетического воспитания. В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для развития эстетического восприятия и эмоций, которые постепенно переходят в эстетические чувства, содействующие формированию эстетического отношения к действительности. Выделение свойств предметов (формы, строения, величины, цвета, расположения в пространстве), способствует развитию у детей чувства формы, цвета, ритма - компонентов эстетического чувства. Велика роль принципа наглядности в обучении на уроках изобразительного искусства.  Сильной  стороной в обучении школьников изобразительной деятельности служит использование наглядных средств, для создания у школьников образных представлений о предметах в натюрмортах, о явлениях природы в пейзажах, о передачи психологического портрета.   Одно из важнейших положений дидактики, основанной на методологии диалектического материализма, является формирование понятий. Ощущение и понятие - различные ступени единого процесса познания. Еще Я. А. Коменский выдвинул "золотое правило": "всё, что можно, предоставлять для восприятия чувствам...". Требование, чтобы знания черпались учениками, прежде всего из собственных наблюдений, сыграло большую роль в обучении.    Обучение на основе технологии наглядных форм убирает беспорядочность в наблюдениях, разграничить предметы, а однородные и близкие снова соединить, т. е. сформирует  у учащихся понятия. Лучшим средством добиться самостоятельности детей в процессе развития дара слова, служит наглядность.
Наглядность повышается при активной мыслительной деятельности учащихся, особенно когда происходит «движение» мысли от конкретного к абстрактному или, наоборот, от абстрактного к конкретному. Наглядность – одна из специфических черт изобразительного искусства как учебного предмета. Как известно, обучение изобразительному искусству основано на рисовании с натуры. Такое обучение уже является наглядным. Невозможно проводить занятия тематическим и декоративным рисованием, уроки – беседы об изобразительном искусстве без таблиц, моделей, рисунков и репродукций картин художников.Наглядное восприятие предмета представляет собой путь к познанию его сущности, к раскрытию его сущности, к раскрытию его характерных свойств и закономерностей. Наглядность на уроках изобразительного искусства способствует развитию у обучающихся наблюдательности, логического мышления, воображения, зрительной памяти. Наглядные методы обучения не могут быть изолированы от словесных методов обучения. К. Д. Ушинский считал наглядным «такое обучение, которое строится не на отвлеченных представлениях и словах, а на конкретных образах, непосредственно воспринимаемых ребёнком…[16].Объектом выпускной аттестационной работы является изобразительное искусство.
Предметом являются наглядные методы обучения изобразительному искусству и их связь с другими методами обучения.
Целью выпускной аттестационной работы является изучение и обоснование наглядных методов обучения на уроках изобразительного искусства и их связь со словестными и практическими методами обучения.
Из цели вытекают следующие задачи:
- Сбор источников по данной теме. Изучение и систематизация их.
- Изучение наглядного метода обучения и его роли в образовании.
- Определить связь наглядных методов обучения с другими методами обучения на уроках изобразительного искусства.
Гипотеза работы заключена в следующем - предположим, что оптимизация использование наглядных пособий достигается при работе с различными типами наглядности, а также в различных их комбинациях, и является важным методическим компонентом преподавания изобразительного искусства.
Научная новизна данного исследования заключается в постоянной необходимости внедрения современных технологий в процесс обучения, и использования их в качестве наглядных пособий.
Работа состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения, списка литературы (20 источников), приложения. Общее количество страниц 35.
В первой главе изучает методы наглядности на уроках изобразительного искусства. Во второй рассматривает связь наглядных методов обучения с другими методами обучения.
Глава 1. Роль наглядности в преподавании изобразительного искусства
Напомним известную фразу К.Д. Ушинского:
"Детская природа ясно требует наглядности. Учите ребенка каким-нибудь пяти не известным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками двадцать таких слов - и ребенок усвоит их на лету. Вы объясняете ребенку очень простую мысль, и он вас не понимает; вы объясняете тому же ребенку сложную картину, и он вас понимает быстро... Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова (а таких классов у нас не надо искать), начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно" [16]. Наглядные методы различаются по средствам наглядности:
метод использования произведений ИЗО и их воспроизведений, в т.ч. экранных и других средств художественной наглядности;
метод использования педагогического рисунка, схем, таблиц, моделей, макетов, муляжей и др. средств дидактической наглядности.
На уроках ИЗО применение наглядных методов опирается на использование объектов действительности и их воспроизведений, особенно при рисовании с натуры.
Осуществляются наглядные методы посредством ряда приёмов: иллюстрация, демонстрация, наблюдения учащихся.
Наглядные особенно важны при обучении ИЗО:
- в силу визуального характера предмета;
- поскольку чувственное познание предшествует по времени рациональному. [4]
Однако познание посредством чувств не выступает в чистом виде, многое познаётся через слово, осмысливается увиденное в формах речи, а отношение и оценка – в формах эмоциональных. Поэтому учитель организует восприятие, т.е. использует в комплексе словесные и наглядные методы.
Повышенный интерес педагогов к применению наглядных методов в учебном процессе напрямую связан с рядом общих социокультурных процессов, направленных на поиск новых форм социальной организованности и культуры взаимоотношений между учителем и учащимися.
На уроках учитель может использовать различные средства наглядности: реальные объекты, их изображения, модели изучаемых объектов и явлений. Знание форм сочетания слова и средств наглядности, их вариантов и сравнительной эффективности дает возможность учителю творчески применять средства наглядности сообразно поставленной дидактической задаче, особенностям учебного материала и конкретным условиям обучения [6].
Наглядность в обучении способствует тому, что у школьников, благодаря восприятию предметов и процессов окружающего мира, формируются представления, правильно отображающие объективную действительность, и вместе с тем воспринимаемые явления анализируются и обобщаются в связи с учебными задачами.
К.Д. Ушинский отмечал, что восприятие материала на слух - дело трудное, требующее от учащихся сосредоточенного внимания и волевых усилий. При неумелом ведении урока учащиеся могут лишь внешне «присутствовать на занятиях», а внутренне - думать о своем или же совсем оставаться без «мысли в голове» [16].
Использование наглядных средств не только для создания у школьников образных представлений, но и для формирования понятий, для понимания отвлеченных связей и зависимостей - одно из важнейших положений дидактики. Без применения наглядности, в широком смысле этого слова, нельзя добиться правильных представлений об окружающем, развивать мышление и речь.
Отстаивая необходимость наглядности в обучении, Песталоцци считал, что органы чувств сами по себе доставляют нам беспорядочные сведения об окружающем мире. Когда у учащихся имеются необходимые образные представления, следует использовать их для формирования понятий, для развития отвлеченного мышления.
В современной дидактике понятие наглядности относится к различным видам восприятия (зрительным, слуховым, осязательным и др.). Ни один из видов наглядных пособий не обладает абсолютными преимуществами перед другим. При изучении природы, например, наибольшее значение имеют натуральные объекты и изображения, близкие к натуре, а на уроках грамматики - условные изображения отношений между словами с помощью стрелок, дуг, посредством выделения частей слова разными цветами и т. п. Нередко возникает необходимость использовать различные виды наглядных средств при ознакомлении с одними и теми же вопросами. Очень важно использовать наглядные средства целенаправленно, не загромождать уроки большим количеством наглядных пособий, т. к. это мешает учащимся сосредоточиться и обдумать наиболее существенные вопросы. Такое применение наглядности в обучении не приносит пользы, а скорее вредит и усвоению знаний, и развитию школьников [4].
По мнению И.П. Подласого, цель использования наглядных методов обучения - «обогащение и расширение непосредственного чувственного опыта детей, развитие наблюдательности, изучение конкретных свойств и предметов, создание условий для перехода к абстрактному мышлению, опоры для самостоятельного учения и систематизации изученного». [14].
1.1 Метод наглядности. Его значение в обучении.
Наглядные методы обучения являются одними из самых важных факторов в обучении. Эти методы особенно важны ученикам с более выраженной формой визуального восприятия. Эти методы должны преподаваться совместно со словесными методами. Связи этих двух методов не делимы, т.к. именно их целостность представляет собой самый эффективный вариант восприятия и переработки информации. Так как друг без друга эти методы дают малую эффективность. Они сложны для восприятия ученика по отдельности. Но не все связи этих двух методов хороши, их надо варьировать в зависимости от подготовленности учащихся, характера наглядных средств, доступных преподавателю, от содержание тем.
Некоторые ученые-педагоги (Н.В. Наумчик, В.В. Давыдов) понятие «наглядные методы» не разделяют. Свою точку зрения они мотивируют тем, что содержательная характеристика этих методов традиционно сводится к «визуальности». Наглядность же предполагает, по В.Н. Наумчику, кроме визуальности - раскрытие внутренней сущности педагогического процесса. Подласый И.П. наглядные методы обучения условно подразделяет на 2 большие группы: метод иллюстраций и метод демонстраций.
Иллюстрация как метод обучающего взаимодействия применяется учителем в целях создания в сознании учащихся с помощью средств наглядности точного, четкого и ясного образа изучаемого явления. Главная функция иллюстрации состоит в образном воссоздании формы, сущности явления, его структуры, связей, взаимодействий для подтверждения теоретических положений. Она помогает привести в состояние активности все анализаторы и связанные с ними психические процессы ощущения, восприятия, представления, в результате чего возникает богатая эмпирическая основа для обобщающе-аналитической мыслительной деятельности детей и педагога.
Иллюстрации применяются в процессе преподавания всех учебных предметов. В качестве иллюстрации используются натуральные и искусственно созданные предметы: макеты, модели, муляжи; произведения изобразительного искусства, фрагменты фильмов, литературных, музыкальных, научных произведений. Символические пособия типа карт, схем, графиков, диаграмм.
Обучающий результат использования иллюстраций проявляется в обеспечении четкости первоначального восприятия изучаемого предмета учащимися, от чего зависит вся последующая работа и качество усвоения изучаемого материала.
Демонстрация (лат. demonstratio - показывание) - метод, выражающийся в показе всему классу на уроке различных средств наглядности. [13].
Метод демонстрации заключается: в показе действия реальных приборов или их моделей, различных механизмов, технических установок, в постановке опытов и проведении экспериментов. В демонстрации процессов (различного происхождения) особенностей конструкций, свойств материалов, коллекций (минералов, художественных изделий, картин, образцов материалов и т.д.).Метод демонстрации обеспечивает восприятие, как внешних форм (характеристик), так и внутреннего содержания не только в статике, но и динамике их протекания, что очень важно для понимания учащимися глубинной сущности, законов, закономерностей и принципов их действия и существования, условий их порождающих.
Эффективность метода достигается при активном участии в его демонстрации учащихся, получающих возможность непосредственно “замерять результаты”, изменять ход процессов, задавать параметры работы механизмов, фиксировать и исследовать свойства материалов, структур предметов и т.д.
По-видимому, разновидностью метода демонстрации следует рассматривать экскурсии. Экскурсия может быть использована как метод ознакомления с новым материалом, углубленным его изучением или для закрепления изученного. Экскурсия как метод демонстрации обеспечивает изучение предметов, процессов, технологий существующих в реальной действительности.
Такое подразделение средств наглядности на иллюстративные или демонстрационные является условным; оно не исключает возможности отнесение отдельных средств наглядности как к группе иллюстративных, так и демонстрационных (например, показ иллюстраций через эпидиаскоп или кодоскоп). Внедрение новых технических средств в учебный процесс (видеомагнитофонов, компьютеров) расширяет возможности наглядных методов обучения. Растовцев Н.Н. выделяет ряд требований к использованию наглядных методов:
- применяемая наглядность должна соответствовать возрасту учащихся;
- наглядность должна использоваться в меру и показывать ее следует постепенно и только в соответствующий момент урока;
- наблюдение должно быть организованно таким образом, чтобы все учащиеся могли хорошо видеть демонстрируемый предмет;
- необходимо четко выделять главное, существенное при показе иллюстраций;
- детально продумывать пояснения, даваемые в ходе демонстрации явлений;
- демонстрируемая наглядность должна быть точно согласована с содержанием материала;
- привлекать самих учеников к нахождению желаемой информации в наглядном пособии или демонстрационном устройстве.
Особенностью наглядных методов обучения является то, что они обязательно предполагают в той или иной мере сочетания их со словесными методами. Тесная взаимосвязь слова и наглядности вытекает из того, что «диалектический путь познания объективной реальности предполагает применение в единстве живого созерцания, абстрактного мышления и практики.
Существуют разнообразные формы связи слова и наглядности. А дать каким-то из них полное предпочтение было бы ошибочно, так как в зависимости от особенностей задач обучения, содержания темы, характера имеющихся наглядных средств, а так же уровня подготовленности учеников необходимо в каждом конкретном случае избирать их наиболее рациональное сочетание. В настоящее время, на урока изобразительного искусства, часто используется метод наглядности. В основном педагоги ограничиваются иллюстрациями, слайд-шоу или презентации, которые позволяют упростить процесс обучения и сделать его запоминающимся и ярким. В современных условиях особое внимание уделяется применению персонального компьютера (ПК), которые значительно расширяют возможности наглядных методов в учебном процессе. Видео метод служит не только для преподнесения знаний, но и для их контроля, закрепления, повторения, обобщения, систематизации, следовательно, успешно выполняет все дидактические функции. Обучающая и воспитывающая функции метода обуславливаются высокой эффективностью воздействия наглядных образов и возможностью управления событиями. Работа с интерактивной доской, которая позволяет педагогу полностью управлять любой компьютерной демонстрацией – выводить на экран различные изображения, включая репродукции, схемы; создавать, изменять и перемещать объекты; использовать видео и интерактивные анимации, презентации и т.д. Большое значение имеет тот факт, что у учителя, использующего интерактивную доску в течение всего урока, не возникает необходимости тратить время на технические паузы для смены плакатов, карт, других наглядных материалов; очистки доски и ручного переноса на ее поверхность новых заданий и упражнений. Интерактивная доска на уроках изобразительного искусства в частности решает проблему использования компьютерных наглядных материалов и обучающих ресурсов по любой теме, которые можно найти великое множество и использовать многократно. Не нужно беспокоиться за сохранность иллюстраций, репродукций, плакатов и т.п. – в них просто отпадает необходимость; избавляет преподавателей от рутины и освобождает время для творческой работы; благодаря наглядности и интерактивности класс вовлекается в активную работу, значительно повышается качество обучения; школьникам нравится работать с интерактивной доской, учиться становится интересно и увлекательно.
1.2 Принципы наглядности на уроках ИЗО.
Принцип наглядности состоит в том, что учащиеся идут к достоверным знаниям, обращаясь к самим предметам и явлениям как к источнику познания.
Психологические основы наглядности заключаются в том, что в сознании человека решающую роль играют ощущения, т. е. если человек не видел, не слышал, не ощущал, у него нет необходимых данных для суждения. Чем больше органов чувств участвует в восприятии, тем познание предмета у человека глубже и вернее.
Педагогу необходимо чаще обращаться к чувствам ребенка, так как первая его реакция на окружающее бывает почти всегда в основе своей правильна. Это поможет и усвоению того, что объяснил учитель.
Наглядные пособия – это одно из важнейших средств умственного развития, а их использование современным учителем является обязательным для методически точного и грамотного построения процесса обучения. Наглядные пособия могут способствовать выполнению учебной задачи, усвоению знаний, быть нейтральными к процессу усвоения или тормозить понимание теоретических сведений и формирование умений. Для того чтобы наглядные пособия и средства способствовали выполнению учебной задачи и усвоению знаний необходимо соблюдать правила использования принципа наглядности и правильно подбирать и разрабатывать наглядные пособия.
Чтобы правильно подобрать наглядное пособие учителю необходимо ответить для себя на 3 вопроса:
1. Зачем (с какой целью) используется это наглядное пособие?
2. Где (в какой момент урока) будет использовано это наглядное пособие?
3. Смогут ли учащиеся самостоятельно изготовить и работать с этим наглядным пособием?
Также существуют признаки, по которым можно и нужно отличать наглядные пособия (по Б.Т. Лихачеву):
1. Любое наглядное пособие – модель реального процесса либо видоизмененный процесс, явление и пр.
2. Наглядное пособие – учебная модель, если она создается для лучшей организации познавательной деятельности.
3. Наглядное пособие – всегда средство познания и обучения, а не цель. Оно приближает процесс познания к отражению оригинала, к представлению реальных предметов и явлений в природных или общественных условиях их существования.
4. Наглядное пособие формирует чувственный образ, из которого на основе умозаключений делается вывод.
Наглядные учебные пособия - плоскостные и объёмные изображения предметов и явлений, создаваемые для целей обучения, производственные и природные объекты в их естественном или препарированном виде. Применение наглядных учебных пособий способствует формированию у учащихся материалистических представлений и понятий, выработке у них умений и навыков. Наглядные учебные пособия используются в школе на различных этапах учебного процесса: при объяснении учителем нового материала, при закреплении его учащимися, во время повторения изученного материала и при проверке учителем знаний учащихся, а также во внеклассной, кружковой работе. Наглядные учебные пособия должны соответствовать содержанию программ и учебников, методам и приёмам обучения, возрастным особенностям учащихся, а также удовлетворять определённым научным, эстетическим, санитарно-гигиеническим, техническим и экономическим требованиям.
Наглядные учебные пособия очень разнообразны по своему назначению, содержанию, способам изображения, материалам и технологии изготовления, по методам и приёмам использования. Их принято делить на 2 основные группы:
1)натуральные наглядные учебные пособия, состоящие из природных или производственных объектов
2) изобразительные наглядные учебные пособия, изображающие предметы и явления средствами искусства (живописи, графики, скульптуры) и техники.
По способам изображения различают:
1) образные наглядные учебные пособия, показывающие предметы и явления в реальном, образном виде (модели, макеты, муляжи, картины, иллюстративные таблицы и др.)
2) схематические условные наглядные учебные пособия, передающие в предмете или явлении только самое главное, основное, в известной логической обработке и с использованием условных графических знаков, условной раскраски и символики (карты, схемы, диаграммы и др.).
Учителю изобразительного искусства постоянно приходится использовать средства наглядности, какие бы учебные занятия он ни проводил. Будет ли это рисование с натуры, декоративное или тематическое рисование, беседы об искусстве — ему всегда нужен наглядный материал. Более того, реализуя на практике принцип наглядности, надо шире использовать его возможности.
Рисование с натуры уже само по себе является методом наглядного обучения. Процесс рисования с натуры начинается с чувственного, зрительного восприятия изображаемого предмета, с живого эмоционального наблюдения. Поэтому надо добиваться того, чтобы сама натурная постановка привлекала внимание рисующего к главному.
Постановка натуры заключается не только в том, чтобы ее хорошо и красиво установить перед рисующими, но и в том, чтобы она помогала раскрывать основные законы реалистического рисунка и живописи. В школе натура часто устанавливается с учетом только композиционного, эстетического содержания. Этого недостаточно. Безусловно, красивая постановка имеет большое значение, так как этим повышается интерес к ней. Но еще важнее, чтобы натура наглядно раскрывала характерные особенности строения формы, показывала себя. Это активизирует внимание ученика, помогает ему самостоятельно прийти к выводам.
Педагог продумывает, на какой высоте и в каком повороте установить натуру, смотрит, как она выглядит при верхнем, боковом и прямом освещении: не распадается ли форма на части, помогает ли свет выделить главное и смягчить второстепенное. Даже незначительные изменения в освещении резко меняют пластическую выразительность формы, а вместе с тем и учебные задачи, в одном случае облегчая их, в другом — усложняя. Педагогу надо внимательно следить за этими моментами при постановке натуры и ее освещении.
Наглядность тесно связана с правильной организацией наблюдения и анализа натуры, что существенным образом влияет на правильность суждения о предметах и явлениях, а следовательно, и на качество построения изображения. Особенно большое значение наглядность имеет на первоначальной ступени обучения.
Принцип наглядности требует такого преподнесения учебного материала, при котором понятия и представления учащихся становятся более ясными и конкретными.
Главное внимание при обучении рисованию с натуры обращается на верное изображение натуры, на правильную передачу перспективных явлений, особенностей светотени, конструкции предмета.
Для облегчения этих основных задач желательно рядом с натурой устанавливать специальные модели (из проволоки, картона, плексигласа), чтобы рисующий мог наглядно увидеть и ясно понять то или иное явление, понять конструкцию формы предмета, его характерные особенности.
На занятиях живописью учащимся надо чаще наглядно показывать изменение цвета под влиянием рефлекса, изменение цветовых и тоновых отношений в зависимости от освещения и расстояния. Это можно продемонстрировать прямо на натурной постановке либо на примерах работ художников по репродукциям.
На уроках декоративного рисования в качестве наглядного материала могут с успехом быть использованы: иллюстрации, таблицы, предметы народного творчества.
Особенно часто к наглядности приходится прибегать при обучении элементарным основам изобразительного искусства — рисунку и живописи. Перечислим основные средства наглядности, используемые на уроках рисования с натуры:
- схематические рисунки и таблицы, гипсовые модели геометрических тел, слепки с классических образцов скульптуры;
- модели из проволоки, плексигласа и картона, наглядно раскрывающие конструктивные особенности строения натуры;
- специальные модели и приборы для демонстрации явлений перспективы и светотени;
- рисунки и таблицы методической последовательности работы над изображением;
- репродукции картин и рисунков мастеров; кинофильмы, раскрывающие технику работы карандашом и кистью;
- специальные приборы — "Цветовой круг" и "Тоновой круг" для развития у детей чувства цвета и тона;
- наборы цветных слайдов для ознакомления детей с элементарными законами цветоведения.
Все эти средства наглядности помогают ученику правильно видеть и понимать натуру - ее форму, структуру, цвет и фактуру.
И все же наилучшим средством наглядного обучения является рисунок самого педагога на классной доске, на листе бумаги или на полях работы ученика.
Наглядность, как правило, оказывает более эффективное действие, чем словесное объяснение. Не случайно Я. А. Коменский провозгласил принцип наглядности "золотым правилом дидактики".
Например, мы объясняем принципы построения форм кувшина с помощью вспомогательных линий. Показывая местоположение вспомогательных линий, мы замечаем, что многие учащиеся не совсем ясно себе представляют, как они располагаются по форме. Когда же мы начинаем рисовать и наглядно показывать, по каким узловым точкам проходят эти линии в рисунке и где их можно представить, глядя на натуру, ученикам становится ясна и вся конструктивная схема строения формы, и местоположение линий в рисунке.
Несколько слов об изготовлении наглядных пособий. Специальных мастерских, которые изготовляли бы полные наборы учебно-методических пособий и моделей, в настоящее время не существует. Каждый педагог сам изготавливает их, а иногда обходится без них, рисуя на бумаге или на полях рисунка ученика, что намного снижает качество преподавания. В период обучения рисованию с натуры требуются проволочные и гипсовые модели, оптические приборы и т. п., причем заменить эти модели ничем другим нельзя. Наглядные учебные пособия составляют тот необходимый учебный (дидактический) материал, без которого не может обойтись ни одна система без ущерба для качества преподавания. Среди работ учителей встречаются очень оригинальные и интересные пособия. Однако это доступно не каждому учителю, поэтому наиболее распространенным видом наглядных пособий в настоящее время стали методические таблицы и плакаты.
При изготовлении методических таблиц, наглядно раскрывающих последовательность работы над рисунком, педагогу необходимо иметь в виду следующее:
1. Каждая таблица наглядно показывает ученику, что он должен сделать на данном этапе, каков объем работы. Она не только графически выражает последовательность и степень выполнения рисунка, но прежде всего указывает на узловые учебные задачи. Таблица наглядно показывает те особенности строения натуры, которые будут разъяснены педагогом.
2. Каждый этап работы охватывает сравнительно небольшой объем учебного материала, чтобы ученик имел возможность хорошо усвоить его. Таблица предельно лаконична, но в то же время полностью раскрывает данный этап работы над рисунком.
3. Последовательность этапов работы внимательно продумывается педагогом. Во-первых, выделяются наиболее важные моменты построения изображения и, во-вторых, устанавливается их очередность, чтобы у школьника выработалась определенная система работы над рисунком. Каждая таблица дает предпосылки для следующей, а каждая последующая логически вытекает из предыдущей.
4. Рисунки выполняются очень четко и ясно. В методических таблицах не должно быть манерных росчерков, эффектно брошенных штрихов, которые затрудняют выявление закономерностей строения формы. Не следует бояться "сухости" рисунка, иногда целесообразно даже несколько упростить форму, сделать ее более наглядной и ясной.
5. Таблицы могут быть снабжены небольшим текстом, объясняющим, как ими пользоваться. Методические пояснения могут быть очень краткими, но они должны давать ясные указания ученику, как вести работу, на что в первую очередь обратить внимание.
6. На таблицах желательно иметь заголовки, раскрывающие целевую установку — основную цель работы над рисунком на данном этапе.
Как мы уже говорили, одним из эффективных приемов наглядного обучения является рисунок педагога. Когда педагог демонстрирует перед учениками процесс работы над рисунком, то усваивается не только учебный материал, но и возможности техники исполнения. Показывая тот или иной способ нанесения штриховки, метод выражения формы средствами рисунка и живописи, педагог добивается особенно большого эффекта, когда наглядно перед глазами ученика проделывает все это своей рукой. Однако процесс построения рисунка рукой педагога должен быть хорошо согласован с ходом изложения учебного материала. Главным в данном случае должны быть пояснения педагога, рисунок лишь дополняет слова.
Большое образовательное и воспитательное значение имеет демонстрация рисунков выдающихся художников. Ученик, рассматривая рисунок, сделанный рукою большого мастера, видит, какой выразительности можно добиться, рисуя обыкновенным карандашом. Хотя этот рисунок не будет образцом, которого сможет достичь ученик, но само ознакомление с высоким профессиональным мастерством сыграет колоссальную роль.
На примерах работы выдающихся художников можно наглядно показать, как надо анализировать натуру, какими средствами добиваться эмоциональной выразительности. Не меньшую роль в раскрытии учебных задач могут сыграть хорошо изданные иллюстрации из методических пособий, как это было в старинных пособиях по рисунку.
Соблюдая принцип наглядности, преподаватель должен вести дело так, чтобы всем ученикам было разъяснено и показано на примерах применение тех или иных законов и правил рисования. Наглядность в обучении рисованию с натуры мы рассматриваем не как вспомогательное средство обучения, а как ведущее. Принцип наглядности должен пронизывать всю систему обучения изобразительному искусств
Наглядного материала в арсенале учителя ИЗО огромное количество. И весь урок заключается в том, что смена одного на другое. Учитель как «белка в колесе» на протяжении всего урока. Использование современных компьютерных технологий могут облегчить учебный процесс. Электронные презентации можно рассматривать как дидактическое средство обучения, а мультимедийный проектор или интерактивную доску - технические средства, позволяющие показ презентации в классе.
Под электронной презентацией понимается логически связанная последовательность слайдов, объединенную одной тематикой и общими принципами оформления.Создание и применение на уроке электронных презентаций на сегодняшний день весьма актуально и гораздо упрощает и насыщает учебный процесс, делает его интересней и увлекательней.
Но всё же наилучшим средством наглядного обучения является рисунок самого педагога на классной доске, на листе бумаги и на полях альбома самого ученика. И автор сомневается, что когда-нибудь компьютерные технологии вытеснят из образовательного процесса живой педагогический показ.
Глава 2. Связь наглядных методов с другими методами обучения ИЗО.
Методы обучения являются основными понятиями методики преподавания ИЗО как науки. Методы  изобразительного искусства так же древни, как само обучение художеству. Однако общего мнения относительно сущности методов, как в педагогике, так и в частных методиках нет. Некоторые исследователи считают, что метод – это путь, которым учитель ведет учеников от незнания к знанию, другие – что это способ взаимосвязанной деятельности учителя и ученика в процессе обучения, третьи – что метод всего лишь сумма составляющих их приёмов. Методы обучения – это упорядоченные способы взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленные на достижение цели образования. Это определение из педагогики, но в методике ИЗО общедидактические определения правомерны, а в данном случае предметная специфика может быть отражена в содержании изучаемого материала. Н.Н. Ростовцев пишет: «Под методом мы понимаем способ работы педагога с учениками, при помощи которого достигается лучшее усвоение учебного материала и повышается успеваемость.»  В методике изобразительного искусства всё многообразие методов  может быть разделено на две категории: специфические методы обучения предмету и общедидактические методы, применяемые в преподавании ИЗО.
Специфическую группу методов составляют традиционные для обучения ИЗО копировальный метод, геометральный метод, натуральный метод и обусловлены эстетической сущностью и визуальной природой изобразительного искусства.
Метод рисования с натуры включает в себя группы более часных методов и приемов: метод завесы, рисование по памяти, метод обобщения форм и др.
Общедидактические методы, отражены в традиционной классификации методов –словесный, наглядный, практический – способы их выражения сопряжены со спецификой предмета.
Основное назначение словесных методов – передача учебной информации при введении новых знаний, актуализация опорных, обобщении и систематизации, делает их незаменимыми в процессе преподавания изобразительному искусству. Они необходимы при обучении умению рассуждать, высказывать своё отношение к произведению искусства, впечатление, что предусмотрено действующими программами и стандартом. Они оказывают значительное влияние на развитие мышления и речи школьников, на формирование, эмоциональной сферы личности учащихся. В преподавании ИЗО словесные методы реализовываются:
- через работу с книгой, другим печатным источником информации посредством ряда приёмов: чтение, реферирование, цитирование, изложение, пересказ;
- через устное слово посредством ряда приёмов: ответы на вопросы к тексту, формулирование вопросов, объяснение, рассказ, беседа, инструктаж и др.
2.1 Связь наглядных и словесных методов
Особенностью наглядных методов обучения является то, что они обязательно предполагают в той или иной мере сочетание их со словесными методами. Тесная взаимосвязь слова и наглядности вытекает из того, что диалектический путь познания объективной реальности предполагает применение в единстве живого созерцания, абстрактного мышления и практики. Учение И. П. Павлова о первой и второй сигнальных системах показывает, что при познании явлений действительности они должны применяться во взаимосвязи. Восприятие через первую сигнальную систему должно органически сливаться с оперированием словом, с активным функционированием второй сигнальной системы.Л. В. Занковым было изучено несколько основных форм сочетания слова и наглядности:
- при посредстве слова учитель руководит наблюдением, которое осуществляется учащимися, а знания об облике объекта, его непосредственно воспринимаемых свойствах и отношениях ученики извлекают из самого наглядного объекта в процессе наблюдений;- при посредстве слова учитель на основании осуществленного школьниками наблюдения наглядных объектов и на базе имеющихся у них знаний ведет учащихся к осмыслению и формированию таких связей в явлениях, которые не могут быть высмотрены в процессе восприятия;- сведения об облике объекта, о его непосредственно воспринимаемых свойствах и отношениях учащиеся получают из словесных сообщений педагога, а наглядные средства служат подтверждением или конкретизацией словесных сообщений;- отправляясь от осуществляемого школьниками наблюдения наглядного объекта, педагог сообщает о таких связах между явлениями, которые непосредственно не воспринимаются учащимися, либо делает вывод, объединяет, обобщает отдельные данные. Следует также отметить, что изложение материала методом беседы требует значительной затраты учебного времени. Вот почему иногда полезно объяснить материал более экономным в смысле затраты времени методом, скажем, с помощью того же объяснения с тем, чтобы уделить больше внимания организации письменных и практических упражнений. Методы устного изложения нового материала учителем, как правило, сочетаются с применением средств наглядности. Вот почему в дидактике большую роль играет метод иллюстрации и демонстрации учебных пособий, который иногда называют иллюстративно-демонстрационным методом. Следовательно, сущность этого метода состоит в том, что в процессе учебной работы учитель использует иллюстрации, т.е. наглядное пояснение, или же демонстрирует то или иное учебное пособие, которые могут, с одной стороны, облегчать восприятие и осмысление изучаемого материала, а с другой — выступать в качестве источника новых знаний. Эффективность применения иллюстраций и демонстраций в значительной мере зависит от умелого сочетания слова и наглядности, от умения учителя вычленять те свойства и особенности, которые в большей мере раскрывают сущность изучаемых предметов и явлений. При рассмотрении методов устного изложения знаний учителем особо следует остановиться на вопросах, связанных с возбуждением активности учащихся по восприятию и осмыслению изучаемого материала. Восприятие материала на слух — дело трудное, требующее от учащихся сосредоточенного внимания и волевых усилий. Недаром еще К.Д. Ушинский отмечал, что при неумелом ведении урока учащиеся могут лишь внешне «присутствовать на занятиях», а внутренне — думать о своем или же совсем оставаться «без мысли в голове». Об этом же писал С. Т. Шацкий, указывая на то, что нередко учащиеся могут погружаться на уроке в «педагогический сон», т.е. сохранять лишь видимость внимания, но быть совершенно безучастными в работе и не воспринимать излагаемого материала. Эти недостатки, однако, обусловливаются не самими методами устного изложения знаний, как таковыми, а их неумелым применением. Таким образом, существуют разнообразные формы связи слова и наглядности. Отдать каким-то из них полное предпочтение было бы ошибочным, так как в зависимости от особенностей задач обучения, содержания темы, характера имеющихся наглядных средств, а также уровня подготовленности учеников необходимо в каждом конкретном случае избирать их наиболее рациональное сочетание. Есть несколько методических условий, выполнение обеспечивает успешное наглядности использование наглядных средств обучения: - хорошее обозрение, которое достигается путем применения соответствующих красок при изготовлении подъемных столиков, экранов подсвечивания, рейтеров, указателей и пр.; - четкое выделение главного, основного при показе иллюстраций, так как они порой содержат и отвлекающие моменты; - детальное продумывание пояснений (вводных, по ходу показа и заключительных), необходимых для выяснения сущности демонстрационных явлений, а также для обобщения усвоенной учебной информации; - привлечение самих учеников к нахождению желаемой информации в наглядном пособии или демонстрационном устройстве, постановка перед ними проблемных заданий наглядного характера. В условиях демонстрации химических, физических и других технических установок необходимо строго соблюдать правила техники безопасности, которые четко определены соответствующими инструктивными документами.
В содержание занятий на уроках тематического рисования входит изображение различных сюжетов из жизни, иллюстрирование литературных произведений, творческое сочинение картин на разнообразные темы. Тематический рисунок дает возможность ученикам приобрести умение передавать свои мысли и представления средствами ОЗО искусства. На уроке учитель может провести предварительную беседу, использовать отрывки из литературных произведений, показать примеры из творчества выдающихся художников. Для рисования тематической композиции учащимся необходимо сделать наброски с натуры. Тематический рисунок помогает учителю ближе познакомиться с духовным миром учащихся, проследить как развиваются его способности образного представления и воображения. Особое внимание нужно уделить методике преподавания композиции на уроках тематического рисования. Работа над тематической композицией начинается с поисков сюжета, задача учителя – выбрать доступный для данного возраста сюжет. Успешному решению поставленной задачи помогает использование прямых зрительных впечатлений детей. Учителю нужно постоянно активизировать мысленную активность учащихся, учувствовать в их работе от начала до конца. Следует объяснить, что композиция картины помогает художнику не только ясно раскрыть сюжет, но и выразить свое отношение к данному событию или явлению. Нужно предупредить учащихся о том, что обилие изобразительных объектов не всегда помогает раскрытию сюжета. Излишнее обилие объектов часто лишает изображение идейного содержания. Для выполнения работы необходимо показать учащимсяся репродукции работ художников, на изучаемую тему, если необходимо-таблицы и графики. Наглядные пособия на занятиях рисования на тему применения для уточнения зрительных представлений об объектах, для объяснения композиции, пространства и цветовых решений.На уроках декоративного рисования надо использовать: натуральные предметы с декоративным оформлением (полотенца, ковры и другие предметы народного творчества), схемы построения орнаментальных лент, сетчатых и замкнутых орнаментов, рисунки и таблицы в цвете, эскизы, макеты афиш, эмблем, изобразительные наглядные пособия плоских и рельефных изразцов, витражей, мозаик. Уроку ДПИ должна предшествовать беседа о прикладном искусстве, назначении, форме, свойствах орнаменты. Декоративное рисование ставит своей задачей ознакомление учащихся с основными принципами декоративно-прикладного искусства. Декоративное оформление объекта совершается на основании определенных правил и законов: соблюдение ритма, симметрии, гармонического сочетания цветов. На уроках декоративного рисования учащиеся учатся составлять узоры, познают законы композиции, овладевают навыками работы с акварелью, гуашью, тушью. Орнаментальное творчество – знакомит с основами художественного конструирования, декоративное рисование должно быть тесно связано с рисованием с натуры. При составлении узоров надо показать ученику как можно использовать формы природы: листья, цветы, птицы, и как перерабатывать эти формы в своих композициях. Большое воспитательное значение имеет показ образцов народного орнамента. В начальных классах занятие по декоративному рисованию в основном ограничивается копированием народных узоров. Началом работы является срисовывание с образцов, составление не сложных узоров из прямых и кривых линий. За тем следует комбинирование элементов народного узора по композиционной схеме, данной учителем. Завершают работы по декоративному рисованию заданиями на составление эскизов декоративного оформления, графические работы с введением шрифта.
2.2 Связь наглядных и практических методов.
Практические методы  реализуются в деятельности изобразительного (с различными художественными материалами и инструментами) и неизобразительного (с дидактическим учебным материалом) характера. Суть практических методы в том, что учитель ставит учебную задачу и организовывает деятельность учащихся по усвоению способов действий. При этом деятельность учащихся играет ведущую роль. Эти методы наиболее важны в формировании ИЗО умений. Применение практических методы требует наличия соответствующих материальных условий: оборудования, рабочего места, материалов, инструментов.
Большую роль в реализации этого метода играют практические работы учащихся – задания и упражнения. Практическая работа – это форма организации учения школьников. Различают работы:
обучающие (выполняются под руководством учителя, он объясняет порядок действий, образец выполнения),
тренировочные (задания на воспроизведение, закрепление, совершенствование умений и навыков);
творческие (роль учителя – вдохновить, сформировать мотивацию, активизировать творческий процесс, раскрыть содержательные аспекты).
Приёмы и методы находятся в диалектическом взаимодействии, в различных ситуациях учебного процесса переходя друг в друга. Так, демонстрируя последовательность и поясняя правила выполнения изображения, учитель использует метод наглядного показа. Выполняя рисунок на полях работы ученика, поясняющий его ошибку, учитель использует приём наглядного показа в рамках наглядного метода. Условия эффективного применения наглядности.Есть несколько методических условий, выполнение которых обеспечивает успешное использование наглядных средств обучения:
1) хорошее обозрение, которое достигается путем применения соответствующих красок при изготовлении подъемных столиков, экранов подсвечивания, рейтеров, указателей и пр.;
2) четкое выделение главного, основного при показе иллюстраций, так как они порой содержат и отвлекающие моменты;
3) детальное продумывание пояснений (вводных, по ходу показа и заключительных), необходимых для выяснения сущности демонстрационных явлений, а также для обобщения усвоенной учебной информации;
4) привлечение самих учеников к нахождению желаемой информации в наглядном пособии или демонстрационном устройстве, постановка перед ними проблемных заданий наглядного характера.Практические методы применяются в тесном сочетании со словесными и наглядными методами обучения, так как практической работе по выполнению упражнения, опыта, трудовой операции должно предшествовать инструктивное пояснение педагога. Словесные пояснения и показ иллюстраций обычно сопровождают и сам процесс выполнения упражнений, а также завершают анализ его результатов.
2.3.Игра с использованием наглядности
Приступая к работе с детьми, учитель должен четко представлять себе, что является их отличительной чертой. Как показывают исследования психологов, школьники отличаются высокой познавательной активностью. У них преобладает наглядно-действенное мышление. Находясь в поиске ответов на бесчисленные вопросы, ребенок с большой готовностью выполняет практические действия с предметами, которые его заинтересовали.
Игровые приемы обучения
Использование моментов игры в процессе изобразительной деятельности относится к наглядно-действенным приемам обучения. Чем меньше ребенок, тем большее место в его воспитании и обучении должна занимать игра. Игровые приемы обучения будут способствовать привлечению внимания детей к поставленной задаче, облегчать работу мышления и воображения.
Обучение рисованию в младших классах начинается с игровых упражнений. Их цель - сделать более эффективным и процесс обучения детей по созданию простейших линейных форм и развитие движений руки. Дети вслед за учителем сначала проводят рукой различные линии в воздухе, затем пальцем на бумаге, дополняя движения пояснениями: «Это бегает по дорожке мальчик», «Так бабушка мотает клубок» и т. д. Соединение образа и движения в игровой ситуации значительно ускоряет овладение умениями изображать линии и простейшие формы.
Включение игровых моментов в изобразительную деятельность продолжается и при изображении предметов дети рисуют плюшевого мишку с натуры. И этот момент можно удачно обыграть. Мишка стучится в дверь, здоровается с детьми, просит их нарисовать его.
При использовании игровых моментов воспитатель не должен превращать весь процесс обучения в игру, так как она может отвлечь детей от выполнения учебной задачи, нарушить систему в приобретении знаний, умений и навыков.
Таким образом, выбор тех или иных методов и приемов зависит:
от содержания и задач, стоящих перед данным занятием, и от задач изобразительной деятельности;
от возраста детей и их развития;
от вида изобразительных материалов, с которыми действуют дети.
На занятиях, где в центре внимания стоят задачи по закреплению представлений об окружающем, в основном применяются словесные методы: беседа, вопросы к детям, которые помогают ребенку восстановить в памяти увиденное.
В разных видах изобразительной деятельности приемы обучения специфичны, так как образ создается разными средствами. Например, задача обучения композиции в сюжетных темах требует в рисований объяснения по картине, показа в рисунке того, как отдаленные предметы рисуются выше, а близлежащие ниже. В лепке эта задача решается расположением фигур согласно их действию: рядом или отдельно друг от друга, друг за другом и т. п. Здесь не требуется какого-либо специального объяснения или показа работы.
Ни один прием нельзя использовать без тщательного продумывания стоящих задач, программного материала занятия и особенностей развития детей данной группы.
Отдельные методы и приемы — наглядные и словесные — совмещаются и сопутствуют один другому в едином процессе обучения на занятии.
Наглядность обновляет материально-чувственную основу детской изобразительной деятельности, слово помогает созданию правильного представления, анализу и обобщению воспринятого и изображаемого. Игра наряду с трудом и учением — один из основных видов деятельности ребенка. Игра — это вид деятельности в ситуациях, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. В структуру игры как деятельности органично включаются целеполагание, планирование, реализация цели, а также анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект. Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностью выбора и элементами соревновательности, удовлетворения потребности в самоутверждении и самореализации. Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенными признаками: четко поставленной целью обучения и соответствующими ей педагогическими результатами, которые характеризуются учебно-познавательной направленностью. Основные функции игровой позиции педагога: гуманизация взаимоотношений педагога с детьми;  повышение творческого потенциала коллективной деятельности; экономия нервных затрат педагогов и школьников; обеспечение гибкого поведения учителя. Преподавание изобразительного искусства невозможно без использования на уроке различного рода игровых ситуаций и упражнений, с помощью которых учитель формирует у школьников конкретные умения и навыки. Четко ограниченная учебная задача задания позволяет педагогу точно и объективно оценить качество усвоения учащимися материала. Для поддержания продуктивной работоспособности детей на протяжении всего урока следует вводить в их деятельность различные познавательные ситуации, игры-занятия, так как усвоение предмета облегчается, если при этом задействованы разные анализаторы. Чередование в течение урока всех видов деятельности дает возможность более рационально использовать учебное время, повышать интенсивность работы школьников, обеспечивать непрерывное усвоение нового и закрепление пройденного материала. Дидактические упражнения и игровые моменты, включенные в систему педагогических ситуаций, вызывают у детей особый интерес к познанию окружающего мира, что положительно сказывается на их продуктивно-изобразительной деятельности и отношении к занятиям. Дидактические упражнения и игровые ситуации желательно использовать на тех уроках, где осмысление материала вызывает затруднения. Исследования показали, что во время игровых ситуаций острота зрения у ребенка значительно возрастает. Игры, игровые моменты, элементы сказочности служат психологическим стимулятором нервно-психологической деятельности, потенциальных способностей восприятия. Л. С. Выготский очень тонко заметил, что «в игре ребенок всегда выше своего обычного поведения; он в игре как бы выше на голову самого себя». Включение игровых моментов на уроках позволяет корректировать психологическое состояние учащихся. Дети воспринимают психотерапевтические моменты как игру, а у учителя есть возможность своевременно менять содержание и характер заданий в зависимости от обстановки. Значительное место в системе учебных ситуаций занимают упражнения. В ходе выполнения упражнений абстрактного характера возникающие образы конкретизируются и находят индивидуальное воплощение в определенной теме. В сочетании с конкретным заданием упражнения развивают у детей сложную мыслительную деятельность, в которой анализ и синтез как два психологических процесса выступают во взаимосвязи и единстве. Степень самостоятельности учащихся зависит от характера упражнения. Зрительный диктант требует повторения за учителем каждого действия, у всех при этом должен получиться одинаковый результат. Быстрые наброски с натуры или короткие живописные упражнения представляют собой творческую работу. Содержание упражнений охватывает все основные учебные темы, а характер — предполагает варианты решения, т. е. возможность творческого выбора в рамках конкретной учебной задачи. По форме упражнения могут быть:    изобразительными (рисунок, живопись, лепка);   устными (ответы по теоретическим вопросам); письменными (анализ произведений искусства). Заключение
Наглядность есть такой целенаправленный и специально организованный показ учебного материала, который подсказывает учащимся законы изучаемого явления, в данном случае позволяет творчески открыть эти законы или убедиться в их достоверности. Уроки ИЗО имеют огромное значение в развитии у детей художественного вкуса. Для этого учителю необходимо знакомить учащихся с основными принципами эстетики, использовать шедевры изобразительного искусства, а в практической работе следить за тем, чтобы рисунки, вылепленные фигурки и выполненные декоративные изделия соответствовали критериям красоты.
Наглядности в обучении ИЗО присущи следующие характеристики:
1. она служит исходным моментом, источником и основой приобретения знаний;
2. является средством обучения, обеспечивающим оптимальное усвоение учебного материала и его закрепление в памяти;
3. образует фундамент развития творческого воображения и мышления;
4. является критерием достоверности приобретаемых знаний;
5. оказывается приемом развития памяти путем ее опоры на различные органы ощущений и впечатлительность;
6. соответствует склонности учащихся мыслить формами, красками, звуками, ощущениями вообще;
7. обеспечивает обратную связь чувственно-наглядного впечатления, образа памяти и образа творческого воображения;
8. мышечно-двигательная наглядность осуществляется в виде двигательных формул, содержащих зрительные, двигательные и слуховые элементы.
Цель моей выпускной аттестационной работы раскрыть возможности наиболее эффективного использования наглядных методов обучения на уроках изобразительного искусства была полностью реализована. Я показала это в теории. Доказала, что применение наглядности и на уроках изобразительного искусства способствует:
1. Прочному усвоению знаний, формированию знаний, умений и навыков;
2. Развитию творческой активности школьников;
3. Обогащению абстрактного мышления школьников.
В своей курсовой работе я изучила психолого-педагогическую литературу, определила роль наглядности в процессе обучения, дала научное обоснование наглядности, указала ее роль на уроке. Выполнила анализ связи наглядных методов обучения с другими методами обучения.
Таким образом, на основании данной работы мы можем сделать вывод о необходимости оптимального использования средств наглядного обучения на уроках изо, что в свою очередь приводит к следующим результатам:
- помогает сделать процесс обучения более мотивированным и целеустремленным;
- дает возможность организации самоконтроля индивидуальной успеваемости учащихся;
- использование различных наглядных средств позволяет увеличить эффективность и качество усвоения учащимися учебного материала;
- помогает включать дополнительные резервы и методические приемы для улучшения результатов учебной деятельности;
- раскрывает методику эффективной работы со средствами наглядного обучения;
Исходя из результатов проведенного исследования, можно с уверенностью отметить, что использование наглядных средств обучения дает гораздо более высокий результат, нежели проведение обычного, «стандартного» урока по аналогичной теме. Использование наглядности, позволяет школьникам воспринимать подаваемую информацию не только в аудиальном, но и а визуальном формате, что в разы увеличивает методическую значимость проведенного урока. Сама специфика изобразительного искусства, процесса изобразительного творчества выражается в постоянном оперировании зрительными, наглядными образами, в постоянном чувственном восприятии объектов и явлений действительности. Вот почему нельзя провести ни одного урока рисования с натуры, на темы, декоративного рисования, урока беседы по изобразительному искусству без использования той или иной наглядности. Наглядность обеспечивает связь обучения с жизнью.
Список использованных источников и литературы
1.Алексюк А.Н. Проблемы методов обучения в общеобразовательной школе. - М., 1979. - 67 с.
2.Артемов В.А. Психология наглядности при обучении. - М.: Просвещение, 1998. - 176 с.
3.Афонина Г.М. Педагогика. Курс лекций и семинарские занятия /Под ред. Абдуллиной О.А.. - Ростов н/Д: «Феникс», 2002. - 512 с.
4. Алексеева В.В. Изобразительное искусство в школе. - М., 1968
5.Бабанский Ю.К.. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. - М., 1985. - 112 с.
6.Большая советская энциклопедия. - М., 1954.
7. Ефремов О. Ю. Педагогика СПб.: Питер, 2009. С. 9
8.Голуб Б.А. Основы общей дидактики. Учеб. пособие для студ. педвузов. - М.: Туманит, изд. центр ВЛАДОС, 1999. - 96 с.
9.Ильина Т.А. Педагогика. Курс лекций. - М., 1984. - 270 с.
10.Кузин в.с. Методика преподавания изобразительного искусства в 1-3 классах: пособие для учителей.- 2-е изд.- м.: просвещение, 1983.
11. Кузин в.с. Основы обучения изобразительному искусству в общеобразовательной школе. М., 1977.
12. Никанорова Н.П. Наглядные пособия и оборудование для занятий изобразительным искусством. - М., 1975
13. Педагогика: учеб. Пособие для студентов педагогических институтов по спец.№2121 «педагогика и методика нач. Обучения»/ с.п. Баранов, л.р. Болотина, в.а. Сластенин и др.; под ред. Баранова, в.а. Сластенина.- 2-е изд., доп.-м.: просвещение, 1986. 14. Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 2 кн. - М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2001. - Кн. 2: Процесс воспитания. –
15. Педагогический словарь - http://www.enc-dic.com/pedagogics6.
16. Ушинский к.д. О наглядном обучении.- избр. Пед. Соч., т. 11.м.,1954.
17. Статья. Системное использование различных методов в обучении на уроках ИЗО в общеобразовательных школах.  Денисенко Виктор Иванович, доцент кафедры живописи  Наумов Юрий Юрьевич, учитель ИЗО,  http://festival.1september.ru/articles/310519/18. Эстетическое воспитание школьников на уроках искусства. http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=46642819. http://www.coolreferat.com20. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. - М., 1980