Аттестационная работа на первую категорию

Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа № 2 VII-VIII вида»


Потемкина Светлана Владимировна





Развитие познавательной активности на уроках истории и обществознания
у детей с ограниченными возможностями здоровья.







Квалификационная работа на I категорию






Южноуральск 2010


СОДЕРЖАНИЕ
ВЕДЕНИЕ________________________________________________________ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ__________________5
1.1. Особенности учебной деятельности учащихся 5-9 классов с ОВЗ _____5
1. 2. Теория активизации познавательной деятельности. Роль познавательного интереса___________________________________________ 8
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ВОПЛОЩЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ____________14
2.1. Развитие познавательной активности на уроках истории и обществознания у детей с задержкой психического развития_____________15
2.1.1. Работа учителя над тематическим планированием каждого курса истории, обществознания__________________________________________15 2.1.2.Исследование уровня развития учеников_________________________16
2.1.3.Планирование уроков, определение главных целей и задач, оптимальный отбор содержания, форм и методов работы_______________18 2.1.4.Приемы управления познавательной деятельностью учащихся_____29
2.1.5.Оценка достижений учащихся__________________________________30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ __________________________________________________32
ЛИТЕРАТУРА___________________________________________________34
ПРИЛОЖЕНИЕ __________________________________________________35















Введение

Российское общество сегодня переживает период глубоких структурных, в том числе социокультурных изменений. Все эти процессы не могут не затрагивать сферу образования и воспитания.
Главная задача российской образовательной политики – обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Государственная политика в области образования отражена в документах последнего периода. Так, в Концепции образования на период до 2010 года дана характеристика состояния современного обучения в России и определены новые требования, цели и основные задачи модернизации образования.
Концепция развивает основные принципы образовательной политики в России, которые определены в Законе российской Федерации «Об образовании», Федеральном законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» и раскрыты в национальной доктрине образования Российской Федерации до 2025 года.
Указанные документы ставят перед школой задачу внедрения в учебно-воспитательный процесс форм и методов работы, способствующих активизации познавательной деятельности учащихся.
Поэтому темой квалификационной работы стала «Развитие познавательной активности на уроках истории и обществознания у детей с задержкой психического развития».
В своей работе работы я хотела бы подробнее остановиться на изучение особенностей познавательной деятельности учащихся 5-9 классов и рассмотреть формы работы, способствующих активизации познавательной деятельности на уроках истории и обществознании в классах с задержкой психического развития.
В своем выступлении я хочу остановиться на следующих моментах:
1. особенности учебной деятельности учащихся 5-9 классах с ЗПР;
2. теория активизации познавательной деятельности; роль
познавательного интереса;
3. развитие познавательной активности на уроках истории и обществознания у детей с задержкой психического развития.

























Глава I. Теоретические основы проблемы.


1.1.Особенности учебной деятельности учащихся 5-9 классов с ЗПР.

Дети с задержкой психического развития отличаются как от нормально развивающихся детей, так и от умственно отсталых. В отличие от нормально развивающего ребенка у них наблюдается недоразвитие познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы. В то же время они отличаются от умственно отсталых наличием потенциальных возможностей к усвоению школьной программы в полном объеме, хотя и нуждаются для этого в специально организованном коррекционном обучении.
У подростков с ЗПР, отмечается недостаточная познавательная активность, которая, сочетаясь с быстрой утомляемостью и истощаемостью, может серьезно тормозить их обучение и развитие. Так, быстро наступающее утомление приводит к снижению работоспособности, что проявляется в трудностях усвоения учебного материала.
Детям с данной патологией свойственны частые переходы от состояния активности к полной или частичной пассивности, смене рабочих и нерабочих настроений, что связано с их нервно-психическими состояниями. Вместе с тем, иногда и внешние обстоятельства (сложность задания, большой объем работы и др.) выводят ребенка из равновесия, заставляют нервничать, волноваться.
Учащиеся могут допускать срывы в своем поведении. Они трудно входят в рабочий режим урока, могут вскочить, пройтись по классу, задавать вопросы, не относящиеся к данному уроку. Быстро утомляясь, одни дети становятся вялыми, пассивными, не работают; другие повышенно возбудимы, расторможены, двигательно беспокойны. Эти дети очень обидчивы и вспыльчивы. Для вывода их из таких состояний требуется время, особые методы и большой такт со стороны педагога и других взрослых, окружающих подростка с данным дефектом развития.
Они с трудом переключаются с одного вида деятельности на другой, для них характерна значительная неоднородность нарушенных и сохранных звеньев психической деятельности.
На сегодняшний день формирование учебной мотивации у подростков с ЗПР изучено недостаточно. И поэтому предполагается, что у учащихся с ЗПР общие закономерности развития учебной мотивации должны быть теми же, что и у их нормально развивающихся сверстников: развитие совершается в ходе самой учебной деятельности и определяется ее структурой и содержанием. Однако, как сказано выше, задержка психического развития препятствует нормальному формированию учебной мотивации в ходе обучения. В рамках общих закономерностей формирования мотивации учащихся с ЗПР и достижению этого результата должно способствовать коррекционное обучение, которое не ограничивалось бы сообщением детям дополнительных знаний или постоянным многократным повторением учебного материала, а было бы направлено на развитие познавательных процессов подростков, их творческой активности.
В учебной деятельности подростка имеются свои трудности и противоречия, но есть и свои преимущества, на которые может и должен опираться педагог. Ученика привлекают самостоятельные формы организации занятий на уроке, сложный учебный материал, возможность самому строить свою познавательную деятельность за пределами школы. Проблема подростка состоит в том, что эту готовность он еще не умеет реализовать, ибо он не владеет способами выполнения новых форм учебной деятельности. Обучить этим способам, не дать угаснуть интересу к ним – важная задача педагога.
Подростки испытывают большое эмоциональное удовлетворение от исследовательской деятельности. Неудовлетворение познавательной потребности и познавательных интересов вызывает у учащихся не только состояние скуки, апатии, безразличия, но порой и резко отрицательное отношение к «неинтересным предметам». При этом для него в равной степени имеет значение как содержание, так и процесс, способы, приемы овладения знаниями: «Интересными бывают уроки тогда, когда учитель рассказывает не только то, что есть в учебнике. А если учитель рассказывает как в учебнике, или же заставляет читать новый урок по учебнику в классе, то уроки становятся скучными и не нравятся»
Особенности психофизического развития школьников с ЗПР требуют от педагогов повышения эффективности учебного процесса. Эффективность и качество во многом зависят от опыта педагога, правильного планирования и других факторов. Учитель воспринимается в коррекционных классах как источник положительных эмоциональных переживаний. Ребенок ждет от него не только учебной информации и делового сотрудничества, но и эмоционального сопереживания, доброжелательности, внимания, душевного участия во всех жизненных коллизиях. Часть детей вообще не может вступать в положительно неокрашенные формы контакта, воспринимая их как враждебные.
Учитель должен понимать, что авторитарный, жестокий стиль общения в этих классах недопустим, так как приводит к подавлению личности, к торможению умственного развития.
Личность учителя сама по себе является инструментом воспитания и развития мотивации к изучению любого предмета, если при организации учебного процесса педагог руководствуется следующими принципами:
обучение должно быть направлено на ослабление недостатков в познавательной деятельности и формирование личностных качеств;
наиболее эффективным средством формирования установки на восприятие учебного материала является использование проблемных ситуаций:
разнообразие методов и видов учебной деятельности на уроке;
вся система коррекционной работы осуществляется на основе постоянного изучения ребенка, индивидуального и дифференцированного подхода к нему.


1. 2. Теория активизации познавательной деятельности. Роль
познавательного интереса.

Обучение, как и всякий другой процесс, связано с движением. Оно, как и целостный педагогический процесс, имеет задачную структуру, а следовательно, и движение в процессе обучения идет от решения одной учебной задачей к другой, продвигая учащегося по пути познания: от незнания к знанию, то неполного знания к более полному и точному.
Познание - это всегда творческий процесс, а его главным критерием являются новизна и общественная значимость полученных результатов.
Познание – это активная деятельность людей, направленная на приобретение и развитие знаний.
Обучение не сводится к механической «передаче» знаний, умений и навыков, т.к. обучение является двусторонним процессом, в котором тесно взаимодействуют педагоги и учащиеся: преподавание и учение.
Отношение учащихся к учению преподавателя обычно характеризуется активностью. Активность (учения, освоения, содержания и т.п.) определяет степень (интенсивность, прочность) «соприкосновения» обучаемого с предметом его деятельности.
В структуре активности выделяются следующие компоненты:
готовность выполнять учебные задания;
стремление к самостоятельной деятельности;
сознательность выполнения заданий;
систематичность обучения;
стремление повысить свой личный уровень и другие.
С активностью непосредственно сопрягается еще одна важная сторона мотивации учения учащихся это самостоятельность, которая связана с определением объекта, средств деятельности, её осуществления самим учащимся без помощи взрослых и учителей. Познавательная активность и самостоятельность неотделимы друг от друга: более активные школьники, как правило, и более самостоятельные; недостаточная собственная активность учащегося ставит его в зависимость от других и лишает самостоятельности.
Управление активностью учащихся традиционно называют активизацией. Активизацию можно определить как постоянно текущий процесс побуждения учащихся к энергичному, целенаправленному учению, преодоление пассивной и стерео типичной деятельности, спада и застоя в умственной работе. Главная цель активизации – формирование активности учащихся, повышение качества учебно-воспитательного процесса.
В педагогической практике используются различные пути активизации познавательной деятельности, основные среди них – разнообразие форм, методов, средств обучения, выбор таких их сочетаний, которые в возникших ситуациях стимулируют активность и самостоятельность учащихся.
Наибольший активизирующий эффект на уроках в коррекционной школе дают ситуации, в которых учащиеся сами должны:
отстаивать свое мнение;
принимать участие в обсуждениях;
ставить вопросы своим товарищам и преподавателям;
оценивать ответы и письменные работы товарищей;
самостоятельно выбирать посильное задание;
находить несколько вариантов возможного решения познавательной задачи (проблемы);
создавать ситуации самопроверки, анализа личных познавательных и практических действий;
решать познавательные задачи с помощью учителя и самостоятельно
Рассмотрим уровни познавательной активности.
Первый уровень – воспроизводящая активность.
Характеризуется стремлением учащегося понять, запомнить и воспроизвести знания, овладеть способом его применения по образцу. Этот уровень отличается неустойчивостью волевых усилий школьника, отсутствием у учащихся интереса к углублению знаний, отсутствие вопросов типа: «Почему?»
Второй уровень – интерпретирующая активность.
Характеризуется стремлением учащегося к выявлению смысла изучаемого содержания, стремлением познать связи между явлениями и процессами, овладеть способами применения знаний в измененных условиях.
Характерный показатель: большая устойчивость волевых усилий, которая проявляется в том, что учащийся стремится довести начатое дело до конца, при затруднении не отказывается от выполнения задания, а ищет пути решения.
Третий уровень – творческая активность
Характеризуется интересом и стремлением не только проникнуть глубоко в сущность явлений и их взаимосвязей, но и найти для этой цели новый способ.
Характерная особенность – проявление высоких волевых качеств учащегося, упорство и настойчивость в достижении цели, широкие и стойкие познавательные интересы. Данный уровень активности обеспечивается возбуждением высокой степени рассогласования между тем, что учащийся знал, что уже встречалось в его опыте и новой информацией, новым явлением. Активность, как качество деятельности личности, является неотъемлемым условием и показателем реализации любого принципа обучения.
Каждый школьник с ЗПР обладает только одному ему присущими особенностями познавательной деятельности, характера, поведения, эмоций, что требует дифференциации в обучении. Я как учитель должна знать, что, каковы особенности и условия развития познавательной активности у школьников, какими приемами следует активизировать познание детей в процессе обучения.
Одним из средств познавательной активности является показ значимости и ценности содержания учебного материала. Этого можно добиться, используя на уроках истории разнообразные формы работы, а также различные методы обучения.
Методы обучения – это способы организации учебного процесса и взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся в процессе обучения.
Существуют различные классификации методов обучения. Для обучения истории и обществознания удобна классификация методов в зависимости от уровня познавательной деятельности учащихся.
Предложение М.Н. Скаткина

Предложение И.Я. Лернера

Информационно-рецептивный, репродуктивный
Изложение готовых материалов
Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный

Проблемное изложение, эвристический, исследовательский
Продуктивные методы, рассчитанные на самостоятельную поисковую деятельность
Проблемное изложение, частично-поисковый, исследовательский


Очень редко бывает использование какого-либо одного метода в чистом виде. Обычно я в своей работе использую различные методы обучения, обеспечивая этим повышение интереса и активизацию познавательной деятельности учащихся.
Критерии познавательного интереса можно разделить на три группы:
1) специфические для интереса особенности поведения и деятельности учащихся учебной деятельности на уроке;
2) особенности поведения и деятельности учащихся, проявляющиеся вне уроков;
3) особенности всего образа жизни учащихся, возникающие под влиянием интереса к той или иной деятельности.
Первую группу признаков (критериев) интереса характеризуют активное включение в учебную деятельность, отсутствие отвлечений, преобладание непроизвольного внимания, возникновение вопросов в процессе учебной деятельности.
На интересном уроке учащиеся сидят не шелохнувшись, они обычно игнорируют даже помехи - не отвлекаются; при отсутствии же интереса отвлечения постоянны. Сосредоточенность может достигаться и при отсутствии интереса - усилием воли, если это нужно; при интересе не нужно усилие воли, чтобы отвлечься от интересующего вопроса.
Желание как можно дольше заниматься данным предметом, нежелание прекратить занятие, урок также очень показательны для интереса. С разочарованием учащиеся встречают звонок, прерывающий интересный урок. При восприятии заинтересовавшего материала ученик как бы соучаствует в ходе его изложения, сопереживает ход рассуждений учителя и нередко даёт об этом знать: нет – нет, да и вставит вопрос или как-то еще выразит своё отношение.
Вторая группа признаков связана с изменением поведения учащихся в результате возникшего у них познавательного интереса вне урока.
После урока школьники не расходятся, а окружают учителя, задавая вопросы или высказывая собственные суждения по интересующей проблеме. Нередко беседы и споры возникают между самими учащимися. Учащиеся добровольно и охотно берут и выполняют задания для самостоятельной работы, выступают с докладами, сообщениями и т. д., читают соответствующую дополнительную литературу.
А что делает ученик дома, в свободное от занятий время? Как проводит досуг? Что просит родных приобрести или подарить ко дню рождения? Как расходует свои сбережения? Как меняется под влиянием возникшего интереса весь его образ жизни? Об этом свидетельствуют критерии, выделенные в третью группу.
Учитель узнает всё это из беседы с родителями, из посещения семьи учащегося, из собственных наблюдений поведения ученика вне школы, из беседы с самим учащимся. Всё это может быть показательным, если учитель выяснит что или кто побуждает его воспитанников заниматься дома чтением познавательной литературы, сочинением стихов и рассказов, конструированием или постановкой опытов - друзья, родители или собственное непосредственное желание заниматься этой деятельностью.
Необходимо отметить, что ни один из перечисленных признаков, взятый в отдельности, не является достаточным. Только по их совокупности можно судить о ступенях развития интереса.
Другой путь подготовки почвы для интереса воспитание сознательного отношения к учению, понимания его значимости, его личного и общественного смысла. Этот путь идёт иногда вслед за первым путём - путём создания эмоционально-положительного отношения, а чаще в тесном взаимодействии и содружестве с ним. Наибольшее значение имеет он в среднем и особенно в старшем школьном возрасте.
Какими средствами я стараюсь достигать сознательного отношения к учению.
Прежде всего, этим задачам служит рассказ учителя, в котором он раскрывает значение своего предмета и вообще учения, знаний для каждого человека, для всех людей, для всей страны.
Огромную роль играет привлечение на уроках современного материала, который придаёт обучению актуальность. Обсуждение задач, стоящих перед страной, материалов периодической печати, включение в это обсуждение проходимого в классе материала, разъяснение в свете общих целей и задач страны, содержания изучаемой учебной темы. Ученики средних и старших классов проявляют стремление к тому, чтобы обобщать, делать выводы. Их радует то, что их мышление развивается, укрепляется самостоятельность. Важно, чтобы учитель содействовал пониманию школьниками их собственного роста и тактично поддерживал их на этом пути. При таком отношении окружающих (не только учителя, но и родителей) уважение школьников к учению и знанию будет расти с каждым годом.


















Глава II. Практическое воплощение проблемы.


2.1.Развитие познавательной активности на уроках истории и обществознания у детей с задержкой психического развития.

Современный урок – это такой урок, когда учащийся может сказать; «Я сам под руководством преподавателя добываю и усваиваю новые знания, сам исследую факты и делаю выводы» Иными словами, высокая эффективность занятия достигается, как доказывает педагогическая практика, тогда когда сливаются воедино активность и творчество педагога и учащегося. Организация высокой плотности урока вызывает устойчивый интерес к учению. Большинство подростков воспринимают материал по принципу «трудно» или «легко», а «интересно» или «нет»; для отдельных учащихся отнюдь не важно активно проявил себя на уроке или пассивно просидел, слушая готовый материал.
Эффективное обучение – не просто запоминание, а активная интеллектуальная деятельность.
История и обществознание – это дисциплины познавательны, поучительны, интересны и увлекательны. Поэтому для меня как учителя открываются большие возможности заинтересовать ребят предметом.
Я выделяю следующие этапы в своей работе над развитием познавательного интереса учащихся.

2.1.1. Работа учителя над тематическим планированием каждого курса истории, обществознания.

Мною составлены рабочие программы по истории и обществознанию.
Программа каждого курса обеспечивает дифференцированный подход к учащимся специально-коррекционных классов и направлена на достижение следующих целей:
активизация познавательной деятельности учащихся;
повышение уровня их умственного развития;
воспитание гражданских качеств и патриотических чувств учащихся;
приобщение к национальным и мировым культурным традициям;
освоение минимальных знаний о важнейших событиях и процессах в нашей стране и мире;
умениями работать с различными источниками;
воспитание толерантности.
2.1.2. Исследование уровня развития учеников.
В этой работе мне помогает школьный психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПК). С помощью службы сопровождения мы стараемся:
выявить потенциальные возможности ребенка;
определить характер, продолжительность и эффективность комплексной коррекционно-развивающей помощи с целью обеспечения обоснованного индивидуального и дифференцированного подхода в процессе воспитания и обучения.
Это помогает мне как учителю отслеживать уровень достижения и развития индивидуальных способностей каждого обучающегося. На основе анализа результатов я стараюсь определить зону актуального и ближайшего развития ученика, подбирая адекватные методы и приёмы коррекции и обучения, помогающие ребенку найти своё поле деятельности и получить возможность саморазвиваться, самореализовываться.
При изучении школьников также принимаю во внимание следующие показатели:
1. Физическое состояние и развитие ребенка: динамика физического развития, особенности слуха и зрения; особенности развития двигательной сферы, координация движений; особенности работоспособности (утомляемость, истощаемость, рассеянность, пресыщаемость, количество ошибок к концу урока или при однообразных видах деятельности).
2. Особенности и уровень познавательных процессов: особенности восприятия пространства и времени; особенности внимания, памяти, мышления, речи; познавательные интересы, любознательность.
3. Отношение к учебной деятельности, особенности мотивации, уровень освоения учебной деятельности.
4. Особенности эмоционально-личностной сферы: эмоционально-волевая зрелость, способность к волевому усилию, преобладающее настроение; особенности самооценки, отношения со сверстниками и взрослыми; поведение в школе и дома, нарушения поведения, вредные привычки.
5. Особенности усвоения знаний, умений и навыков, предусмотренных программой.
Также программой предусмотрены коррекционные уроки по обществознанию, где я провожу мониторинг отслеживания образовательных достижений учащихся, которая позволяет:
выявить уровень освоения темы и рассмотреть динамику усвоения учебного материала;
определить типичные ошибки в знаниях и умениях учащихся по предмету;
скорректировать работу по устранению данных ошибок с целью повышения результативности коррекционно-образовательной работы.

2.1.3.Планирование уроков, определение главных целей и задач, оптимальный отбор содержания, форм и методов работы.
Если взять за основу изменение личностных особенностей учащихся, то процесс управления познавательным интересом в основной школе может выглядеть следующим образом:
- определенный уровень развития личности, когда ребенок еще не имеет сложившихся взглядов, но уже может ответственно относится к учебной деятельности, предполагает в области преподавания цель: максимально помочь ребенку не потерять интерес к учебной деятельности, дать ему как можно больше в плане развития его, как ученика, показать ему пример добрых, благородных поступков, а также представлений о том, что нужно осуждать, то есть мировоззренческих ценностей.
Построение содержания учебного материала я осуществляю на основе следующих принципов:
- усиления практической направленности изучаемого материала;
- выделения сущностных признаков изучаемых явлений;
- опоры на жизненный опыт ребенка;
- ориентации на внутренние связи в содержании изучаемого материала как в рамках одного предмета, так и между предметами;
- необходимости и достаточности в определении объема изучаемого материала;
При подготовке к учебному занятию я составляю план-конспект. В нем обычно отражены тема урока, поставленные цели (образовательные, развивающие, воспитательные и коррекционные), план урока, методы и приемы, которые использованы на уроке, материалы к уроку, оформление доски, вопросы и задания учащимся, само содержание учебного занятия, вопросы для проверки и контроля знаний и умений учащихся, предполагаемое домашнее задание.
Коррекционно-развивающее обучение осуществляется на всех уроках. Учителю важно иметь представление о содержании коррекционной работы, которое включает следующие направления.
1. Совершенствование движений и сенсомоторного развития:
развитие мелкой моторики и пальцев рук;
развитие навыков каллиграфии;
развитие артикуляционной моторики.
2. Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
коррекция – развитие восприятия, представлений, ощущений;
коррекция – развитие памяти;
коррекция – развитие внимания;
формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина);
развитие пространственных представлений и ориентации;
развитие представлений о времени.
3. Развитие различных видов мышления:
развитие наглядно-образного мышления;
развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).
4. Развитие основных мыслительных операций:
развитие умения сравнивать, анализировать;
развитие умения выделять сходство и различие понятий;
умение работать по словесной и письменной инструкциям, алгоритму;
умение планировать деятельность.
5. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы:
развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца;
формирование умения преодолевать трудности;
воспитание самостоятельности принятия решения;
формирование адекватности чувств;
формирование устойчивой и адекватной самооценки;
формирование умения анализировать свою деятельность;
воспитание правильного отношения к критике.
6. Коррекция - развитие речи:
развитие фонематического восприятия;
коррекция нарушений устной и письменной речи;
развитие лексико-грамматических средств языка.
7. Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.
8. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
Однако учителю не достаточно только знать особенности развития личности, самое главное суметь организовать на каждом этапе урока коррекционно-развивающую работу в соответствии с возможностями и потребностями учащихся Степень активности учащихся, методы, и приемы работы преподавателя являются показателем его педагогического мастерства. Активными методами обучения следует называть те, которые максимально повышают уровень познавательной активности школьников, побуждают их к старательному учению. Выбирая методы обучения, на основе которых я хочу строить свой урок, я сначала определяю вид деятельности. Название метода свидетельствует о специфическом для него способе усвоения и организации усвоения учебного материала. Я как учитель, работающий с детьми с задержкой психического развития, считаю наиболее оптимальными следующие методы:
Объяснительно-иллюстративный метод
часто использую для организации первоначального усвоения знаний.
Этот способ усвоения новой и готовой информации. Он состоит в устном изложении материала, в демонстрации наглядных пособий: диаграмм, карикатур и тому подобное. К приемам данного метода относят описание, то есть раскрытие внешних признаков, объяснение, повествование, демонстрацию.
Приемы объяснительно-иллюстративного метода бывают различными, но во всех случаях педагогическая сущность этого метода одинакова: ученик осознанно воспринимает предъявленную учителем готовую информацию.
Репродуктивный метод
обеспечивает усвоение способов деятельности. Задания конструируются на воспроизведение (репродуцирование действий, например: прошу ученика пересказать объяснение, изложить содержание фрагмент документа после его прочтения, ответить на вопрос, не требующий поиска. Во всех этих случаях ученик повторяет то, что ему известно.
Исследовательский метод
сущность его состоит в организованном усвоении опыта творческой деятельности, творческом применении знаний. Я стараюсь подобрать посильные проблемные задания в определенной системе. Ученик выполняет эти задания самостоятельно. Проблемные задачи могут конструироваться и на наглядной основе.
Эвристический (частично-поисковый) метод
обучения состоит в том, что учитель, поставив проблему, трудную для самостоятельного решения, делит ее на подпроблемы, а затем серией взаимосвязанных вопросов подводит ученика к решению. При таком методе обучения ученик самостоятелен лишь на отдельных этапах учебного исследования.
Метод проблемного изложения.
На уроках использую проблемный подход в обучении учащихся. Основой является создание на уроке проблемной ситуации. Учащиеся не обладают знаниями или способами деятельности для объяснения фактов и явлений, выдвигают свои гипотезы, решения данной проблемной ситуации. Особенностью применения этого метода – это задание по возможностям и способностям уровня учащихся.
Метод самостоятельной работы
Одним из самых доступных и проверенных практикой путей повышения эффективности урока, активизации учащихся уроке является соответствующая организация самостоятельно учебной работы. Она занимает исключительное место на моем уроке, потому что ученик приобретает знания только в процессе личной самостоятельной учебной деятельности.
Дети должны трудиться по возможности самостоятельно, а учитель - руководить этим самостоятельным трудом, давать для него материал.
Под самостоятельной учебной работой понимают организованную учителем активную деятельность учащихся, направленную на выполнение поставленной дидактической цели: поиск знаний, их осмысление, закрепление, формирование и развитие умений и навыков, обобщение и систематизация знаний.
В соответствии с уровнями самостоятельной деятельности учащихся можно выделить 4 вида самостоятельных работ:
воспроизводящая (работа по образцу),
реконструктивно-вариативная (на основе общей идеи найти новые способы разрешения проблемы
эвристическая (поиск ответа за пределами образца),
творческая (получение принципиально новых знаний).
В моей практике обучения каждый вид самостоятельной работы представлен большим разнообразием видов деятельности.
Рассмотрим их.
Работа с печатными источниками.
Книга остается основным источником знаний, поэтому развитию навыков самостоятельной работы с книгой, учебником, историческими документами уделяю особое внимание, начиная со среднего звена школы. При объяснении учебного материала учебник всегда использую очень активно.
Составляется система вопросов, на которые в тексте нужно найти ответ, предполагаются ответы обобщающего характера.
Если урок проблемного характера, то учащиеся сначала знакомятся с вопросами после параграфа, а затем, читая материал, ищут ответ.
Для развития речи, логического мышления использую прием пересказа своими словами основной мысли прочитанного абзаца.
Необходимо учить разделять текст на смысловые части и выделять в них главное короткими, точными фразами, подводя тем самым учащихся к умению создавать различные планы (простые, развернутые, устные, письменные, в виде вопросов, цитат, тезисов), а также работать над написанием конспектов, этому помогают памятки-алгоритмы.
Приложение 1
Важно учить выделять материал, характеризующий какие-либо признаки, понятия, положение. (Например, выяснить причины Первой русской революции; доказать, что восстание под предводительством Степана Разина - это настоящая крестьянская война)
Составление сравнительной характеристики героев, событий, государств и
т. д. (Сравнить уровень готовности к войне в 1941 году в Германии и СССР.)
Составление аналитических схем.
Овладению материалом способствует также представление его в виде схем или выделение в нем иерархических связей, главного и второстепенного. Использование этого приема помогает учащимся четко понимать и визуально представлять систему отношений между частями и всю систему в целом. Графические схемы способствуют умению абстрагироваться. (Ниже представлен пример графической схемы.)
Политические партии России (начало XX в.)


либеральные консервативные социалистические

- Конституционно- - «Русское собрание» - социал-революционеры
демократическая - «Союз русского - социал-демократы
партия; народа»
- «Союз 17 октября» - Монархическая меньшевики большевики
партия
Составление опорных конспектов.
Для логического выстраивания излагаемого материала целесообразно применять различные виды опор. Опорный сигнал - это графический символ, замещающий смысл информации. Это своеобразные «узелки на память». Текст закодирован с помощью ключевых слов, букв, чертежей. В опорных сигналах присутствуют и элемент игры, и экономия времени и места. Но главная цель - изложить изучаемое так, чтобы на основе логических связей материал стал доступнее.
Приложение 2
Особое значение на уроках истории имеет работа с историческими документами, справочной литературой. Как правило, дополнительный разъясняющий, уточняющий материал и работа с ним расширяет кругозор учащихся и глубину их знаний. Равнозначным с учебным текстом по роли в развитии учащихся является иллюстративный материал: учебные картины, диаграммы, схемы и т. д.
Поэтому с целью поиска дополнительной информации я использую следующие задания для иллюстрации:
придумать название иллюстрации;
сделать описание сюжета;
придумать за действующих лиц слова диалога;
построить рассказ по содержанию картины;
написать сочинение;
- найти в тексте строки, комментирующие картину и т. д.
Постановка различных заданий самостоятельной работы с книгой или другим печатным материалом требует учитывать индивидуальность учащихся, поэтому задания даю различного уровня самостоятельности.
Вопросы и задания.
Ответы на вопросы и выполнение заданий являются наиболее распространенным видом самостоятельных работ по истории. Их роль при осмыслении и закреплении знаний, развитии мышления учащихся исключительно велика.
Особенно эффективна продуманная система заданий, учитывающая индивидуальные возможности ученика, уровень самостоятельности, необходимый для их выполнения.
По целевому назначению вопросы удобно разделить на три части, при этом учитывается, что они имеют разноуровневый характер, в основном соответствующий трем уровням развития познавательной деятельности учащихся.
Вопросы и задания первого уровня предполагают лишь воспроизведение учащимися учебной информации, полученной от учителя или из учебника. Как правило, они используются при закреплении нового материала или при индивидуальной работе со слабоуспевающими учащимися.
Вопросы и задания второго уровня рассчитаны на применение учащимися знаний и умений в знакомой учебной ситуации (по образцу). Это наиболее распространенный тип заданий, имеющих универсальный методический характер. Они могут использоваться при устном опросе и закреплении нового материала; в качестве письменных контрольных заданий; для итогового повторения.
Вопросы и задания третьего уровня предусматривают творческое применение знаний и умений в новой учебной ситуации (ситуационное моделирование) и поэтому я фактически их не использую.
Важным моментом в организации учебной деятельности является формирование, развитие и совершенствование у школьников общеучебных интеллектуальных умений, определяющих результативность учебной деятельности.
По формированию этого вида умений использую на уроках алгоритмизированные «памятки», которые развивают последовательность, обоснованность суждений и выводов.
Алгоритм - это:
правила, инструкции, памятки, определяющие четкую последовательность элементарных для данного объекта операций по решению учебной задачи;
система работы по строго определенным правилам, которая после последовательного их выполнения приводит к решению поставленной задачи.
Применение алгоритмов способствует:
развитию основных процессов мыслительной деятельности у школьников (анализ, синтез, абстрагирование, обобщение);
усвоение переноса интеллектуальных умений из одной ситуации в другую, способствующего эффективности обучения;
совершенствованию видов творческих письменных работ (составление плана, конспекта, рецензии и т. д.) и общеучебных интеллектуальных умений (наблюдение, чтение, классификация, самоконтроль, сравнение, конкретизация);
овладению обобщенными знаниями о видах учебной деятельности.
Примеры некоторых алгоритмов, которые я использую на уроках истории и обществознании.
Приложение 3.
Наиболее эффективным средством проверки формализованных знаний
являются тесты. Тест (англ. 1С51) - задания стандартной формы, по результатам выполнения которых можно судить о психофизиологических и личностных характеристиках, а также о знаниях, умениях, навыках испытуемого.
На своих уроках я очень часто использую тесты, потому что они:
являются альтернативным подходом к проверке и оценке знаний, умений и навыков учащихся;
легко вписываются в учебный процесс;
ориентируют на развитие логического мышления, нестандартный подход к разрешению учебных задач:
формируют внутреннюю мотивацию к изучению предмета, произвольное внимание и устойчивую память;
-способствуют интеллектуальному развитию учащихся
- возможность использовать тесты фронтально и индивидуально, учитывая возрастные познавательные возможности и личностные особенности школьников, быстрота проверки результатов
Сегодня психолого-педагогическая наука утверждает: для того чтобы учение было эффективным, у ребенка необходимо вызвать положительное отношение к тому, чему мы хотим его научить. Развить подобные умения поможет дидактическая игра, которая служит своеобразной практикой для использования знаний, полученных на уроке и во внеурочное время.
Игра - вид активной деятельности, направленной на воссоздание
усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление ученика личностно-оценочным поведением.
Функции игровой деятельности:
- Развлекательная. Доставить удовольствие, пробудить интерес к изучаемому материалу.
- Коммуникативная. Освоение диалектики общения.
- Самореализация. Проявление личностных качеств.
-Игротерапевтическая. Преодоление различных трудностей, возникающих в других видах деятельности.
- Диагностическая. Выявление отклонений от норм поведения, самопознание.
- Коррекция. Внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей.
- Межнациональные коммуникации. Усвоение единых для всех людей социокультурных ценностей.
- Социализация. Включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.
Почему я использую на уроках игровые технологии:
- это мощный стимул в обучении, разнообразная и сильная мотивация, так как мотивов в игре гораздо больше, чем у обычной учебной деятельности;
- в игре активизируются психологические процессы участников игровой деятельности: внимание, запоминание, восприятие, мышление.
Использование дидактических игр помогает мне решать следующие задачи:
- развитие познавательного интереса к истории: - глубокое усвоение материала даже слабоуспевающими
учащимися;
активизация познавательной деятельности;
создание условий для самовыражения личности;
повышение творческого потенциала учащихся;
разнообразие учебной деятельности;
- развитие навыков коммуникации, чувство коллективизма отношений доброжелательности.
Классификация по сущностной игровой основе выглядит примерно так
Приложение 4
Примеры дидактических игр Приложение 5
Использование ИКТ, в том числе презентаций Microsoft PowerPoint,
Применяю ИКТ в связи с потребностью в большей наглядности обучения.
В преподавании истории и обще6ствознании использование мультимедийных технологий позволяет конкретизировать материал, создавать наглядные достоверные образы исторических эпох и исторических личностей, формировать более целостные представления о прошлом человечества, о структуре современного общества, правовых вопросах. Благодаря использованию возможностей ИКТ (информационно-коммуникативных технологий) формируется познавательный интерес, возникает также яркий эмоциональный образ, личностное отношение к изучаемому материалу, снимается конфликт между традиционными и новыми источниками информации, что особенно важно на уроках истории и обществознании в среднем звене.

2.1.4. Приемы управления познавательной деятельностью учащихся.

В процессе приобретения учащимися знаний, умений и навыков важное место занимает умение учителя активно руководить ею. Здесь я активно использую следующие приемы, которые:
1) активизируют деятельность учащихся на этапе восприятия и сопутствующие пробуждению интереса к изучаемому материалу:
а) прием новизны – включение в содержание учебного материала интересных сведений, фактов, исторических данных;
б) прием семантизации – в основе лежит возбуждение интереса благодаря раскрытию смыслового значения слов;
в) прием динамичности – создание установки на изучение процессов и явлений в динамике и развитии;
г) прием значимости – создание установки на необходимость изучения материала в связи с его биологической, народнохозяйственной и эстетической ценностью;
2) приемы активизации деятельности учащихся на этапе усвоения изучаемого материала:
а) эвристический прием – задаются трудные вопросы и с помощью наводящих вопросов приводят к ответу;
б) исследовательский прием – учащиеся на основе проведенных наблюдений, опытов, анализа литературы, решения познавательных задач должны сформулировать вывод;
3) приемы активизации познавательной деятельности на этапе воспроизведения полученных знаний.
а) задания распределять самим преподавателем по правилам, иначе слабым ученикам будет не интересно выполнять сложные задания, а сильным – простые;
б) оценивать деятельность каждого ученика;
в) давать творческие домашние задания.

2.1.5. Оценка достижений учащихся

Используя различные методы и приемы для активизации познавательной деятельности на уроках истории и обществознания, я достигла следующих результатов.
Итоги успеваемости по истории и обществознанию за три года:


2007-2008
2008-2009
2009-2010

Относительн.усп.
100%
100%
100%

Качеств.успев.
35%
36%
40,5%


Итоговая аттестация выпускников 2008-2009 гг
Учащиеся 9б класса сдавали экзамен по выбору – обществознание, всего 6 человек. Мотивация выбора: предпочтение данного предмета другим.
Итоги экзамена следующие:

предмет
Кол-во чел., выбравших предмет
Кол-во чел., подтверд. годовую оценку
Получили оценку выше годовой
Сдали на «4» и «5»


Кол-во
%
Кол-во
%
Кол-во
%
Кол-во
%

обществознание
6 чел
66,6%
6 чел
100%
3 чел
50%
5
83%


Участие в школьной предметной олимпиаде
Ежегодно в рамках предметной недели по истории и обществознания проводим предметную олимпиаду.
Сравнительная таблица, участие детей в олимпиаде по предмету:

2007-2008

2008-2009
2009-2010

13 чел
14 чел

16 чел


Внеклассная работа
- проведение предметной недели по истории и обществознанию;
- проведение общешкольных тематических праздников;
- участие в городских конкурсах: « 20 лет вывода войск из Афганистана», «Жди меня, и я вернусь», «65-летие Великой Отечественной войне».
Исходя из данных, можно сделать вывод, что интерес учащиеся к предмету возрастает.
















ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итоги своей выполненной работы, можно сделать следующие выводы:
- для успешного преподавания истории и обществознания в 5 – 9 классах необходимо знание психологических особенностей учащихся, поскольку именно это позволяет успешно выбрать правильные методы и приёмы преподавания и активизировать деятельность учащихся;
- подростка привлекают самостоятельные формы организации занятий на уроке, возможность самому строить свою познавательную деятельность;
- важная задача учителя – обучить способам выполнения новых форм учебной деятельности, не дать угаснуть интересу к ним;
- одним из резервов повышения эффективности обучения является целенаправленное формирование мотивов учения;
- существенное значение при положительном отношении к учению имеет понимание значимости знаний;
- в целях качественного преподавания истории и обществознания учитель должен опираться на познавательный интерес школьников, и, с целью развития познавательного интереса, учитель должен использовать в своей деятельности инновационные технологии, которые положительно влияют на усвоение учебного материала и формируют устойчивый интерес к предмету;
- важнейший критерий возникшего познавательного интереса – появление вопросов у учащихся в процессе учебной деятельности;
- привлечение на уроках современного материала является средством достижения сознательного отношения подростков к учению, которое придаёт обучению актуальность;
- наиболее благотворно влияют на учебный процесс такие формы активизации познавательной деятельности, как дидактическая игра, видеоматериалы, познавательные задачи.

Свою педагогическую деятельность, как учитель истории и обществознания я планирую с учетом путей решения дальнейшего развития познавательного интереса учащихся. Для этого предполагаю:
- как учителю, развиваться и совершенствоваться, внедряя в свою практику новые методы и технологии, повышающие эффективность урока;
- познание учебного материала осуществлять разными путями: «от учителя» и «от учеников»;
- учитывать индивидуальные особенности учащихся, использовать дифференцированный подход в обучении;
- создавать благоприятную атмосферу для каждого ученика на уроке, стимулировать самостоятельность и рациональность работы ученика;
- повышать качество обучения по данным предметам.

















ЛИТЕРАТУРА

Афанасьева Л.В. Особенности образовательного процесса в классах коррекции: технологии, уроки развития / авт. сост. Афанасьева Л.В., Горденюк Т.Н. - Волгоград: Учитель, 2010
Гуркова В.В. История. 5-11 классы: технология современного урока/ авт. сост. В.В. Гуркова и др. – Волгоград: Учитель, 2009
Гульчевская В.Г. Что должен знать педагог о современных образовательных технологиях: Практическое пособие / авт. сост. В.Г. Гульчевская, Е.А. Чекунова, О.Г.Тринитатская, А.В.Тищенко – М.: АРКТИ, 2010
Мавлютова Е.А. Кафедра учителей обществознания и права: концепции, методики, инновации / авт. сост. Е. А. Мавлютова – Волгоград: Учитель, 2009

















Приложение 1
Примеры памяток – алгоритмов. (5-9 классы)
Памятка – алгоритм к изучению материала о войнах.
1. Причина и характер войны:
основные противоречия, приведшие к войне;
подготовка к войне;
планы сторон.
2. Ход войны (основные этапы):
повод к войне и ее начало;
основные этапы и главные сражения;
окончание войны, условия мира, итоги.
3. Значение войны. Экономические, социальные, политические и другие последствия войны.

Памятка - алгоритм для характеристики исторической личности.
Исторические условия, в которых происходит деятельность личности.
Задачи, которые стремится решить исторический деятель,
и методы их решения.
Интересы какого класса выражает исторический деятель?
Значение его личных качеств.
Оценка результатов деятельности исторической личности

Памятка-алгоритм к изучению материала по революции
Причины революции.
Задачи революции («зеркально» причинам).
Движущие силы (классы, которые ставят задачи в данной революции и осуществляют их).
Класс-гегемон (класс-руководитель данной революции).
Характер революции (определяется по лозунгам, задачам революции, а также по составу движущих сил).
Ход революции (основные этапы, их краткая характеристика).
Итоги революции.
Значение:
а) международное;
б) внутреннее.



Памятка-алгоритм работы с опорным конспектом

Очень внимательно выслушай объяснения учителя по опорному конспекту.
На уроке выдели цветом основные вопросы темы (блоки опорного конспекта).
Выполняй домашнее задание в тот же день.
Читая текст учебника, сопоставляй его со спорным конспектом, расшифруй все сигналы опорного конспекта.
Закрой учебник и расскажи содержание по опорному конспекту.
Если затрудняешься, прочти текст еще раз.
Попробуй записать свой ответ по опорному конспекту на магнитофон, это поможет тебе совершенствовать свою речь, искоренить ее недостатки.
Выучи опорный конспект.
Помни, что для воспроизведения на уроке отводится определенное время.

















Приложение 2

Опорный конспект по теме: «Социально-экономическое положение России в конце XIX начале XX вв».
Блок тема 1
Характерные черты развития Российской экономики.
1.Развитие индустриального общества на рубеже веков.


2.Характерные черты развития России.

Поздний старт Сжатые сроки
Становление капиталистических отношений

Государственное Высокие
Стимулирование Темпы

Развитие промышленности




Особенности российской экономики
Большая роль государства и государственного сектора в экономике;
Высокая степень концентрации промышленного производства;
Неравномерность развития экономики по регионам и отраслям;
Многоукладность;
Преобладание ввоза капитала над вывозом;
Высокое социальное напряжение.

Блок тема 2
Экономическое развитие России в конце XIX – начале XX в.
ФАКТЫ:
Население (1897) – 125,6 миллионов, в том числе ѕ связано с сельским хозяйством; в городах проживает всего 13 %;
Удельный вес в мировом промышленном производстве – 5 %;
Государству принадлежит 70 % железных дорог, 25 % заводов, 39 % земли;
Доля иностранного капитала в промышленности – 36 %, в банках – 75 %.

А) Развитие промышленности, финансов и транспорта
Индустриализация
Источники.
Направления.
Результаты.

Повышение таможенных пошлин (1891).
Строительство железных дорог (транссиб 1893-1902, КВЖД-1896).
За 1890-е годы – рост промышленного производства в 2 раза, в т.ч. тяжёлой – в 3 раза, лёгкой – в 1,5 раза. Создание национальной тяжёлой промышленности.

Ввоз иностранного капитала (60 % инвестиций).
Создание новых отраслей производства (вагоностроительная, медепрокатная, цементная, резиновая).
Укрепление финансовой системы.

Банковская реформа.
Ускорение роста старых отраслей (производство чугуна и стали выросло в 3 раза, добыча угля и нефти – в 2,7 раза).
Возникновение новых промышленных районов (Кузбасс, Донбасс, Баку).

Введение золотого стандарта (укрепление рубля в 1897).
Поощрение вывоза товаров.
Обеспечение будущих рынков в Азии (Персия, Китай, Корея).

Новые, косвенные налоги (винная монополия 1897 г.).

Формирование российской буржуазии и рабочего класса.

Доходы от экспорта хлеба.

Высокий уровень концентрации производства и рабочей силы.


Сохранение кустарных промыслов!


Б) Возникновение монополий и финансовой олигархии


Промышленный кризис 1900 – 1903 годы


Объединение предприятий Создание монополий

Синдикаты
«Продпаравоз»;
«Продвагон»
«Продуголь»
«Продамет»


Сращивание промышленного и банковского капитала!



Крупнейшие банки
«Петербургский международный»
«Русский для внешней торговли»
«Русско-азиатский»

Объединение банков Возникновение монополий!



Промышленный кризис 1900 – 1903 годов


В) Противоречия развития капитализма в сельском хозяйстве.


Рост товарности с/х Сохранение старой системы
земледелия
Новые методы ведения хозяйства Устаревшие методы ведения
хозяйства
Найм рабочей силы и применение машин Отработки
Удобрение земли и улучшение севооборота Отсталая сельхозтехника
Рост мировых цен на с/х пролдукцию Отрезки и чересполосица
Специализация с/х районов Малоземелье
(Югпшеница, Север – лён,
Прибалтика – молочные продукты,
Украина – сахарная свёкла).

Блок тема 3. Аграрный вопрос в России
Аграрный вопрос – вопрос о справедливом распределении земли и правах крестьян.
Распределение земельной собственности






Социальные процессы в деревне



Социальное расслоение.

Крестьянства.
Помещиков.

Кулаки и зажиточные (15 – 50 десятин).
Латифундисты (свеше 1000 десятин).

Середняки (10 – 15 десятин).
Средние (100 – 1000 десятин).

Бедняки (менее 10 десятин).
Мелкие (менее 100 десятин).









МИР (крестьянская община).

Периодический передел земли.
Распределение и сбор налогов.

Чересполосица.
Круговая порука в сборе налогов.

Установление общих сроков сельхозработ.
Регулирование выхода из общины.

Запрет на куплю и продажу земли..




Приложение 3
Алгоритм организации самоконтроля:
составьте план ответа в виде контрольных вопросов к тексту или плана прочитанного текста;
проверьте выполнение задания с помощью известных вам алгоритмов;
найдите ответы в тексте - проверьте себя;
проведите взаимопроверку с соседом по парте;
прорецензируйте свой ответ.
Алгоритм познавательных задач:
-- внимательно прочитайте условие задачи; сопоставьте его с вопросами; выделите ключевые слова;
расчлените условия задачи на значимые для решения элементы и определите, что они дают вам для ответа на вопросы;
если в условии задачи не хватает каких-либо данных, подумайте, какие факты, понятия, выводы, причинно-следственные связи и т. п. необходимо привлечь для ее решения;
сопоставьте их с элементами условия и с вопросами задачи;
- постройте аргументированный ответ на вопросы задачи, если из условия задачи следует несколько выводов, каждый из них надо обосновать;
проверьте решение задачи: достаточно ли полно и доказательно вы ответили на вопросы; нет ли в ответе противоречий и лишних сведений; все ли данные задачи вы учли, все ли возможные выводы по существу вопроса задачи вы сделали и аргументированно доказали.

Алгоритм анализа альтернативных ситуаций:
уясните сущность проблемы, каждого из предлагаемых путей ее решения;
для решения проблем тщательно отберите и проанализируйте факты;
определите критериальную основу для рассмотрения предложенных проблем;
выявите историческую обусловленность каждого из предлагаемых путей их решения;
проанализируйте и оцените их в соответствии с избранными критериями;
аргументированно изложите свою позицию и отношение к рассматриваемым проблемам и путям их решения;
предложите решение проблемы, объясните достоинства и недостатки избранного пути; обоснуйте достоинства и недостатки отвергнутого пути решения;
оцените сделанный выбор;
- записывайте в тетрадь факты, составляющие проблемную ситуацию, обозначайте проблемы вопросительными знаками, фиксируйте предлагаемые пути их решения.

Проблема




Факты
Пути решения
































Приложение 4
Классификация по сущностной игровой основе выглядит следующим образом:
игры с правилами;
ролевые игры;
комплексные игровые системы (например КВН).
Также важна классификационная модель но структурным элементам урока в зависимости от дидактических целей игры:
игры для изучения нового материала;
игры для закрепления;
игры для проверки знаний;
обучающие игры;
релаксационные игры-паузы.
Несомненным достоинством является то, что посредством игр знания синтезируются, становятся более жизненными. В этом смысле имеет право на существование классификация по межпредметным связям:
историко-литературные;
историко-филологические;
историко-географические;
историко-математические и т. п.
Иногда, планируя учебный процесс, необходимо разделить обучающие игры по источнику познания:
игры на основе работы с наглядностью;
игры на основе практической работы;
игры на основе устного изложения учебного материала




Приложение 5.
Игры при изучении нового материала на уроках истории
Игра «Три предложения». Это несложная игра с некоторыми правилами. В ее основе лежит логическая операция по выделению главного. Условный компонент, делающий игру занимательной, достигается посредством правила - изложить это «главное» в трех простых предложениях. Без него нет игры - есть обычное учебное задание. Один из вариантов этой игры -работа с печатным текстом. Это может быть пункт из параграфа учебника или документ. Прочитав текст, учащиеся передают его содержание тремя простыми предложениями. Побеждает тс кого рассказ короче, при этом точно передается содержа! Предложения можно записать в тетради. В этом случае удобно выявить победителя
Например, на уроке по теме «Промышленный подъем 90-х годов XIX в. в России» (8 класс)
Вот один из вариантов ответов победителя игры:
на выкупные платежи правительство расширяло желез дорожное строительство, перевооружало армию;
правительственные заказы стимулировали развитие металлургии и машиностроения;
новый талантливый министр финансов С. Ю. Витте восстановил винную монополию, ввел золотое обеспечение рубля
На уроках истории используется большое количество терминов. Для работы с ними можно использовать игру с определенными правилами - «Переводчик». Трудностью в усвоении различных определений является сложность научного языка. В данной игре детям предлагается высказать какую-либо историческую фразу другими словами, перевести с «научного» языка на «доступный». Например: «Разночинцы - межсословная категория населения, в основном занимавшаяся умственным трудом» = «люди разного чина и звания, получившие высшее образование» = «выходцы из разных сословий, пополнившие ряды русской интеллигенции».
Предлагается высказать разные варианты всем желающим. Лучшие фразы можно записать.
Дидактические игры на закрепление, повторение и обобщение исторического материала
Для формирования практических навыков по уяснению хронологической последовательности исторических событий, динамическому повторению дат, развитию внимания и памяти используется игра «Исторические пятнашки». На доске рисуется квадрат с 9 клеточками, в которые вписаны даты. Дается задание: восстановить даты в восходящем хронологическом порядке. Показывая указкой на дату в квадрате, необходимо назвать событие, о котором идет речь. Выигрывает тот, кто более точно укажет на все даты за меньшее количество времени. Иногда дата подчеркнута, значит, об этом событии нужно рассказать более подробно.
988
1780
1237

1220
1380
1147

1547
1242
1240

988 - крещение Руси;
1147 - первое упоминание о Москве;
1223 - битва на Калке и т. д.


Игра «Слово по вертикали» может быть сконструирована по любой теме, например по теме «Двуречье (Месопотамия)». В этой игре потребуется знание городов. Слева пишутся необычные слова. Это названия городов Древней Месопотамии, в которых нарушен порядок букв. Кроме того, в каждом слове есть еще лишняя буква. Необходимо восстановить порядок букв и написать получившееся название рядом с необычным словом
а лишнюю букву вписать между двумя звездочками. Если задание выполнено правильно, то из лишних букв по вертикали можно будет прочесть название еще одного города этой страны.
КУВУР **
АШАГАЛ **
РЭВУДЭ **
ИРИАМ **
ШРУШАЛ **
И II Е Я В И Н О * *
И У Р * *
Ответ:
Урук В
Лагаш А
Эруду В
Мари И
Ашшур Л
Ниневия О
Ур Н
Игра позволяет в увлекательной форме закрепить сложные для запоминания слова.






















13PAGE 15


13PAGE 14315




Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 4 Заголовок 5 Заголовок 6 Заголовок 7 Заголовок 8 Заголовок 915