Развитие связной речи младших школьников как формирование образовательгой компетенции в соответствии с ФГОС НОО

"Развитие связной речи младших школьников как формирование образовательной компетентности в соответствии с требованиями ФГОС НОО"

Тауткеева Гульнара Зульхарнаевна,
Учитель начальных классов
МБОУ «СОШ с.Хошеутово
им.Макаша Бекмухамбетова»
Харабалинского района.
Одним из базовых компонентов в обучении и воспитании детей является развитие связной речи. Большинство учёных (языковедов, философов, психологов, социологов, педагогов) озабочены снижением общего уровня речевой культуры. Следовательно, необходимо вести планомерную работу по формированию языковой компетенции.
В этой связи задачей современной школы является достижение наиболее эффективной формы организации учебной деятельности детей.
В настоящее время установлены общие тенденции речевого развития школьников, обоснована идея развития речи на межпредметном уровне, вскрыты проблемы речевого общения, определены возможные пути формирования языковой компетенции школьников, представлен анализ монологической и диалогической форм речевого высказывания, выявлены психологические особенности формирования связной устной и письменной речи младших школьников. Однако, как показывает практика, несмотря на повышенный интерес к проблеме, уровень речевого развития детей младшего школьного возраста недостаточен. В связи с этим большое значение приобретает современная и методически грамотно организованная работа по развитию речи, которая начинается с первых уроков обучения грамоте, проводится систематически на всех последующих уроках русского языка и литературного чтения.
При обучении связной речи в каждом классе даётся представление о роли речи в жизни человека, вводятся в активный словарь младших школьников слова, используемые для выражения приветствия, прощанья, просьбы, приглашения и др., другими словами, проводятся элементарные упражнения по культуре речевого общения.
У младших школьников формируются умения в построении связного текста. Сначала преобладают упражнения по созданию текстов по образцу (изложения), затем по созданию собственных текстов на основе увиденного, прочитанного, услышанного (сочинения).
Сочинения в школе занимают особое место. Сочинения служат эффективным средством воспитания. Оно возбуждает эмоции, приучает детей осмысливать и оценивать виденное и пережитое, развивает наблюдательность, учит находить причинно-следственные связи, сопоставлять и сравнивать, делать выводы. Сочинения - творческая работа. Оно требует самостоятельности школьника, активности, увлечённости, внесения чего-то своего, личного в текст. Сочинения как устные, так и письменные различаются по источникам материала.
Выделяются во-первых, сочинения о пережитом, виденном, слышанном самими учениками: во-вторых, сочинения на книжном материале, по картине, фильму: в-третьих, сочинения, где используются материал разных источников.
С первых дней обучения я тренирую у детей речевой аппарат (правильное произношение звуков), пополняю словарный запас, знакомлю с механизмом построения предложений.
Всё это позволяет успешно формировать у школьников навык составления текстов: устных пересказов, устных рассказов, письменных изложений и сочинений различных типов.
Работа над сочинением.
Так, уже с 1 класса я даю задания творческого характера, конечная цель которого - обучение составлению рассказов. Вот некоторые задания.
По серии картинок устно закончить рассказ, придумать заголовок. Был тёплый день. Алёша пошёл в лес. Идёт он и видит - лежит ёжик.
Составить связной текст по картинке “Семья ”, используя такие вопросы: Кто пишет? Кто играет? Что делает бабушка?
Устные сочинения позволяют сформировать у учащихся желание фантазировать и в результате видеть результат своего сочинительского труда – рассказ.
Особое место в системе работы по развитию речи учащихся отвожу обучению письму сочинений по картине. Так при написании сочинения по картине А. Пластова “Первый снег” дети используют опорные слова, записанные на доске:
Снег (мягкий, рыхлый, липкий, мокрый, сухой, колючий)
Снежинки (маленькие, лёгкие, красивые, сверкающие)
Падают (летят, кружатся, ложатся, усыпают землю)
В результате учащиеся имеют возможность при работе над сочинением “Первый наряд зимы” выбирать самые точные и яркие слова для выражения своих мыслей.
Работая над содержанием картины И.Шишкина “Утро в лесу”, предлагаю детям самостоятельно её рассмотреть и ответить на вопросы: Какое время дня изображено на картине? Почему утро? Объясните.
Вместе со мной дети рассуждают, доказывают, что на картине действительно утро.
При подготовке к сочинению я стараюсь брать тему интересную, близкую и непонятную ученикам. В ходе работы над текстом стараюсь развивать воображение детей, их фантазию, приучаю требовательно относиться к слову: к его точности, меткости, образности.
Каждое сочинение обязательно анализируем в классе при активном участии детей с целью научить их отмечать положительное и недостатки.
Работа над изложением.
Изложение во 2 классе проводится с более свободной передачей содержания. Например, детям для самостоятельного прочтения дан текст: Школьники устроили уголок живой природы. Там живут кролики и белки. Ребята ухаживают за животными. Кролики дают морковку и капусту. Белки приносят орехи и грибы (28 слов).
Как только текст прочитан, провожу беседу по содержанию задавая вопросы: О ком здесь говорится? Что сказано про кроликов, белку? Что сказано про школьников?
Затем провожу словарную работу: кролики, белка, животные, ухаживают. (Орфографическая подготовка заключается в нахождение трудностей в словах и объяснение правильности их написания)
Устный пересказ по плану или по вопросу учителя.
Что устроили школьники?
Ктотам живёт?
Ктоухаживает за ними?
Что дают кроликам?
Что приносят белке?
Вопросы обычно записываю на доске. В дальнейшем вопросы усложняются так, чтобы они не подсказывали детям состав предложения.
Орфографическая подготовка: трудные слова и словосочетания записываю на доске.
Самостоятельная работа детей. Самопроверка.
Работа над сжатым изложением.
Сжатые изложения вводятся мною уже в 3 классе. Подготовка к ним состоит в следующем: учитель, а чаще сами дети прочитывают текст 1-2 раза, после чего в ходе коллективной беседы выявляются главное - то, что обязательно надо отметить в тексте сжатого пересказа, и то, что можно опустить.
Следовательно, на первых порах провожу существенную устную подготовку: она проводится на уроках чтения. Но постепенно устная подготовительная работа сокращается, уступая место самостоятельной работе учащихся.
Подготовка к сжатому изложению рассказа проводится поэтапно:
Чтение рассказа учащимися.
Беседа по содержанию (5-6 вопросов)
Работа над языком: над словами, изобразительными средствами.
Краткое, в нескольких предложениях, выражение содержания рассказа.
Подробный пересказ 1-2 фрагментов.
Составление плана.
Сжатый пересказ фрагментов по пунктам плана.
Самостоятельное составление текста изложения и его запись.
Самопроверка.
Речь — способ познания действительности. С одной стороны, богатство речи в большой степени зависит от обогащения ребенка новыми представлениями и понятиями; с другой — хорошее владение языком, речью способствует успешному познанию сложных связей в природе и в жизни общества.
Хорошо развитая речь служит одним из важнейших средств активной деятельности человека в современном обществе, а для школьника — средством успешного обучения в школе.
Литература.
Выгодский Л.С. Мышление и речь. – М.,1999.
Карпова С.Н., Труве Э.И. Психология речевого развития ребенка. - Ростов-на-Дону, 1999.
Селезнева Е.П. Развитие речи детей. – М., 2010.