Доклад по теме Использование игровых технологий при формировании коммуникативной функции речи младших школьников на самоподготовке


Отчёт по самообразованию за 2012– 2014 гг.
Филипповой Светланы Анатольевны, воспитателя 5 «б» класса
ОГСКОУ «Школы – интерната г. Черемхово»
«У ребёнка есть страсть к игре, и надо её удовлетворять. Надо не только дать ему время поиграть, но надо пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь – это игра»
А.С.Макаренко
В течение трёх лет работаю по теме «Использование игровых технологий при формировании коммуникативной функции речи младших школьников на самоподготовке».
Эту тему я выбрала потому, что коммуникативные функции вызывают у детей с нарушенным слухом большие трудности, которые приводят к тому, что многие дети сегодня мало общаются, и словарный запас очень беден.
На мой взгляд, существует несколько причин, способствующих этому явлению. Прежде всего, это ограниченность словаря, особенности развития мыслительных процессов.
Отечественные ученые, определяя младший школьный возраст как важный этап социализации и развития коммуникативных умений, считают, что ключом к успешной деятельности, ресурсом эффективности и благополучия будущей жизни ребенка, является коммуникативная компетенция. Коммуникативная компетенция, как одна из важнейших характеристик личности, проявляется в способности личности к речевому общению и умении слушать.
Коммуникативная компетенция - это владение сложными коммуникативными навыками и умениями, формирование адекватных умений в новых социальных структурах, знание культурных норм и ограничений в общении, знание обычаев, традиций, этикета в сфере общения, соблюдение приличий, воспитанность, ориентация в языковых средствах.
По мнению Л.С. Выготского, общение является важнейшим фактором развития ребёнка. По мнению учёного, физический или интеллектуальный дефект аномального ребёнка создаёт почву для возникновения препятствий в формировании и развитии общения детей с окружающими, в установлении широких социальных связей. «Дефективный ребёнок есть, прежде всего, особый ребёнок, к нему складывается исключительное, не обычное, не такое, как к другим людям, отношение. Его несчастье раньше всего изменяет его социальную позицию, социальную установку в среде. Все связи с людьми, все моменты, определяющие место человека в социальной среде, его роль и судьбу как участника жизни, все функции общественного бытия перестраиваются», - пишет Л.С. Выготский.
Чтобы приобщить ребёнка, в частности младшего школьника, к общению наиболее перспективным является использование ведущей деятельности детей – игровой. Именно в этой деятельности происходит развитие личности ребёнка, его речи, мышления, произвольной памяти, самостоятельности, активности, моторики, формируется умение управлять своим поведением. В игре дети осваивают социальный опыт межчеловеческих отношений, она позволяет им самостоятельным путём создавать различного характера взаимодействующие коллективы.
Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий. Проблема применения игровых технологий в образовательном процессе в педагогической теории и практики не нова. Разработкой теории игры, ее методологических основ, выяснением ее социальной природы, значения для развития, обучаемого в отечественной педагогике, занимались Л. С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.
Значение игровой технологии невозможно исчерпать и оценить. В том и состоит ее феномен, что являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество в труде и  воспитании детей. Игровые технологии позволяют активизировать детей, поддерживая их интерес, развивают их речь.
Самоподготовка - организационная форма учебной деятельности по выполнению домашних заданий под руководством воспитателя, в ходе, которой целенаправленно формируются навыки самостоятельной учебной работы. На самоподготовке осуществляется коррекция особенностей мыслительных процессов, развитие слухового восприятия речи, формирование положительных черт личности ребёнка. Чтобы самоподготовка не шла по шаблону, а была более разнообразной по форме проведения и вызывала интерес к деятельности. На всех этапах самоподготовки провожу игры или игровые приёмы. Это способствует для улучшения взаимоотношений в классе, как речевого так и эмоционального.
Во время работы по теме самообразования я столкнулась с тем, что примерно одна треть детей может участвовать в коллективной игре, одна треть – в играх подгруппами в один - два человека и несколько детей любят играть в одиночестве. Это обуславливает недоразвитие общественного поведения. Я проводила динамику по апробированой методики Волковой Г. А. «Навыки игровой деятельности» по нескольким видам игр (дидактическая, самостоятельная) по критериям «5» - самостоятельно, «4» - с частичной помощью воспитателя, «3» - целиком под руководством воспитателя. Результаты отображены на диаграммах.
за 2012 – 2013 уч.г.

за 2013 – 2014 уч.г.

Этапы проведения самоподготовки.
1) Организационный момент. Проверка рабочих мест. Правила посадки.
Для малышей важен эмоциональный настрой.
2) Развитие слухового восприятия
Чтение четверостишия даю по возможности ребенка. Сильный, хорошо читающий, читает все. А слабые читают две строчки.
3) Актуализация знаний, постановка задач.
Вспоминаем, что изучали на уроках, какое получили домашнее задание.
4) Дидактическая игра
Задания в игре строятся с индивидуальными возможностями детей.
Игра «Снежинки»
Детям раздаются картинки со снежинками, на которых написаны цифры от 0 до 20. На доске крепятся две тучки. Нужно распределить снежинки к тучкам. К одной тучке однозначные числа, а ко второй двузначные числа.
Устный счёт в виде игры «Солнце и тучи»
На солнце написано число, а на тучах примеры. Детям нужно решить примеры и по получившемуся ответу тучу с примером отнести к солнцу с числом. Тучи раздаются детям, а солнце на доске.
Например:
1710
15+2=8+2=15-5=11+6=7+3=19-2=20-10= 10+7=
5) Планирование текущей работы. Психологический настрой.
Какая группа с какого предмета начинает выполнять д / з. Учитываю психологические особенности ребят. Одни хорошо справляются с заданиями от простого к более трудному, а другие наоборот. У одних ребят уровень работоспособности более высок на начальном этапе, у других во второй половине, а ребята третьей группы нуждаются в так называемой «раскачке».
Как надо себя вести, чтобы выполнить всё быстро, аккуратно и правильно.
(Не шуми! Другим не мешай! Даром время не теряй!)
6) Инструктаж и выполнение домашней работы.
Пока третья группа записывает домашняя работа и открывает нужную страницу, читает задание, ребята 1-ой и 2-ой групп осмысливают задание, задают свои вопросы, получают инструкции по выполнению, затем приступают к работе. Я возвращаюсь к третьей группе, оставляя работу других групп под своим контролем и при необходимости оказываю им помощь или консультирую.
Во время работы стараюсь создать ситуацию успеха и хвалю за самые незначительные достижения. У ребят много существенных различий в устойчивости внимания, темпе деятельности, быстроте вхождения в работу. Не требую выполнения задания за строго отведённое время, учитывая индивидуальные особенности воспитанников. В то же время, стараюсь регламентировать выполнение письменных заданий для ряда учащихся, что дисциплинирует их, активизирует мыслительную деятельность, приучает к рациональному использованию времени, формирует потребность и способность своевременно выполнить задание.
Ребята первой группы, выполнившие д/з, могут исполнять роль консультантов для других воспитанников, контролируют правильность выполнение их работы. Предлагаю карточки с заданиями.
Игра «разрезная картинка» (разрезанная картинка, нужно сложить и назвать, что изображено); «раскрась картинку» (изображена сюжетная картинка, на отдельных деталях картинки написаны примеры, а внизу написаны ответы с цветом краски, ребенок решает пример и раскрашивает картинку), «расшифруй слово» (нужно правильно записать слово н-р: мази – зима, няба – баня и т.д.)
В процессе самоподготовки из-за разного темпа деятельности и интеллектуальных способностей, сформированности учебных навыков нет возможности для проведения единой физпаузы. Поэтому ребята отдыхают каждый в своё время, закончив выполнение д/з по одному предмету. Отдых представляет собой комплекс общеразвивающих упражнений.
7) Самоанализ и самооценивание.
Пользуясь алгоритмом «Оцени свою работу» ребята анализируют выполненное задание и ставят себе оценку простым карандашом на бумажке и вкладывают в тетрадь. Их оценка почти всегда не соответствует той, которую ставлю я при проверке.
8) Рефлексия.
Анализируя свои переживания, после выполненного д/з, ребята передают своё состояние с помощью смайлика.
9) Подведение итогов.
∙ Отметить тех, кто работал самостоятельно.
∙ Подбодрить неуверенных в себе.
∙ Похвалить добросовестных.
Ведь то, что игра – это часть учебного процесса, ни для кого не секрет. Игра помогает формированию фонематического восприятия слова , обогащает ребенка новыми сведениями, активирует мыслительную деятельность, внимание, а главное- стимулирует речь.
Формирование коммуникативной компетенции должно стать важнейшей задачей педагога, т.к. позволяет научить школьника думать, мыслить, общаться, а также  проявлять творческие, художественные силы и дать им надлежащий выход.
По этой теме я изучила следующую литературу:
Д.Н. Кавтарадзе. Обучение и игра.
М. Л.Я. Шамес. Искусство и игра в коррекционном развитии детей.
И.П. Вачков. Психологические сказки о лидерстве для младших школьников.
И.Н. Садовникова. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников.
Р.М. Боскис. Учителю о детях с нарушением слуха.
П.С. Пустовалов, М.И. Сенкевич Пособие по развитию речи.
Т.А. Сидорчук, С.В. Лелюх Обучение составлению логических рассказов по серии картинок.
М.Н. Фишман Функциональное состояние головного мозга детей с нарушением слуха и трудностями формирования речевого общения
ОГСКОУ «Школа – интернат г. Черемхово»
Отчёт по самообразованию
за 2012 – 2015 учебные года
по теме: «Использование игровых технологий при формировании коммуникативной функции речи младших школьников на самоподготовке».
Подготовила и прочитала
Филиппова С.А.