Использование проектной методики в обучении как средство формирования у учащихся социо-культурной компетенции в свете ФГОС второго поколения


Использование проектной методики в обучении как средство формирования у учащихся социокультурной компетенции.
Содержание:
Метод проектов – одна из технологий личностно-ориентированного подхода в обучении, достаточно органично адаптированная к классно-урочной системе занятий в российских школах.
Возникновение метода проектов.
Значение метода проектов в решении основной дидактической задачи при обучении ( перенести акцент с различного вида упражнений на активную мыслительную деятельность учащихся, требующую для своего оформления владения определенными знаниями и средствами).
Основные требования к использованию метода проектов.
Этапы разработки структуры проекта и проведение его.
Типологические признаки. Типы проектов:
-- по признаку доминирующего метода;
-- по признаку предметно- содержательной области;
-- по характеру координаций;
-- по характеру контактов;
-- по продолжительности.
7.Этапы работы над проектом.
8.Возможные проблемы.
9.Этапы работы.
Возможные проблемы.
1.Организация:
-- убедиться в том, что каждый ученик понимает, какое когкретное задание ему предстоит выполнить еще до начала работы над проектом;
-- подробно объяснить, что и как следует делать;
-- терпимо относиться к шуму в процессе работы, но пресекать любой другой шум, не связанный с работой;
2. Мониторинг. Необходимо знать, что делает ученик за пределами класса. Но, с другой стороны, проект – это возможность школьнику выразить свои собственные идеи. Желательно, чтобы не было слишком строгого контроля.
3. Личностные проблемы. Отсутствие интереса или мотиваций, трудности во взаимоотношениях с другими детьми. Но работа над проектом дает возможность проявить таланты, например. Оформительские. Которые не менее важны для успеха проекта, чем другие умения и знания.
4. Трудности в создании успешно действующих групп. Большинство проектов можно сделать индивидуально, но работа в группах носит более творческий характер.Групповая форма работы особенно эффективна для сбора материала. Необходимо сохранять группы до окончания работы над проектом.
В группе предпочтительное количество учеников – 3-4. Насколько это возможно, следует позволять самим учащимся разрешать проблемы внутри группы без вмешательства учителя. Учитель может дать советы по формированию групп детей с разными способностями.
Этапы работы над проектом.
1.Подготовительный этап:
--- планирование учителем проекта;
--- выдвижение идеи учителем;
--- обсуждение идеи учащимися или выдвижение своих идей, аргументирование своего мнения (этот этап имеет место, если речь идет о длительном проекте);
2.Организация работы:
--- формирование микрогрупп;
--- распределение заданий;
--- практическая деятельность учащихся в рамках проекта.
3.Завершающий этап:
--- промежуточный контроль;
--- обсуждение способа оформления проекта;
--- документирование проекта;
--- презентация результатов проекта;
--- подведение итогов выполнения проекта: обсуждение результатов, выставление оценок и т.д.
4.Этап практического применения результатов проекта (в качестве наглядных пособий, докладах на других уроках, выставки и т.д.).
Основные требования к использованию метода проектов.
1.Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения. Например, исследование истории возникновения праздников требует изучения истории страны, народа, проблем семьи, особенностей образа жизни, взаимоотношений и т.д.
2.Практическая или теоретическая значимость предполагаемыз результатов проекта (где это будет использовано).
3.Самостоятельная (индивидуальная), парная или групповая деятельность учащихся на уроках или во внеурочное время.
4.Использование исследовательских методов: олределение проблемы, вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипотез их решения, обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы.
5.Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов и распределением ролей).
Этапы разработки структуры проекта и проведения его:
1.Представление ситуаций, позволяющих выявить одну или несколько проблем по обсуждаемой тематике.
2.Выдвижение гипотез решения поставленной проблемы («мозговой штурм»), обсуждение и обоснование каждой гипотезы.
3.Обсуждение методов проверки принятых гипотез в малых группах, в каждой группе по одной гипотезе, возможных источников информации для проверки выдвинутой гипотезы, оформление результатов.
4.Работа в группах над поиском фактов, аргументов, подтверждающих или отрицающих гипотезу.
5.Защита проекта.
Типологические признаки.
1.ДОМИНИРУЮЩИЙ В ПРОЕКТЕ МЕТОД ИЛИ ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ, ТВОРЧЕСКИЙ, РОЛЕВО-ИГРОВОЙ, ИНФОРМАЦИОННЫЙ, ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ И Т.П.
2.Предметно-содержательная область: монопроект (в рамках одной области знаний) и межпредметный проект.
3.Характер координаций прокта: с открытой, явной координацией (непосредственный), со скрытой координацией (неявный, имитирующий участника проекта).
4.Характер контактов: в одном классе, в одной школе, в одном городе и т.д.
5.Количество участников проекта: личностные, парные, групповые.
6.Продолжительность проекта: краткосрочные, средней продолжительности и долгосрочные. Типы проектов по доминирующему признаку.
1.Исследовательские проекты полностью подчинены логике небольшого исследования и имеют структуру, приближенную к подлинно научному исследованию или полностью совпадающую с ним.
2.Творческие проекты предполагают соответствующее оформление результатов. Они, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности учащихся. Она только намечается и далее развивается, подчиняясь принятой группой логике совместной деятельности, интересам участников проекта. В данном случае следует договориться о планируемых результатах и форме их представления (газета, игра, сочинение и т.д.).
3.Ролево-игровые проекты. В таких проектах структура также только намечается и остается открытой до окончания проекта. Дети принимают на себя роли героев, имитирующих социальные или деловые отношения, осложняемые ситуациями, придуманными участниками. Результаты таких проектов могут намечаться в начале проекта, а могут проявляться лишь к его окончанию.
4.Информационные проекты изначально направлены на сбор информации о каком-либо объекте, явлении. Ознакомление с этой информацией участников проекта, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Эти проекты требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической корректировки по ходу работы. Такие проекты часто интегрируются в исследовательские проекты и становятся их органичной частью.
Возникновение метода проектов.
Метод проектов возник в начале 20 века, когда умы педагогов, философов были направлены на то, чтобы найти способы, пути развития активного самостоятельного мышления ребенка, чтобы научить его не просто запоминать и воспроизводить знания, которые дает им школа, а уметь применять их на практике. Именно поэтому американские педагоги Дьюи и Килпатрик и другие обратились к активной познавательной и творческой совместной деятельности детей при решении одной общей проблемы. Ее решение требовало знаний из различных областей. Поэтому метод проектов изначально называется проблемным. Проблема была чисто прагматичной. Ее решение реально позволяло увидеть результаты.
Метод проектов нашел широкое применение во многих странах мира главным образом потому, что он позволяет органично интегрировать знанияучащихся из разных областей при решении одной проблемы., генерируя при этом новые идеи.
В отечественной дидактике проблемному методу тоже уделялось много внимания, но его не связывали с методом проектов, так как он не был разработан технологически.