Праздник в школе как эффективная форма воспитания (текст к презентации)


ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«АКАДЕМИЯ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ»
Кафедра дополнительного образования и сопровождения детства
Итоговая аттестационная работа
Праздник в школе как эффективная форма воспитания
Выполнил:
слушатель курсов по программе
«Воспитательный потенциал
празднично-игровых технологий
в образовательных учреждениях»
заместитель директора по ВР
МОУ «Лотошинская СОШ №1»
Трифонова Татьяна Евгеньевна
Проверил:
д.ф.н.,
профессор кафедры дополнительного
образования и сопровождения детства
Селезнева Е.Н.
Москва, 2016г.
Как подчеркивается в документах ФГОС, начальная школа – самоценный, принципиально новый этап в жизни ребенка: начинается систематическое обучение в образовательном учреждении, расширяется сфера его взаимодействия с окружающим миром, изменяется социальный статус и увеличивается потребность в самовыражении. Важным условием формирования активного, любознательного, воспитанного школьника является создание развивающей образовательной среды, стимулирующей активные способы познания, устойчивые навыки нравственного поведения. То есть необходимы поиски оптимальных средств, способствующих максимальному развитию личности ребенка. Практическая приемлемость и целесообразность применения в воспитательной работе праздников в значительной мере определяется доступностью средств осуществления и творческой реализации главной педагогической идеи: умственного, эстетического, нравственного, духовного развития ребѐнка, возможностью широкого привлечения положительного потенциала родителей в деятельность совместной работы по воспитанию детей.
Праздник есть своеобразная форма духовного обогащения ребѐнка. «Пусть каждый припомнит своѐ детство, и он увидит, что праздник для ребѐнка совсем не то, что для нас, что это действительно событие в детской жизни, и что ребѐнок считает свои дни от праздника до праздника. Тускло и серо было бы детство, если бы из него выбросить праздники...» – справедливо писал К.Д. Ушинский [3]. Предвкушение праздника – это начало праздничного Духа, который должны поддерживать взрослые. Человек воспринимает мир чувствами, и нужно, чтобы каждое чувство в детях проснулось через цвет, звуки, запахи и т.д. Ребѐнок как губка впитывает в себя всѐ, и от того, каким эмоциональным состоянием будут окрашены его праздничные дни, будет зависеть его личная жизнь, его будущая семья. Научить детей отдыхать, вести себя на досуге – это немаловажная задача родителей и педагогов. Праздник – это особое состояние души, эмоциональный радостный подъем, вызванный переживаниями какого-либо торжественного события. В жизни человека тесно переплетается личное и общественное. Праздники, связанные с историей страны, с еѐ вековыми традициями, обрядами, обычаями позволяют человеку осознать своѐ единство со всем народом. Календарь праздников меняется, как меняется история Отечества. Неизменными остаются традиционные христианские праздники, интерес к которым в настоящее время значительно возрос. И это не простое любопытство. Знание истоков отечественной культуры, нравов и обычаев своего народа, поможет понять историю своей страны, судьбу поколений.
В широком диапазоне праздников, находящих отражение в школьной жизни, можно выделить следующие виды:
1. Общенародные: международный женский день «8 Марта».
2. Официальные: «День знаний», «День защитника Отечества».
3. Православные: «Святки», «Масленица».
4. Народно-фольклорные: «Посиделки».
5. Тематические: «Посвящение в первоклассники».
6. Спортивные: «Весѐлые старты», «Папа, мама, я – спортивная семья».
7. Интеллектуальные: «Счастливый случай».
8. Праздники искусств: «В мире сказок и мелодий».
9. Экологические: «Праздник цветов».
10. Литературные: «Времена года в творчестве разных писателей».
Каждый праздник несѐт в себе функциональную нагрузку: воспитательную, информационную, развивающую, эстетическую, межличностную.
Функции праздников
№ п/п Функция Определение
Воспитательная Процесс систематического и целенаправленного воздействия на душевное и физическое развитие личности
Информационная Сведения, передаваемые людьми, получаемые из средств массовой информации, периодической печати, книг
Развивающая Направленное, закономерное изменение сознания, расширение кругозора, интеллектуального роста личности
Эстетическая Проявление целостного отношения между человеком и миром и область духовной деятельности людей
Межличностная Отношения, возникающие в результате общения между людьми
Указанные функции взаимосвязаны, они взаимодополняют друг друга. Реализация данных функций обеспечивает решение следующих задач:
‒ объединение педагогических усилий;
‒ формирование межличностных отношений;
‒ тематическая направленность праздника;
‒ отслеживание творческого роста ребѐнка.
Объединение педагогических усилий при подготовке праздника обеспечивается через максимальное привлечение потенциала родителей. В начале учебного года на классном родительском собрании обсуждается план мероприятий на весь учебный год. При планировании учитываются особенности региона, народные традиции, школьный уклад. В ходе собрания выслушиваются мнения родителей, вносятся коррективы и дополнения. Родители по желанию делятся на творческие группы от 3 до 5 человек, которые будут отвечать за организацию и проведение того или иного праздника. В процессе совместного общения родители в непосредственной обстановке ближе знакомятся друг с другом, с коллективом детей, с педагогами. Подобные мероприятия позволяют им лучше узнать своих детей, открыть для себя ещѐ неизвестные стороны их интересов, увлечений, таланта; способствуют установлению партнѐрских отношений семьи и школы. Дети любят праздники за новизну человеческих отношений, возможность побыть с родителями и учителями на равных.
Формирование межличностных отношений выстраивается посредством активного вовлечения детей и родителей в общую творческую деятельность. Это обмен мнениями, впечатлениями при выборе темы праздника, обсуждение сценария, оформление помещения, изготовление костюмов, репетиции музыкальных и художественных номеров. Подготовка праздника – это большое и важное дело, коллективное и непременно творческое, требующее труда и фантазии, выдумки и изобретательности детей и взрослых, тогда он интересен всем. Принимая участие в подготовке и проведении праздников, дети и взрослые реализуют свои скрытые возможности. При этом важная задача учителя заключается в том, чтобы сформировать детский коллектив, сплотить родителей, то есть выстроить систему отношений. Тематическая направленность праздника выражается в органическом вхождении проводимого праздничного мероприятия с изучаемой темой по школьной программе («Прощание с букварѐм»; «Мой друг светофор»; в соответствии с установленными календарными датами («День матери», «День Победы»); с исторически сложившимися в культурной жизни народа традициями («Масленица»).
Отслеживание творческого роста ребѐнка осуществляется путѐм сравнения первоначальных способностей с момента его поступления в первый класс и через определѐнные периоды времени – полугодие, год. Окончательный результат подводится по завершению обучения в начальной школе. Важно проанализировать, какими стали дети в ходе жизни детского коллектива: добры ли они, внимательны ли к людям, доброжелательны. Всѐ вышеизложенное позволяет предложить педагогическую модель по использованию праздничных мероприятий в работе по обучению и воспитанию детей в начальной школе. В разработанной нами модели мы выделили основные этапы технологии подготовки и проведения праздников: 1) выбор темы праздника; 2) организационный; 3) разработка сценария; 4) подведение итогов.
Первый этап – выбор темы праздника. Он определяется всей системой работы, возрастными и специфическими особенностями данного коллектива, уровнем его воспитанности, подготовленностью детей к выполнению заданий, возможностью разумного сочетания традиционных тем и тем, рож-дѐнных сегодняшним днѐм, духовной жизнью народа. Необходимо продумать введение детей в тему праздника. Беседа-старт должна заинтересовать ребят предстоящей работой, создать ситуацию «завтрашней радости». В процессе этой беседы рождается совместная программа проведения праздника.
На втором этапе осуществляется организация подготовительной работы к празднику. В этот период выполняются работы по изготовлению костюмов, оформлению зала, пригласительных билетов. При этом предусматриваются виды деятельности: массовые, групповые, индивидуальные. Воспитательная роль мероприятия значительно повышается, если в его подготовке и проведении принимают участие все ребята. Для младшего школьника особую ценность представляет оценка его труда, усилий, инициативы учителем, одноклассниками. Коллективная деятельность по подготовке к празднику бывает радостной, способствует устранению конфликтных ситуаций между детьми, что делает школьный праздник эффективным средством сплочения и роста коллектива. Дети видят, что коллективные усилия приносят большие плоды, что дело спорится, если тебя поддерживают, верят в твой успех, ждут результатов труда. Ход подготовки к празднику периодически обсуждается в классе. Коллектив класса решает, как использовать собранный материал.
Третий этап – важная часть подготовки к празднику, это разработка сценария. В сценарии излагается то, что будет происходить на празднике, фрагменты, раскрывающие тему, авторские переходы от одной части праздника к другой, приѐмы активизации участников (конкурсы, игры, сюрпризные моменты, проблемные ситуации и др.), оформление и оборудование праздника. При составлении сценария праздника особое внимание обращается на его сюжет. Сюжет – это действие, которое развивается в ходе праздника. Сюжетная линия должна помогать раскрытию идеи праздника. В сценарии должны быть чѐткое начало, основная часть и финал. В подготовке и проведении праздника нет мелочей, и от второстепенных, на первый взгляд, фактов, оборудования и оформления во многом зависит успех праздничного мероприятия. Учащиеся младшего школьного возраста очень любят внешние атрибуты, поэтому там, где это возможно, родители вместе с ребятами изготовляют костюмы или их элементы.
На четвѐртом этапе происходит подведение итогов. После праздника дети обмениваются мнениями, выражают свои эмоции, чувства. Такие обсуждения проводятся после каждого праздника. Если праздник прошѐл удачно, дети высказываются с особым желанием, отстаивают свою точку зрения. Вопросы, предлагаемые учителем для обсуждения, зависят от темы и хода праздника. Таким образом, каждый праздник – это вдумчивая, разносторонняя, объ-ѐмная работа учителя, коллектива детей, родителей. Проведение праздничных мероприятий в процессе воспитания и обучения детей в начальной школе несѐт в себе целый комплекс соответствующих функций и направлений, и способствует их реализации: 1) повышение качества взаимодействия семьи и школы в воспитании детей; 2) повышение общего кругозора ребят и познавательной активности учащихся; 3) стимулирование творческих возможностей, создание атмосферы постоянного творческого поиска у детей, развитие личностной самостоятельности и духовности младших школьников.
Список литературы:
1. Георгиевский А.В., Шитикова Л.И. Проведение праздников в начальных классах. – М.: Просвещение, 1983. – 160 с.
2. Монастырская Т.В. Театрализованные представления, утренники, конкурсные программы. – Волгоград: Учитель, 2009. – 263 с.
3. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. – М.: Изд-во Академии Наук РСФСР, 1945. – Т. 6.
4. Чудакова Н.В. Энциклопедия праздников. – М.: АСТ-АТД, 1998. – 256 с. 5. Шмаков С.А. Нетрадиционные праздники в школе. – М.: Новая школа, 1997. – 336 с.