Мастер класс «Духовно-нравственный выбор субъектов образовательного процесса»


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
Станция юных натуралистов
Сальского района

Мастер-класс
методиста МБОУ ДОД СЮН
Махлай Е.В.
«Духовно-нравственный выбор субъектов образовательного процесса»
г. Сальск
2013 г.
Цель – распространение педагогического опыта по формированию культуры нравственного поведения у обучающихся.
Задачи
- показать приемы обогащения эмоционального мира обучающихся нравственными переживаниями;
- продемонстрировать систему накопления и обогащения опыта нравственного поведения обучающихся путем организации их практической деятельности.
Методы: словесный, наглядный, практический.
Оборудование: дидактические задания, салфетки, ТСО.
План проведения:
Организационный момент.
1. Введение.
Уважаемые коллеги, перед вами на столе лежат совершенно одинаковые бумажные салфетки. Я предлагаю вам, взять одну салфетку и строго работать по инструкции. Посмотрите, что вышло. Все салфетки разные, хотя вы выполняли одну и ту же инструкцию. Почему так получилось? Потому, что мы разные. Мы по-своему выполняем одни и те же действия. В том, что мы разные, есть конечно «минус». Это значит, что в обращении с нами, в обучении, воспитании нужны разные подходы и приемы. Но с другой стороны, в этом есть и большой «плюс», ведь как было бы скучно, если бы мы думали и поступали одинаково.
Сегодня вы будете не просто моими коллегами, а еще и моими помощниками – учениками. Для начала, попрошу вас, разбиться на группы по 2 человека.
2.Основной этап.
Итак, мы начинаем.
Разбившись на пары, каждый участник сформированных пар будет брать у своего партнера интервью, после чего нужно поменяться ролями. На интервью выделяется 5 минут (для всей команды)
Вопросы:
1. Как вы понимаете слово «добрый»?
2. Какие причины могут повлиять на настроение?
3. Станет ли злой человек беречь природу?
4. Считаете ли вы искреннюю вежливость душевным качеством?
Нравственность – емкое понятие. Сегодня, как вы поняли, мы поговорим об умении себя сдерживать, доброте, ответственном поведении (вхождение в тему провели с помощью интервью).
У человека есть два вида жизни. Первая – реальная, повседневная жизнь. Это его учеба, работа, выполнение поручений, обязанности, взаимоотношения с другими людьми. И есть скрытая, духовная жизнь. Это мысли, чувства, идеалы, внутренний мир.
В словаре С.И. Ожегова «доброта» определяется, как «отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим». Как привить детям положительное, хорошее, полезное?
Отгадайте загадку
Чем из того, что тебе принадлежит,
Ты можешь поделиться с другими людьми,
Не отдавая этого? (Улыбка)
Если к человеку отнестись с добротой, то и ему в ответ захочется поделиться с другим человеком, словно улыбкой, своей добротой. Я сейчас подойду к одному из вас и передам свою улыбку. После этого он должен улыбнуться и передать улыбку соседу. Какой бывает улыбка? (ответы участников)
Человек может радоваться и огорчаться, веселиться, страдать. От того, какое настроение у человека, зависит, как он будет трудиться, общаться с окружающими.
Очень важно, чтобы каждое утро начиналось с положительных эмоций, с хорошего настроения, и вы его передавали детям.
Когда встречаем мы рассвет,
Мы говорим ему… привет,
Когда встречаем мы рассвет,
Мы говорим ему….
С улыбкой солнце дарит свет,
Нам посылая свой…
При встрече через много лет,
Вы крикните друзьям …
И улыбнутся вам в ответ
От слова доброго…
И вы запомните совет:
Дарите всем друзьям…
Давайте дружно все в ответ
Друг другу скажем мы…
Но не всегда, к нам на занятия приходят дети с хорошим настроением.
Как помочь детям его исправить? При помощи игр, добрых слов, поддержки. Без тепла, без искренности сказанное слово неживое. Давайте с вами поиграем в игру «Грубых слов не говорите, только добрые дарите» (использовать только имена прилагательные).
Приходилось ли вам принимать участие, чтобы помочь бездомному животному? Какие вы при этом испытывали чувства? Кто из близких помог вам в этом?
(чтение стихотворения с музыкальным сопровождением)
Я как-то в дом принес щенка,
Бездомного бродягу,
Чтоб накормить его слегка,
Голодного беднягу.
- Ну что ж, - сказала мама, - пусть
Он поживет немножко,
В глазах его такая грусть!
Найдется супа ложка…
Я во дворе нашел потом
Котенка чуть живого,
Его принес я тоже в дом,
Сказала мама снова:
- Ну что ж - она сказала, - пусть
Он поживет немножко,
В глазах его такая грусть!
Найдется каши ложка…
Я под гнездом нашел птенца,
Над ним вороны вились,
Я спрятал в шапку сорванца,
Мы с ним домой явились.
- Ну что ж - она сказала, - пусть
Он поживет немножко,
В глазах его такая грусть!
Найдется хлеба крошка…
Однажды я принес ежа,
Ужа и черепаху,
И заяц в нашу дверь вбежал,
Наверное, со страху.
Сказала мама: - Пусть живут,
В квартире так чудесно,
А если потесниться, тут
И нам найдется место!

Человек всегда был частью природы. Окружающая человека природа – это среда его жизни и деятельности. И человеку не должно быть безразлично, какой будет окружающая среда.
«Самый страшный зверь на Земле» - так гласит надпись на клетке в одном из немецких зоопарков. Когда заинтересованный посетитель прислонит свое лицо к массивным прутьям железной решетки и заглянет внутрь, он увидит самого себя, т.к. за решеткой установлено зеркало. Как вы думаете, безосновательна ли эта запись?
Да, к сожалению, это так, надпись небезосновательна.
Вопрос? Какие вы можете привести примеры халатного отношения человека к природе?
Вы подтвердили примерами, что самый страшный зверь на Земле - человек и чтобы опровергнуть это, мы должны беречь нашу природу, наш дом. Берегите всех зверей природы, убивайте лишь зверей внутри себя.
Сегодня мы с вами попробуем создать сад доброты. Но для этого потребуется ваша доброта, любовь, доверие. Вместе, дружно, сообща, дерево, за деревом, мы создадим этот сад.
Сейчас, я хочу с вами посадить дерево с названием «Где спряталось добро». Давайте составим слова и словосочетания, в которых «спряталось добро». (Участники называют слова: добродушный, доброжелательный, добросердечный, доброго здоровья, добрый день и т.п.)
Лев Толстой говорил: «Доброта. Вот качество, которое я желаю приобрести больше всех других…»
Я очень надеюсь, что все те качества, которые вы назвали, есть и у нас, ведь только честные, трудолюбивые, уважающие себя и других могут создать сплоченный коллектив.
Нужно верить, что мы живем среди хороших, умных, воспитанных людей. Такая вера рождает доброе отношение к человеку – самую главную основу воспитанности.
На занятиях в творческом объединении, мы с детьми часто делаем поделки, сувениры своими руками и дарим их своим родным, друзьям, знакомым. Давайте узнаем, какие подарки, в зависимости от ситуации, нужно дарить окружающим?
Задание. Работа по карточкам (работа с раздаточным материалом).
Официальные: цветы, конфеты, хрусталь, художественно оформленные издания и т.п.
Неофициальные: сумка, перчатки, ремень, посуду и т.п.
Живые подарки: домашние питомцы (птицы, рептилии, грызуны и т.п).
Представьте себе, что вы идете:
на день рождения: к детям,
на юбилей руководителя,
на вечеринку к подруге,
на свадьбу к родственникам, друзьям.
Что уместно им подарить?
Как правильно вручить подарок?
Преподнося подарок, помните, что не так важна сама вещь, как сам ритуал. Даже самый скромный подарок понравится получателю, если при его вручении, вы проявите максимум внимания и учтете все правила этикета вручения подарков.
Вам больше нравится получать или дарить подарки? (Когда вы делаете подарок от всей души, то испытываете положительные эмоции, что полезно для вашего здоровья). Учитесь дарить (отдавать) с удовольствием.
3. Итог занятия.
Слово педагога.
На доске записаны мудрые высказывания великих людей. На партах лежат смайлики. Вы должны прикрепить свой смайлик к тому высказыванию, которое показывает, каким человеком вы хотите стать в будущем.
“Нельзя быть справедливым, не будучи человечным” Л. Вовенарг“Быть добрым совсем не трудно: трудно быть справедливым” В. Гюго
“Никогда не поздно замолчать, если знаешь что лжешь” А. Дюма (сын)
«Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное счастье» философ Платон.
«Как ты относишься к своим родителям, также и твои дети будут относиться и к тебе» Ф. Искандер
«Себялюбивый человек засыхает, словно одинокое дерево» И. С. Тургенев
«Всякий человек, превосходящий других по интеллекту и нравственным качествам, помимо своей воли или желания отвечает за других» Жюль Верн
«Все люди судят о нас по нашей наружности и манерам и только немногие — по нашим душевным качествам.» Филип Дормер Стенхоп Честерфилд
Невозможно воспитать ребенка словами, без личного примера. Только личный пример порождает в детях искреннюю заинтересованность. Нельзя говорить о добре, добрых поступках, словах и в тоже время быть сердитым, раздраженным, позволять себе резкие высказывания в общении с детьми. Если ребенок живет, учится в атмосфере любви, понимания, согласия, он не совершит безнравственных поступков. Так давайте же жить в мире, и пусть мир будет в нас!