Урок ОБЖ в 8 классе по теме: Аварии на химически опасных объектах


Тип урока: Урок открытия новых знаний.
Класс – 8
Время проведения урока: 40 минут.
Тема Аварии на химически опасных объектах, причины, последствия.
Цель темы сформировать у учащихся знания о химически опасных объектах, об АХОВ, их поражающих факторах, причинах и возможных последствиях при авариях на химических объектах
Задачи урока 1) Обучающая: - познакомить учащихся с понятием ХОО, АХОВ, с основными причинами при авариях на химических объектах;
2) Развивающая: - развивать самостоятельность, внимание, умение работать с текстом, обобщать и выделять главное.
3) Воспитательная: формировать у учащихся толерантность, умение работать в команде; воспитание культуры учебного труда.
Используемые методы – словесные, наглядные, самостоятельная работа с учебником, проблемно-поисковый метод.
Организация пространства: кабинет ОБЖ
Межпредметные связи Формы работы Ресурсы
Русский язык, химия, история Индивидуальная, парная, групповая Учебник, электронное приложение, рабочая тетрадь, наглядные пособия,
содержание Деятельность учителя Деятельность учащихся
Мотивационный этап (5мин.)
•Создание комфортной обстановки для восприятия содержания урока.
•Повтор темы предыдущего урока как основы для изучения нового материала.
.
Здравствуйте. Пожалуйста, садитесь. У нас сегодня на уроке присутствуют гости . Методист УО Сагалаков Н.У и учителя ОБЖ школ Аскизского района. Итак, мы продолжаем изучать раздел «ЧС техногенного характера и защита населения от их последствий». Какую тему мы изучали на прошлом уроке?
Совершенно верно.
Для повторения пройденной темы прошу выполнить работу с карточками.
А сейчас отдайте свою работу тем, кому желаете, для проверки. Если затрудняетесь с правильным ответом, можете свериться с учебником.
Использование каких веществ при выбросе или проливе может вызвать поражение людей и заражение окружающей среды?
На каких объектах могут происходить такие аварии? «Пожары и взрывы»
Ученики выполняют работу.
Одноклассники проверяют работы.
Ученики: ХОВ.
Ученики: на ХОО.
Целевой этап ( 2мин.)
Постановка цели и задач урока в сопровождении учителя Итак, откроем тетради, запишем число и тему урока. (24 ноября, ииравА ан хиксечимиххынсапохаткеъбо) Слайд 1О чем мы сегодня должны узнать на уроке?
Почему их так называют? Ученики записывают тему урока.
Ученики озвучивают задачи урока: о ХОО, используются ХВ.
Содержательный этап ( 20 мин.)
Объяснение нового материала
Учитель: В настоящее время в промышленности и сельском хозяйстве применяют сотни тысяч различных химических веществ и их соединений. В мире насчитываются около 1 млн. наименований, только в России 70 тыс. наименований. В промышленности очень много химизаций, где широко применяют АХОВ и не только в промышленности. Фосген использовался во время первой мировой войны в качестве боевого отравляющего вещества. из курса истории вы помните, что хлор использовался и во время второй мировой войны. Фашисты использовали хлор против людей как удушающее вещество – применяли его в газовых камерах для умерщвления людей. А сейчас в Алеппо боевики применяют против мирного населения химическое оружие с отравляющими веществами - белый фосфор и хлор.

( СЛАЙД 2). АХОВ - это опасные химические вещества, которые при проливе или выбросе в окружающую среду способны вызвать массовое поражения людей или животных, а также заражение воздуха, почвы, воды, растений и различных объектов.
(СЛАЙД 3) Крупнейшие потребители опасных химических веществ
(СЛАЙД 4)
(СЛАЙДЫ 5,6,7,8) Химический опасный объект (ХОО) – это объект, где хранят, перерабатывают, используют или транспортируют АХОВ, при аварии на котором может произойти поражение людей, животных, растений и заражение окружающей среды. Рассмотрим, какие объекты называются химически опасными. В первую очередь это, конечно, предприятия химической промышленности, а также целлюлозно-бумажной промышленности.
Кроме того, к химически опасным объектам относятся предприятия нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности, а также – предприятия пищевой и текстильной промышленности. Химически опасные объекты вполне могут находиться в черте города (или в сельской местности), поэтому в аварийных ситуациях они часто представляют серьёзную угрозу для населения.
(СЛАЙД 9) Химические опасные объекты есть практически во всех областях нашей страны. В зонах возможного химического заражения проживают более 53 млн. человек
Найти в учебнике и записать крупнейшие потребители ОХВ
Рассмотрите в учебнике количество ХОО по регионам. Определите регионы с наибольшим количеством ХОО.
(СЛАЙД 10)
(СЛАЙД 11)
Более 50% ХОО имеют запасы аммиака, 35% - запасы хлора, 5% - соляной кислоты
(СЛАЙД 12)
У нас в РХ имеется около 19 ОХО. На этих объектах используется около 145 тонн аммиака и 184 тонны хлора.
(СЛАЙД 13)
Вот некоторые промышленные предприятия, использующие АХОВ.

Сообщение учащихся по теме.
У нас в поселке тоже имеется ХОО, Что это за объект? Назовите.
(СЛАЙД 14)
Несмотря на все принимаемые меры по обеспечению безопасности, полностью исключить вероятность возникновения химических аварий невозможно.
Работая в парах самостоятельно запишите причины аварий.
(СЛАЙД 15) Проверьте записи.
(СЛАЙД 16) В результате аварии образуется очаг химического поражения. Он включает в себя участок местности, на котором распространился токсичный продукт.
Размеры очага зависят от объемов разлившегося химически опасного вещества, метеоусловий, токсичности и степени защищенности людей.
(СЛАЙД 17) При выбросе токсичных веществ территорию вокруг ХОО условно можно поделить по уровням поражающих факторов на три зоны химического заражения.
Зона химического заражения –это территория, в пределах которой распространены АХОВ в концентрациях и количествах, создающих опасность для жизни и здоровья людей, животных, растений в течение того или иного времени.
Записать размеры трех зон.
(СЛАЙД 18)
По причине возникновения химические аварии классифицируются следующим образом:
Аварии с выбросом АХОВ при их производстве,
переработке, хранении.
Аварии на транспорте с выбросом АХОВ.
Образование и распространение АХОВ в процессе химических реакций, начавшихся в результате аварии.
Аварии с химическими боеприпасами.
Ученики работают с учебником. Отвечают на вопрос
Ученики записывают данные
Сережа и Диана выступают с сообщениями
Ученики: ж/дЗаписать определение химической аварии.
Ученики обсуждают и записывают.
Ученики записывают.
Рефлексия учащихся
Контрольно-оценочный (5 мин.) . Давайте проведем оценку результатов работы:
Кто на уроке работал активно? Давайте оценим работу товарищей. ( учитель ставит оценку за фронтальную работу)
Этап подведения итогов урока. Рефлексия (5 мин.)
Что сегодня на уроке вы узнали нового?
Что для вас было интересным на уроке?
О чем бы вам хотелось узнать побольше?
В чем были трудности?
Комментарий по домашнему заданию:
Параграф 3.1
Составить примерный текст оповещения об аварии на железной дороге с выбросом АХОВ.
Аварийно-химическими опасными объектами на территории города Абакана является МаВР» расположенное по ул. Пушкина, 196 и хладокомбинат», который находится в районе Нижней Согры по адресу Н. Согра, ул. Буденного, 108.
«МаВР» является мясоперерабатывающим, расположено на участке площадью м², с санитарно-защитной зоной площадьюм², площадь застройки ≈ 60%. Территория предприятия имеет бетонное ограждение высотой 2,5-3 м и ограждение из колючей проволоки, разделяющее территории зоопарка и «МаВР».
В технологических целях при хранении мясного сырья и готовой продукции используется аммиачная химическая установка (АХУ), предназначенная для создания холода и непрерывного поддержания необходимого температурного режима. АХУ работает в автоматическом режиме, по двухступенчатой схеме, Т кипения = - 30ºС, хладоемкость – ккал/час, аммиакоемкость – докг.
Возможна угроза совершения террористических актов или техногенной аварии на аммиачной химической установке (АХУ) и выбросе аммиака в атмосферу в объемах не более 900 кг. Зона возможного химического загрязнения, с учетом ограждения предприятия и расположения строений, составит до 600 м. При неблагоприятных метеорологических условиях сформируется за 10 минут, а живучесть зоны загрязнения составляет 1 час.
В хладокомбинат» используется аммиачная холодильная установка, предназначенная для выработки искусственного холода и непрерывного поддержания установленного температурного режима.
При возникновение аварийных ситуаций на предприятии возможен выброс АХОВ до 2,5т. Наблюдение за состоянием окружающей среды ведется силами лаборатории СЭС г. Абакана.
При возникновении аварии с выбросом максимально возможного количества АХОВ 2,5 т и неблагоприятных метеорологических условий зона возможного химического загрязнения, с учетом ограждения предприятия и расположения строений, составит до 0,36 кв. км глубиной до 1,5 км.
В номенклатуре выпускаемой продукции наблюдается тенденция производства продукция глубокой переработки. В объёме промышленного производства республики преобладает следующая продукция:
· цветная и чёрная металлургия - различные виды алюминиевых сплавов, фольга, медный и латунный прокат, ферромолибден;
· машиностроение - железнодорожные платформы, контейнеры, техника для лесопромышленного комплекса;
· пищевая промышленность - безалкогольные напитки, вода минеральная, мясо и продукция мясопереработки, молочная продукция, хлеб и хлебобулочные изделия.
· В добывающих отраслях основной вид продукции - уголь, железорудный концентрат, золото.