МИТРОПОЛИТ ФИЛАРЕТ: РЕЛИГИОЗНЫЙ И ЛИТЕРАТУРНЫЙ ДЕЯТЕЛЬ

МИТРОПОЛИТ ФИЛАРЕТ: РЕЛИГИОЗНЫЙ И ЛИТЕРАТУРНЫЙ ДЕЯТЕЛЬ
Стало доброй хорошей традицией проведение в нашем городе одного из интереснейших и познавательных мероприятий Филаретовских чтений. Когда нам была предложена тема, мы обратились к учащимся нашей школы с вопросом: «Знаете ли Вы имена святых, которые жили в Коломне?». Из 96 опрошенных учащихся 8-9 классов утвердительно ответили только 12 человек. Все они назвали имя Святителя Филарета, митрополита Московского и Коломенского, который родился и вырос в нашем городе. Очень хочется, чтобы такие видные государственные, религиозные деятели, жизнь которых является примером, были достаточно хорошо известны современной молодежи нашего славного города.
Святитель Филарет оставил огромный след не только в истории нашего государства, но и жизни нашего города Коломны, в котором его до сих пор помнят и чтят. Все это и послужило основанием для написания данной исследовательской работы.
Целью работы явилось исследование жизненного пути митрополита Православной Российской Церкви, почетного члена Императорской Академии Наук, крупнейшего русского православного богослова, святого Филарета (Василия Михайловича Дроздова); рассмотрение деятельности разносторонне развитого человека.
Предметом исследования – биография митрополита Филарета, его политические, религиозные и поэтические творения.
Практическое значение данной работы заключается в том, что она может быть использована учителями общеобразовательных учреждений для углубления знаний об истории России, Русской Православной Церкви, истории города Коломны, литературы. Кроме того, с ней могут ознакомиться люди, посещающие церковь, или дети, обучающиеся в церковных школах, для ознакомления с житием митрополита.
Методы исследования: описание, обобщение, сопоставление, анкетирование.
Святитель Филарет, в миру Василий Михайлович Дроздов, родился 26 декабря 1782 года в городе Коломне Московской губернии, в семье потомственных священнослужителей. Его предки служили в Богоявленской церкви. Здесь он вырос, был воспитан и начал своё обучение. 20 декабря 1791 года был отдан в Коломенскую духовную семинарию, где обучался вплоть до ее закрытия. В 1799 году Коломенская епархия была упразднена, а семинария вместе с кафедрой епископа были переведены в Тулу.
Со временем раскрылся его ярчайший дар слова. В 1806 году митрополит Платон счел две проповеди своего воспитанника достойными печати. Тогда же, 30 августа, по его распоряжению, Василий Дроздов был назначен лаврским проповедником и получил должность учителя поэзии. 14 января 1808 года он перемещен в класс высшего красноречия и риторики. Под влиянием владыки молодой преподаватель все более склонялся к избранию иноческого пути. 16 ноября 1808 года он принял монашеский постриг с именем Филарет, а 21 ноября митрополит Платон совершил его рукоположение в иеродиакона.
В декабре 1808 года отца Филарета неожиданно вызвали в Санкт-Петербург для преподавания в духовных учебных заведениях. Вскоре его назначили бакалавром философии и инспектором в Санкт-Петербургскую духовную семинарию.
Но, даже занимая высокие должности, он всегда помнил о своем родном городе. Приезжая в Коломну, он обращался к жителям города, называл его Иерусалимом, отдавал указания по благоустройству коломенских храмов. 8 февраля 1810 года иеромонах Филарет был переведен в Академию бакалавром богословских наук, приобрел признание как проповедник. 30 июня 1811 года он награжден наперсным крестом с драгоценными камнями "за отличие в проповедовании слова Божия"; 8 июля возведен в сан архимандрита. 11 марта 1812 года он назначен ректором Санкт-Петербургской Духовной Академии и профессором богословских наук, 27 марта - настоятелем Новгородского Юрьева монастыря.
В 1814 году отцу Филарету была поручена переработка академического устава 1808 года, с которой он блестяще справился. В свет начали постоянно выходить сочинения архимандрита Филарета по богословию и церковной истории. "Записки на Книгу Бытия" и "Начертание церковно-библейской истории" (1816) внесли много нового в российскую духовную литературу. В 1815 году Церковь приняла в обиход его первое литургическое произведение - "Молебное пение об избавлении Церкви и державы Российской от нашествия галлов и с ними двадесяти язык". Неустанная деятельность архимандрита Филарета была отмечена орденом св. Владимира II степени (1813), присвоением звания доктора богословия (1814), бриллиантовой панагией (1816). 7 марта 1816 года он назначен настоятелем Московского ставропигиального Новоспасского монастыря, а 30 августа - членом Комиссии духовных училищ.
5 августа 1817 года в Троицком соборе Александро-Невской Лавры состоялась его хиротония во епископа Ревельского, викария Санкт-Петербургской епархии. 28 августа 1818 года он пожалован в кавалеры ордена св. Анны I степени. 15 марта 1819 года возведен в сан архиепископа, с назначением на Тверскую кафедру, и в члены Святейшего Синода; 26 сентября 1820 года - переведен в Ярославль. Наконец, 2 июля 1821 года последовало и самое ответственное назначение - в Московскую епархию.
Трудно переоценить роль святителя Филарета в решении общецерковных вопросов той эпохи. В 1822 году по поручению Синода он составил "Христианский катехизис Православныя кафолическия Восточныя Греко-Российския Церкви", за который 2 июня 1823 года был удостоен ордена св. Александра Невского. В дальнейшем на данной основе святитель Филарет подготовил "Краткий катехизис" (1824), дважды редактировал "Христианский катехизис..." при переизданиях (1828, 1839). Перу московского иерарха принадлежит "Сказание об открытии мощей святителя Митрофана Воронежского" (1832). Святитель внес непосредственный творческий и решающий организационный вклад в осуществление синодального перевода Библии на русский язык. 26 марта 1839 года Филарет был пожалован орденом св. Владимира I степени за заслуги в деле воссоединения униатов с Православной Церковью. Целый ряд мер был предпринят им по распространению единоверия среди раскольников. Московский архипастырь почти ежегодно до 1842 года заседал в Синоде и имел большое влияние на ход дел. Везде и во всем святитель отстаивал интересы Церкви, вступая при необходимости в конфликт с представителями светской власти. Ревнитель православной государственности, святитель Филарет разработал многие законодательные документы Российской империи. В 1823 году, по поручению Александра I, им был составлен и сохранен в тайне акт о назначении наследником престола великого князя Николая Павловича. За верность престолу в критической ситуации Николай I пожаловал ему бриллиантовый крест на клобук, а 22 августа 1826 года, в день своей коронации, возвел в сан митрополита. При Александре II святитель был привлечен к подготовке манифеста об освобождении крестьян от крепостной зависимости, который был обнародован 19 февраля 1861 года, был награжден «За труды по освобождению крестьян».
Выдающуюся роль Филарет сыграл в создании Храма Христа Спасителя. 10 сентября 1839 г. он произнес молитву на основание Храма и обращение к императору Николаю Павловичу. По высочайшей воле именно Преосвященный митрополит произвел выбор сюжетов для горельефов, которые он назначил в 1844 г. Он сделал немалый личный денежный вклад в строительство Храма.
19 ноября 1867 года он скончался.
Митрополит Филарет – важный исторический, литературный, религиозный деятель. Он оставил незабываемый след в истории нашего государства, помог созданию манифеста об освобождении крестьян. Все это характеризует этого человека, как гуманного, умного, хорошо образованного и любящего свою Родину.
Литература:
1. Духовные светочи России. М., 1999.
2. Митрополит Иоанн (Снычев). Жизнь и деятельность митрополита Филарета. Тула, 1994.
3. Митрополит Московский и Коломенский Филарет (Дроздов). Издание Синодальной комиссии Русской Православной Церкви по канонизации святых, 1993.
4. Реформы и реформаторство в России, 2006.
5. Святитель Филарет, Коломна, 2002.
6. Газета «Глаголъ Коломна», Издание церкви Пресвятой Троицы г.Коломна (Щурово), №23 (69) от 30 ноября 2002 года

A descriptionA description...Рисунок 415