Описание опыта работы Тема «Развитие речи у детей дошкольного возраста посредством наглядного моделирования»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Дубровская №1 средняя общеобразовательная школа
имени генерал – майора Никитина Ивана Семеновича








Описание опыта работы



Тема: «Развитие речи у детей дошкольного возраста посредством наглядного моделирования»

Автор опыта работы: Гусач Елена Васильевна, воспитатель Длительность функционирования опыта: с 2015года



пгт. Дубровка - 2017



Актуальность
Речь – величайшее богатство, данное человеку. И её, как и любое богатство, можно либо приумножить, либо незаметно растерять. Речь напрямую связанна с интеллектуальным развитием ребенка, с его коммуникативными навыками. Развитие речи у детей дошкольного возраста – процесс длительный и не простой. Мотивом активного овладения родным языком выступают растущие потребности дошкольника узнать, рассказать и воздействовать на себя и другого человека. Перед взрослыми стоит большая задача - помочь детям овладеть искусством правильно и понятно выражать свои мысли, усвоить все богатство и многообразие русского языка. Ведь чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему формулировать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательней и полноценней отношения со сверстниками, тем активнее осуществляется его психическое развитие. В настоящее время, образная, богатая синонимами, описаниями, логически обоснованная речь у детей встречается не часто. По результатам мониторинга увеличивается количество детей с низким уровнем речевого развития. Часто наблюдается в речи детей использование простых конструкций предложений, односложность ответов, неспособность правильно и доступно сформулировать вопрос, составить сюжетный или описательный рассказ, снижена речевая активность детей. В связи с этим возникает необходимость поиска новых путей и более эффективных методов, способов, облегчающих путь познания, на то, как можно творчески организовать речевую деятельность детей, чтобы она была радостной, желанной и обеспечивала “психологический фундамент для подготовки детей к развивающему начальному обучению”.
Новизна опыта: метод наглядного моделирования позволяет более эффективно усвоить детям предлагаемый материал, повысить познавательный интерес ребенка, создать благоприятный эмоциональный фон, активизировать речь, память, воображение, логическое мышление, творческое начало.
Ведущая педагогическая идея: использование наглядного моделирования в образовательном процессе для формирования речевых навыков детей дошкольного возраста.
Цель: развитие всех компонентов устной речи детей: грамматического строя речи, связной речи – диалогической и монологической, формирование словаря, овладение нормами речи, конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими посредством наглядного моделирования.
Задачи:
1. Развивать монологическую и совершенствовать диалогическую формы речи детей.
2.Формировать у детей умение связно, последовательно и выразительно пересказывать сказки, рассказы с опорой на модели - схемы, мнемодорожки, мнемотаблицы.
3.Развивать умение рассказывать о предмете, содержании картины, составлять рассказ с последовательно развивающимся действием с опорой на план – схему, пиктограмму, мнемотаблицу.
4.Формировать умения составлять простые и сложные предложения, рассказы творческого характера, о событиях из личного опыта, придумывать концовки к сказкам, составлять и отгадывать загадки с опорой на наглядные модели (мнемоквадраты, мнемодорожки, мнемотаблицы, схемы).
5.Развивать умение употреблять в речи разнообразные конструкции предложений, давать развернутые ответы, последовательно и аргументировано излагать свои собственные мысли, строить высказывания в различных ситуациях общения.
6.Упражнять в образовании однокоренных слов, в том числе глаголов с приставками, используя наглядное моделирование.
7.Обогащать активный словарный запас. Упражнять в подборе существительных к прилагательному, слов со сходным и противоположным значением.
8. Формировать умение определять место звука в слове (начало, середина, конец), различать на слух и отчетливо произносить сходные по артикуляции и звучанию согласные звуки.
9. Формировать умение преобразовывать абстрактные символы в образы.
10. Развивать у детей мышление, внимание, воображение, память, эмоциональную отзывчивость.
Принципы организации работы по развитию речи:1) Систематичности; 2) Доступности; 3) Наглядности; 4) Взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей; 5) Коммуникативно-деятельностного подхода к развитию речи; 6) Взаимосвязи работы над различными сторонами речи; 7) Динамичности; 8) Творческого обучения и воспитания.
Педагогические технологии:1) Мнемотехника. 2) Моделирование. 3) Здоровьесберегающие. 4) Игровые. 5) Информационно – коммуникативные.
Условия работы: для реализации поставленных задач по развитию речи создала соответствующую предметно – развивающую среду. В центре речевого развития имеются альбомы со схемами, мнемоквадратами, мнемодорожками, мнемотаблицами различной тематики для составления описательных рассказов, заучивания стихов, пересказывания сказок. Оформлены альбомы: «Рассказы историй из личного опыта детей», «Рассказы историй из жизни группы», по темам «Деревья», «Птицы», «Одежда», «Посуда», «Животные», «Овощи», «Фрукты», «Игрушки»; по временам года «Золотая осень», «Зима», «Грачи прилетели», «Март», «Лето»; по стихам «Уж небо осенью дышало» А.С. Пушкин, «Ёлочка» З. Александровой, «Посидим в тишине» А. Барто, «Белая береза» С. Есенин; по сказкам «Репка», «Курочка Ряба», «Теремок», «Колобок», «Колосок», «Заяц – хваста», «Два жадных медвежонка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».
Формы организации образовательной работы по развитию речи:
Работу по развитию речи организую через:
Организованную образовательную деятельность (ООД);
Совместную деятельность в ходе режимных моментов;
Самостоятельную деятельность детей;
Взаимодействие с родителями.
В своей педагогической практике использую разнообразные формы работы: организованная образовательная деятельность (ООД), игровые обучающие ситуации, ситуации общения, беседы, ознакомление с художественной литературой, развлечения, игры (словесные, дидактические, театрализованные, подвижные), театрализованные постановки, пальчиковая, артикуляционная гимнастика.
Методы и приемы: картинки-символы, знаковая символика, мнемоквадраты, мнемодорожки, мнемотаблицы, модели – схемы, пиктограммы, иллюстрации, дидактические, словесные игры, вопросы, чтение художественной литературы, отгадывание и составление загадок, беседы, рассказывание, наблюдения.
Технология опыта: в ходе работы по формированию речевых навыков у дошкольников с использованием наглядных моделей придерживаюсь следующих правил:
Условные заместители (элементы модели) применять в следующей последовательности: предметные картинки, геометрические фигуры, карточки – символы, мнемоквадраты мнемодорожки, пиктограммы графическая модель, мнемотаблицы.
Цветные наглядные модели применять в младшей, средней группе, в старшей группе цветные и черно-белые.
Предлагаемый наглядный материал должен быть доступен, понятен для восприятия, ярко и отчетливо передавать, те свойства и отношения, которые должны быть освоены.
Таблицы не должны содержать более 9 квадратов.
Не предлагать детям более 2 мнемотаблиц в день.
В процессе работы с наглядной моделью соблюдаю последовательность:
Рассматривание, обсуждение, разбор того, что изображено на: предметной картинке, схеме, пиктограмме, мнемоквадрате, мнемодорожке, мнемотаблице.
Преобразование абстрактных символов в образы (перекодирование информации).
Рассказывание, описание, составление рассказов, сказок, загадок (в зависимости от возраста и речевых навыков детей: образец воспитателя, с помощью воспитателя, самостоятельно).
Создание и изображение наглядной модели – мнемоквадрата, мнемодорожки, мнемотаблицы, схемы.
Для реализации поставленных задач составила перспективный план работы с учётом последовательности изучения лексических тем. (Приложение №1). Начала с простого замещения геометрическими фигурами, предметами моделями, символами и знаками так как, ребенку легче представить предмет, выявить отношения между предметами, их связями, видя их зрительно. Обучение действиям замещения осуществляла в организованной образовательной деятельности на хорошо знакомых детям сказках «Репка» и «Теремок» (Приложение №3). В дальнейшем использую мнемоквадраты представляющие собой одиночные изображения и обозначающие какое-то слово, словосочетание, характеристику предмета или образ действия. Их применяю для обогащения речи детей существительными, прилагательными, наречиями, развития звуковой культуры речи, определения места звука в слове, составления предложений. С помощью мнемоквадратов, мнемодорожек, пиктограмм дети описывают игрушки, пересказывают доступные по содержанию сказки. Когда у детей уже имеются определенные навыки работы с простой наглядностью, ввожу мнемотаблицы. Они помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей. Наглядные модели помогают детям пересказывать литературные произведения, составлять описательные, творческие рассказы, заучивать стихи, отгадывать, загадывать и составлять загадки. Разработана картотека физкультминуток, пальчиковой гимнастики, при их проведении использую мнемодорожки, мнемотаблицы, пиктограммы, так детям легче запомнить текст и выполнить соответствующие действия (Приложение №35). Алгоритмы одевания, умывания, дежурства, ухода за комнатными растениям так же, помогают запомнить, воспроизвести последовательность действий и способствуют активизации словаря (Приложение №36).
Разработана картотека игр и упражнений: на словообразование «Короткие и длинные слова», «Цепочка слов», «Найди лишнее», «Зашифруем слова», «Подберем слова»; на формирование грамматического строя речи «Один много», «Почини сломанные игрушки», «Накорми животное», их провожу в организованной образовательной деятельности, утренние и вечерние отрезки времени (Приложение № 25). Такие игры совершенствуют умение детей согласовывать существительные с числительными, прилагательные с существительными.
Во втором полугодии учебного года, когда у детей уже имеется достаточный словарный запас, в рамках изученной темы, когда уже владеют анализом, обобщением понятием слово – предмет, слово – действие, слово – признак, умением подбирать синонимы, составлять распространенные предложения знакомлю с дидактическим синквейном. Применяю его как игровой прием в организованной образовательной деятельности «Веселый Буратино» (Приложение № 18), в режимных моментах для закрепления изученной темы. Составляем с детьми синквейн с помощью наглядной схемы в виде елочки, состоящей из пяти рядов. Первый ряд (верхушка елочки) – одно ключевое слово - это название, тема, обычно существительное, второй ряд – два слова (прилагательные, описывающие признаки предмета или его свойства. Третий ряд – три слова (глаголы), действия предмета, относящиеся к теме, четвертый ряд – три или четыре слова – предложение, фраза, которая показывает отношение к теме, пятый ряд – одно слово – ассоциация, синоним, который характеризует суть темы, обобщение, выражающее личное выражение и эмоцию к теме в первой строчке, обычно это существительное. При составлении синквейна не ограничиваю детей в подборе количества слов третьего и четвертого ряда. При помощи наводящих вопросов дети учатся выделять главную мысль, отвечать на вопросы и по определенному алгоритму создают свои устные нерифмованные стихотворения, короткие рассказы. Использование синквейна помогает развивать импрессивную речь детей, способствует актуализации словарного запаса, совершенствует умение строить различные конструкции предложений, описывать предметы, выделять признаки предмета. Большое внимание уделяю взаимодействию с родителями. На начальном этапе работы был разработан план сотрудничества с родителями (Приложение № 26). Провела анкетирование родителей на тему «Речевое развитие ребенка» (Приложение № 27) для выявления осведомленности родителей в вопросах развития речи детей. С целью повышения родительской компетентности в вопросах речевого развития детей дошкольного возраста провела родительское собрание на тему: «Развитие речи и памяти детей дошкольного возраста средствами мнемотехники» (Приложение № 28), консультацию с показом презентации для родителей на тему: «Мнемотехника как средство развития связной речи детей дошкольного возраста» (Приложение № 31), мастер – класс «Использование мнемотехники при заучивания стихотворений с детьми дошкольного возраста» (Приложение №32), индивидуальные беседы «Отгадываем и загадываем загадки с помощью мнемодорожек, мнемотаблиц», разместила информацию в уголке для родителей «Использование игрового приема Синквейн в развитии речи дошкольников» (Приложение № 30). Привлекала родителей к оформлению предметно – развивающей среды, к участию в проектах.
Результаты работы: результатом работы являются показатели диагностики по разделу "Речевое развитие", имеющие положительную динамику.
Уровень освоения детьми раздела «Речевое развитие»
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
Таким образом, после проведения всей системно – целостной работы по формированию речевых навыков у детей дошкольного возраста с использованием наглядного моделирования у детей повысилась речевая активность, расширился активный словарный запас, сформировались умения подбирать слова со сходным и противоположным значением, определять место звука в слове, дети стали употреблять в речи различные конструкции предложений, пересказывать тексты связно, последовательно, полно, без искажения, пропусков и повторений, составлять рассказы творческого характера, о событиях из личного опыта, придумывать концовки к сказкам, составлять загадки. Совершенствовалось умение выделять в предметах свойства, признаки, сравнивать, обобщать, классифицировать, устанавливать смысловые связи. У детей появился интерес к заучиванию стихотворений, сформировались умения выражать последовательно свои мысли, правильно строить речевые высказывания в различных ситуациях общения.
Уровень речевого развития детей стал выше, соответственно количество детей с низким уровнем речевого развития уменьшилось.
Результатом работы так же явились положительные изменения в отношении родителей к проблеме речевого развития детей. У родителей выработалась активная позиция, появилось чувство ответственности, желание совместного сотрудничества в вопросах развития речи детей. Активное взаимодействие с семьей значительно повысило эффективность педагогического воздействия на детей, позволило преодолеть многие трудности и проблемы и получить желаемый результат в речевом развитии каждого ребенка.
Заключение
Проделав данную работу, можно сделать вывод, применение наглядного моделирования в практической работе с детьми дошкольного возраста, приводит к устойчивым положительным результатам в речевом и общем умственном развитии детей.
Наглядное моделирование помогает ребенку зрительно представить звук, слово, предложение, текст и это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального, развивает речевое творчество, активность и самостоятельность в усвоении и передачи ими информации, способствует большей концентрации в образовательной деятельности, вызывает интерес к познанию нового, неизвестного.















Библиография

1. Давыдова Т.Г. Ввозная В.М. Использование опорных схем в работе с детьми. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения 2008г. №1
2. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. - М., 1985г.
3. Омельченко Л.В. Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи. Журнал. Логопед 2008г. №4 с. 102-115
4. Ткаченко Т.А. Схемы для составления описательных рассказов, Издательство «АРКТИ», 2009г.
5. Ельцова О.М., Горбачевская Н.Н., Организация полноценной речевой деятельности в детском саду - СПб, 2008г.
6. Сидорчук, Т.А., Хоменко, Н.Н. Технологии развития связной речи дошкольников. Методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений, 2004г.
7. Ветрова Н.М. «Формирование у детей старшего дошкольного возраста способности к абстракции приемами моделирования». Иркутск, 1972г. 8. Ушакова, О. С., Струнина Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. Пособие для воспитателей детского сада/ О. С. Ушакова, Е. М. Струнина. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003г.
9. Ушакова О.С.  «Развитие речи и творчества дошкольников». – Т.Ц.  Сфера, 2005г.
10. Душка Н.Д. Синквейн в работе по развитию речи дошкольников. Журнал «Логопед» № 5, 2005г.






15