«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ»


ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
(ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ)
«МОРДОВСКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНСТИТУТ ОБРАЗОВАНИЯ»
Курсовая работа
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ»
Выполнила: Ширчкова В.П.
учитель математики
МОУ «Стародевиченская СОШ»
Ельниковского муниципального района Республики Мордовия
Руководитель: Наумова Н.А..


САРАНСК 2015
СОДЕРЖАНИЕ
Введение _______________________________________________________3
Роль активных методов обучения в здоровьесберегающем образовании на уроках математики. ______________________________________ 5
Технология применения активных методов обучения в преподавании математики ________________________________________________ 7
3.Виды физкультминуток на уроках математики ___________________15
Заключение ____________________________________________________20
Литература ____________________________________________________ 22

ВВЕДЕНИЕ
Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя.
От жизнедеятельности, бодрости детей зависит ихдуховная жизнь, мировоззрение, умственное развитие,прочность знаний, вера в свои силы…
В.А.Сухомлинский
Проблема сохранения здоровья ребенка в ходе образовательного процесса всегда волновала педагогов и общество. К сожалению, нынешние поколения учеников не отличаются крепким здоровьем уже при поступлении в 1-й класс всё меньше и меньше детей, имеющих первую группу здоровья. Отсюда порой и отсутствие жизнерадостности, бодрости в глазах ребят.
Лобачевский Николай Иванович был не только выдающимся математиком, но и талантливым педагогом. Говоря о традициях в педагогике и образовании, их значении, он высказался следующим образом: "Моё мнение: ничего не уничтожать, и всё усовершенствовать”. Проблема сохранения здоровья ребенка в процессе школьного обучения имеет многовековую историю. Когда-то ещё древние греки высекли на камне: "Хочешь быть здоровым – бегай, хочешь быть красивым – бегай, хочешь быть умным – бегай”. Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрения, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. Понятия "человек”, "жизнь”, "здоровье” взаимосвязаны и взаимозависимы.
За период обучения в школе у большинства детей показатели здоровья резко снижаются. Основными причинами такого состояния обычно называют недостаток физической активности, особенности питания, общую организацию обучения, неудовлетворительное состояние классных комнат. Источниками отрицательного воздействия на здоровье являются не только и не столько внешние по отношению к учебному процессу названные факторы, но и сам учебный процесс, его содержание, способы обучения, формы организации деятельности.
Математика – один из основных предметов начальной школы. Уроки математики занимают от 20% до 25% учебного времени. От того, как происходит обучение математике, существенно зависит и состояние здоровья детей. Общеизвестно, что именно затруднения в изучении математики часто являются главными причинами психологического дискомфорта, повышения уровня тревожности детей, ведущих к снижению адаптивных возможностей организма, а следовательно, снижению качества здоровья. Поэтому, все этапы урока должны включать активные методы обучения, направленные на более эффективное освоение школьниками образовательной программы, методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся.
1 РОЛЬ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
Математика широко применяется при изучении других предметов в школе, используется в практической деятельности будущих рабочих, инженеров, технологов, экономистов, да и в повседневной жизни. Знание основ математической науки необходимо всем учащимся.
Как же привить интерес к математике? Как мотивировать обучающихся к изучаемому предмету и стимулировать их активность на протяжении всего урока? Через самостоятельность и активность, через поисковую деятельность на уроке и дома, создание проблемной ситуации, разнообразие методов обучения, через новизну материала, эмоциональную окраску урока, через применение в учебном процессе активных методов и форм работы на уроке и во внеурочное время.
Активные методы обучения – это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена главным образом не на изложение учителем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности. Использование активных методов на уроках математики помогает формировать не просто знания-репродукции, а умения и потребности применять эти знания для анализа, оценки ситуации и принятия правильного решения.
Отрицательные последствия обучения вообще и математике в частности, это: физическое утомление, вызванное мышечной статичностью в процессе обучения; отрицательное эмоциональное состояние, вызванное негативным или нейтральным отношением к обучению в целом и к однообразной учебной работе по математике; повышенная тревожность и незащищённость из-за непонимания изучаемого, из-за невозможности предвидеть, какого вида и содержания предстоит работа, а значит, и невозможность подготовиться к этой работе.
Прежде всего активные методы обучения имеют здоровьесберегающую направленность. Чтобы организация уроков математики выполняла условия здоровьесберегающего обучения математике, она должна обеспечивать:
а)   предупреждение и снятие мышечной и умственной усталости;
б)   положительное воздействие на эмоциональное состояние учащихся, как через содержание математического учебного материала, так и вне связи с содержанием математики;
в)   возможность принимать информацию многосенсорно;
г)   создание ситуаций для возникновения и проявления личностных смыслов изучаемого учебного математического материала, собственного мнения по всем вопросам обучения, взаимодействия с другими смыслами и другими мнениями;
д)  разнообразие форм учебной деятельности.
При выполнении этих пунктов будет обеспечена организация здоровьесберегающего урока.
Понимая, что основным средством обучения является учебник, чтобы он  мог быть использован эффективно и без ущерба здоровью, полезно проанализировать содержание и оформление учебника математики для того, чтобы построить работу с упражнениями, заданиями учебника, обеспечивающую сохранение здоровья учащихся.
Активные методы обучения  – методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся. Строятся в основном на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы. А.м.о. характеризуются высоким уровнем активности учащихся. Возможности различных методов обучения в смысле активизации учебной и учебно-производственной деятельности различны, они зависят от природы и содержания соответствующего метода, способов их использования, мастерства педагога. Каждый метод активным делает тот, кто его применяет .
Подводя итоги сказанному, можно с уверенностью сказать, что активные методы обучения обеспечивают решение образовательных задач в разных аспектах:
формирование положительной учебной мотивации;
активное вовлечение обучающихся в образовательный процесс;
стимулирование самостоятельной деятельности;
формирование положительной учебной мотивации;
повышение познавательной активности учащихся;
развитие познавательных процессов – речи, памяти, мышления;
эффективное усвоение большого объема учебной информации;
развитие творческих способностей и нестандартности мышления;
раскрытие личностно-индивидуальных возможностей каждого учащегося и определение условий для их проявления и развития;
развитие навыков самостоятельного умственного труда;
развитие универсальных навыков.
Системное и целенаправленное применение активных методов в образовательном процессе возможно при использовании технологии модерации. Это позволяет обеспечить эффективность образовательного процесса и гарантированное достижение запланированных целей обучения, воспитания , развития и прежде всего здоровьесберегающего обучения.
2 ТЕХНОЛОГИЯ ПРИМЕНЕНИЯ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В ПРЕПОДАВАНИИ МАТЕМАТИКИ
Возникновение интереса к математике у учащихся зависит в большей степени от методики ее преподавания и  личности учителя. Очень важна  правильная организация учебной деятельности, в том числе строгая дозировка учебной нагрузки, построение урока с учётом возможностей учащихся, их работоспособности, соблюдение гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный тепловой режим, хорошая освещенность, чистота), благоприятный эмоциональный настрой. Всё это зависит от нас, учителей.
Для многих учащихся математика - сложный предмет, поэтому необходимо проводить работу по профилактике и предупреждению стрессов, связанных с заниженной самооценкой из-за отсутствия знаний или недостаточного уровня их усвоения.
Активные методы обучения строятся:
в основном на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы;
на практической направленности, игровом действе и творческом характере обучения;
интерактивности, разнообразных коммуникациях,
на использовании знаний и опыта обучающихся, групповой форме организации их работы,
деятельностном подходе к обучению.
Основная цель активных здоровьесберегающих образовательных технологий обучения - обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья в период обучения, сформировать необходимые знания и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать их в повседневной жизни. Формы их очень разнообразны :
а) педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся:
 - игровые технологии,
 - проблемное обучение,
 - технология проектного обучения,
 - технология проведения дискуссий,
 - ИКТ;
 б) педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса:
- технология индивидуализации обучения,
- технология КСО,
- технология групповой деятельности,
- технология уровневой дифференциации,
- технология поддержки и сопровождения в образовательном процессе;
в) технология развивающего образования - система развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности.
Условия «здоровьесбережения» на уроке:
смена 4-7 видов деятельности на уроке;
развитие зрительной памяти, использование различных форм выделения наиболее важного материала (подчеркнуть, обвести, записать более крупно, другим цветом, ведение справочника в помощь ученику);
работа в парах, группах;
учёт не только полученных результатов, но и степени прилежания ученика,
использование игровых технологий, что позволяет ребёнку легко научиться применять свои знания и умения на практике, возрастает познавательная активность, стремление к новым знаниям;
введение в урок исторических экскурсов и отступлений, что помогает снять эмоциональное напряжение, обеспечить психологическую разгрузку учащихся,  показать практическую значимость изучаемой темы;
хоровое, совместное проговаривание за учителем материала, написанного на доске, в учебнике, тетради;
использование  информационных технологий, это способствует снижению утомляемости учащихся и лучшему усвоению материала;
дозировка домашнего задания - объём не должен превышать третью часть работы, выполненной на уроке, и оно  должно быть понятно ученику;
Для каждого этапа урока используются свои активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа.
1 этап – первичное овладение знаниями. Это могут быть проблемная лекция, эвристическая беседа, учебная дискуссия и т.д.
2 этап – контроль знаний (закрепление). Могут быть использованы такие методы, как коллективная мыслительная деятельность, тестирование и т.д.
3 этап – формирование умений и навыков на основе знаний и развитие творческих способностей; возможно использование моделированного обучения, игровых и неигровых методов.
На уроках математики можно использовать разнообразные творческие проектные задания. Такие задания наилучшим образом активизируют творческое развитие учащихся на уроке, способствуют обеспечению необходимых условий для активизации познавательной деятельности каждого ученика, предоставляют каждому возможность для саморазвития и самовыражения.
Для учащихся 5-7 классов подойдут игровые технологии (уроки - сказки, уроки - экскурсии, уроки - путешествия, в последствии с творческими домашними заданиями), тогда как в 8-9 классах - технологии развивающего и технологии проблемного обучения .
Для активизации познавательной деятельности обучающихся можно использовать различные формы уроков. Уроки- игры («Что? Где? Когда?», «Математический КВН», «Своя игра», «Деловые игры»), путешествия, викторины, семинары и др. При учении с увлечением эффективность урока заметно возрастает. Учащиеся в этом случае охотно выполняют предложенные им задания, становятся помощниками учителя в проведении урока.
Ещё один из эффективных путей развития у школьников интереса к предмету, который я широко применяю это организация игровой деятельности на уроке. Так как в играх различные знания и новые сведения ученик получает свободно. Поэтому часто то, что казалось трудным, даже недостижимым, на внеклассном занятии, во время игры легко усваивается. Назначение дидактических игр – развитие познавательных процессов у школьников (восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, сообразительности и др.) и закрепление знаний, приобретаемых на уроках.
Характерным для каждой дидактической игры является, с одной стороны, решение различных дидактических задач: уточнение представлений о числе или в целом о математическом понятии и его существенных особенностях, развитие способности замечать сходство и различие между ними и т.д. В этом смысле игра носит обучающий характер.
С другой стороны, неотъемлемым элементом дидактической игры является игровое действие. Внимание ученика направлено именно на него, а уже в процессе игры он незаметно для себя выполняет обучающую задачу. Поэтому дидактические игры представляются обучающимся не простой забавой, а интересным, необычным занятием.
Приведу несколько примеров игр, которые можно применять на уроках 5-6 классов
Игра “Рассели жильцов”.
Ученики получают карточки. Задание: Жильцами математического дома являются цифры и математические знаки. Нужно вставить в окошки недостающие знак или цифру. Игру можно проводить и при закреплении материала и на уроках рефлексии, а также как постановку проблемного вопроса.
Игра «Художник»  На доске записаны координаты точек (можно приготовить несколько вариантов для групповой работы): (0;12),(4;10),(0;10),(6;7),(0;7),(7;4),(1;4),(1;1),(-1;1),(-1;4),(-7;4),(0;7),(-6;7),(0;10),(-4;10),(0;12).
Отметить на координатной плоскости каждую точку и соединить с предыдущей отрезком. Результат – определенный рисунок. Выигрывает тот (или та команда), кто быстрее нарисует. Эту игру можно провести с обратным заданием: нарисовать самим любой рисунок и записать координаты вершин.
Игра «Математический банкир». Класс делится на пары, каждая из которых представляет банк (президент банка и его заместитель). На столе разложены карточки с заданиями в перевернутом виде, каждая карточка имеет стоимость от 50 до 300 условных единиц в зависимости от сложности задачи. Это возможные вклады, инвестиции и т.д. Стартовый капитал каждого банка – 500 условных единиц. Выбрав карточку с заданием и решив задачу, банк пополняет свой капитал на указанную сумму, если задача решена верно и терпит убытки на указанную сумму, если решение не верное. Ирга идет в течении урока или двух. В конце подводятся итоги – по капиталам банка. Эту игру можно использовать при отработке навыков решения заданий по какой-либо теме. Дает возможность ребятам работать в своем темпе и выбирать свой уровень сложности заданий по данной теме
Предложенные дидактические игры способствуют развитию универсальных учебных действий обучающихся.
Личностные УУД: вычислительные навыки; мотивация учения, развитие интереса к математике, положительное отношение к процессу познания, принцип удивления, формирование личностных качеств: аккуратность при выполнении работы, бережливость,
Регулятивные УУД: поиск и выделение необходимой информации; анализ с целью выделения общих признаков; синтез, как составление целого из частей; знаково-символическое моделирование.
Коммуникативные УУД: сотрудничество в поиске и сборе информации; умение точно и грамотно выражать свои мысли; выслушивать мнение членов команды, не перебивая; принятие коллективного решения, учиться познавать себя через восприятие других
Таким образом, занятия в игровой форме и дидактические игры реализуют идеи совместного сотрудничества, самоуправления, соревнования, воспитания через коллектив, приобщения детей к научно-техническому творчеству, воспитания ответственности каждого за учебу и дисциплину в классе, а главное – интереса к обучению математике.
Отдельно следует остановиться на использовании игровых технологий. Не стоит забывать слова Б.Паскаля: «Предмет математики настолько серьезен, что полезно не упустить случая сделать его немного занимательным». Большую помощь в подготовке оказывает сборник заданий по математике на тему «Здоровье» Т. М. Алимова. Данное учебное пособие представляет курс заданий, составленных на основе программы «Здоровье» под редакцией В. Н. Касаткина, Л. А. Щеплягиной. Каждый раздел пособия предваряется кратким теоретическим материалом. "О вреде курения языком математики", "Прежде чем закурить - подумай".
Рассмотрим несколько задач математической интерактивной игры «Здоровая математика»:
Режим дня
Мальчик лёг спать в 10 часов вечера и проснулся в 8 часов утра. Сколько часов спал мальчик? Ведёт ли мальчик здоровый образ жизни, если учесть, что дети должны спать 10 - 11 часов в сутки?  (10 часов, да)
Вредные привычки
Сегодня ученые утверждают, что от последствий курения на планете каждые 15 секунд умирает человек. Сколько человек умирает от последствий курения на планете за один урок?  (180 человек)
Весёлая гигиена
       Ученик 5-го класса (не из нашей школы) ленился подстригать ногти. К концу учебного года одноклассники стали опасаться садиться с ним за одну парту. До какой длины выросли к этому моменту его ногти, если средняя скорость роста ногтей составляет 0,3 см в месяц, а ленился неряха 8 месяцев?  (2,4 см)
       Задачи могут быть составлены учителем, учеником и даже родителями, что делает процесс обучения ещё разностороннее и интереснее.
Применение активных методов здоровьесберегающих технологий как отдельных элементов урока по силам каждому учителю. Если это станет системой, и мы все поймём, что здоровье – самое ценное, что есть у человека, наши дети будут здоровы и умны. «Береги честь смолоду!» - предостерегает нас народная мудрость. Давайте немного изменим её смысл: «Береги здоровье смолоду!» Удачи всем нам, коллеги, а детям – веры в свои силы!
3 ВИДЫ ФИЗКУЛЬТМИНУТОК НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
Обязательным элементом здоровьесберегающей организации урока, предотвращающим утомление учащихся, являются физкультурные минутки (далее - физкультминутки). Известно, что просидеть на уроке 40 минут достаточно сложно не только первокласснику, но и старшекласснику, особенно на уроках математики. Потраченное время окупается усилением работоспособности, а главное, укреплением здоровья учащихся.
Требования к организации и проведению физкультминуток состоят в следующем:
физиологически обоснованным временем для проведения физкультминутки являются 15-20-я минуты урока;
длительность физкультминуток составляет 1-5 мин. Каждая физкультминутка включает комплекс из 3-4 специально подобранных упражнений, повторяемых 4-6 раз. За такое короткое время удается снять общее или локальное утомление, значительно улучшить самочувствие детей;
комплексы должны подбираться в зависимости от вида урока, его содержания. Упражнения должны быть разнообразными, т. к. однообразие снижает интерес к ним, а значит, и результативность;
физкультминутки должны проводиться на начальном этапе утомления, выполнение упражнений при сильном утомлении не дает желаемого результата.
Перерыв необходим для отдыха органов зрения, слуха, мышц туловища (особенно спины) и мелких мышц кистей рук. Физкультминутки способствуют повышению внимания, активности детей на последующем этапе урока. В основном на уроке используют физкультминутки для глаз, для релаксации, для рук.
Очень хорошо если предлагаемые упражнения для физкультминутки органически вплетаются в содержание урока математики.
Так, например, во время физкультминутки в 5 классе можно сделать следующее упражнение для рук: ученики встают, руки вытянуты вперед; если учитель назовет правильную дробь, ученики поднимают руки вверх, можно при этом подняться на носки, потянуться; если неправильную – руки опускают вниз с наклоном и расслаблением.
При изучении положительных и отрицательных чисел в 6 классе можно предложить во время физкультминутки следующее упражнение: ученики встают, руки на талии; если учитель назовет положительное число, ученики делают наклоны (или повороты) вправо; если отрицательное – влево.
При сравнении дробей в 5 классе с одинаковыми знаменателями, а в 6 классе с разными знаменателями: если 5/7  6/7 верно, то учащиеся встают; если неверно садятся. (это упражнение можно адаптировать практически под любую тему урока и использовать в устной работе в сочетании с физкультминуткой).
Другой пример физкультминутки поможет не только отдохнуть от сидячей работы, но и заодно, повторить признаки делимости, нужные при работе с действительными числами и т.д. Если число делится на 3, то учащиеся поднимают руки вверх, если на 2 – руки разводят в стороны, если на 5 – руки на пояс, на 9 - приседают: 123, 342, 15, 133, 279, 927, 301, 146…  Или:  учитель считает: 1, 2, 3, … если названное число делится на 3, учащиеся поднимают руки вверх, если число делится на 5, то разводят руки в стороны, если на 3 и на 5, делают хлопок в ладоши, а если не делится ни на 3, ни на 5, руки вытягивают вперед. Вариантов может быть множество.
90 % всей информации об окружающем мире человек получает с помощью органов зрения. Нагрузка на глаза у современного ребенка огромная, а отдыхают они только во время сна. Гимнастика полезна всем, а детям особенно, для профилактики нарушений зрения, предупреждения зрительного утомления. Простейшие упражнения для глазне только служат профилактикой нарушения зрения, но и благоприятны при неврозах, гипертонии, повышенном внутричерепном давлении.
Можно выполнить следующие упражнения для глаз  с использованием геометрических фигур, цифры 8 и знака бесконечности с целью расширения зрительной активности и снятия зрительного напряжения и  утомления на уроке:
1. На листе ватмана изображаются различные цветные фигуры (квадрат, круг, ромб и.т.д.), вырезаются и размещаются на стене в кабинете.
Во время физкультминутки дается задание последовательно перемещать взгляд с одной фигуры на другую (самостоятельно) или по названию фигуры (цвета) учителем. Упражнение можно выполнять сидя и стоя.
Данные упражнения можно разнообразить в виде стихотворной инструкции, например:
Нарисуй глазами треугольник.Теперь его переверни вершиной вниз.И вновь глазами ты по периметру веди.
2. Нарисуйте движениями глаз на доске цифру 8.
3. Нарисуйте движениями глаз на доске знак бесконечности ∞.
При изучении старинных мер длины можно продемонстрировать, что значит сажень, косая сажень, локоть и т.д.
Игра "Верста – аршин- локоть - пядь".
Делать надо то, что говорю, а не то, что показываю.Услышав слово:верста - руки поднимаете вверх,аршин - складываете их крестиком перед собой, "обнимая плечи",локоть – поднимаем и опускаем локоть, руки меняем,
пядь - кисти рук в разные стороны и показываем пядь (рассояние между большим и указательным пальцами).
После использования технических средств обучения, связанных со зрительной нагрузкой, тоже необходимо проводить комплекс упражнений для профилактики утомления глаз.
Основные задачи физкультминутки:
1)снять усталость и напряжение; 2)внести эмоциональный заряд; 3)совершенствовать общую моторику; 4)выработать четкие координированные действия во взаимосвязи с речью;5)тренировать скоростные навыки выполнения мыслительных операций.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Одной из главных задач нашей школы является охрана жизни и здоровья учащихся. Данному вопросу уделяется большое внимание. Статистические данные говорят о том, что процент больных детей растёт. Работа по данной проблеме ставит перед собой следующие задачи: - создание здоровьесберегающих условий организации образовательного  процесса; - формирование у школьников мотивационных и смысловых основ здорового образа жизни, - формирование осознанного отношения школьников к своему физическому и психическому здоровью; - формирование важнейших социальных навыков, способствующих успешной социальной адаптации; - профилактика вредных привычек.
 Конечно, здоровье учащихся определяется исходным состоянием его здоровья на старте школьного обучения, но не менее важна и правильная организация учебной деятельности, а именно:1)строгая дозировка учебной нагрузки; 2)построение урока с учетом динамичности учащихся, их работоспособности; 3) соблюдение гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный тепловой режим, хорошая освещенность, чистота); 4) благоприятный эмоциональный настрой.
Для учителя очень важно правильно организовать урок, т.к. он является основной формой педагогического процесса. От уровня гигиенической рациональности урока во многом зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное нарушение утомления.
Для этого необходимо все чаще использовать активные методы обучения. Различные тестовые задания с выбором ответа, с открытым ответом; задания на перегруппировку; на распознавание ошибок, на поиск ошибок позволяет избежать монотонности на уроке.
Учитель постоянно должен заботиться о сохранении психического здоровья детей в норме, повышать устойчивость нервной системы учащихся в преодолении трудностей.
У детей преобладает непроизвольное внимание. Ученик способен сосредоточиться лишь на том, что ему интересно, нравится, поэтому задача учителя – помочь ученику преодолеть усталость, уныние, неудовлетворенность. В известной степени неудовлетворенность собой является врожденной категорией и величайшим из стимулов к саморазвитию, обучению, условием борьбы и успеха. Но неудовлетворенность, не облагороженная разумом, может привести к агрессивности, мнительности, тревожности. Необходимо постоянно заботиться о том, чтобы привести в согласие притязания ученика и его возможности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. – М.:Просвещение, 2011. – 48с. URL: http://mon.gov.ru/pro/fgos/oob/pr_oob.pdf
2.. Алимова Т. М. Здоровье: Сборник заданий по математике на тему здоровья. 5-9 классы: Методическое пособие. - М.,2003.
2. Биология: Энциклопедия для детей. - М., 1997.
4.Здоровье: Учебно-методическое пособие для учителей 1-11 классов. /Под редакцией В.Н. Касаткина, Л. А. Щеплягиной. - М., 2001.
5.Ковалько В.И.Здоровьесберегающие технологии М.: “ВАКО”, 2004, 296 с. – (Педагогика. Психология. Управление.)
6. Ковалько В.И.Школа физкультминуток: Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр. – М.: “ВАКО”, 2005, 208 с. – (Мастерская учителя).
5. Москаленко М. Н. Здоровьесберегающие технологии на уроках математики. - М.,2003.
6. Нестандартные задания по математике: 5-11 классы./В.В. Кривоногов. - М., 2000.
8. Особенности обучения математике в контексте содержания ФГОС/Е.Ю.Лукичева. - СПБ, 2013.
9. Руководство по гигиене и охране здоровья школьников./В. Р. Кучма, Г.Н. Сердюковская, А. К. Демин. - М., 2000.
10.Синягина Н.Ю.Как сохранить и укрепить здоровье детей: психол. установки и упражнения / Н.Ю. Синягина, И.В. Кузнецова. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 150 с. – (Семейная библиотека)
11. Теория и практика гигиены детей и подростков на рубеже тысячелетий./ В. Р. Кучма - М., 2001.
12.http://easyen.ru/load/math/5_klass/interaktivnaja_igra_po_matematike_dlja_5_klassa/36-1-0-244313. http://www.tiuu.ru/content/pages/53.htm
14. news.1september.ru
15. Pedsovet.ru