Проблемы мотивации образовательной деятельности путем реализации модели «учение с увлечением»: успешная реализация преимущества компетентностного подхода


Проблемы мотивации образовательной деятельности путем реализации модели «учение с увлечением»: успешная реализация преимущества компетентностного подхода
В настоящее время обществу необходимо поколение молодых людей, которые будут чувствовать себя адекватно в новой обстановке, умеющих мобильно ориентироваться в потоке информации, компетентно разрешать вопросы, возникающие в личной и профессиональной сфере жизни.
Возрос поток информации, поэтому необходимо научить ученика выбирать необходимую информацию.
21 век – век новейших технологий, больших требований, поэтому по – старому учить невозможно. Задача педагога – научить ребенка учиться, а не просто дать ему готовую информацию.
И в этом огромную роль играет мотивация
Мотив - это источник деятельности любого человека. Он выступает как бы «энергетической батареей» личности, и от его силы зависит интенсивность деятельности человека. Любое обращение к психологии личности так или иначе высвечивает фундаментальное значение мотивационной основы деятельности. Нет внутреннего мотива - внутренней движущей силы, и всякое дело обречено быть нудным, скучным, ненужным.
• Мотивы (интересы, потребности, стремления, убеждения, идеалы, эмоции, влечения, инстинкты, установки) - это то, что побуждает человека к деятельности, ради чего она совершается.
Деятельность, лишенная смысла, лишенная ценностной основы, не имеет права присутствовать в нашей жизни... Внутренний мотив учебной деятельности всегда должен предшествовать и сопутствовать обучению. Мотивация учения - не стихийно возникающий процесс, и рассчитывать здесь только на природные задатки учащихся было бы опрометчиво и бесперспективно. Мотивацию надо специально формировать, развивать, стимулировать.

В чем же актуальность, значимость проблемы мотивации образовательной деятельности учащихся?
Характеризуя современное состояние образовательной среды, мы наблюдаем ряд негативных тенденций:
- снижение двигательной и познавательной активности учащихся,
- замедление их физического и психического развития,
- высокий уровень психоэмоционального напряжения.
И как следствие – мы наблюдаем некоторое снижение показателей в учебе и воспитанности.
Основная проблема образовательной деятельности – это формирование учебной мотивации.
Мотивы учебной деятельности формируются в ходе самой учебной деятельности, поэтому важно знать, как эта деятельность осуществляется.
Основными факторами, влияющими на формирование положительной мотивации к учебной деятельности, являются:
1. Содержание учебного материала.
2. Стиль общения педагога и учащихся.
3. Характер и уровень учебно-познавательной деятельности.
Само по себе содержание обучения, учебная информация вне потребностей учащихся не имеет для них какого-либо значения, а следовательно, не побуждает к учебной деятельности. И поэтому учебный материал должен подаваться в такой форме, чтобы вызвать у учащихся эмоциональный отклик, активизировать познавательные психические процессы.
Для этого необходимы:
1.Особый подход к освещению учебного материала, характер его преподнесения;
2.Использование, показ, выделение различных элементов, привлекательных сторон содержания;
3.Задания с интересным содержанием, занимательными вопросами.
4. Показ значимости знаний, умений.
На формирование мотивов учения оказывает влияние стиль педагогической деятельности и взаимоотношений с учащимися. В плане обучения и отношения с учащимися важную роль играют:
1.Показ достижений и недостатков в развитии личности, проявление доверия к силам и возможностям учащихся.
2.Проявление личного отношения педагога к ученику, группе, высказывание собственного мнения.
3.Проявление педагогом собственных качеств, данных личности (в плане общения, эрудиции, отношения к предмету, деловых качеств и т.д.) и побуждение учащихся к подобным проявлениям.
4.Организация дружеских взаимоотношений в коллективе (взаимопроверка, обмен мнениями, взаимопомощь).
Ведущую роль в учебной деятельности играет один из сильнодействующих мотивов – интерес. «Интерес – форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознавание целей деятельности и тем самым способствующая ориентировке, ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отображению действительности. Удовлетворение интереса не ведёт к его угасанию, а вызывает новые интересы, отвечающие более высокому уровню познавательной деятельности», т.е. интерес является ведущим звеном в цепи учения с увлечением.
Проблема мотивации образовательной деятельности может быть успешно решена путем реализации модели «учения с увлечением».
Для этого существует богатый выбор форм и методов стимулирования и мотивации познавательной деятельности. Условно можно выделить 4 блока основных методов мотивации: эмоциональные, познавательные, волевые и социальные.
/. Эмоциональные
1 - поощрение,
2 - порицание,
3 - учебно-познавательная игра,
4 - создание ярких наглядно-образных представлений,
5 - создание ситуаций успеха,
6 - стимулирующее оценивание,
7 - свободный выбор задания,
8 - удовлетворение желания быть значимой личностью.
//. Познавательные
1 - опора на жизненный опыт,
2 - познавательный интерес,
3 - создание проблемной ситуации,
4 - побуждение к поиску альтернативных решений,
5 - выполнение творческих заданий,
6 - «мозговая атака»,
7 - развивающая кооперация (парная и групповая работа, проектный метод).
III. Волевые
1 - предъявление учебных требований,
2 - информирование об обязательных результатах обучения,
3 - формирование ответственного отношения к учению,
4 - познавательные затруднения,
5 - самооценка деятельности и коррекции,
6 - рефлексия поведения,
7 - прогнозирование будущей деятельности.
IV. Социальные
1 - развитие желания быть полезным обществу,
2 - побуждение подражать сильной личности,
3 - создание ситуации взаимопомощи,
4 - поиск контактов и сотрудничества,
5 - заинтересованность в результатах коллективной работы,
6 - взаимопроверка,
7 – рецензирование
Всё это можно осуществить через внедрение компетентностного подхода в образовательный процесс.
Компетентностный подход предполагает значительное усиление практической направленности образования. Уметь анализировать, сравнивать, выделять основное, давать адекватную самооценку, быть ответственным, самостоятельным, уметь творить и сотрудничать, работать без постоянного руководства, проявлять инициативу, замечать проблемы и искать пути их решения на основе здравых рассуждений - это ключевые компетенции, которые можно выделить в современном обществе.
Задача педагога - так выстроить процесс обучения и воспитания, чтобы помочь раскрыться духовным силам ребёнка, научить его мыслить, привить навыки практических действий. Педагогам, родителям необходимо осмыслить требования к образованию, предъявляемые новыми стандартами и находить новые подходы в работе. Направленность на воспитание и развитие учащихся - основа деятельности педагогического коллектива образовательного учреждения. Изменение модели образования требует прежде всего изменения личности самого педагога, готового достигать социальных, коммуникативных, информационных компетенций, толерантности, высокого уровня образованности.
Итак, направления обновления дополнительного образования с позиций компетентностного подхода:
-изменение технологий, методов и форм обучения, которые должны содействовать выявлению и формированию компетентностей учащихся в зависимости от их личных склонностей и интересов;
-изменение позиции педагога, который становится в большей степени «координатором» или «наставником», чем непосредственным источником знаний и информации;
-создание открытого образовательного пространства, позволяющего каждому выстроить образовательную траекторию, которая наиболее полно соответствует его образовательным потребностям.
Памятка для педагогов по реализации компетентностного подхода в образовании
1.Главным есть не предмет, которому вы учите, а личность, которую вы формируете. Не предмет формирует личность, а педагог своей деятельностью, связанной с изучением предмета.
2.На воспитание активности не жалейте ни времени, ни усилий. Сегодняшний активный ученик – завтрашний активный член общества.
3.Помните, что знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто использует на практике.
4.Приучайте учеников думать и действовать самостоятельно.
5.Творческое мышление развивайте всесторонним анализом проблем; познавательные задачи решайте несколькими способами, чаще практикуйте творческие задачи.
6.Будьте проинформированы относительно последних научных достижений по своему предмету.
7.Поощряйте исследовательскую работу учеников. Найдите возможность ознакомить их с техникой экспериментальной работы, алгоритмами решения задач, обработкой первоисточников и справочных материалов.
8.Учите так, чтобы ученик понимал, что знание является для него жизненной необходимостью.