ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ


УДК 370.186
Дударева Юлия Борисовна
(аспирантка кафедры гуманитарного и художественного образования Института искусств ФГБОУ ВПО «НГПУ», г. Новосибирск)
Теоретические подходы к проблеме развития творческого мышления в изобразительном искусстве
В статье рассмотрено понятие мышление в целом, творческое мышление, история изучения творческого мышления, пути реализации творческого мышления, этапы творческого процесса, проблемы возникающие в современной системе обучения изобразительному искусству, пути решения и методики современного образования.
Ключевые слова: мышления, творческое мышление, проблемное обучение, композиционное творчество, изобразительная деятельность, творческий процесс.
Dudareva Julia Borisovna
(graduate student humanitarian and artistic education of the Art Institute VPO "NSPU", Novosibirsk)
Theoretical approach to development of creative thinking FINE ARTS
The article deals with the concept of thinking in general, creative thinking, the history of the study of creative thinking, the realization of creative thinking, the stages of the creative process, the problems arising in the modern system of teaching fine arts, solutions and methods of modern education.
Tags: thinking, creative thinking, problem-based learning, compositional creativity, fine work, the creative process.
Наше познание объективной действительности начинается с ощущений и восприятия. Но, начинаясь с ощущений и восприятия, познание действительности не заканчивается ими. От ощущения и восприятия оно переходит к мышлению. [ 12. с.259]. Развитие мышления является важнейшим этапом в онтогенезе человека и в частности в его учебной деятельности, потому, что особенность мышления – расширять границы нашего познания, раскрывать сущность явлений воспринятых извне. Мышление отражает связи между предметами и явлениями, их отношения между собой, их свойства и сущность, все то, что не дано непосредственно в ощущении и восприятии. Уже в восприятии действительности свойства и предметы даны в некоторых взаимоотношениях, сочетаниях, связях, но существуют они в нерасчлененном единстве. Задача мышления заключается в том, чтобы, проанализировав данность, выявить необходимые связи, отделив их от случайных совпадений, и обобщив эти данные создать логический путь от общего к частному. Изучением процесса мышления занимались начиная с античных времен. Античные ученые Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель, также известные ученые средневековья Авиценна, Фома Аквинский, Р. Бэкон и Д.Скотт, также интенсивно изучали мышление представители русской, английской немецкой и французской психологических школ в 19 веке. Начатое в XVII в. интенсивное изучение психологии мыслительных процессов проводилось с двух принципиально различных точек зрения. Первая предполагала природное начало процессов мышления, вторая исходила из их социальной обусловленности.[7. с.264] Представители гештальтпсихологии считали, что  опыт, полученный в прошлом, не имеет какого-либо значения для решения задачи, что психика человека от рождения содержит специальные структуры, которые и позволяют получать новые продукты мышления. Представители ассоциативной психологии рассматривают возможность человека мыслить как «подарок» природы. В свою очередь всю умственную деятельность считали в принципе возможным вывести из ощущений, вызываемых воздействиями объективного мира. Согласно теории бихевиористов, процесс мышления является формой приспособления организма к новым условиям, реакцией на проблемную ситуацию и поиск решения конкретной задачи. В теории психоанализа все внимание сконцентрировано на бессознательных формах мышления, а также на влиянии потребностно-мотивационной сферы индивида на мыслительные процессы.[ 7. с.264]. В отечественной психологии мышление получило новую трактовку. Его стали понимать как особый вид познавательной деятельности. Представители данного направления (Сергей Леонидович Рубинштейн, Лев Семенович Выготский, Борис Михайлович Теплое, Петр Яковлевич Гальперин, Алексей Николаевич Леонтьев и др.), утверждали, что способность мыслить формируется в процессе жизнедеятельности человека. Они связывают психическую жизнь человека с конкретной, внешней, предметной деятельностью.[7 с.267].Интересно рассмотреть теорию умственных действий П. Гальперина, которая включает следующие положения:
- между внутренними мыслительными операциями и внешними практическими действиями человека существует генетическая связь;
- процесс превращения внешних практических действий с материальными предметами во внутренние мыслительные операции (процесс интериоризации) реализуется поэтапно с опорой на предшествующие действия и результаты. [ 7. с.267 ].
Темой исследования является творческое мышление, которое является частью процесса мышления, но имеет свою специфику и особенности. Творческое мышление – один из видов мышления, характерный созданием нового продукта и новообразованиями в ходе самой познавательной деятельности по его созданию. За многие годы исследований феномена творческого мышления возникло множество теорий о том, что отвечает за развитие творческого мышления, как оно связано с понятием креативность, врожденная это способность или приобретённая, является ли данный вид мышления синтезом других видов мышления. Вопросами творческого мышления, креативности занимались с момента развития науки. В античные времена творческое мышление воспринимали как нечто божественное, акт рождения Космоса, и также как человеческое – искусство, ремесло. В Средние века творчество понимали как волевой акт, божественный промысел. В эпоху Возрождения усиливается антропологическое значение творчества. Завершенная концепция творчества создается в XVIII веке И. Кантом. Творческой деятельностью называется продуктивная способность воображения. В отечественной психологии изучением процесса творческого мышления занимались такие ученые как Л.С. Выготский, А.Н .Леонтьев,В.П. Зинченко, и многие другие). Л.С. Выготский писал: « Всякая такая деятельность человека, результатом которой является нe воспроизведение бывших в его опыте впечатлений или действий, а создание новых образов или действий, и будет принадлежать к этому второму роду творческого или комбинирующего поведения. Мозг есть не только орган, сохраняющий и воспроизводящий наш прежний опыт, он есть также орган комбинирующий, творчески перерабатывающий и созидающий из элементов этого прежнего опыта новые положения и новое поведение [2. с. 5 ]. П.П. Блонский в своих исследованиях приходит к выводу, что творчество, безусловно, является сознательным процессом, которому предшествует бессознательная работа воображения, вызывающая яркие, эмоциональные образы, что и называется вдохновением, озарением, творческой интуицией, но еще не творчеством. [4. с.80] Американский ученый Дж. Гилфорд выделил 2 типа мышления: конвергентное и дивергентное мышление. Дж. Гилфорд придерживался такой концепции, при которой креативность представляется как универсальная познавательная способность. Э.П. Торранс приравнивал креативность к творческому мышлению, считая, что она связана, прежде всего, с процессом решения проблемы. Рассматривая творческое мышление как естественный процесс, который порождается сильной потребностью человека в снятии напряжения, возникающего в ситуации неопределенности или незавершенности, Э.П. Торранс предполагал возможность выявлять как способности к творчеству, так и условия, облекающие и стимулирующие этот процесс, а также оценивать его продукты (результаты). [ 4. с . 81] Несмотря на множество исследований и трудов, остается нерешенным один из главных вопросов, можно ли формировать творческое мышление? Является ли этот познавательный процесс генетически обусловленным или зависит от окружающих условий, можно ли воспитать талант «с нуля»? Является ли творческое, продуктивное мышление – высшей формой мышления, синтезом всех его видов? Или это отдельный вид мышления?
В настоящее время по-прежнему остается спорным вопрос: является ли творческий процесс «нормативным» для всех, но имеющим более сильные или слабые проявления у каждого индивида, или он доступен только отдельным индивидам в определенные моменты времени, при совпадении определенных условий? Сторонники есть и у той, и у другой точки зрения. Вопрос интересен тем, что возможно существует метод контролировать и «тренировать» креативный, творческий процесс.
Процесс обучения изобразительным дисциплинам в современном образовании - это многоплановая и поэтапная система, включающая в себя не только большое количество предметов изучения, но так, же и методик их преподавания на всех уровнях, таких как художественные школы, училища и вузы. «Главными задачами обучения на сегодняшний день являются: «формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности»[5].  Современное образование в области культуры и искусства не только дает комплекс знаний, умений и навыков, но также призвано адаптировать человека к условиям постоянно меняющейся действительности. Одной из важных задач обучения является формирование и развитие творческого мышления, формировать способность мыслить образами, создавать гармоничные работы, развить способность к сознательному и творчески активному "ведению" своих проектов. Анализ современных программ по изобразительному искусству и опыт работы, позволяет сделать вывод, что формирование творческого мышления является одной из самых «проблемных» вопросов художественного образования. Творческое мышление участвует во всех этапах процесса создания художественного произведения и любой творческой деятельности и результатом продуктивного мышления является новый продукт деятельности, отличающийся креативностью и новизной. Психологическая структура процесса творческой деятельности, как показывают многие исследования в общем, является инвариантной, типичной. Процесс творческой деятельности можно представить следующим образом:
Возникновение проблемы (постановка задачи)
Подготовка к решению
Формирование замысла
Воплощение замысла
Поверка и доработка [9. с.46]
Я. А. Пономарев, выделяет четыре фазы творческого процесса:
1) сознательная работа (подготовка); особое деятельное состояние как предпосылка интуитивного проблеска новой идеи;
2) бессознательная работа; созревание, инкубация направляющей идеи (работа на уровне подсознания);
3) переход бессознательного в сознание; этап вдохновения; в результате бессознательной работы в сферу сознания поступает идея решения; первоначально в виде гипотезы, в виде принципа или замысла;
4) сознательная работа; развитие идеи, окончательное оформление идеи.
Как показывает опыт работы, наиболее частой проблемой является невозможность строгого соблюдения этапов работы, «потеря» системности в обучении влечёт за собой срисовывание и копирование идей. Также к проблемам творческого решения задач можно отнести (По Маслоу): конформизм, стереотипность, ригидность мышления, привычный подход к решению блокирует путь к другим подходам. Наглядные пособия не «помогают» учебному процессу, даже наоборот, ученики не анализируют, не вникают в суть данных им примеров, таким образом, возникают шаблоны, неизбежные «провалы», и как следствие, исчезает мотивация к деятельности. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что системность в творческой деятельности является одним из необходимых условий, в то время как спонтанность и «вдохновение», являясь неотъемлемой частью процесса творчества, не всегда являются условиями для реализации успешной творческой деятельности. Следующее условие, необходимое для успешного развития творческого мышления и решения задач – подготовка, накопление опыта. Чем богаче опыт, тем больше материала, которым располагает воображение, а следовательно и мышление. Творческая деятельность будет продуктивной, если у субъекта деятельности сформированы понятия, с которыми можно работать в дальнейшем, и поэтому, процесс творческого мышления напрямую зависит от качества поступившей информации и от её восприятия. Р.Арнхейм пишет: « Элементы мышления в восприятии и восприятия в мышлении взаимно дополняют друг друга. Они превращают человеческое познание в единый процесс, который ведет неразрывно от элементарного приобретения сенсорной информации к самым обобщенным теоретическим идеям»[1. с. 98]. Творческое мышление будет развиваться в процессе обучения при соблюдении определенных условий: системности и качества подачи материала. Кроме этого в психологической науке существует большое количество методик активации творческого потенциала. Такие как: "мозговой штурм", в основу которого положен принцип разведения во времени двух фаз творческого акта: генерирования идей и их критической оценки. Синектика - ее основной принцип сделать незнакомое знакомым, а привычное чуждым, изменить сложившийся взгляд на вещи. А также личностные методы стимулирования творческого мышления, направленные на снятие психологических барьеров, препятствующих творчеству. В процессе обучения изобразительному искусству данные методики могут быть адаптированы и стать прочным « фундаментом», для развития образного, творческого мышления. Например, метод «фокальных объектов», позволяет увидеть объект работы с совершенно другой стороны и создать новаторское произведение, интересное и оригинальное. Также интересны способы работы, при которых задействованы как зрительные, так и слуховые ощущения, например рисование под определённую музыку, и способы активации сразу обоих полушарий, например вербальное описание и анализ картины художника. Несмотря на большое количество методик, к сожалению нет единой системы, поэтапно развивающей творческое мышление в изобразительном искусстве, но как показывают многие исследования этот процесс можно активизировать и более того при строгом соблюдении условий - сделать более продуктивным.
Список литературы:
Арнхейм Р. Визуальное мышление // Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления. — М., 1981. — С. 98.
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. –– СПб.: СОЮЗ, 1997. – 96 с.
Глебова М. В. Система дидактических условий развития продуктивного мышления учащихся [Текст] / М. В. Глебова // Молодой ученый. — 2011. — №11. Т.2. — С. 158-160.
Ермакова Ж.Е. Аспирант./ Становление и развитие проблемы творческого мышления в отечественной и зарубежной науке./ Вестник ЧГПУ 6’2009.
Закон "Об образовании в РФ" 273-ФЗ,  Глава 11, Статья 83.
Ильин Е. П./ Психология творчества, креативности, одаренности, Мастера психологии. // "Питер", 2013, 444с.
Козубовский В. М. Общая психология: познавательные процессы: учебное пособие / В.М. Козубовский. - 3-е изд. - Минск: Амалфея, 2008. - 368 с.
Маклаков А. Г./Общая психология: Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2008. — 583 с: ил. — (Серия «Учебник для вузов»). С.320.
Моляко В.А. Психология творческой деятельности - М.: \"Знание\", 1978 -46 с.
Пономарев Я.А. . Психология творчества, издательство «наука» Москва 1976.-302с.
Разумовский В.Г. Развитие творческих способностей учащихся. – М., 1975. – 168 с.].
Рубинштейн С.Л. /ОСНОВЫ ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ .Составители, авторы комментариев и послесловия . А.В. Брушлинский, К.А. Абульханова-Славская . СПб: Издательство "Питер", 2000.- 487с.
Симонов П.В. /Мозг и Творчество, Опубликовано в: // Вопросы философии,1992. №11. - с. 3-24,http://mozgv3.at.ua/news/2010-08-04-52.
Узнадзе Д.Н. У34 Общая психология / Пер. с грузинского Е. Ш. Чомахидзе; Под ред. И. В. Имедадзе. — М.: Смысл; СПб.: Питер, 2004. — 413 с: ил. — (Серия «Живая классика»).-214с.
Чернышев О. В. Ч-49 Формальная композиция. Творческий практикум.-Мн.: Харвест, 1999.-312 с.