ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЧТЕНИЯ (ДИСЛЕКСИИ)


ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЧТЕНИЯ (ДИСЛЕКСИИ)
Чтение—древнейшийвидпознавательнойдеятельностичеловека,нодосихпорвмеханизмечтениямногоеещенеясно.Иоченьчастообучениечтениюоснованонанасилии:плохочитаешь–читайбольше,этоприноситиздержки,которыемыимеем:вклассевсегдаоказываетсягруппаслабочитающихдетей,унихработаскнигойвызываетумственнуюперегрузку,аэтоприводиткнежеланиючитатьи,вконечномсчете,котставаниювучебе.
Навыкчтенияявляетсяобщеучебнымнавыком.АнаньевБ.А.указывал,что“Детисначалаучатсячтениюиписьму,апотомпосредствамчтенияиписьма”,поэтомунарушенияпроцессачтенияумладшихшкольников-этооднаизсамыхактуальныхпроблемлогопедии.
В последние годы отмечается значительный рост количества детей с трудностями овладения навыков чтения. В современной литературе нарушения чтения именуются термином дислексия.
Некоторыедетисдислексиейобнаруживают,чтоониабсолютнонемогутнаучитьсячитать.Будучивзрослыми,онивсеещесражаютсясозвукамиибуквами,складываяихвместе,чтобырасшифроватьслова.Онинемогутвспомнитьсимволыиликомбинациюсимволов.Слова,которыеонизнают,настраниценевыглядятзнакомыми.Ихспособностьузнаватьсловаобычнооцениваетсянижеуровняученикатретьегокласса,даже,несмотрянато,чтоонимоглигодамиработатьнадчтением.
Другиелюдимогутчитатьсловаотносительнохорошо.Когдаоничитаютвслух,всезвучитясно.Ноэтиученикиобнаруживают,чтоонинепонимаюттого,чточитают.Онидолжныпрочитыватьпредложениенесколькораз,чтобыизвлечьизнегокакой-тосмысл.Дляниххарактерноналичиесильныхзатрудненийприписьме,ионисчитаютсимволыязыкаоченьобескураживающими.
Нарушениячтенияоказываетотрицательноевлияниенавесьпроцессобучения,напсихическоеиречевоеразвитиеребенка.Современноевыявлениеэтихнарушений,точноеопределениеихпатогенезавкаждомотдельномслучае,отграничениядислексииотошибокчтенияиногохарактерна,чрезвычайноважнодляпостроениясистемылогопедическойработысдетьми.
Для эффективного коррекционного воздействия необходимо: раннее выявление нарушений, коррекционное обучение с целью предупреждения прямых и отсроченных последствий дефекта и нарастание педагогической запущенности. Содержание и направленность коррекционной работы должны предусматривать не только ликвидацию первичного дефекта на уровне устной речи (всех ее компонентов), но и предупреждение возможных проявлений его отсроченных последствий. Помимо этого, в ходе коррекционного обучения целесообразно проводить работу по формированию полноценных учебных навыков.
Мало-помалупозицияобразованияиздравоохраненияпоотношениюкпроблемеменяютсяподнаплывомновыхнаучныхоткрытий.ВСоединенныхШтатахшкольныепреподавателиотвечаютзараннеевыявлениедетейсподобнымипроблемамииспециальноеихобучение.Несмотрянавсенедостаткиподобногометода,американскиеспециалистыутверждают,чтоондалекоопережаетаналогичнуюсистемувЕвропе,гдеотсутствуетсоответствующаязаконодательнаябазадляееподдержки.Кпримеру,воФранциипомощьдетям,страдающимдислексией,оказываютлогопеды,вИталииотсутствуетиндивидуальныйподходкпроблемедислексиикактаковой,однакотакойребенокможетполучитьпомощьпедагогавшколе.Великобританияужевыпустиларядинструкцийпообучениюдетейсдислексическимиособенностями,однаконапрактикеонареализуетсякрайнемедленноиохватывает,впервуюочередь,центральныерегионы.НадняхученыеХельсинкскогоуниверситетаобнародовалирезультатыисследования,которыесвидетельствуют,чтопричинойнестандартногостроениямозгадислексиковможетбытьмутациягенаDYXC1.Однако,какпоказываетопыт,правильноеобучениенараннемэтаперазвитияребенкаможетполностьюперестроитьмозг,устраняясбой.Присвоевременномобучениидети,страдающиедислексией,скородогоняют,атоиперегоняютсвоихсверстниковвучебе.Этововсенезначит,чтотеподростки,которыевовремянеобратилисьзапомощьюидосихпорнеумеютчитать,безнадежны.Простодлянихприменяютсядругиеметодики,которыепризваныкомпенсироватьфонематическуюнесвязуемостьзасчетдругихотделовмозга.Чудесздесьнебывает.Детям,которыеимеютврожденныеособенности,приходитсянапряженноработатьдлятого,чтобыдостичьпозитивныхрезультатов.Однакоэтостоиттого.Ониучатсянетолькочитатьилиписать,ноинастойчивоидтиксвоейцели,а,какизвестно,настойчивостьестьзалогуспеха.
Человекзапоминаетнето,чтопостояннопередглазами,ато,чтомелькает.Поэтомудляосвоениякаких-тоумений,доведенияихдоавтоматизманеобходимопроводитьнедлительныеповремениупражнения,акороткие,носбольшойчастотой.Полуторачасовыетренировкинедадутникакойпользыидажеподавятуребёнкавсякоежеланиечитать.Гораздолучшепроводитьихпо5минутнесколькоразвденьиещёпередсном.
1.Оченьинтересенметоджужжащегочтения.Прижужжащемчтениивычитаетевместесребенкомодновременновслух,вполголоса,каждыйсосвоейскоростью,втечение5минут.
2.Хорошиерезультатыдаётчтениепередсном.Деловтом,чтопоследниесобытиядняфиксируютсяэмоциональнойпамятью,ивовремясначеловекнаходитсяподихвпечатлением.Организмпривыкаеткэтомусостоянию.Недаромещё200летназадговорилось:"Студент,наукамиживущий,учипсалтырьнасонгрядущий".
Еслиребёнокнелюбитчитать,тонеобходимрежимщадящегочтения:прочитываетсяодна-двестрочки,затемустраиваетсякратковременныйотдых.Такойрежимполучается,когдаребёнокпросматриваетдиафильмы:двестрочкиподкадромпрочитал,посмотрелкартинку,отдохнул.Диафильмыдолжныбытьзанимательногосодержания(сказки,приключения).
Исследование чтения начинается с анализа восприятия букв и продолжается в опытах, устанавливающих состояние чтения слов и, наконец, текста. Оно протекает, как правило, в двух формах — громкого чтения, включающего артикуляцию читаемого, и «внутреннего» чтения (чтения про себя), при котором эти артикуляции исключаются, и больной должен непосредственно схватывать значение предложенного слова, показывая на соответствующую картинку или отвечая на контрольный вопрос.
В группах для детей с нарушениями речи обучение рассчитано на два года, поэтому звуковой аналитикосинтетический метод профилактики дислексии целесообразно разделить на два этапа:
Первый год обучения. Безбуквенный период. Проводится звуковой анализ и синтез сочетаний, слогов и слов.
Второй год обучения. Буквенный период. Проводится звуко – буквенный анализ и синтез слогов и слов. Анализ текстов и предложений.
На безбуквенном этапе обучения необходимо развивать у дошкольников интерес к занятиям и формировать осознанное овладение фонетической системой языка. Пробудить познавательный интерес помогают различные игры и игровые приѐмы.
Приемы, помогающие детям лучше запоминать зрительный образ букв:
лепка из пластилина;
выкладывание из палочек, спичек, веревочек, мозаики;
вырезание из цветной бумаги;
выжигание на дощечках;
вычеркивание заданной буквы из текста (игра «Зоркие глазки»);
отгадывание букв с закрытыми глазами (взрослый пишет на ладони ребенка);
узнавание буквы на ощупь (игра «Умные ручки»);
выдавливание спицей очертания букв, письмо на снегу, песке;
рисование буквы в воздухе (ребенок указкой пишет, а взрослый отгадывает).
Таким образом, ранняя диагностика, прогнозирование школьных проблем и коррекция трудностей – залог успешного обучения детей в школе.
Список литературы:
Ананьев Б. Г. Анализ трудностей в процессе овладения детьми чтением и письмом / Б. Г. Ананьев // Начальная школа. 2007. № 3. С. 6-8.
Ахутина Т. В. Письмо и чтение: трудности обучения и коррекции / Т. В. Ахутина. М.: Сфера, 2001. 156 с.
Беккер Р. Нарушения речи как фактор, обусловливающий затруднения в обучении чтению и правописанию / Р. Беккер. М.: ВЛАДОС, 2007. 112 с.