Тема урока:Счёт предметов, сравнение предметов и групп предметов


МКОУ «Охочевская средняя общеобразовательная школа»
УМК «Школа России»
Урок математики
По теме: Счёт предметов, сравнение предметов и групп предметов.

Класс: 1
Учитель: Ефремова Н.И

Цели:
в ходе практической работы и наблюдений выявить умения вести счёт предметов;
сравнивать предметы по различным признакам (цвет, форма, размер);
различать геометрические фигуры.
Планируемые результаты:
Коммуникативные: умение слушать и слышать друг друга, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, умение сотрудничать с учителем, умение выражать свои мысли. Умение слышать учебную задачу.
Познавательные: анализ объектов с целью выделения существенных и несущественных признаков, синтез, построение логической цепи рассуждений. Умение использовать простейшие знаковые и графические модели.
Регулятивные: умение самостоятельно выделять учебную задачу. Планирование. Контроль.
Личностные: принятие нового социального статуса ученика.

Ход урока:
Организационный момент
Мотивация к учебной деятельности - Ребята, кто из вас умеет считать?
- Молодцы. А Незнайка ещё не научился этого делать?
- Давайте поможем ему.
Актуализация знаний
- Давайте вспомним, чему мы учились на прошлом уроке математики?
(Работать с учебником, читать его условные обозначения).
Выявление причины затруднения и постановки цели деятельности
- Прочитайте тему урока. (Один, два, три…)
- О чём говорит эта тема? (Мы будем учить Незнайку считать).
- Откройте учебник на стр. 4. О чём говорит красный треугольник? (О начале урока).
- Прочитайте, что записано под этим знаком? Верны ли были ваши предположения о том, чем будем заниматься?
Построение проекта выхода из затруднения
- Прежде, чем начнём работать, давайте вспомним правила поведения учеников на уроке. (Говорить по одному, не разговаривать во время ответа товарищей, внимательно слушать.)
Фронтальная работа
- Сейчас девочки хором считают от 1 до 5, мальчики слушают.
- Правильно ли сосчитали девочки?
- Теперь мальчики хором считают от 5 до 10, девочки слушают. Правильно ли сосчитали мальчики?
- Мальчик из стихотворения В. Орлова тоже умеет считать.
Я еду с мамой в зоосад
И считаю всех подряд.
Пробегает дикобраз –
Это раз.
Чистит пёрышки сова –
Это два.
Третьей стала росомаха.
А четвёртой – черепаха.
Серый волк улёгся спать –
Это пять.
(На доске появляются изображения указанных животных.)
- Сколько животных насчитал мальчик? (5)
- Давайте сосчитаем их, начиная с дикобраза.
- А сейчас сосчитаем, начиная с волка.
- Сколько животных получилось? (5)
- Почему получилось тоже самое количество, ведь мы считали не сначала, а с конца? (Мы не убирали и не добавляли животных.)
Вывод: считать количество предметов можно в любом порядке.
- Ещё раз сосчитайте, сколько животных на доске. (Учитель два раза показывает сову.)
- Сколько животных вы насчитали? (6)
- Почему? (2 раза считали сову.)
- Хорошо, я исправлюсь. Считайте ещё раз. (Учитель пропускает черепаху.)
- Сколько получилось? (4)
- Почему? (Пропустили черепаху.)
- Вы очень внимательны. Кто сможет назвать правила счёта? (Считать можно в любом порядке, но нельзя пропускать предметы при счёте или считать их несколько раз.)
6. Реализация построенного проекта
Работа по учебнику.
- Рассмотрите иллюстрацию на стр. 4учебника.
- Кто изображён на рисунке?
- Чем они заняты?
- А кто их обучает?
- Мудрая сова приготовила своим ученикам считалку. Я вам её прочитаю, а вы ответьте на вопрос: для чего нужно уметь считать?
- Придумайте по этому рисунку вопросы со словом «Сколько». Ответьте на них.
7. Первичное закрепление во внешней речи
- Составьте разные вопросы со словом «Сколько», про кубики на полях.
- Вспомните, о чём говорит следующее условное обозначение. (Работа в парах)
- Напомните, что значит работать в парах? (Сначала считает один, потом другой, затем ответы сравниваются.)
- Почему в обоих случаях у вас получался один результат? (Количество предметов не зависит от порядка их счёта.)
Физкультминутка
8. Продолжение работы по теме урока
Работа по учебнику стр. 5
- Какие слова главные вынесены на ленту верхней части страницы? (Первый, второй, третий..)- Когда мы так считаем?
- Послушайте стихотворение о весёлом поезде, который везёт друзей.
- Кто же едет в поезде?
- Кто такой чижик?
Работа по вопросам к стихотворению.
- Согласитесь ли вы со мной, если я скажу, что в 3 вагоне едет собака? (Нельзя точно сказать, так как неизвестно, откуда начинается счёт)
- А теперь поиграем в игру «Топай-хлопай». Если вы согласны с утверждением, хлопайте, если нет – топайте.
В третьем от зелёного паровоза вагоне едет собака. (Нет)
В третьем от красного паровоза вагоне едет собака. (Да)
Обезьяна едет второй, если считать от красного вагона. (Нет)
Кот едет в первом вагоне. (Нельзя точно ответить)
Вывод: когда спрашивают «Какой по счёту?» нужно говорить, откуда начинается счёт.
9. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Рабочие тетради с печатной основой стр. 3.
- Что изображено на рисунке?
- Ответьте на вопросы под картинкой.
- Составьте свои вопросы со словом «Сколько?».
-Прочитайте, каким цветом будете закрашивать листочки.
- Внимательно послушайте задание и выполните его.
10. Рефлексия деятельности.
- Посмотрите на условное обозначение внизу на стр. 5 учебника. Прочитайте задание. Так что же авторы учебника предлагают?
- Сосчитайте сколько кружков на рисунке?
- Какой ответ правильный?
- Сколько красных фигур?
- Какой ответ правильный?
- сколько всего фигур?
-Какой ответ правильный?
- Оцените себя. Если нет ошибок, ставите +, если есть - .- Какой вывод сделают ребята, которые допустили ошибки?
11. Подведение итогов урока
- Чему учились на уроке?
-Как вы думаете, усвоил ли Незнайка счёт предметов?