Урок географии в 9-х классах, тема:Экономико — географическая характеристика Уральского экономического района

В.Н.Симаков, учитель географии МБОУ СОШ №29
г.Сургута ХМАО-Югры

Тема: Уральский экономический район
Задачи: 1) Показать уникальность природных ресурсов Урала.
2) Рассмотреть историю освоения хозяйства Урала.
3) Дать характеристику ТПК Урала, выделить проблемы Уральского региона.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Для учащихся: Для учителя:
1) Доказать ,что Урал - 1) Учить умению доказывать
уникальный район мира по данным карты и учебника
2) Продолжить формирование 2) Научить ученика сравнивать
умений сравнивать, давать оценку и видеть черты сходства и
ЭГП, ПУ и Р различия
3) На основе данных карты 3) Развивать умение графически
и учебника начертить схему ТПК Урала составить характеристику
хозяйства района

План урока:

Проверка знаний и умений учащихся (Д/З)
Оценка ЭГП Урала (работа с тематической картой)
Оценка ПР и условий (работа с учебником и картами)
Сообщение по истории формирования региона (творческое задание)
Вычерчивание схемы ТПК Урала (на доске)
Практическая работа в тетради (таблица №1)
Закрепление и Д/З
Содержание и ход урока:

Проверка знаний и умений учащихся
а) Назовите и покажите на карте состав Поволжья
б) Охарактеризуйте ЭГП Поволжья
в) Дать оценку природных условий и ресурсов Поволжья
г) Дать характеристику населению и трудовым ресурсам
д) Назвать и охарактеризовать отрасли специализации района
е) Начертить схему ТПК Поволжья
(Кр. вывод и оценки)

Изучение нового материала урока: (основные этапы)
а) Сообщение темы и целей урока.
б) Беседа по ранее изученному материалу (изученным вопросам):
С чего всегда характеризуется экономический район?
Назвать план характеристики ЭГП района.
Почему характеристика района начинается с оценки ЭГП?
в) Работа на контурной карте:
* Нанесите границы и состав Урала
* Подписать пограничные территории (соседское положение).
г) Работа с картами атласа:
Определить и охарактеризовать природные условия Урала;
Определить и назвать природные ресурсы региона;
Нанести на контурную карту основные месторождения полезных ископаемых.

д) Работа с учебником:
Рассмотреть рисунок на стр. 287 (учебник В.Я.Ромм)) и карту атласа. Какие из народностей наиболее древние
Прочитать § 59, определить национальный состав и размещение
е) История освоения (сообщение)
Задание:
Прослушать сообщение и выделить этапы освоения Урала.
д) Характеристика хозяйства:
Рассказ учителя об главных отраслях!
Машиностроение (сообщение о ВПК)
Металлургия
Химическая промышленность
ЛПК
Добывающая
АПК
Топливно-энергетический комплекс.
Задание: На основе рассказа начертить схему ТПК Урала
е) Работа с учебником:
прочесть статью на стр. 292-293 (учебник В.Я.Ромм)
Выделите очаги экономических проблем
ж) Практическая работа (в тетради) таблица №1
Цель: сравнить ЭГП 2-х районов и выделить
черты сходства и различий

План сравнения
Поволжье
Урал
Черты сходства и различия

С 196 (Алексеев)





Закрепление
Почему Урал называют опорным краем Державы?
В чем уникальность природных ресурсов Урала?
Какова роль Урала в экономии России? (схема на доске)
Главные отрасли специализации хозяйства Урала (центры)

Общий вывод. Оценки. д\з §47,заполнить таблицу №2, контурная карта (задание №2)


















13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115