Статья «Формирование культуры здорового образа жизни участников образовательного процесса на уроках и во внеурочной деятельности»


Семинар
заместителей директоров по воспитательной работе и
педагогов - организаторов на базе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Школа № 8 г.Феодосии Республики Крым»
Доклад
«Формирование культуры здорового образа жизни
участников образовательного процесса на уроках
и во внеурочной деятельности»
Заместитель директора по УВР:
Варачева Виктория Жанновнаг.Феодосия
2015
В человеке, которого мы воспитываем,
должны сочетаться нравственная чистота,
духовное богатство, физическое совершенство.
                                                 В.А.Сухомлинский.
Проблемы сохранения здоровья учащихся и привития навыков здорового образа жизни всё больше волнует наше общество. Сохранение здоровья подрастающего поколения - задача государственной важности, так как современные школьники составляют основной трудовой потенциал страны. Свою долю ответственности за сложившуюся ситуацию несёт и система образования.
Одним из эффективных средств, с помощью которых можно было бы предотвратить ряд серьезных проблем и недостатков в обеспечении уровня здоровья школьников является создание школы, содействующей здоровью. По определению ВОЗ "здоровье – это состояние телесного, душевного и социального благополучия". Следовательно, и воспитание правильного отношения к здоровью нужно осуществлять в этих направлениях.
1.Физическое здоровье: уровень валеологической культуры, т. е. как ученики умеют учиться, не перегружая себя. Учащиеся должны знать упражнения для отдыха глаз, упражнения для осанки, упражнения на концентрацию внимания, уметь расслабляться.
2. Духовно – нравственное здоровье: уровень социализации: ответственность, организованность, доброжелательность, открытость.
3. Психическое здоровье: эмоциональная удовлетворенность школьника на уроках.
Понятно, что мы не можем в полной мере повлиять на физическое здоровье, но психо-эмоциональное и социально-нравственное здоровье наших учащихся находится, в том числе, и в сфере нашей деятельности.
Воспитательная работа в школе ведется во многих направлениях. Ключевыми, т.е. приоритетными из них являются: В первую очередь
ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ:
-формирование патриотического воспитания на уроках и во внеурочное время
-изучение истории страны и малой Родины
-краеведческая деятельность
-школьный музей
- уроки мужества
- «Мой край в годы ВОВ»
- конкурс стихов
- конкурс рисунков «С чего начинается Родина».
- спортивные соревнования, посвященные «Дню защитника Отечества»
- Митинг и концерт, посвященный Дню Победы
- конкурс патриотической песни
- Проводы Масленицы
- беседы, тематические классные часы, встречи, организация трудового десанта у памятника в нашем селе
- НРАВСТВЕННОЕ И ДУХОВНОЕ ВОСПИТАНИЕ
- Школа- наш дом. История нашей школы в рамках празднования юбилея «ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ ШКОЛЫ»
- Цикл классных часов по правовой нравственности, толерантном поведении в обществе.
- Уроки милосердия и доброты
- День пожилого человека
- День Конституции
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ
- школьный и муниципальный этапы Всероссийской олимпиады школьников
- подведение итогов «Лучший класс»
- эффективное выявление и развитие интеллектуально-творческого потенциала личности каждого ребенка и помощь одаренным детям.
КУЛЬТУРОТВОРЧЕСКОЕ И ЭСТЕТИЧЕСКОЕ
- Беседы об искусстве; Конкурсы, игры, проекты художественно-эстетической направленности;
Выставки изобразительного искусства;
Кружки художественно-эстетической направленности;
Классные часы: Этикет, Эстетическая сущность этикета, Этика общения человеческих отношений, Поговорим о том, как мы выглядим;
Кружковая работа: ИЗО, кружок по вокалу;
Литературная гостиная;
Организация и проведение праздников, театрализованных представлений, концертов, конкурсов и др.;
Организация летнего отдыха детей;
Привитие эстетического отношения к специальной форме одежды; .Посещение сельской библиотеки;
Тематические классные часы, беседы направленных на изучение  народных традиций, обрядов, праздников духовно – нравственного содержания;
Тематические беседы: «Этика и культура поведения»,  «Движение и музыка», «В мире доброты и красоты», «Школа хороших манер», «Дорога к моему «Я»»;
Фестиваль талантов;
Эстетическое оформление интерьера учебного заведения и его территории;
Экскурсии и выезды в театры, музеи, выставочные залы.
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ И ТРУДОВОЕ
 - Озеленение школьных кабинетов и рекреаций.  
 - Трудовые десанты.  
 - Озеленение школьного двора.  Уход за школьными клумбами.
 - Акция «Птичка», «Синичкин дом».
 -  Школьная операция «Хозяин» (утепление кабинета, ремонт).  
 - Охранные походы в природу.
-  Экологический праздник «День Земли»
- Тематические классные часы «Лес – наше богатство», «Хлеб всему голова».
-  Конкурс экологических плакатов.  Экологические экскурсии.  
-  Лекторий для родителей и детей «Антиникотиновое воспитание»
ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ, КУЛЬТУРА БЕЗОПАСНОСТИ
- Беседа «Знакомство с правилами школьной жизни»   
- Беседа «Бережно относись к школьному и другому общественному имуществу, к своим вещам, вещам товарищей»  
- Беседа «Знакомство с правами и обязанностями учащихся» 
- Викторина «Уроки Фемиды» 
- Беседа «Социальные нормы и асоциальное поведение (преступность, наркомания, алкоголизм)» 
- Лекции для родителей
ВОСПИТАНИЕ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ
беседы:
«Моя мама, мой папа» «Отдыхаем всей семьей».
«Генеалогическое древо»
Составление творческих рассказов на тему «Моя семья», «Как я помогаю дома», «Я горжусь своим папой (дедушкой)», «Мой домашний любимец».
Конкурс рисунков на тему «Семья»
Изготовление подарков для мам, открыток для членов семьи.
Литературно- театральная композиция ко Дню матери
«Счастлив тот, кто счастлив дома» родительские собрания.
Чествование родителей за успехи в воспитании детей.
«Школа будущих родителей» на базе 1 класса
Воспитание культуры здоровья –
это сложный процесс создания педагогических условий, обеспечивающих развитие личности школьника как субъекта оздоровительной деятельности в соответствии с его интересами, склонностями, способностями, ценностными установками на самосохранение здоровья, а также знаниями, умениями и навыками обоснованного ведения здорового образа жизни
Культура здоровья — это совокупность элементов, оказывающих жизненно значимое влияние на нормальную деятельность детского организма в процессе образования.
На наш взгляд, к данной совокупности элементов, определяющих культуру здоровья, можно отнести:
организацию и проведение урока с учетом здоровьесберегающих условий;
социально-психологическое здоровье учащихся;
здоровье учителя;
благоприятный эмоциональный микроклимат в коллективе.
Однако отношение к здоровью как к самоценности сопровождается зачастую неумением заботиться о нем. Некоторые дети слабо разбираются в вопросах здорового образа жизни, не имеют поддержки родителей и, как следствие этого, недостаточно заботятся о своем организме, не могут дать оценку своему физическому состоянию, отказываются или редко участвуют в различных спортивных мероприятиях.
Т.е. основная проблема не в здоровье, а в отсутствии знаний и навыков здорового образа жизни. Говоря словами президента нашей страны, В.В.Путина: «Люди должны осознать, что здоровый образ жизни – это личный успех каждого».
Молодым людям, вступающим в жизнь, нужно показать путь к здоровью, но бороться за него человек должен сам. Следовательно, формирование здоровья в значительной степени зависит от самого человека, его знаний и умений. Формирование, сохранение и укрепление здоровья школьников -- будущего нации – является одной из важнейших задач школьного образования. Речь идет о новой концепции образования -здравотворческой. Дети должны знать, что только здоровый человек может жить полнокровной жизнью и приносить максимальную пользу людям. У школьников воспитывается ответственное отношение к своему здоровью, формируется умение понимать и принимать ценные для здоровья решения. Школа должна взять на себя первостепенную роль в формировании культуры здорового образа жизни учащихся.
Возложение на школу и учителя такой, казалось бы, несвойственной им задачи - заботы о здоровье учащихся - определяется следующими причинами:
- Во-первых, взрослые всегда несут ответственность за то, что происходит с детьми, находящимися под их опекой. Это касается и детского здоровья. Именно в школе, под "присмотром" учителей, школьники проводят значительную часть времени, и не помогать им, сохранить здоровье, было бы проявлением бездушия и непрофессионализма.
- Во-вторых, большая часть всех воздействий на здоровье учащихся - желательных и нежелательных - осуществляется именно педагогами, в стенах образовательных учреждений. Если же придерживаться точки зрения, что всеми вопросами здоровья должны заниматься медики, то к каждому классу надо прикрепить, хотя бы одного врача.
- В-третьих, современная медицина занимается не здоровьем, а болезнями, т. е. не профилактикой, а лечением. Задача же школы иная - сохранить и укрепить здоровье своих воспитанников, т.е. профилактическая. Поэтому, главное действующее лицо, заботящееся о здоровье учащихся в образовательных учреждениях - педагог.

Проблема здоровья детей сегодня как никогда актуальна. В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что именно учитель, педагог в состоянии сделать для здоровья современного ученика больше, чем врач. Это не значит, что педагог должен выполнять обязанности медицинского работника. Просто учитель должен работать так, чтобы обучение детей в школе не наносило ущерба здоровью школьников.
«Обучая не отнимай здоровья» - вот девиз наших учителей. Логическим продолжением работы в этом направлении стала работа над проектом:
«ШКОЛА ЗДОРОВЬЯ И УСПЕХА»
носит многомерный характер, так как в период его реализации в школе будут происходить значительные изменения, влияющие на прогнозируемые и планируемые показатели.
Наша школа должна стать школой здоровья, где наряду с обучением детей существенное внимание уделяется максимальной реализации физического, психологического, социального потенциала детей, приобретению учениками знаний и выработки навыков, необходимых для принятия решений, относящихся к их здоровью, а также для сохранения и улучшения благоприятной для здоровья окружающей среды образовательного учреждения.
Проект "Школа Здоровья и Успеха" включает в себя целый ряд взаимодействующих между собой направлений или компонентов, способствующих адаптации детей и подростков к окружающей среде.
Цели проекта:
Создание школы, как пространства заботы о психологическом и физическом  здоровье детей.
Сроки реализации проекта: 
сентябрь 2014 года – май 2017 года.
В школе коллективом педагогов проводится спортивно-оздоровительная работа. Её цель - формировать у детей стремление укрепить своё здоровье и развить физические способности. Важно то, что особое внимание в ней уделяется аспектам физического и нравственного здоровья:
- в школе создаются условия для сохранения и укрепления здоровья учащихся на уроках физкультуры, на занятиях внеурочной деятельностью, и во внеклассных мероприятиях;
- ведется активная и широкая пропаганда здорового образа жизни;
- воспитывается негативного отношения к вредным привычкам;
- установлена тесная связь с медицинскими работниками по вопросам профилактики заболеваний.
При проведении мероприятий задействованы все: учащиеся школы, члены педагогического коллектива, родители.
Физкультурно-оздоровительная деятельность включает в себя:
- подготовку и проведение разнообразных спортивных праздников и состязаний, игр, Дней здоровья;
- проведение тематических классных часов, бесед, родительских собраний;
- организацию экскурсий, походов, прогулок;
- организацию интересного и плодотворного досуга, включая каникулярное время;
- привлечение родителей и других представителей взрослого населения села к проблемам формирования и ведения здорового образа жизни.
В режим школьника включены спортивные перемены, физкультминутки для учащихся.
Необходимо заботу о здоровье сделать одним из приоритетов работы всех педагогических коллективов и каждого педагога в отдельности.
Закончить свое выступление хочется словами великого Гиппократа: «Здоровье есть высочайшее богатство человека». Храните и умножайте свое богатство.