Педагогический проект по теме: «Использование технологии развития критического мышления как средство формирования мыслительной деятельности у младших школьников»


Ханты-Мансийский автономный округ – Югра
Город Нижневартовск
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 17»
Педагогический проект по теме:
«Использование технологии развития критического мышления как средство формирования мыслительной деятельности у младших школьников»
Автор: учитель
начальных классов
МБОУ «СОШ №17»
Рябикова
Нурия Нурчановна
Оглавление
Введение
1.1 Актуальность развития критического мышления.
1.2 « Инновационность» технологии критического мышления.
Цель и задачи педагогического проекта.
3. Основная часть.
3.1 Базовая модель технологии критического мышления.
3.2 Принципы построения урока в технологии развития критического мышления .
3.3 Приёмы и методы применяемые на разных стадиях урока при технологии развития критического мышления.
4.Рабочий план реализации проекта.
5. Ожидаемые результаты.
6. Перспективы развития проекта.
7. Список литературы.
1. Введение.
1.1. Актуальность проблемы развития критического мышления.
Сегодня в России идет активная работа по совершенствованию системы образования. С переходом на новые образовательные стандарты повышаются требования к результатам образования, которые учитывают возрастные и индивидуальные особенности школьников. Федеральные государственные стандарты нацелены на то, чтобы не только вооружить детей определенным набором знаний, но и сформировать универсальные учебные действия, которые являются предпосылкой формирования способности учащегося к саморазвитию и самосовершенствованию. Только в процессе определенной учебной деятельности могут быть сформированы универсальные учебные действия. Необходимо создать новые условия для такой деятельности, изменив сам образовательный процесс: освоить новые формы организации обучения, новые образовательные технологии, создать новую информационно-образовательную среду.
Принципиальным отличием новых образовательных стандартов является их ориентация на развитие способности ребёнка к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта. На смену «знаниевому подходу» приходит подход «компетентностный». Поэтому сегодня важно не столько дать ребёнку как можно большой багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться.
Развитие мыслительных способностей младших школьников - это есть актуальная проблема, которую необходимо решать. Именно благодаря способности человека мыслить решаются трудные задачи, делаются открытия, появляются изобретения. Развивать мышление - значит развивать умение думать.
Но с точки зрения овладения логическими законами процесс мышления протекает, как правило, стихийно. Поэтому продуктивность мыслительной деятельности школьников, к сожалению, остаётся далеко позади их возможностей и не в полной мере отвечает задачам современного обучения.
Мыслительный процесс начинается тогда, когда возникает задача или проблема, у которой нет готового способа решения. Если есть стремление что-то понять, в чём-то разобраться, то здесь тоже речь идёт о мышлении.
Одной из технологий способной решить задачи, поставленные в новых стандартах, является технология развития критического мышления. Технология критического мышления предполагает гуманистический подход к обучению. Гуманистический подход в противоположность авторитаризму предполагает личностную вовлеченность ученика в процесс учения: ученик в нем инициативен и самостоятелен, он учится осмысленно, его инициатива поощряется. ФГОС второго поколения акцентирует внимание на обеспечении условий для развития личности обучаемых, стимулируя тем самым инновационные аспекты деятельности учителей. В настоящее время в мире сокращается значимость репродуктивной деятельности, связанной, как правило, с использованием традиционных технологий. В век динамичных изменений главным становится умение учиться самостоятельно.
ФГОС второго поколения и технология критического мышления предполагают равноправные взаимодействия субъектов обучения, диалогические отношения между ними, возможность высказывать свои суждения, рассчитывая быть услышанным, выслушивать, понимать и принимать другие мнения, выстраивать систему аргументов в защиту своей позиции, сопоставлять разные позиции. Использование технологии развития критического мышления (ТРКМ) на уроках предусматривает деятельностный подход, что является методологической основой федерального государственного образовательного стандарта. Критическое мышление (КМ) – это система суждений, при которых у учащихся появляется способность ставить новые вопросы и анализировать информацию с тем, чтобы применить полученные результаты, как к стандартным, так и нестандартным ситуациям.
В идеале такой подход к обучению учащихся обеспечивает нормативную базу знаний и коммуникативных навыков.
1.2. «Инновационность» технологии критического мышления.
Технология критического мышления представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе. Она направлена на освоение базовых навыков открытого информационного пространства, развитие качеств гражданина открытого общества, включенного в межкультурное взаимодействие. Технология открыта для решения большого спектра проблем в образовательной сфере.
Критическое мышление - это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.
2. Цель и задачи педагогического проекта
Цель: сформировать модель работы по развитию критического мышления младших школьников.
Задачи для достижения поставленной цели:
1. Изучить научную литературу по данной проблеме.
2. Формировать умений ориентироваться в источниках информации, находить, перерабатывать, передавать и принимать требуемую информацию.
3. Проведение различных внеурочных конкурсов, интеллектуальных игр, позволяющих учащимся проявить свои способности.
4. Применить методы и приемы, которые способствуют развитию критического мышления младших школьников.
5. Работа с родителями по данной проблеме.
Объект исследования: технология критического мышления у младших школьников.
Предмет исследования: формирование мыслительной деятельности обучающихся через использование технологии критического мышления на разных стадиях урока (вызов, осмысление, рефлексия).Гипотеза: если использовать приёмы технологии развития критического мышления, то можно активизировать мыслительную деятельность обучающихся, что приведет к повышению качества образования по предмету, к повышению уровня мотивации обучающихся.
3.Основная часть
3.1 Базовая модель технологии критического мышления.
Технология развития критического мышления разработана Международной читательской Ассоциацией и Консорциумом Гуманной педагогики, в настоящее время реализуется в 29 странах. На английском языке понятие "критическое мышление" означает умение размышлять над тем, каким образом человек получает знания, а не довольствоваться лишь тем, что эти знания можно записать и запомнить. Ученики задаются вопросами: "Как это соотносится с тем, что я уже знаю?", "Подтверждается ли данная информация фактами?", "Как я могу использовать эту информацию?" Этот осмысленный подход к обучению важен для жизни в современном мире.
Что принципиально нового несёт технология критического мышления?
Педагог должен развивать любого ученика, согласно индивидуальным способностям и выявить творческие возможности каждого в отдельности.
Учитель должен думать о том, чтобы сначала сделать ученика пригодным для восприятия образования. Прежде чем образовывать ученика своими наставлениями, сначала должен пробуждать в ученике стремление к образованию, делать ученика, по крайней мере, годным к образованию. Не объем знаний или количество информации, уложенное в голову ученика, является целью образования, а то, как умеет управлять этой информацией: искать, наилучшим способом присваивать, находить в ней смысл, применять в жизни. Не присвоение «готового» знания, а конструирование своего, которое рождается в процессе обучения.
Элементы новизны содержатся в разработке и совершенствовании форм, методов, приёмов работы по использованию информационных технологий в учебном процессе, которые ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности в создании и накоплении необходимого комплекса программно-методического обеспечения, в решении проблемы психолого-педагогической адаптации учащихся в процессе усвоения учебного материала с использованием информационно- коммуникативных технологий.
Как же можно определить критическое мышление?
Д. Клустер предлагает пять пунктов, определяющих данное понятие:
критическое мышление есть мышление самостоятельное;
информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом критического мышления. Знание создает мотивировку, без которой человек не может мыслить критически;
критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить;
критическое мышление стремится к убедительной аргументации;
критическое мышление есть мышление социальное. Всякая мысль проверяется и оттачивается, когда ею делятся с другими.
Технология критического мышления, как и новые стандарты, должна научить школьников:
1. Организации своей деятельности;
2. Душевности и чуткости;
3. Ощущению свободы и счастья бытия;
4. Самореализации, сохранения ценностей;
5. Пониманию себя и пониманию других;
6. Умению мыслить;
7. Формированию и отстаиванию своей точки зрения;
8. Партнерские отношения;
9. Умению сотрудничать;
10. Гибкости мышления;
11. Умению слушать;
12. Мобильности;
13. Способности оценивать свои действия. Рефлексии.
В основу технологии положен базовый дидактический смысл, состоящий из трех стадий. Каждая из них имеет свои цели и задачи, а также набор характерных приемов, направленных сначала на активизацию исследовательской, творческой деятельности, а потом на осмысление и обобщение приобретенных знаний.
3.2 Принципы построения урока в технологии развития критического мышления.
В основе технологии развития критического мышления лежит базовая модель, состоящая из трёх фаз: вызов, осмысление и рефлексия.
1 этап «Вызов» (ликвидация чистого листа).
Ребенок ставит перед собой вопрос «Что я знаю?» по данной проблеме.
2 этап «Осмысление» (реализация осмысления).
На данной стадии ребенок под руководством учителя и с помощью своих товарищей ответит на вопросы, которые сам поставил перед собой на первой стадии (что хочу знать).
3 этап «Рефлексия» (размышление).
Размышление и обобщение того, «что узнал» ребенок на уроке по данной проблеме.
Если ребёнок мыслит критически, он легко вступает в любую фазу урока.
3.3 Приёмы и методы, применяемые на разных стадиях при использовании технологии критического мышления.
1 стадия ВЫЗОВ.
Задачи: Пробуждение имеющихся знаний и интереса к получению новой информации; самостоятельное определение направления в изучении темы.
Приемы:
-Составление списка «известной информации»:
рассказ-предположение по ключевым словам;
- верные и неверные утверждения;
- ключевые слова;
- "Верите ли вы?"
- "Корзина идей";
- "толстые" и "тонкие" вопросы;
- таблица "Знаю - узнал - хочу узнать";
- "Дерево предсказаний"
-проблемные вопросы, и т.д.
Кому-то этот этап, наверняка, знаком. С вызова нередко начинается работа в режиме проблемного обучения. В классической педагогической литературе используется понятие "создание мотива к обучению". Стройная система приемов включает в себя как способы организации индивидуальной работы, так и ее сочетания с парной и групповой работой. Когда у школьников на уроке возникает потребность узнать нечто новое, что поможет решить возникшие на стадии вызова проблемы нехватки имеющегося опыта и знаний, противоречий, появившихся вследствие высказывания различных точек зрения, приходит время знакомиться с новой информацией. В классе нередко основным источником информации становится учитель. При этом он не транслирует ее, а анализирует и оценивает. Ученикам не предоставляется права на заблуждение. В режиме ТРКМ у ученика на данном этапе уже возникают собственные цели и мотивы для изучения нового. Именно это является основным стимулом развития критического и творческого мышления. Когда ученики читают текст слушают объяснение учителя, просматривают фильм, они пытаются услышать ответы на поставленные ими же, а не учителем вопросы. Ученики не просто механически слушают или читают, не просто выбирают информацию для заполнения предложенной учителем таблицы или пытаются слово в слово повторить текст или объяснение, они преломляют новый материал через призму своих целей, собственных интересов.
2 стадия ОСМЫСЛЕНИЕ.
Задачи: Помощь в активном восприятии изучаемого материала и соотнесении старых знаний с новыми.
Приемы:
-систематизация материала (графическая):
таблица "тонких" и "толстых" вопросов;
кластер;
-методы активного чтения:
- "инсерт";
- перепутанные логические цепочки;
- чтение с остановками;
- "Бортовые журналы";
- дневники;
- стратегия "Зигзаг"
-диспуты;
-поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы
Данная стадия - содержательная, в ходе которой происходит непосредственная работа ученика с текстом, причем работа направленная, осмысленная. Процесс чтения сопровождается действиями ученика (маркировка, составление таблиц, ведение дневника), которые позволяют отслеживать собственное понимание. При этом понятие "текст" трактуется очень широко: это и письменный текст, и речь преподавателя, и видеоматериал.
3 стадия РЕФЛЕКСИЯ
Задачи: Помощь в самостоятельном обобщении изученного материала и определением направления в дальнейшем изучении материала.
Приемы:
-установление причинно-следственных связей между блоками информации.
-возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям.
-ответы на поставленные вопросы.
-организация устных и письменных круглых столов.
- "Фишбон";
- "Двухрядный стол";
- синквейн.
Стадия рефлексии необходима не только для того, чтобы учитель проверил память своих учеников, но и чтобы они сами смогли проанализировать, удалось ли им достичь поставленных целей и решить возникшие в процессе знакомства с новым материалом проблемы и противоречия. Рефлексивный анализ направлен на прояснение смысла нового материала, построение дальнейшего маршрута обучения (это понятно, это непонятно, об этом необходимо узнать еще, по этому поводу лучше бы задать вопрос и т. д.) Но подобный анализ мало полезен, если он не обращен в словесную или письменную форму. Именно в процессе вербализации тот хаос мыслей, который был в сознании в процессе самостоятельного осмысления, структуризируется, превращаясь в новое знание. Возникшие вопросы или сомнения могут быть разрешены. Кроме того в процессе обмена мнениями по поводу прочитанного и услышанного, учащиеся имеют возможность осознать, что один и тот же текст может вызвать различные оценки, которые различаются по форме и содержанию. На стадии рефлексии ученики систематизируют новую информацию по отношению к уже имеющимся у них представлениям, а также в соответствии с категориями знания (понятия различного ранга, законы и закономерности, значимые факты). При этом сочетание индивидуальной и групповой работы на данном этапе является наиболее целесообразным. В процессе индивидуальной работы учащиеся, с одной стороны, производят отбор информации, наиболее значимой для понимания сути изучаемой темы, а также наиболее значимой для реализации поставленных ранее индивидуальных целей. Живой обмен идеями между учащимися в процессе групповой работы дает возможность расширить свой выразительный словарь. Разрешая диалог на стадии рефлексии, преподаватель дает возможность увидеть и рассмотреть различные варианты мнений по одному вопросу. Это время переосмысления и перемен в учебном процессе, когда ознакомление с разнообразными способами интегрирования новой информации приводит к более гибким конструкциям, которые могут применяться в будущем более эффективно и целенаправленно.
Итоговая рефлексия (окончательное подведение итогов) является очень важной, так как она может стать выходом на новое задание: исследование, заинтересованность и т. д.
Противники технологического подхода к уроку часто говорят о том, что структура подобного урока, приёмы, организация работы в классе, группе «уводят» учащихся от содержания.
Чтобы избежать подобных ошибок и сохранить целостность урока, как в содержательном, так и в технологическом плане, предлагаются некоторые рекомендации по работе с различными видами текста.
На уроках можно работать с двумя видами текстов – информационными (научными, публицистическими) и художественными. Приёмы технологии, в основном, одинаково «работают» на обоих типах текстов. Можно дать большое количество рекомендаций по поводу их применения, но нельзя забывать о главном: определяющим при планировании является содержательная сторона урока, а не привлекательность отдельных приёмов и стратегий. Итак, напоминаем, технология развития критического мышления предлагает строить урок по схеме вызов – осмысление - рефлексия и предлагает набор приёмов и стратегий Представляем описание основных наиболее часто применяемых приёмов данной технологии:
«Верные или неверные утверждения».
Например, началом урока могут быть предложены высказывания.Затем попросим учащихся установить, верны ли данные утверждения, обосновывая свой ответ. После знакомства с основной информацией (текст параграфа, лекция по данной теме) мы возвращаемся к данным утверждениям и просим учащихся оценить их достоверность, используя полученную на уроке информацию.
«Инсерт».
Ещё один приём данной технологии, который часто используется, это маркировка текста по мере его чтения «Инсерт».
ИНСЕРТ
I – interactiveN – noting самоактивизирующая «V» - уже знал
S – system системная разметка «+» - новое
E – effectivt для эффективного «-» - думал иначе
R – reading and чтения и размышления «?» - не понял, есть вопросы
T - thinking
Во время чтения текста необходимо попросить учащихся делать на полях пометки, а после прочтения текста заполнить таблицу, где значки станут заголовками граф таблицы. В таблицу кратко заносятся сведения из текста.
Таблица «толстых» и «тонких» вопросов
? ?
Дайте три объяснения, почему…?
Объясните, почему…?
Почему вы думаете…?
Почему вы считаете…?
В чём различие…?
Предположите, что будет, если…?
Что, если…?
Кто?
Что?
Когда?
Может…?
Будет…?
Мог ли…?
Как звать…?
Было ли…?
Согласны ли вы…?
Верно ли?
ВзаимоопросОдин из способов работы в парах. Используется на стадии «осмысления». Технология применения: Два ученика читают текст, останавливаясь после каждого абзаца, и задают друг другу вопросы разного уровня по содержанию прочитанного. Данная форма способствует развитию коммуникативных навыков. (Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления через чтение и письмо: стадии и методические приемы // Директор школы. 2005. № 4.)
Мозговая атака.
(Не путать с психологическим приемом стимулирования творчества «мозговой штурм», Алекс Осборн «Прикладное воображение», 1950. При этом оба эти словосочетания являются вариантами русского перевода английского термина «brainstorming», однако используются в разных сферах и выполняют разные функции.) Как методический прием мозговая атака используется в технологии критического мышления с целью активизации имеющихся знаний на стадии «вызова» при работе с фактологическим материалом.
1 этап: Учащимся предлагается подумать и записать все, что они знают или думают, что знают, по данной теме;
2 этап: Обмен информацией.
Рекомендации к эффективному использованию:
1. Жесткий лимит времени на 1-м этапе 5-7 минут;
2. При обсуждении идеи не критикуются, но разногласия фиксируются;
3. Оперативная запись высказанных предложений.
Возможна индивидуальная, парная и групповая формы работы. Как правило, их проводят последовательно одну за другой, хотя каждая может быть отдельным самостоятельным способом организации деятельности. Примечание: парная мозговая атака очень помогает учащимся, для которых сложно высказать свое мнение перед большой аудиторией. Обменявшись мнением с товарищем, такой ученик легче выходит на контакт со всей группой. Разумеется, работа в парах позволяет высказаться гораздо большему числу учащихся (Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития: инновационный курс. Книга 2. - Казань: Изд-во Казанского университета, 1998. - 318с.)
Групповая дискуссия.
«Дискуссия» от лат. - исследование, разбор, обсуждение какого-либо вопроса. Учащимся предлагается поделиться друг с другом знаниями, соображениями, доводами. Обязательным условием при проведении дискуссии является:
А) уважение к различным точкам зрения ее участников;
Б) совместный поиск конструктивного решения возникших разногласий.
Групповая дискуссия может использоваться как на стадии вызова, так и на стадии рефлексии. При этом в первом случае ее задача: обмен первичной информацией, выявление противоречий, а во втором - это возможность переосмысления полученных сведений, сравнение собственного видения проблемы с другими взглядами и позициями. Форма групповой дискуссии способствует развитию диалогичности общения, становлению самостоятельности мышления. (Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству. М.: 1986. - 234с.)Кластеры.
Слово кластер в переводе означает пучок, созвездие. Это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом».
Последовательность действий проста и логична:
Посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы.
Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы. (Модель «планеты и ее спутники»)
По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи.
В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной теме.
В работе над кластерами необходимо соблюдать следующие правила:
Не бояться записывать все, что приходит на ум. Дать волю воображению и интуиции.
Продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут.
Постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану.
Система кластеров позволяет охватить избыточный объем информации. В дальнейшей работе, анализируя получившийся кластер как «поле идей», следует конкретизировать направления развития темы.
Возможны следующие варианты:
Укрупнение или детализация смысловых блоков (по необходимости)
Выделение нескольких ключевых аспектов, на которых будет сосредоточено внимание.
Разбивка на кластеры используется как на этапе вызова, так и на этапе рефлексии, может быть способом мотивации мыслительной деятельности до изучения темы или формой систематизации информации по итогам прохождения материала.
В зависимости от цели учитель организует индивидуальную самостоятельную работу учащихся или коллективную деятельность в виде общего совместного обсуждения.
Предметная область не ограничена, использование кластеров возможно при изучении самых разнообразных тем.
Ключевые термины.
Учитель выбирает из текста 4-5 ключевых слов и выписывает их на доску.
Вариант «а»: Парам отводится 5 минут на то, чтобы методом мозговой атаки дать общую трактовку этих терминов и предположить, как они будут фигурировать в последующем тексте.
Вариант «б»: Учащимся предлагается в группе или индивидуально составить и записать свою версию рассказа, употребив все предложенные ключевые термины.
При знакомстве с исходным содержанием, учащиеся сопоставляют «свою» версия и версию «оригинального текста». Описанное задание обычно используется на стадии «вызова», однако на стадии «рефлексии» целесообразно вернуться к ключевым терминам и обсудить обнаруженные совпадения и выявленные разногласия. Использование данной формы развивает воображение, фантазию, способствует активизации внимания при знакомстве с текстом оригинала. Предметная сфера не ограничена.
«Корзина» идей, понятий, имен…
Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.
Обмен информацией проводится по следующей процедуре:
Задается прямой вопрос о том, что известно ученикам по той или иной проблеме.
Сначала каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает по той или иной проблеме (строго индивидуальная работа, продолжительность 1-2 минуты).
Затем происходит обмен информацией в парах или группах. Ученики делятся друг с другом известным знанием (групповая работа). Время на обсуждение не более 3 минут. Это обсуждение должно быть организованным, например, ученики должны выяснить, в чем совпали имеющиеся представления, по поводу чего возникли разногласия.
Далее каждая группа по кругу называет какое-то одно сведение или факт, при этом, не повторяя ранее сказанного (составляется список идей).
Все сведения кратко в виде тезисов записываются учителем в «корзинке» идей (без комментариев), даже если они ошибочны. В корзину идей можно «сбрасывать» факты, мнения, имена, проблемы, понятия, имеющие отношение к теме урока. Далее в ходе урока эти разрозненные в сознании ребенка факты или мнения, проблемы или понятия могут быть связаны в логические цепи.
Все ошибки исправляются далее, по мере освоения новой информации.
Синквейн
Синквейн – это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях. Слово синквейн происходит от французского, которое означает «пять». Таким образом, синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк.
Правила написания синквейна:
В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).
Вторая строчка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).
Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы).
Четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме (чувства одной фразой).
Последняя строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.
Итак, технология располагает огромным арсеналом приёмов и стратегий.
Цели технологии развития критического мышления отвечают целям образования на современном этапе, формируют интеллектуальные качества личности, вооружают ученика и учителя способами работы с информацией, методами организации учения, самообразования, конструирования собственного образовательного маршрута.
Преимущества технологии:
- Повышается ответственность за качество собственного образования.
- Развиваются навыки работы с текстами любого типа и с большим объёмом информации; овладевают умением интегрировать информацию.
- Формируется умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыт, идей и представлений, строить умозаключения и логические цепи доказательств (развивается системное логическое мышление).
- Развиваются творческие и аналитические способности, умения эффективно работать с другими людьми; формируется умение выражать свои мысли ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим.
- Технология наиболее эффективна при изучении материала, по которому может быть составлен интересный, познавательный текст.
4.. Рабочий план реализации проекта.
Деятельность учителя по работе с младшими школьниками включает в себя следующие этапы:
Подготовительный
Основной (практический)
Обобщающий
Выявление уровня развития критического мышления. Составление диагностических карт.
  Разработка и проведение системы уроков, игр, конкурсов.
Работа с родителями. Анализ достигнутых результатов .Соотношение результатов  реализации программы с поставленными целью  и задачами
Определение перспектив и путей дальнейшего развития критического мышления младших школьников.
Формы работы с учащимися
- внеурочная деятельность
- факультативная деятельность
- групповая, индивидуальная работа на уроках
- работа по индивидуальным планам
- конкурсы
- интеллектуальный марафон
-игры
 Формы работы с родителями
- родительские собрания
- беседы с родителями
- консультации
Методы:
-перекрестная дискуссия
-беседа
-анкетирование
5. Ожидаемые результаты
По окончанию реализации проекта ожидаемые результаты включают в себя :
1. повышение информативной грамотности в учебной деятельности.
2. применение навыков целенаправленной и последовательной деятельности.
3. технологию «вдумчивое чтение» и «рефлексивное письмо»
4. новый стиль мышления, для которого характерны открытость, гибкость, рефлексивность;
5. применение базовых качеств личности: критическое мышление, коммуникативность, креативность, мобильность, самостоятельность, толерантность, ответственность за собственный выбор и результат своей деятельности;
6. повышение культуры чтения, включающей в себя умение ориентироваться в источниках информации, адекватно понимать прочитанное, оценивать новые знания, делать выводы и обобщения;
7. стимулирование самостоятельной поисковой деятельности.
Владение разнообразными стратегиями разрешения проблемных ситуаций – одно из важных качеств человека, умеющего мыслить критически. Образовательная технология развития критического мышления и предлагает ряд учебных стратегий, позволяющих не только обучать посредством решения проблем, но и обучаться разнообразным способам решения жизненных затруднений.
Для реализации поставленной цели использовала комплекс взаимодополняющих методов:
теоретические (анализ философской, научной педагогической, психологической и методической литературы. Анализ образовательных стандартов, программ, учебников для обучающихся 5-11 классов, с целью выявления потенциальных возможностей использования в проекте, изучение нормативной и программно-методической документации РФ об образовании);эмпирические (систематические наблюдения в школьной практике);
социальные (опросы, беседы, дискуссии).
Вывод:
1. Урок с использованием технологии развития критического мышления строится по схеме вызов – осмысление – рефлексия и предлагает набор приемов и стратегий;
2. Технологические приемы критического мышления с одной стороны позволяют мне как педагогу работать более профессионально, а с другой – делают процесс обучения мотивированным и обоснованным, а значит и увлекательным.
Проект реализуется в рамках одного учебного учреждения. Реализация проекта осуществляется через классно-урочную систему преподавания.
6. Перспективы развитие проекта.
Проект рассчитан на 3 года, прописаны цели и задачи для реализации данного проекта.
7. Список литературы :1.Борисенкова, И.А. Критическое мышление как объект исследования педагогической науки [Текст]/ И.А. Борисенкова//Педагогические науки ООО "Издательство "Спутник+". – 2006. - №2. – С. 119-128.
2.Бустром, Р. Развитие критического мышления [Текст]/ Р. Бустром. - М.: Изд-во, «ИОО», 2000.
3.Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия: Учебное пособ. для студ. высших педагогич. учебных заведений [Текст]/ Сост. Н.В.Дубравина, А.М.Прихожан, В.В. Зацепин. – 4-е изд., стер.- М.: Академия, 2007. – 368 с.
4.Волков, Е. Критическое мышление: Принципы и признаки. Введение. [Электронный ресурс]/ Е. Волков. – Режим доступа: http:// www. people. nnov. ru /volkov/ critical thihk / Volkov E Critical think principles introduction. html.
5.Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст]/ Под. ред. В.В. Давыдова. – М.: Педагогика. – Пресс, 1996. – 536 с. – (Психология: классические труды).
6.Государственные стандарты общего образования. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.school.edu.ru/dok_edu.asp
7.Гузеев, В. В. О скрытом контексте в технологии развития критического мышления [Текст]/ В.В. Гузеев/ / Педагогические технологии. - №2. – 2006. - С. 16-21.
8.Загашев И., Заир-Бек С. Критическое мышление: технология развития [Текст]/ И. Загашев, С. Заир-Бек. - СПб.: Издательство "Скифия" & "Альянс-Дельта", 2003. – 284 с.
9.Мередит, К. С., Стил Дж., Темпл Ч. Обучение сообща. Пособие V. Подготовлено в рамках проекта «Чтение и письмо для развития критического мышления» [Текст]/ К.С. Мередит, Дж. Стил, Ч. Темпл. - М.: Изд-во «ИОО», 1997. - 35с.
10.Образовательный стандарт основного общего образования по русскому языку [Электронный ресурс] // Российский образовательный портал. – Режим доступа: http:// www. Schcot. Colh zu /dok cdu asp ab. Ho 144003
11.Образовательный стандарт основного общего образования по литературе [Электронный ресурс] // Российский образовательный портал. – Режим доступа: http:// www. Schcot. Colh zu /dok cdu asp ab. Ho 144003
12.Опыт применения технологии развития критического мышления на уроке 21 века: методические материалы для учителя [Текст]/ Под общ. ред. Крыловой О.Н.- СПб.: Изд. «Аграф», 2004.- 100с.
13.Психологический словарь [Текст]/Под ред. В, В. Давыдова, Л. В. Запорожца, Б. Ф. Ломова и др.; Научно-исследовательский институт общественной. и педагогической технологии. Акад. пед. наук СССР. – М.: Педагогика, 1983.- 448 с.
14.Интернет-источники. Сайт Министерства образования и науки РФ