Применение различных методических приёмов технологии критического мышления на уроках английского языка.


Применение различных методических приёмов технологии критического мышления на уроках английского языка.
Технология развития критического мышления (ТРКМ) стала неотъемлемым элементом школьной практики за последние несколько лет. Совсем недавно к ней относились как к интересной новинке, а сегодня тысячи учителей применяют ее на практике. Практически нет ни одной учебной дисциплины, где бы учащимся не предлагалось обобщить изученный материал или ознакомиться с новым при помощи различных приемов и стратегий данной технологии.
ТРКМ – это технология организации учебного и воспитательного процесса, которая применима к любой программе и любому предмету. Она формирует культуру сотрудничества, культуру работы с информацией, развитие критической позиции как по отношению к окружающему миру, так и по отношению к себе, формирует «человека думающего». Она представляет собой набор особых приемов и стратегий, применение которых позволяет выстроить образовательный процесс так, чтобы обеспечить самостоятельную и сознательную деятельность учащихся для достижения поставленных учебных целей. Эта технология позволяет учителю заменить пассивное слушание и пересказ на активное участие обучающихся в образовательном процессе и тем самым повысить эффективность уроков.
Под «критическим мышлением» понимают процесс соотнесения внешней информации с имеющимися у человека знаниями, выработку решения о том, что можно принять, что необходимо дополнить, а что - опровергнуть. При этом иногда приходится корректировать собственные убеждения или даже отказываться от них. Критическое мышление учит активно действовать и помогает понять, как надо поступать с полученной информацией.
Критически мыслить могут все, но не все хотят это делать. Разумеется, здесь нужны не только способности к внутреннему размышлению, но и умение обсуждать, взаимодействовать с другими людьми (причем не только спорить, но и находить точки соприкосновения). Поэтому важно сформулировать у учащихся следующие умения и навыки: находить требующуюся информацию в разных источниках; критически осмысливать информацию, интерпретировать ее, понимать суть; систематизировать информацию по заданным признакам; видоизменять объем, форму, знаковую систему информации; умение вычленять главное; устанавливать ассоциативные и практические целесообразные связи между информационными сообщениями. И как итог – критическое мышление учит способам активных действий, в том числе и социально значимых.
Базовая модель технологии «вызов – осмысление содержания – рефлексия» отражает три стадии единого процесса движения учителя и его учеников от поставленных целей к результатам освоения новой темы, тематического курса и даже всего школьного курса.
На стадии «вызова» (evocation stage) предполагается вызвать у ребят знания или, если этих знаний мало, помочь сформулировать вопросы и предположения. Важно на этом этапе не допускать критики. Никто (ни учитель, ни ученики) не отвергает и не поправляет любые высказанные точки зрения. Даже если они кажутся неправильными. Таким образом, на стадии вызова школьники с помощью вопросов и предположений сами формируют для себя значимые конкретные цели изучения нового материала.
Когда учащиеся читают текст, слушают объяснение учителя, смотрят фильм, они стараются найти ответы на свои вопросы. Эта стадия называется «осмысление содержания» (realization of meaning)..Учителя осознанно уменьшают свою роль во время знакомства учащихся с новым материалом. Более того, предлагают дополнительные источники информации.
На стадии «рефлексии» (reflection) учитель и ученики возвращаются к поставленным в начале урока вопросам и предположениям, сопоставляют новый материал с тем, что знали об этом раньше. Для этой стадии характерны вдумчивые рассуждения (как устные, так и письменные), систематизация и оценивание новой информации.
В процессе рефлексии ученики не только формулируют выводы по изучаемой теме и выражают эти выводы в разной форме, но и задают новые вопросы, выдвигают предположения, выявляют новые пробелы в своих знаниях. Это значит, что они смогли достичь поставленных ими же целей и даже самостоятельно сформулировать новые цели, позволяющие перекинуть мостик к следующей теме.
Для каждой из стадий урока применяются свои различные методические приемы. Их достаточно много. На уроках английского языка могут быть использованы следующие:
КЛАСТЕРЫ
Это выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определенном порядке в виде грозди. Кластеры – это выделение смысловых единиц текста и графического оформление в определённом порядке в виде грозди. Можно нарисовать любую модель: Солнечную систему, цветок и т.п. В центре – тема. Вокруг неё смысловые единицы, которые соединяются с темой. Система кластеров охватывает большое количество информации. Кластеры могут быть применены, когда систематизируется материал до знакомства с основным источником (текстом) в виде вопросов или заголовком, а также при обобщении материала.
What’s the main cause of pollution?
84772560960200977559690
42862560960231457438102314575132080742950132080 Pollution
2171700-635619125-6351905000-635
plants, factories radiation smoking
different kinds
cutting down trees of transport

ГРАФИЧЕСКАЯ СИСТЕМАТИЗАЦИЯ МАТЕРИАЛА
В технологии развития критического мышления возможен приём графической систематизации материала. Существует множество способов графической организации материала. Среди них самым распространёнными являются таблицы. На уроках английского языка чаще всего используются «сводная таблица».
Часто используется, когда надо сравнить разные объекты исследования по нескольким пунктам. Так, например, в 7-м классе по страноведению рассматриваются англоязычные страны и рассматриваются общие и различные черты этих стран.
Great Britain Australia New Zealand The USA Canada
The continent The capital The population Big cities Official language(s) weather Country’s motto or special name СИНКВЕЙН
Это стихотворение, представляющее собой синтез информации в лаконичной форме, что позволяет описывать суть понятия или осуществлять рефлексию на основе полученных знаний.
Синквейн – это пятистишие, которое помогает составить высказывание. Как правило, предлагаются следующие пункты:
1 одно слово – тема (существительное);2 два  прилагательных, описывающие эту тему;3 три  глагола, описывающие действия;4 четыре слова (выражения), которые должны соотнести тему с образом;5 пять слов (выражений), показывающие отношение к теме.Если следовать правилам для высказывания о прошедших каникулах может получиться следующий синквейн:
Summer holidays2.  Great, funny3. Swam, sunbathed, went hiking4. Had much free time, hot, got up late, in the open air5. Had a good time, enjoyed summer holidays, there is nothing like, like, there is no season like summer
Синквейны помогают проанализировать лексическое богатство или бедность, интересно использование и в качестве творческой выразительности.
ОТСРОЧЕННАЯ ДОГАДКА
Учащиеся высказывают предположения по названию темы. Но вопрос остается открытым почти до конца урока. Они должны самостоятельно дать на него ответ.
Каждое задание, от речевой разминки (фонетической зарядки) до выполнения серьёзных грамматических упражнений и работы с текстом, должно нести информацию по теме уроки и тесно быть с нею связанна.
Например:
- заполнение кластеров наоборот и не полностью

162623515240084772560960200977559690
15811505080142862560960231457438102314575132080742950132080
2171700-635619125-6351905000-635
plants, factories radiation smoking
different kinds
cutting down trees of transport
- тематические кроссворды
Word Puzzle
Down: (environment)
1. The word _______ means simply what is around us. (11
letters)
Across:
1. Don’t ______ wildlife. (7 letters)
2. They are asked to ______ trees. (5 letters)
3. The tropical rainforests ______ about nine million
square kilometers. (5 letters)
4. Don’t leave ______. (6 letters)
5. Don’t ____ garbage in water. (5 letters)
6. Don’t _____ gardens – don’t break trees. (5 letters)
7. An increase in the _____ effect may lead to global warming.
(10 letters)
8. Building motor roads can _____ countryside. (6 letters)
9. Greenpeace help to _____ nature. (7 letters)
10. Don’t _____ rare animals. (4 letters)
11. Most of the ______ in big cities comes from cars and
buses. (9 letters)

- работа с лексикой
Acid rain – rain that damages the environment because it
contains acid (liquid chemical substance) especially from factory smoke.
Deforestation – when all the trees in an area are cut down or destroyed.
Earthquake – a sudden shaking of the earth’s surface that
causes a lot of damage and victims.
Flood – when an area that is usually dry becomes covered with water.
Industrial waste – materials that are left after you have
used something, which factories and plants want to get rid of.
Hole in ozone layer – an empty space in the first part of the atmosphere.Rubbish – garbage, litter, something that you no longer need.
Air pollution – damage caused to the environment by harmful chemicals and waste in the space or in the mixture of gases which we breathe in.Overfishing – catching much more fish than necessary.
- чтение текста (или прослушивание), заполнение таблиц (по прочитанному тексту)
Reading a text.How much water does each of us use?
As a rule, 80 litres of water a day is enough to satisfy the
needs of one person, but people from different countries and
regions use more or less than that.
A Russian uses about 200 litres.
An American uses twice that.
A British person uses 250 litres less than an American.
A person from Haiti uses only 1/40 of the daily norm.
Find Missing Information
80 litres200 litres250 litres1/40 400 litresText for Listening
Fact box: water
97% of world’s water is salt water
Only 3% of the world’s water is fresh water
70% of the world’s fresh water is ice and 25% is underground
5% of fresh water is available in lakes and rivers
In the USA, people use 380 litres a day
In the UK – 160 litresIn Germany – 149 litresIn Spain – 130 litres a day
In desert areas people use only 5 litres a day.
Работа с данными из текста:
world’s water is salt water -
fresh water is available -
people use in the USA -
is underground water -
the world’s fresh water -
5 litres a day -
130 litres a day -
- заполнение таблиц по личным наблюдениям (АНКЕТИРОВАНИЕ)
A Table for Group Work
How much water do you need?
Your needsYouPartner1 Partner2 Partner3 TotalFor cookingFor washing hands, face, cleaning teeth For taking a bathFor taking a showerFor domestic needsTotal- аудирование
Учитель раздаёт листочки с текстом песни, где пропущены отдельные слова и объясняет задание.
Teacher: While listening to the song, try to fill in the missing words. Then we will check it together.
Save the Planet
The fish in the 1) ______ are dying
From the pollution we create
We’ve got to 2) ______ polluting
Before it’s too late (2 times).Our planet is in trouble
It gets worse every 3) ______
We have to 4) ______ our planet
In every possible way.In the woods and forests
They are cutting down the 5) ______
We’ve got to 6) ______ the forests
Everyone agrees (2 times).
The hole in the ozone layer
Is getting 7) ______ every day
We’ve got to stop 8) ______ pollution
We have to find a way (2 times).
Key: 1) sea, 2) stop, 3) day, 4) help, 5) trees, 6) save, 7) bigger, 8) air
КОРЗИНА ИДЕЙ. УЧЕБНО-МОЗГОВОЙ ШТУРМ
Это приемы индивидуальной и групповой работы для актуализации имеющегося у учащихся опыта и знаний, которые позволяют выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме.


Это могут быть и
– продукты, полезные для здоровья;
- «первые шаги» для защиты окружающей среды;
- для чего нужен интернет;
- черты характера, необходимые для данной профессии и т.д.
ЗА И ПРОТИВ
При изучении бытовых тем, когда возникают разные мнения и есть необходимость провести дискуссию,  эффективно использовать приём «за и против», который помогает в предлагаемых ситуациях формировать свои идеи, оценки и убеждения, независимо от остальных, и аргументировать их, развивает самостоятельность к решению задач. Дискуссия начинается с записи положительных и отрицательных аргументов по предложенной теме.
После того, как все аргументы прозвучали, ученики делают выводы, подводя итоги дискуссии. Примером данного приёма может быть усвоение темы «Телевидение в нашей жизни».
                       
 For (за)                                                                         Against
spend free time (проводить свободное время)    harmful for eyes (вредно для                                                                                   зрения)
have a rest (отдохнуть)                                            bad programmes (плохие                                                                                    программы)
information (информация)                                     many advertisements (много                                                                                   рекламы)
entertainment (развлечение)                                 crime and violence                                                                                   (криминал и насилие)
ПРИЕМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ
Очень привлекает и активизирует учеников  приём «Преимущества и недостатки». Этот приём вовлекает каждого ребёнка в активный познавательный и информационно-коммуникативный процесс. Он позволяют создавать условия для применения каждым обучающимся приобретённых знаний, а также помогают ученикам осознать, где, каким образом и для каких целей приобретаемые знания могут быть применены.
Travelling by plane                      
Advantages (преимущества)                        Disadvantages (недостатки)
 
the fastest (самый быстрый)                expensive (дорогой)
convenient (удобный)                 dangerous (опасный)
no dust and dirt (нет пыли и грязи)    air crashes (авиакатастрофы)
сomfortable (комфортный)                  air-sick (воздушная болезнь)
БОРТОВОЙ ЖУРНАЛ
Это прием обучающего письма. При чтении, аудировании, во время пауз и остановок, учащиеся заполняют правую графу журнала, связывая полученную информацию со своим видением мира, со своим опытом.
Что мне известно по данной теме? (заполняется до прослушивания текста) Что нового я узнал из текста? (заполняется после прослушивания текста)
КРУГИ ПО ВОДЕ
Опорным словом к этому приему может стать изучаемое понятие, явление. Оно записывается в столбик и на каждую букву подбираются существительные (прилагательные, глаголы и т.д.) по изучаемой теме. Этот приём очень похож на игру в слова.
Например, ключевое слово RESPONSIBLE .
РАССЫПАННЫЙ ТЕКСТ
Учащиеся составляют вариант сообщения по теме в группах, используя предложения как опору. Предложения даны вразброс. Затем варианты обсуждаются и учащиеся приходят к единому образцу для сообщения.
Также используются такие приёмы как «чтение с остановками», «тонкие и толстые» вопросы, загадки к темам, интеллектуальная разминка, ролевая игра, подготовленная театрализация и некоторые другие. После выполнения всех заданий обязательно даётся итоговое упражнения для систематизации изученного материала.
ПИСЬМО
1. That’s what Lena wrote in her project about ecological problems in her hometown. Her project is convincing (убедительный). But there are eight mistakes. Correct them.
There is a lot of factories and plants in the my hometown.
They throw a lot of chemicals and dirty into the air. They
poison water in our lovely river. Fish can’t to live in it. Both
clean air and clean water are necessary to our health. Our
factories, plants, cars and buses need in good filters. When
they will have them?
Besides, I’m very concerned about that new roads destroy
the countryside.
I think people should find the right balance between our
natural environment, industry and building of new roads.
2. Write a composition: cars: the pros and cons. The table below will help you.
prosconsA comfortable and convenient way of travelling The biggest single source of air pollution
Give freedom and independenceRoads destroy the countrysideSitting in traffic jams is stressful and probably causes high blood pressure
Traffic accidentsRequire parking space 3. Read the text below. Use the word at the end of each line to form a word that fits in the space in the same line.
The extinction of many species of birds
has (1)_________ been hastened by DOUBT
modern man; since 1600 it has been
estimated that (2)__________ 100 bird APPROXIMATE
species have become (3)________ over EXTINCTION
the world.
In North America, the first species
(4)______ to be annihilated was the KNOW
great auk, a (5)______ bird that served FLIGHT
as an easy source of food and bait for
Atlantic fishermen through the (6)______ BEGIN
of the nineteenth century.
(7)____ after the great auk’s extinction, SHORT
two other American species, the Carolina
parakeet and the passenger pigeon in
(8)______ both died in September 1914. CAPTIVE
In (9)________ to these extinct species, ADD
several others such as the bald eagle,
the peregrine falcon, and the California
condor are today recognized as
(10)_________; steps are being taken DANGER
to prevent their extinction.
Auk – гагарка бескрылая
Captive – пленный, содержащийся в неволе
Могу сделать вывод, что технология развития критического мышления действительно позволяет повысить учебную мотивацию, качество образовательного процесса, способствует навыкам работы с информацией любого типа и повышает социальную компетенцию.
Таким образом, цель данной технологии – развитие интеллектуальных способностей студентов, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни (умение применять решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений, сравнивать, работать самостоятельно, в группе, коллективе и др.)
Наний В.Ю.