Статья на тему Игра как средство формирования межличностных отношений младших школьников


Статья на тему :ИГРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Учитель начальных классов:
Громова Д.А.
В настоящее время использование игр на уроках прочно вошло в практику обучения школьников. Нет такого общеобразовательного учреждения, в котором не используют игры, как средство формирования межличностных отношений. Содержанием межличностных отношений является общение. Младший школьник стремится занять определённое место в группе сверстников. В это время важно развитие межличностных отношений, поиск близких друзей, на которых можно положиться в любую минуту и которые всегда смогут понять и почувствовать. Самым лучшим периодом для развития межличностных отношений является младший школьный возраст, который является базовым основанием для развития дальнейших отношений.
Ребенок, поступая в школу, меняет свой ритм жизни. Режим, который был до школы – в садике, меняется, меняются также отношения с окружающими людьми. Теперь основной вид деятельности младшего школьника- учение. Учащиеся младших классов обычно любят заниматься в школе. Их привлекает новое положение- статус «ученика», привлекает и сам процесс учения. Именно это определяет честное, серьезное отношение младших школьников к обучению в школе. Поэтому в начале своего обучения в школе, оценку они воспринимают в качестве оценке своих стараний, прилежания, а не в качестве проделанной работы. Дети думают, что если они «стараются», значит, хорошо учатся. Одобрение и похвала учителя побуждает их еще больше «стараться».[9]
Младший школьный возраст пора для закладывания таких чувств, как любовь к Родине, национальная гордость. Ученики гордятся героями-патриотами, смелыми и отважными людьми, при этом в играх они отражают чувства таких людей. [1].
Характерными особенностями детей младшего школьного возраста являются:
Доверчивая обращенность к внешнему миру.
Мифологичность миросозерцания (переплетение реального и вымышленного на основе неограниченной фантазии и эмоционального восприятия).
Свободное развитие чувств и воображения.
Наивный субъективизм и эгоцентризм.
Бессознательное и регулируемое подражание.
Внесубъективный характер внимания и чувств.
Построение образцов.
Игровой, исследовательский характер познания.
Осознанное перенесение игривости, невинного лукавства в деловые и серьезные отношения с людьми.
Эмоциональные переживания, внутренний индивидуализм.
Конформизм [3].
Совокупность связей, которые складываются между людьми в виде чувств, суждений и обращений друг к другу, называются межличностные отношениями. [2] Также, межличностными отношениями  называют осознаваемые взаимосвязи между людьми. Основой являются различные эмоциональные состояния людей, которые взаимодействуют друг с другом, а также, их психологические особенности.
На характер межличностных отношений влияет множество факторов, например, таких как:
-пол
-национальность
-возраст
-темперамент
-состояние здоровье
-профессия
-опыт общения с людьми
-самооценка
-потребность в общении[4]
Игры являются ведущим средством адаптации ребенка к новым требованиям, при этом обеспечивает хорошее самочувствие ребенка. Правильное введение игровых занятий в режим дня ребенка позволяет снимать напряжение в ходе учебного дня, а также создает предпосылки их нравственного восприятия. Введение игровых элементов также приводит к творческому развитию через активизацию навыков самоорганизации в различных видах деятельности: учении, самообслуживании, труде, свободной игре, художественном творчестве.[6]
Просто так вводить игровые элементы нельзя, их введение предполагает наличие определенных условий, которые помогут в самоорганизации детей. Для этого необходимо прежде всего благоприятные отношение (учитель-ученик; ученик-ученик; родитель-ученик; учитель-родитель), душевный комфорт (дети должны перестать стесняться друг друга, не нервничая, выражать свои эмоции, чувства, мысли.[5]
Использование различных занимательных форм на уроках создает благоприятный психологический настрой. У детей после использования таких форм появляется желание заниматься познавательной деятельностью вне школы, класса. [7] Именно благодаря использованию таких форм, дети легко вовлекаются в любую деятельность, не только познавательную. Дети отзывчивы и доверчивы при введении таких форм. [6]. Для многих школьников также интересно проигрывание процесса учения как очень серьезной и важной деятельности, которая должна привести к определенному результату. [8]
Игра нужна не только для того чтобы развлечь детей, но и , чтобы развить воображение, расширить круг общения, приобрести новые знания и умения. При постоянном развитии ребенка появляются новые, более сложные виды игры. Но простые игровые элементы не исчезают, а только отходят на задний план. При этом они становятся освоенными игровыми действиями. При использовании игр по правилам важен не сам процесс, а результат. Именно так, появляются учебные мотивы, которые активизируют деятельность. [10]
Таким образом, игровая деятельность и игровые методы тесно взаимодействуют друг с другом и помогают ребенку включиться в учебный процесс. Игры используются системно и способствуют развитию у детей помимо мышления, памяти и внимания, также способностей анализировать и синтезировать информацию, развивать конструктивные умения, воспитывать у детей наблюдательность, самопроверку, доводить свою работу от начала до конца. Игра благоприятно воздействует на ребенка, повышая познавательный интерес и активность. [5]

Список использованной литературы
Абраменкова В.В мире детских игр // Воспитание школьников. – 2000. - №7. – М. – С.16 – 19.
Аникеева Н.П. Воспитание игрой: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1987. -
Аникеева Н.П. Игра в педагогическом процессе. – Новосибирск. – Знание, 1989. - 256 с.
Антоненко Т.Е. Приемы занимательности на уроках математики // Начальная школа. 2009, №5
Апинян Т.А. Игра в пространстве серьезного: Игра, миф, ритуал, сон, искусство и другие. - Спб., 2003
Бакина М. Современные дети, современные игры //- 2005. - №4. – М. - С.58 – 61.
Бесова М.А. В школе и на отдыхе. Познавательные игры для детей от 6 до 10 лет. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: «Академия развития», «Академия Ко», 1998.
Битяева М. Психолого-педагогическое сопровождение школьников на этапе перехода из начального в среднее звено // Управление школой. –2002, №40. 1.
Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. Психологическое исследование. - М., 1968
Болонский П.П. Педология М., 1934