Социокультурный компонент экономического воспитания школьников


Социокультурный компонент экономического воспитания школьников заключается в гуманистическом подходе к образованию. Когда ребёнок- полноценный участник воспитательного процесса. У детей формируется правильное отношение прежде всего к результатам деятельности, к собственной личности и к другому человеку.
Социокультурный компонент содержания экономического воспитания позволяет включать кроме традиционных для образования знаний, умений и навыков ещё и изучение экономических достижений человека. Под экономическим воспитанием понимают: целенаправленное взаимодействие учителей и обучающихся, способствующее выработке и совершенствованию в подрастающем человеке
способности воспринимать, правильно понимать, ценить и создавать прекрасное в жизни.
Социокультурный компонент содержания экономического образования затрагивает гуманистический подход к личности ребёнка. Поэтому в содержание экономического воспитания входит не только передача знаний, но в большей степени формирование у детей собственного отношения к социальным явлениям, к другим людям. Одна из важнейших задач учителя - необходимость разработки технологии обучения социокультурному компоненту в содержании обучения .Ребенок участвует в экономических процессах. Он вместе с родителями ходит в магазин, иногда сам делает покупки, и хотим мы этого или не хотим, он все равно получает экономический опыт. Поэтому задача педагога не только дать какой-то объем экономических знаний, но, что очень важно, научить правильно этими знаниями распоряжаться.
  Экономическое воспитание ставит своей целью формировать с детских лет экономическое мышление, уважать людей, умеющих работать в бизнесе, детей учат ориентироваться в рекламе, правильно, расчетливо, по назначению расходовать карманные деньги, не покупать ненужных вещей, не завидовать приобретениям сверстников, рассчитывать на свои возможности.
Цель экономического воспитания - раскрыть ребенку окружающий его предметный мир как мир духовных и материальных ценностей, как часть общечеловеческой культуры и в процессе познания научить соответствующим формам поведения, культуре межличностных отношений.
В этом учебном году начальная школа нашей гимназии принимает участие в эксперименте по экономическому воспитанию младших школьников. Руководитель проекта Рябова И.Г. Курс внеурочной деятельности называется «Основы экономики в начальных классах» Программа состоит из трёх разделов.
Первый раздел называется «Будем знакомы - моя семья»
Темы раздела - Семья как маленькое государство, основные обязанности членов семьи.
Слайд №1 Тема урока Основные обязанности членов семьи, шуточные стихотворения заставляют детей подумать. Что не так и почему? основные обязанности первоклассника.
Слайд №2 Даны 2 картинки, задание - дорисовать предметы, раскрасить. Ответить на вопрос - зачем нужны эти предметы? Что нужно делать , чтобы в комнате был порядок?
В этом разделе изучается тема – Вещи, которые нас окружают Слайд №3
Дети разгадывают загадки, находят предметы домашнего хозяйства, раскрашивают предметы, расшифровывают анаграммы, из слов составляют предложения. Записывают их, подчёркивают предметы домашнего обихода. Эти задания для первоклассников достаточно сложны . В них прослеживаются метапредметные связи. Это вполне объяснимо, ведь метапредметный подход заложен в основу новых стандартов, включение ребенка в разные типы деятельности создает условия для его личностного роста.
Ученики получают знания о семье как экономической единице общества, о важности взаимопомощи, поддержки между членами семьи при решении экономических вопросов.
Второй раздел называется «Трудовая деятельность семьи».
Темы раздела - Что мы делаем дома, семейный бюджет, виды домашнего труда, свободное время и труд в твоей семье и другие.
Слайд 4 Так при изучении темы «Ведение домашнего хозяйства в твоей семье» дети работают с пословицами, фразеологизмами, рисуют предметы , которые чаще всего используют члены семьи. Здесь мы видим, что мама стирает и гладит, готовит вместе с папой, ребёнок подметает .
Так как у детей наглядно-образный характер мышления то изучаются те явления, с которыми учащиеся уже встречались в жизни. Это позволяет решить задачу актуализации их жизненного опыта. . Учащиеся понимают, как важно заботиться не только о себе, но и о своих близких (и о членах своей семьи, и о тех, кто рядом и нуждается в помощи).Слайд №5 На этом слайде мы видим как ученица Валерия Курзаева видит предмет, который облегчит работу по дому- это робот- няня Лера. Она любит мандарины и конфеты.
В этом же разделе изучается тема « Составление плана распределения своего времени» Слайд №6 Дети работают с пословицами, читают отрывок из произведения Евгения Шварца «Сказка о потерянном времени». Ребята учатся понимать авторский замысел, раскрывать и формулировать идею художественного произведения. Слайд №7 Знакомятся с режимом дня героя, и составляют свой правильный режим дня.
Обучение превращается в процесс саморазвития для ученика и расширяет горизонт его познания.
Третий раздел называется «Профессии моих родителей»
Темы раздела - Разделение труда в обществе, почему люди предпочитают заниматься одним делом, различные профессии и другие » . СЛАЙД №8 Разделение труда в обществе . Ребята знакомятся с профессиями взрослых, угадав загадки, угадывают профессию по предметам, по фразам, составляют алфавит профессий.
Школьники осознают, как важно бережно относиться к вещам, так как они представляют собой продукт труда многих людей. Результаты экономического воспитания будут проявляться в осознанном отношении детей к труду собственному, родителей¸ и вообще к любому труду; в их поведении при решении вопросов эффективности расходования всех ресурсов: денежных, одежды и обуви, электроэнергии и воды, пищи и отходов, времени и здоровью, своему и всех членов семьи, имущества ; в способности к правильному выбору ситуации, связанной с экономической деятельностью; в выработке чувства хозяина наравне со старшими членами семьи, а также ответственного отношения к своему дому, школе, к товарищам; в стремлении к повышению доходов семьи.
Экономическое воспитание совсем не плохой путь к развитию самостоятельности мышления.
Допустим речь идет о неприкосновенности частной собственности. Что принадлежит ребенку, может распоряжаться только он сам. Причем, это относится не только к деньгам, но и к игрушкам, книжкам и т.д. То есть, если сказано, что данная вещь принадлежит ребенку - нельзя ругать его за то, что он вздумал ее подарить кому-то, или обменять, или просто испортил. Только осознание последствий своего поступка может в дальнейшем удержать ребенка от неверного шага. Иными словами, пусть лучше обнаружит, что зря подарил другу новенький самосвал, чем лет через 20 - что опрометчиво расстался с автомобилем или квартирой). Естественно, при появлении той или иной вещи, надо попробовать найти ей «хозяина» (чья она? она в личном пользовании или в частом?) и ненавязчиво объяснить ребенку, что он может с этой вещью делать, как распоряжаться ею и т.д. Можно вспомнить и свое детство, рассказать, как лично берегли (или не берегли) свои игрушки, и что из этого получилось. Иными словами, прорисовать перспективу «жизни» той или (иной вещи. Тогда ребенок будет готов к тем неожиданностям, с которыми может столкнуться (потерялась, разбилась, порвалась - или: сохранилась так хорошо, что служила много лет, и была самой любимой).
Экономическое воспитание в начальной школе носит пропедевтический характер и подготавливает младших школьников к изучению экономического компонента предметов «Обществознание», «География», «Технология», «История», «Экономика» в основной школе.
У младших школьников закладываются предпосылки для развития экономического мышления, необходимого для ориентации в современных рыночных условиях жизни, создаются условия для приобретения ими элементарных экономических представлений, на базе которых в основной и старшей школе формируются
экономические понятия.