Открытый урок по теме: «Сборка переплетной крышки цельнотканевого переплета. Вставка блока в переплетную крышку».



ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение города Москвы
«Технологический колледж № 21»
Школа для детей с ОВЗ «БЛАГО»

Открытый урок по теме:
«Сборка переплетной крышки цельнотканевого переплета. Вставка блока в переплетную крышку».
Учитель картонажно-переплетного дела
Завьялова Р.И
Москва 2017«МАКЕТ КНИГИ В ПЕРЕПЛЕТЕ ТИП № 7»
Методическая разработка учителя
картонажно – переплетного дела
Завьяловой Риты Ивановны
Цель урока: на основе полученных знаний и практических умений спланировать работу по выполнению переплета ТИП № 7.
Задачи урока
Образовательные:
- Закрепить полученные знания и практические умения по выполнению операций на основе развития аналитико-синтетической деятельности.
- Закрепить словарный запас учащихся и навыки самостоятельного планирования работы.
Коррекционно-развивающие:
- Развитие и коррекция речемыслительной деятельности при развитии терминологических понятий.
- Коррекция сенсорных процессов при выполнении операций фальцовка.
- Развитие когнитивного и оперативного образа трудовых действий брошюровочных операций.
Воспитательная:
- Привитие и воспитание трудолюбия.
Методическое обеспечение: технологический альбом.
Словарь: Картонные сторонки, Отстав, Шпация, Ледерин, Вставка, Блок.
План урока.
Организационный момент.
Повторение.Беседа с опорой на уже имеющиеся знания и представления.
Сообщение темы урока.
Введение в тему, знакомство с изделием.
С оставление плана работы на предметно-технологической карте с использованием наглядности из технологического альбома.
Практическая работа.
Повторение т\б в мастерской на картонорубильном станке, бумагорезательной машине, ножницами.
Разметка и раскрой деталей переплетной крышки тип № 7.
Подведение итогов работы. Самоанализ выполненной работы учащихся согласно эскизу изделия и плана работы.
Ход урока.
Организационный момент.
- У нас сегодня необычный урок, и мне бы хотелось, чтобы вы отвечали четко и полными ответами.
Мы должны показать знания и наши умения приобретенные за время учебы. Тема нашего урока сегодня «Разметка и раскрой деталей переплетной крышки ТИП № 7».
Посмотрите на стол.
Какие инструменты нам сегодня понадобятся?
Ножницы.
Косточка.
Линейка.
Угольник.
Нож.
Фальц, линейка.
Карандаш.
И с какими материалами мы будем работать.
Картон.
Ледерин.
Клей.
Бумага.
- Ребята, а как еще называется переплет № 7.
Цельнотканевый.
- Дайте определение цельнотканевому переплету?
Цельнотканевый переплет -это переплет состоящий из двух картонных сторонок, бумажного отстава и цельного куска ткани или её заменителя, на котором собираются детали переплетной крышки.
- А из каких основных деталей состоит макет книги.
Блок.
Форзац.
Папка.
Вся технология изготовления макета книги делится на 5 основных частей в следующем порядке.
Перечислите пожалуйста мне эти части:
Изготовление блока.
Изготовление форзаца.
Обработка блока.
Изготовление папки.
Вставка блока в папку.
- Давайте вспомним технологию изготовления блока.
Что такое блок?
Блок - это стопа бумаги, сшитая нитками и готовая для соединения с переплетной крышкой или обложкой.
- Расскажите мне технологию изготовления блока.
Фальцовка листов.
Комплектовка листов в тетради.
Изготовление форзаца.
Шитье блока.
- Что такое фальцовка?
Фальцовка - складывание листов в определенной последовательности.
- Что такое комплектовка.
Комплектовка - это операция, в процессе которой тетради в книжный блок.
- Дайте определение форзацу?
Форзац - это сложенный пополам лист специальной плотной бумаги, помещаемой между переплётной крышкой и блоком и служащий для их соединения.- Что такое шитьё блока.
Шитье блока - операция по скреплению тетрадей нитками, проволокой или термонитками.
- Заклейка корешка
. Заклейка корешка - операция, обеспечивающая большую прочность скрепления листов книжного блока.
- Обрезка блока с 3-х сторон. Обрезка блока - операция, производимая при обрезке блоков книги с 3-х сторон.
Передковое поле.
Хвостик.
Головка.
Давайте вспомним из каких деталей состоит макет книги.
154559012700000142303512700000
-57467555499000К А ПТ А Л С Т О РО Н К И Ф О РЗА ЦЫО Т С Т А В В С Т А В К А
        Б Л О К          
Изготовление папки.Обмерить блок. Надо измерить линейкой ширину и высоту блока, записать размеры в тетрадь.
Расчёт деталей переплётной крышки.
1.Расчитать размер картонной сторонки.
Картонные сторонки - 2 куска картона раскроенные определенного размера для переплетной крышки.
Размер картонной сторонки по высоте больше высоты блока на 6 мм.
По ширине равен ширине блока.
Полученные результаты записать в тетрадь.
2.Обмерить толщину корешка и рассчитать отстав.
Отставом - называется полоска из плотной бумаги.
Размер отстава по ширине равен толщине блока.
Размер отстава по высоте равен длине картонной сторонки.
Записать высоту и ширину отстава.
3.Расчет шпации.
Шпация - это расстояние между внутренними краями двух картонных сторонок в переплетной крышке.
По ширине шпация равна ширине отстава плюс 12 мм на расставы и плюс 2 толщины картонных сторонки.
По высоте - больше отстава на 30 мм.
4. Рассчитать размеры ткани.
Переплет № 7 - цельнотканевый, т.е. из одного куска материала. Размеры его зависит от размеров картона, шпации и загибов. Размер загиба материала всегда 15 мм. Значит длина материала может быть получена сложением:
2-х размеров загиба, 2-х размеров ширины картона и 1 размера шпац.
2280920260350002050415260350002050415260350002435225379730002050415306070В
ЫС
О
Т
А
00В
ЫС
О
Т
А
Высота материала сложением 2-х размеров загиба и одного размера высоты картона.
205041517272000374713546672500244284546672500243522546672500244284529210000
244284520002500 Длина Материала
5. РАЗМЕТИТЬ И РАСКРОИТЬ ДЕТАЛИ ПЕРЕПЛЁТНОЙ КРЫШКИ
Практическая работа
Сборка переплетной крышки на материал. Вставка блока в переплетную крышку.
Перед крытвом проверьте наличие всех деталей. Должно быть заготовлено:
картон
отстав
шпация
материал
Нам понадобится инструмент.
- Косточка
- Ножницы
- Кисть
- Слегка влажная тряпочка.
Подготовка рабочего места: справа от себя положи на бумагу материал. Перед собой положи картон, шпация, отстав, тряпочка и инструмент, клей. Намазанный материал аккуратно перекладываем на рабочее место пред собой (клеем материал от середины по краям).
Крытво цельнокроеных папок отличается от крытва корешком порядком крытва.
Первым на левую часть материала накладывается одна из картонок, оставляя загибы по 15 мм с 3-х сторон. Загибы должны быть без перекосов.
Вторым приемом к ребру картона накладывается шпация. В верхней части картон и шпация должны быть на одной линии.
Третьим приемом к шпации прикладывается картон. Опять выравнивается в верхней части. Положив обе картонки надо посмотреть нет ли перекосов. Четвертый прием: вынимается шпация и на её место посредине ровно, кладется отстав. Затем производится загибка загибов и заправка углов.
По окончании папка переворачивается и тщательно, при помощи тряпочки, материал притирается к картону.
Вставка блока в папку.
Намазать одну сторону блока клеем не очень густо. Мазать надо аккуратно «Ёлочкой», чтобы не залить края.
Взять блок пальцами правой руки за корешок и перевернув блок передком влево подхватить с передка пальцами левой руки. Держа блок на пальцах, двух рук аккуратно накладываем его на левую от себя сторонку папки, выравнивая при этом канты. Когда убедишься, что канты ровные и одинаковые, ПРИЖМИ БЛОК К ПАПКЕ РУКОЙ И ПОПРОБУЙ ЗАКРЫТЬ ПАПКУ ПРАВОЙ РУКОЙ, НАТЯГИВАЯ В КОРЕШКЕ. После этого намазывай вторую сторонку с той же аккуратностью. Зажми книжку в пресс. Перед зажатием на верхнюю и нижнюю стороны подложи картон. В пресс клади аккуратно на середину пресса. В прессу книжка остается для просушки на 3-4 часа.
Итог урока.
1. Какая у вас была тема урока?
- Макет книги в переплете № 7.
2.Что вы узнали на этом уроке?
- Цельнотканевый переплет это переплет из целого куска ткани. Это твердый переплет с кантами.
3. Какое преимущество у твердого переплета перед мягким?
- Книга в твердом переплете дольше хранится и лучше сохраняется.
Современная книга пришла к своему облику не сразу. Она прошла исторический путь развития вместе с изобретением письма и материалов для него. Само слово книга происходит от древнерусского «кънига», что означает грамота. Следовательно, развитие переплетного дела зависело от применения различных материалов для письма в различные исторические периоды. Всего 5 периодов.
1. 7000 лет до н.э. - конструкция книг была: глиняные и деревянные дощечки, листья растений и природные материалы.
2. 4000 Лет папирусные и кожаные свитки.
3. До начала XVI века листы кожи, а затем и бумаги складываются в тетради и соединяются в блок.
4. XVII - XVIII век - конструкция та же, но с добавлением материала картона и технических тканей.
5. XIX-XIXвек пять типов обложек тип № 1.2.3.4.6. и четыре типа переплетов № 5.7.8.9.
Будущее книги XX Века: книги из полимерных пленчатых материалов, звуковые фонокниги, электронные книги.